УДК 241
свящ. Михаил Легеев *
РОЛЬ И МЕСТО МЕДИЦИНЫ В ИСЦЕЛЕНИИ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Настоящая статья поднимает проблемы, стоящие на стыке компетенции богословия и медицины. Духовные корни болезней как таковых не предполагают, однако, исключительной роли духовных методов в исцелении. Почему Церковь благословляет медицину, врачевание внешними методами, если Бог способен исцелить всякого человека? Какой духовный смысл заключает в себе работа врача? И наконец, способна ли медицина иметь в себе духовную составляющую, и возможна ли вообще синергия духовного и телесного врачевания человека, Церкви и медицины? Эти и другие вопросы затрагивает настоящая статья.
Ключевые слова: Церковь, медицина, грех, болезнь, синергия, соработничество, врачебная помощь, промысел Божий, повреждение природы, исцеление.
Диак. Олег Терлецкий,
Deacon Oleg Terletskij,\priest Mikhail Legeev
THE ROLE AND PLACE OF MEDICINE IN THE HEALING OF HUMAN NATURE
This article raises issues at the intersection of competence in theology and medicine. Spiritual roots of diseases as such does not imply, however, the exclusive role of spiritual practices in healing. Why the Church blesses the medicine, external medicine methods, if God is able to heal every person? What is the spiritual meaning encompasses the work of a doctor? And finally, if medicine is to have a spiritual component, and is it even possible synergy of spiritual and physical healing of the person, the Church and medicine? These and other issues are touched in this article.
Keywords: The Church, medicine, transgression, disease, synergy, cooperation, medical help, God's Providence, the defect of nature, healing.
1. Что есть болезнь? Способна ли медицина ответить на этот вопрос?
С точки зрения медицины понятие «болезнь» трудно поддается определению. Потому что невозможно разделить людей на абсолютно здоровых и полностью больных, т. к., во-первых, абсолютно здоровых людей не суще-
| Терлецкий Олег Васильевич, | кандидат медицинских наук, диакон; Легеев Михаил Викторович, священник, кандидат богословия, доцент кафедры Богословия, Санкт-Петербургская Духовная Академия. Легеев Михаил Викторович, священник, кандидат богословия, доцент кафедры Богословия, Санкт-Петербургская Духовная Академия.
ствует вовсе, а во-вторых, большинство больных в некоторых условиях среды являются практически здоровыми, вполне приспособленными к условиям существования людьми. «Поэтому обычно даваемое определение болезни как отклонения от нормы, будучи понятым, абсолютно, по существу, не выдерживает критики» [5].
Врачу, патологоанатому, гистологу, физиологу, основоположнику теории клеточной патологии в медицине Р. Вирхову принадлежит самое краткое определение болезни — «жизнь при ненормальных условиях». Это определение входит в состав многих старых и современных определений, но само по себе оно недостаточно, так как касается только этиологического аспекта понятия, не затрагивая характеристики болезни как таковой [6]. Великий диагност и терапевт С. П. Боткин, не давая специального определения, характеризовал болезнь как естественное явление при невыгодных для организма условиях. Он считал, что
.. .понятие о болезни неразрывно связано с ее причиной, которая исключительно всегда обусловливается внешней средой, действующей или непосредственно на заболевший организм или через его ближайших или отдаленных родителей [6].
Характеризуя биологическую, сущность болезни как явления, Сергей Петрович в 1886 г. писал:
Всякое нарушение равновесия, не восстановленное приспособляющейся способностью организма, представляется нам в форме болезни. Реакция организма на вреднодействующие на него влияния внешней среды и составляет сущность болезни [6].
Современные определения понятия «болезнь» в медицинской науке недалеко уходят от вышеизложенного понимания:
Болезнь — это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного [6].
Итак, очевидно, что медицина, сама из себя, неспособна объяснить причины болезней. Это и невозможно, поскольку медицина не оперирует понятиями, связанными с духовной жизнью человека, такими как «грех», «страсть», «богооставленность», «проклятие» и т. п. Медицина занимается только телом человека.
Принципиальную ограниченность медицины в этом плане прекрасно
понимали и понимают те врачи, которые признавали значение духовно-душевной жизни человека для здоровья его тела. Так, «странный» врач хирург, профессор, свт. Лука (Войно-Ясенецкий) посвятил этим вопросам известный труд «Дух, душа и тело» [23]. Неоднократно свидетельствуя о связи духовных, душевных и телесных процессов в человеке [2, с. 95-96; 996-997], врач и хирург митрополит Антоний Сурожский говорил:
Тело без души становится трупом, отделенная от тела душа становится усопшим, покойником [2, с. 95-96];
.издревле существовало ясное понимание того, что между душой и телом, между психикой человека и телом, которым он обладает, есть двусторонняя связь. И хотя верно, что происходящее в душе отражается в теле, наносит ему ущерб, часто изменяет тело, верно и то, что тело, со своей стороны, имеет большое влияние на психологическую область человеческой жизни [2, с. 96].
Cвятой врач-страстотерпец Евгений Боткин, доктор медицинских наук, лейб-медик, в письме брату А. С. Боткину пишет, что когда к делам присоединилась вера, то к «принципам выпуска 1889-го г.» добавилась забота, «в каждом деле <...> не только о "Курсовом", но "Господнем"» [7, с. 496].
Замечательны слова о глубокой связи духа, души и тела в человеке нашего современника, доктора медицинских наук, профессора, психиатра Д. Е. Мелехова:
Разделяя в человеке три сферы, три пласта его бытия, мы никак не должны забывать, что личность человека должна рассматриваться в единстве ее телесной и духовно-душевной организации. Митрополит Антоний (врач-хирург и психиатр по своему образованию и профессии) говорит так о значении тела в духовной жизни: «Тело, даже мертвое, лежащее в гробу, это не только кусок поношенной одежды, которая должна быть отброшена, чтобы душа могла быть свободной. Для христианства тело — нечто гораздо большее: нет ничего из того, что происходит с душой, в чем тело не принимало бы участия. Мы получаем все впечатления в этом мире, но также и в духовном мире частично через тело: вода крещения, хлеб и вино Евхаристии и т. д. взяты из материального мира. Мы не можем быть добрыми или злыми иначе, чем в союзе с нашим телом. С первого и до последнего дня жизни тело остается соратником души во всех делах и вместе с душой составляет целостного человека. Оно по праву соединено с миром духовным, божественным» [25, с. 59].
На стрессорный механизм развития болезней в своих работах указывают многие авторы. В таком случае, как правило, речь идет о «психосоматике». Автором термина «психосоматика» считается немецкий врач Геинрот (1773-1843), ставший позднее ординатором психиатрии в Лейпциге. В 1818 г. он сформулировал такое положение: «Причины бессонницы обычно психически-соматические, однако каждая жизненная сфера может сама по себе быть достаточным основанием». Джакоби, напротив, ввел в 1822 г. понятие «соматопсихический», чтобы подчеркнуть доминирование телесного в возникновении некоторых заболеваний [35, с. 38; 24]. Известно, что больным с психосоматическими расстройствами принято рекомендовать «психотерапию».
Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche — душа и therapeia — забота, уход, лечение: «исцеление души» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 г. Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX в. [21]. Изучением закономерностей развития и функционирования психики занимается наука психология. Лечением души занимаются психотерапевты, психиатры и священники (отцы духовные) [35, с. 36; 48].
Вероятно, большинство читателей знакомо с выражением, как правило, исходящим от врачей: «Все болезни от нервов» — или с высказыванием набожных людей: «Все болезни от грехов». Где же истина? Подробный ответ нами был дан в предыдущих публикациях, где мы, в том числе, обсудили такие психологические понятия как стресс, эмоции, страсть, порочная страсть, порок, показав, как с ними связаны болезни человека [35, с. 394-397; 34, с. 33-53]. В настоящей же статье дадим краткую выжимку этой темы.
2. Что есть болезнь и какова причина болезней человека: ответ Церкви
Итак, каков же взгляд богословия Церкви на физическую болезнь человека?
Глубинной и изначальной причиною всех вообще болезней выступает порочная порча человека, дефект его природы, повреждение души и духа, вызванное грехопадением прародителей и распространившееся затем по всему человечеству, перейдя на потомков (см.: порок, страсть, порочная страсть [35, с. 394-397; 34, с. 33-53]). «Смерть собственно есть отдаление от Бога, — говорит прп. Максим Исповедник, — жало же смерти — грех, которое Адам прияв в себя, стал в одно время изгнан и от древа жизни и от рая, и от Бога, после чего необходимо следовала и телесная смерть» [15, с. 195].
Взгляд на болезнь со стороны медицины не самодостаточен, он с необходимостью должен быть дополнен мыслью о ее духовных корнях: «Всякий врач, хотящий вылечить телесную болезнь, ищет ее причину: от еды ли, от питья или от какого случая пришла. Но учителя церковные говорят, что во всякой болезни повинен грех...» [31, с. 71].
Сказанное не означает, что причиной всякой вообще болезни человека являются обязательно некоторые конкретные его грехи. Прежде всего, всякая болезнь является последствием общей греховности человечества. Возможно говорить о двух наиболее общих типах причин конкретных болезней у конкретного человека:
1. общая греховность человечества;
2. конкретные страсти человека (питаемые общей греховностью человечества).
В Священном Писании Ветхого Завета мы находим причины болезней прежде всего в конкретных страстях, укоренившихся грехах человеческих. Так, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: «Сын мой! В продолжение жизни испытывай твою душу, и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того... Не пресыщайся всякою сластью, и не бросайся на разные снеди; ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни» (Сир. 37: 30-34). Причиной болезни также могут быть гнев, раздражительность и человеческая зависть. Так, у Иова мы встречаем: «Глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность» (Иов. 5: 2); «кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч. 14: 30). «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? — говорит Господь о целом народе, умножающем свои грехи, в книге пророка Исайи, — Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него
здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1: 2-6). С другой стороны, не менее ярко повествует Ветхий Завет о болезненности и смертности человека как о следствии общей греховности его природы. «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь» (Пс. 89:10), — говорит псалмопевец Давид.
Евангелие многократно свидетельствует о связи болезни как с конкретными грехами человека, так и с общей греховностью человечества. Сам Господь Иисус Христос исцеляет страждущих земными недугами людей после того и вместе с тем, как исцеляет и отпускает их грехи. Покаяние человека и обращение его за помощью к Богу становится необходимым условием чудес, совершаемых Самим Спасителем (например, евангелисты синоптики Матфей, Марк и Лука рассказывают нам об исцелении расслабленного после слов Иисуса «.прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9: 2; Мк. 2: 5; Лк. 5: 20) и др.). Но вместе с тем на слова вопрошавших Его учеников перед исцелением слепорожденного: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», Господь отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 2-3).
О различных причинах конкретных телесных болезней у человека говорят и святые отцы. Так, например, свт. Иоанн Златоуст восклицает:
Что же скажешь ты, неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни. Одно только надобно всегда соблюдать, чтобы всякий удар переносить с благодарностью. Бывают болезни и за грехи; так видим в Книгах Царств, что некто страдал болезнью ног именно по этой причине [30, с. 56-57].
Прп. Иоанн Лествичник добавляет следующие акценты в понимание причин появления конкретных болезней у человека:
Благий наш и Всеблагий Владыка и Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет его недугом как отраднейшим подвижничеством, а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов [19, с. 238].
Об этом же говорит и прп. Амвросий Оптинский:
Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных [16, с. 75].
Св. прав. Иоанн Кронштадтский показывает путь постепенного и неумолимого развития в человеке телесных болезней, который является общим достоянием падшей природы человека:
.в теле нашем всю жизнь воюют между собою начала жизни и смерти, добро и грех, болезни и здоровье. Начала смерти, долго побораемые началами жизни (жизненностью), наконец берут верх над началами жизни, потому что тело наше, как стихийное и греховное, не имеет в себе самом начал жизни, заимствуя их от души, которая через грех сама много носит в себе начал смерти, и слишком слабо для
того, чтобы противодействовать началам смертности, находящимся в самой душе. Кроме того, внутренний человек обновляется на счет тления внешнего. Бодрый, постоянно деятельный дух наконец самым усилием деятельности своей разрушает слабое, бренное тело. Сверх того, наследственные телесные болезни с течением времени все более и более усиливаются и тоже разрушают организм телесный. Таким образом, жизнь человека на земле есть постепенное, ежедневное умирание. А страсти наши? Как они уносят наше здоровье! А неумеренность, а непорядок в употреблении пищи, пития, сна, удовольствий? Как все это расстраивает тело! Итак, если постоянно тело наше разрушается и видимо близится к концу, то будем презирать его, как преходящее и прилежать всеми силами о душе бессмертной. Тело — неверный, преходящий друг [18, с. 75-76].
Важно понимать, что независимо от конкретных причин, грех как таковой, общая греховность всех людей, всегда остается коренною причиною всех болезней. В некотором смысле всякий человек (даже внезапно заболевший каким-то особенно тяжелым недугом, не связанным с тем или иным конкретным его грехом) несет совместную, коллективную ответственность за грех Адамов — за грех, продолженный и возобновленный в нем самом, равно как и в других людях. О домостроительной необходимости этой «коллективной ответственности» так, в частности, говорит св. ап. Павел: «Носите бремена бруг друга, и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). И здесь мы подходим к обратной стороне всякой телесной болезни — к ее домостроительному, благотворному значению для человека.
3. Домостроительный смысл болезни: лекарство от греха
Будучи следствием грехов, телесные болезни, как это ни парадоксально звучит, необходимы человеку. Умаление тела способно побудить в человеке обращение духа к Богу, нужду в Нм и покаяние перед Ним. Свт. Феофан Затворник объясняет: «Болезнь — не покор и не есть знак отвержения Божия. Напротив, и это милость Божия. От Бога все милость: хоть болезнь, хоть беднота, хоть беда» [8, с. 81]. Святитель дает следующее наставление при болезни: «В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога — благодарению» [8, с. 83].
Хотя святые отцы утверждают, что болезни необходимы человеку как лекарство от греха, но действие этого лекарства может быть различно. Так, прп. Иоанн Лествичник говорит: «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение» [19, с. 238], а прп. Никита Стифат добавляет, что
болезни полезны для тех, кои только вводятся в добродетельную жизнь, тем, что содействуют им к истощанию и усмирению горячей плоти. Они силу плоти делают слабейшею, грубое перстное мудрование души истончавают, ее же собственную силу соделывают сильнейшей и мощнейшей, по божественному Павлу: егда бо не-мощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12: 10) [14].
Несколько иной акцент в понимания лекарственного значения болезней для человека вносит прп. Амвросий Оптинский:
Болезни телесные потребны для очищения плоти, а болезни душевные чрез обиды и поношения потребны для очищения души. Но Господь, не разделяя одно
от другого, в Святом Евангелии глаголет: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк 21:19) и Претерпевший до конца спасется (Мк. 13: 13) [27, с. 25].
Святые отцы неоднократно наставляют человека к благодушному перенесению вообще всех скорбей, в т. ч. и болезней — такое благодушное перенесение болезней телесных способствует исцелению невидимых болезней духовных, т. е. страстей, гнездящихся в человеке. Терпеливое и благодушное перенесение скорбей и болезней человеком само по себе имеет лекарственное значение для его духа. Так об этом говорит, выражая общее мнение Церквам и объясняя слова св. ап. Павла, прп. Ефрем Сирин: «Если постигнет тебя телесная болезнь — не малодушествуй, но переноси с благодарностью. Апостол говорит: Когда я немощен, тогда силен (2 Кор 12:10)» [28, с. 26]. Прп. Серафим Саровский повторяет его мысль: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более» [36, с. 497]. Этот великий святой в своих наставлениях рассуждает:
Тело есть раб души, душа — царица, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями; ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя; и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей. Отними грех и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св. Василий Великий: откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам.
<.> Один старец, страдавший водяною болезнью, говорил братьям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек; а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется» (2 Кор. 4: 16). Буде Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения. Итак, пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога [32, с. 165-166].
Говорит об этом и свт. Игнатий Брянчанинов:
Многими скорбями — не малыми, заметьте, но многими и разнообразными — подобает нам внити в Царствие Божие. Так определило Слово Божие. Это же всесвятое Слово повелело нам не бояться скорбей, потому что они попускаются нам Промыслом Божиим, а Промысл Божий, попуская нам их, по существенной необходимости и пользе для нас, неусыпно бдит над нами и хранит нас. Так врач для исцеления больного дает ему горькие, отвратительные и мучительные лекарства и в то же время тщательно ухаживает за ним. Веруйте этому и переносите постигшую Вас болезнь благодушно, благодаря за нее Бога [17, с. 416].
Свт. Димитрий Ростовский, как и сонм прочих святых, указывает на покаяние человека как на противоядие, корень исцеления от болезней, вызванных личным грехом:
Хотим ли от телесных болезней избавиться? Прежде всего, их причину, грех, вылечим покаянием. Ибо и Христос Господь, добрый Врач, желая уврачевать рас-
слабленного телом, вначале расслабление души его, то есть грехи, лечит, говоря:
чадо! Прощаются тебе грехи твои. И потом уже: встань, возьми постель твою,
и иди в дом твой (Мф. 9: 2, 6) [31, с. 71].
Болезни призваны возбудить в человеке покаяние; равно и наоборот, покаяние человека перед Богом бывает способно исцелить сами болезни.
4. Два крайних подхода в отношении к медицине
Существует два крайних подхода в отношении к медицине: 1) отрицающий помощь медицины и 2) чрезмерно уповающий на медицину. Существуют и вариации в рамках каждой крайности.
Для «пессимистического» подхода, отрицающего помощь медицины, характерны как простое неверие в медицину, так и идея, что верующий не должен обращаться к медикам — «Бог Сам сделает, что захочет» — захочет исцелит, а захочет нет (корень этой идеи: медицина нарушает волю Бога о человеке). В основании такого взгляда лежит отрицание важнейшего принципа отношений Бога и человека — синергии, совместного действия в деле человеческого спасения, исцеления и возведения к Богу. Святые отцы рассматривают синергию, прежде всего, в двух контекстах:
1) как содействие Бога и человека.
2) как содействие человека и человека (в т. ч. врача и больного, врача и священника и т. д.) [9, с. 104, 111-113; 22, с. 23-43].
Неверие в медицину, по наблюдениям авторов, бывает либо от невежества, либо от отрицательного опыта лечения, либо от наличия однобоких знаний, например, о количестве лекарственных осложнений и летальных исходов, связанных с применением лекарств, на чем мы более подробно остановимся несколько позже. По своей сути это неверие является плодом извращенного понимания того, чем должна заниматься медицина. Парадоксально, но (как это часто бывает) одна крайность рождает другую крайность. Чрезмерное увлечение медициной оказывается способным породить ее отрицание.
Пренебрежительное отношение к телу, а также фатализм, утверждающий идею бездейственности в отношении предопределенных физических болезней человека, глубоко чужды христианскому отношению к болезням и их врачеванию.
Более широко представлен в мире «гипероптимистический» подход, полагающий возможным «с помощью пилюль» исцелить человека, состоящего из духа, души и тела (1 Фес 5: 23) [23]. Его сторонники роль всеисцеляющего Бога приписывают фармакотерапии, делая акцент на ее широкое применение (см. критику такого подхода: [23]), или другим медицинским методам, изобретенным человеком. Для такого подхода характерна, например, вера в эликсир мудрости и бессмертия, машину времени, перемещение в пространстве, клонирование и т. д. Его основанием выступает секуляризация общества, его отход от Бога, бесплодное мнение, представляющее возможным жизнь человека, поддерживаемую собственными силами, — жинь без Бога и вне Бога.
Именно из такой философии прежде всего вытекают многочисленные случаи перегибов в попытках медицинского исцеления болезней. Так, в настоящее время особенно актуальна тема лекарственных осложнений. Один из главных
врачебных постулатов — «не навреди», к сожалению, далеко не всегда осуществляется на практике. Врачи всего мира сталкиваются с развитием у большого количества пациентов тяжелых осложнений, непосредственно связанных с назначенной им терапией, вне зависимости от диагноза. Например, при анализе ятрогенных осложнений было установлено, что тяжелые, подчас необратимые осложнения в результате лекарственной терапии возникают у миллионов пациентов, только количество летальных исходов, связанных с применением лекарств, достигает сотен тысяч [35, с. 407-410].
Опыт изучения медицинских ошибок и связанных с ними лекарственных осложнений представлен в исследовании, организованном в США. По итогам этого исследования, в ноябре 1999 г., был составлен отчет, озаглавленный: «Человеку свойственно ошибаться: повышение безопасности в здравоохранении». В отчете, в частности, нем указывалось, что в результате медицинских ошибок при назначении лекарств в больницах США ежегодно умирает от 44 000 до 98 000 человек. Это больше, чем смертность в результате автомобильных аварий (43 458), рака молочной железы (42 497) или СПИДа (16 516). Согласно полученным данным, только от ошибок, связанных с неправильным применением лекарств, ежегодно погибает 7000 человек, что на 16% больше, чем смертность в результате производственного травматизма [37]. Подобное положение отмечается и в других развитых странах. Так, во Франции в 1997 г. около 10% всех госпитализированных составляли больные с побочными реакциями. Осложнения лекарственной терапии возникли у 1 317 650 пациентов, из них в 18 447 (1,4%) — летальные и в 434 824 (33%) случаев — серьезные [38].
Неблагоприятные побочные реакции — это не только медицинская, но и социально-экономическая проблема. Seeger Б. и соавт. отмечают, что экономические затраты, связанные с лекарственными осложнениями, составляют в США около 76,6 млрд долл. в год [40]. Только на лечение предотвратимых осложнений фармакотерапии общие годовые затраты в США составляют 17 млн долл. [39].
Необходимо учитывать, что из существующего разнообразия известных лекарственных препаратов (100%) всего лишь 5% обладают достоверным лечебным действием, и лишь 1% из них может оказать реальную неотложную помощь больному (данные круглого стола с участием ведущих фармакологов России) [35].
Все эти факты показывают нам масштаб последствий чрезмерного увлечения медициной в современном мире, обусловленного именно секуляризацией общественного сознания с вытекающим из этого факта сдвигом сознания — переложением надежды на спасение человека на одни лишь внешние средства, доступные и подвластные самому человеку.
5. Христианский подход к медицине.
Нужно ли верующему обращаться к врачу?
Христианское отношение к врачам, медицине и ее помощи больному человеку прекрасно выражено в следующих словах Священного Писания, в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова:
Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли вра-чевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача! (Сир. 38: 1-15).
Выше мы обозначили богословские контуры неприемлемости подходов, как категорически отрицающих значение медицины для человека и его исцеления, так и, напротив, отрицающих необходимость обращения к Богу для исцеления человека. Следующие слова свт. Василия Великого о врачевании, которое он называет врачебным искусством, предостерегающие от обеих крайностей в отношении к медицине, оказываются особенно актуальны в современном мире:
Поскольку всем возмущаемое тело наше подвержено многоразличным повреждениям, и извне приключающимся, и зарождаемым внутри принятой пищей, приводится в изнеможение и излишествами, и недостатками, то распоряжающийся всей нашей жизнью Бог дозволил нам врачебное искусство, которое, в образец душевного врачевания, имеет целью избавлять от излишнего и восполнять недостаточное. И надо стараться так пользоваться, в случае нужды, искусством, чтобы не в нем одном поставлять причину здоровья или болезненного состояния, но принимать предлагаемые им пособия во славу Божию и в образец попечения о душе [29, с. 72-73].
(Впрочем) немалая опасность, — говорит он, — впасть умом в эту ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует (только) врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и приключаются нам или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда полезно бывает врачебное искусство, но часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побудить к обращению. Сказано: кого любит Господь, того наказывает (Притч. 3: 12); и: оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11: 30-32). Таковым надобно в безмолвии, оставив врачебные попечения, терпеть насланную на них болезнь, пока не познают своих прегрешений, по примеру сказавшего: гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним (Мих. 7: 9). Им должно показать свое исправление, принеся плоды, достойные покаяния, и помнить Господа, сказавшего: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5: 14) [29, с. 75-76].
Свт. Феофан Затворник разъясняет, что средства врачевания, естественные и сверхестественные, — все от Бога:
Как я писал уже и теперь прописываю, что к лекарствам обращаться нет греха, ибо и лекарь Божий, и лекарства Божии, и рецепты Божии. Спросите у смиренных докторов. Они откровенно скажут, что не знают сами, как пишутся рецепты исцеляющие. Итак, если вы, уповая на Бога и от Него чая помощи, а не от доктора и лекарств, обращаетесь к естественным средствам врачевания, то тут нет греха. Когда Богом даны сии средства, то к ним и обращаться должно. Богу угодно было окружить нас, кроме естественных, и сверхъестественными средствами. И никому не закрыт доступ к сим источникам. Ключ к ним — вера. И Бог, когда хочет сим образом исцелить, Сам же влагает и силу веры и влечет туда, где благоволит дать исцеление. Мы слепы. И не зная, где сокрыто Богом для нас врачевание, ходим по всем Богом данным средствам: и естественным, и сверхъестественным... [8, с. 86].
Лечиться же нет греха, хоть и от Бога болезнь: ибо и разум лечебный Бог дает, и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и к лекарствам, не будешь прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений [8, с. 81].
Свт. Феофан обращает наше внимание на многообразие путей Божиих и Его промысла по исцелению человека:
И лекарь не мешает, и преданность Богу нужна. То и другое пусть идет. Не попал — переменить лекарство. Молитесь, чтоб Господь его надоумил. Если не надоумляет, верно, лучше жить с больною головою [8, с. 83].
Ту же самую мысль высказывает и прп. Паисий Святогорец в следующих словах:
Богу известно, в чем мы имеем нужду. Когда врачи не могут нам помочь, следует спросить Бога, Который совершает невозможное человекам. Когда и Бог не слушает нас, следует знать, что Бог, Который по природе Благ, хочет, чтобы получилось что-то доброе. Только нам надо просить Его подавать нам терпение [26, с. 67].
Митрополит Антоний (Блюм), врач и хирург, в своих беседах «О современной медицинской этике» обсудил целый ряд животрепещущих вопросов, связанных с эвтаназией, абортами, искусственным оплодотворением, наследственными болезнями, пересадкой органов и «созданием нового рода человека». На вопрос «Не значит ли это, что для врача, для наркоза, для целительных мер нет места в жизни верующего человека?» он ответил следующими словами:
Нет, я думаю, что есть место; и то, и другое должно быть применяемо. Если ты заболеваешь (не простудой, конечно, а чем-нибудь серьезным), ты можешь обратиться к Богу, поставить себя перед Его лицом, очиститься, причаститься Святых Тайн, попросить о том, чтобы тебя помазали святым елеем, и вместе с этим обратиться к врачу. О том же самом говорит Серафим Саровский: надо обращаться к врачу, потому что это знак какой-то доли смирения. Нельзя сказать: «Я своими молитвами и своей полной отдачей Богу обеспечу свое здоровье». Можно сказать: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой» — и быть готовым к тому, что
ты будешь и дальше болеть и умрешь. Но если речь идет об исцелении — а порой надо бороться за здоровье и за силы, потому что у тебя задача, которую Бог тебе дал — в таком случае надо обратиться и к врачу, но не оставляя в стороне и духовное исцеление. То есть, стоя перед Богом, знать, что, останешься ли ты жив, будешь ли ты здоров или нет, в конечном итоге — в Его руке, и что ты хочешь только одного: «Да будет воля Твоя, а не моя, Господи» [1, с. 22].
Митр. Антоний подчеркивает ключевую мысль в том отношении к медицине и вообще к исцелению от болезней, которое должно сопровождать христианина: человек не должен ограничивать волю Божию о себе, не должен препятствовать промыслу Божию — должен принимать любую помощь — от Бога и от человека — ведь, в конечном счете, вся эта помощь, питаемая любовью и состраданием, будет помощью от Бога.
Важно понять и то, почему Всемогущий, Создатель, Всеблагий, Всемилостивый и Прещедрый Господь наш Иисус Христос, который воскрешает даже мертвого Лазаря (Ин. 11: 11-14; 39-44), сына вдовы Наинской (Лк. 7:
11-17), умершую дочь Иаира (Мф. 9: 23; Мк. 5: 38; Лк. 8: 52), исцеляет десять прокаженных (Лк. 17: 11-19), прокаженного (Мф. 8: 2-4; Мк. 1: 40-44; Лк. 5:
12-14), слепорожденного (Ин. 9: 1-38), сына царедворца (Ин. 4: 43-54), расслабленного при овечьей купальне (Ин. 5: 1-16), сухорукого (Мф. 12: 9-14; Мк. 3: 1-6; Лк. 6: 6-11), слугу капернаумского сотника (Мф. 8: 5-13), расслабленного в Капернауме (Мф. 9: 1-8; Мк. 2: 1-12; Лк. 5: 17-26), бесноватых в стране Га-даринской (Мф. 8: 28-34; Мк. 5: 1-20; Лк. 8: 26-37), бесноватого в Капернауме (Мк. 1: 21-28; Лк. 4: 31-37), тещу Петра и множество людей (Мф. 8: 14-15; Мк. 1: 30-31; Лк. 4: 38-39), кровоточивую женщину (Мф. 9: 20-22; Мк. 5: 25-29; Лк. 8: 43-48), слепого в Вифсаиде (Мк. 8: 22-26), дочь хананеянки (Мф. 15: 21-28; Мк. 7: 24-30), бесноватого отрока (Мф. 17: 14-23; Мк. 9: 14-32; Лк. 9: 37-45), иерихонского слепца (Мф. 20: 30-34; Мк. 10: 46-52; Лк. 18: 35-43), глухонемого косноязычного (Мк. 7: 31-37), через пророка Исаию говорит Езекии: «пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет» (4 Цар. 20: 7; Ис. 38: 21).
Вдумавшись в эти слова, начинаешь понимать, что кроме молитвы к Господу (Ис. 38: 1, 21), веры и покаяния, Богу угодно, чтобы болеющий человек, имея нужду, желающий исцелиться, приложил собственные усилия к выздоровлению. Потому что не нужно просить у Господа то, что человек в состоянии сделать сам или с помощью врача. Оптимальными для выздоровления больного являются обстоятельства, когда он с верою, покаянием, с молитвою к Господу, выполняет рекомендации лечащего врача, и в результате Господь может его исцелить.
Конечно, нельзя забывать и игнорировать особые случаи. Благословение Божие обращаться к медицине не является заповедью и не означает еще обязательности «делать все возможное и невозможное» для человека, чтобы вернуть утраченное здоровье. История наполнена примерами особого промысла Божия о некоторых людях, примерами стойкого и терпеливого перенесения людьми своих болезней с благодарностью Богу, примерами ограничения вмешательства медицины в жизнь человека: Пимена Многоболезненного [13, с. 106-114], крестьянского иконописца Журавлева Григория Николаевича [3], прп. Паисия Святогорца [20] и др. Когда немощные телом с момента своего рождения или
тяжело болеющие люди (у старца Паисия Святогорца было мучительное онкологическое заболевание — злокачественная опухоль в кишечнике) имели здоровый дух и никогда не роптали по поводу своей болезни. Но исключение еще более подтверждает правило — правило духовной ответственности человека о своем физическом здоровье, на пути исполнения которого медицина способна оказать ему действенную помощь.
7. Совместный путь телесного и духовного исцеления: медицина и Церковь
Митрополит Антоний (Блюм) считал, что «медицина как отрасль человеческой деятельности занимает совершенно особое место именно потому, что наука в ней сочетается с ценностями, подходом, не имеющими ничего общего с наукой. В основе врачебного подхода — сострадание, а сострадание по своей природе ненаучно» [1, с. 43]. «Христианин-врач, — говорит митр. Антоний, — должен совершать свое служение под Божиим руководством и никогда не разрешать себе таких действий, которые он перед Богом не мог бы оправдать. Кроме того, можно говорить об очень глубоком сотрудничестве между пациентом и врачом. Сотрудничество должно существовать всегда, потому что пациент не может быть просто объектом лечения. Если он не сотрудничает, не понимает, что с ним происходит, не борется за жизнь, за цельность вместе с врачом, то лекарства не всегда могут помочь» [1, с. 7].
Святой врач-страстотерпец Евгений Боткин в одном из своих писем к сыну Георгию, выразил свое отношение к профессии врача как к средству познания Божьих творений, Его премудрости: «Главный же восторг, который испытываешь в нашем деле. заключается в том, что для этого мы должны все глубже и глубже проникать в подробности и тайны творений Бога, причем невозможно не наслаждаться их целесообразностью и гармонией и Его высшей мудростью» [4].
Таким образом, чтобы добиться хороших результатов в терапии, лечащий врач, сострадая своему пациенту, обязан воздействовать как на соматические, так и на психические симптомы, стараясь максимально уменьшить груз его психологических проблем, а это может произойти только при сотрудничестве пациента с врачом. Врач должен «все глубже и глубже проникать в подробности и тайны творений Бога» и понимать, что врач лечит, а исцеляет Господь!
Конечно, врач посредством приобретенных специальных знаний в состоянии облегчить физические страдания больного, вызванные телесными болезнями. Порою он может помочь больному справиться и с душевными переживаниями, добиться ремиссии терапевтического заболевания, сделать сложную хирургическую операцию, оказать неотложную помощь, провести реанимационные мероприятия, но исцелить человека в полном смысле этого слова не в состоянии. Кроме этого разные врачи обладают разным уровнем знаний, у врача отсутствует бесстрастность, он является личностью, со своими целями, задачами, страстями, и амбициями. На вопрос от одного из своих духовных чад (сейчас уже священника, профессора, доктора медицинских наук и доктора богословия): «А за что вообще отвечают на мытарствах врачи и целители?» — батюшка, приснопамятный митрофорный протоиерей
Василий (Лесняк) ответил: «Только за то, что они заслоняют собою Бога от человека» [12].
По данным кандидата медицинских наук диак. Олега Терлецкого, вероятность наступления клинической ремиссии у 42 пациентов больных псориазом, входящих в 1-ю группу (активные прихожане храмов) составила 95,2% случаев, а у 45 из 2-й (равнодушные к религии) — 71,1%. Вероятность наступления клинической ремиссии во 2-й группе пациентов статистически значимо ниже, чем в 1-й (р < 0,05). Оказалось, что у верующих людей вероятность наступления клинической ремиссии гораздо выше, чем у атеистов. Более того, у верующих в Бога больных псориазом средние сроки лечения составили 38 суток, тогда как у атеистов — 52 [34, с. 37-38].
Доктор медицинских наук, доктор богословия, прот. Григорий Григорьев, указывает, что всего катамнестическим пятилетним наблюдением из числа больных алкоголизмом, давших только лечебный зарок, оказалось охвачено 18 989 чел., а давших церковный зарок — 3 414 пациентов [9, с. 424, 432]. Из числа пациентов, давших только лечебный зарок, воздержались от употребления алкоголя в течение пяти лет только — 23,8%, а из числа больных, давших церковный зарок, таких больных оказалось 31,4% [9, с. 432]. Следовательно,
на функцию сохранения состояния ремиссии достоверно (р < 0,05) влияют: двойной зарок (помимо лечебного зарока во время психотерапии — зарок целебный в церкви), установка на лечение (срок и степень самостоятельности воздержания от алкоголя перед лечением, мотивация к трезвости и срок зарока), возраст и пол больного, а также социальная среда обитания после лечения [10, с. 32].
Стоит отметить также тот факт, что «за совместные усилия врачей и церкви в лечении алкоголизма высказались около 90% больных» [10, с. 24].
Приведем еще одно важное свидетельство важности совместной духовно-врачебной деятельности в деле исцеления болезней:
Не только по нашим данным, но и в научной литературе говорится о высокой эффективности духовно ориентированного лечения современных больных. Так, например, по данным Р. Уоллеса и его коллег, среди пожилых людей, регулярно посещающих церковь, на 35% больше долгожителей, чем среди их неверующих ровесников. Роберт Б. Уоллес не знает, в чем тут дело, однако рекомендует своим больным посещать церковь. Фактом является и то, что у пациентов с сердечными заболеваниями возникает на 30% меньше осложнений, если за них молятся. В течение многих лет в Санкт-Петербургской епархиальной благотворительной больнице Святой Блаженной Ксении Петербургской обследовали и лечили больных ортопедо-травматологического профиля, узнавая об их отношении к религии. Изучались клинические течения и осложнения следующих травм: переломы бедренной кости после интрамедуллярного остеосинтеза; перелома костей голени, леченного как консервативно, так и оперативно, в том числе после внеочагового компресси-онно-дистракционного остеосинтеза; перелома обеих лодыжек с подвывихом стопы. Из 102 больных I группы (равнодушные к религии, не относящие себя к какой-либо конфессии и атеисты) осложнения и неудачи наблюдались у 15 человек (14,7%). Из 93 пациентов II группы (активные прихожане храмов) осложнения и неудачи были у 3 человек (3,2%). Таким образом, в лечении
атеистов больше сложностей и неудач. Верующие в Бога выздоравливают быстрее почти в 5 раз [11, с. 263].
Таким образом, совместная работа врачей и священников достоверно повышает эффективность терапии различных заболеваний. Что неизбежно ведет к существенному снижению материальных затрат, связанных с лечением, самих пациентов, а также государственных медицинских учреждений и страховых компаний.
Следовательно, медицина как наука может:
1) изучать анатомию и физиологию человека, фармакологию и др. предметы, чтобы оказать ему неотложную и квалифицированную помощь, с целью временного восстановления и спасения его тела; помочь, больному облегчить страдания, добиться ремиссии заболевания, продлить жизнь человека с помощью хирургической операции и лекарств;
3) не «заслонив собою Бога от человека» [12], исполнив свой врачебный долг, направить больного к Всемогущему врачу и целителю — Господу Богу, с целью не только временного спасения его тела, но и вечного — души, в котором уже и душа, и тело способны будут пребывать в гармоничном и цельном сосуществовании, не требуя более ни врачей, ни лекарств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антоний (Блум), митр. Сурожский. О современной медицинской этике. — СПб.: Возрождение, 2009. — 63 с.
2. Антоний Сурожский, митр. Труды. — М.: Практика, 2014. — 1097 с.
3. Бедула О. Свет Журавлевских икон // Аргументы и факты (Самара). — 2009. — 8 июля. — № 28 (835). — URL: http://gazeta.aif.ru/online/samara/ 835/01_08 (дата обращения: 03.01.2014).
4. Биография Евгения Боткина — житие святого врача-страстотерпца. — URL: http:// pravera.ru/index/ biografija_evgenija_botkina_zhitie_svjatogo_vracha_strastoterpca/0-3629 (дата обращения: 10.08.2017).
5. Болезнь. — URL: http://bigmeden.ru/article/Болезнь (дата обращения: 10.08.2017).
6. Болезнь. — URL: http://бмэ.орг/index.php/БОЛЕЗНЬ (дата обращения: 10.08.2017).
7. Боткина Т. Е. Царский лейб-медик. Жизнь и подвиг Евгения Боткина. — СПб.: Царское Дело, 2010. — 532 с.
8. Георгий (Тертышников), архимандрит. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. — М.: ДАРЪ, 2006. — 664 с.
9. Григорьев Г. И. Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования. — СПб., 2014. — 472 с.
10. Григорьев Г. И., иерей. Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2015. — 29 с.
11. Григорьев Г. И. Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей / под ред. проф. Г. И. Григорьева. — СПб.: ИИЦ ВМА, 2008. — 504 с.
12. Григорьев Григорий. Батюшка. Исповедь по вдохновению. — URL: http://rutas. euro.ru/info/slovo/v5/s16.htm (дата обращения: 10.08.2017).
13. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. На русском языке изложенные по руководству четьих миней святителя Димитрия Ростовского. — М.: Сибирская Благозвонница, 2008. — Месяц август. — 736 с.
14. Добротолюбие избранное для мирян. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 352 с.
15. Добротолюбие: в 5 т. / в рус. пер. свт. Феофана, Затворника Вышенского. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — Т. 3. — 445 с.
16. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: в 2 т. — М.: Введенская Оптина пустынь, 2009. — Т. 2. — 591 с.
17. Игнатий (Брянчанинов), свт. Избр. письма. — М.: Благовест, 2011. — 688 с. (Серия «Наследие русского святителя»).
18. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Ковчег, 2009. — 976 с.
19. Иоанн Синайский, прп. Лествица. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. — 496 с.
20. Исаак, иеромонах. Житие старца Паисия Святогорца. — URL: http://azbyka.ru/ otechnik/Zhitija_ svjatykh/zhitie-startsa-paisija-svjatogortsa/13.
21. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 1985. — 304 с.
22. Легеев М., свящ., Григорьев Г., свящ. Зависимость как болезнь социума и проблема синергии в деле ее преодоления: аспекты богословия и медицины // Христианское чтение. — 2015. — № 1. — С. 23-43.
23. Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Дух, душа и тело. — М.: Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2009. — 149 с.
24. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. — СПб.: НИПИ им. В. М. Бехтерева, 1994. — 245 с.
25. Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни. — М.: Свято-Филаре-товская Московская высшая православно-христианская школа, 1997. — 162 с.
26. Паисий Святогорец, старец. Письма; Руководство к молитве; Духовное завещание / пер. с новогреч. Т. Самойленко. — М.: Сретенский монастырь, 2011. —144 с.
27. Симфония по творениям прп. Амвросия, старца Оптинского. — М.: ДАРЪ, 2007. — 352 с.
28. Симфония по творениям прп. Ефрема Сирина. — М.: ДАРЪ, 2008. — 480 с.
29. Симфония по творениям свт. Василия Великого. — М.: ДАРЪ, 2009. — 512 с.
30. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста. — М.: ДАРЪ, 2009. — 576 с.
31. Симфония по творениям свт. Димитрия Ростовского. — М.: ДАРЪ, 2008. — 608 с.
32. Спасая себя и других: Прп. Серафим и наше время. Наставления прп. Серафима Саровского. — М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви,
2012. — 176 с.
33. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Духовно ориентированная терапия. — СПб.,
2013. — 392 с.
34. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И., Разнатовский К. И., Легеев М. В. Сложности терапии псориаза, связанные с психологическими и духовными проблемами пациентов, пути их решения / Терлецкий О. В. // Вестник психотерапии. — СПб., 2015. — № 54 (59). — С. 33-53.
35. Терлецкий О. В., Разнатовский К. И., Григорьев Г. И. Псориаз. Руководство по диагностике и терапии разных форм псориаза и псориатического артрита. — СПб.: ДЕАН, 2014. — 486 с.
36. Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей. — М.: ДАРЪ, 2010. — 592 с.
37. Ecolano F., Bisbe E., Castillo J. et al. Drug allergy in a population of surgical patients // Rev. Esp. Anestesiol. Reanim. — 1998. — Vol. 45, N10. — P. 425-430.
38. Imbs J. L., Pouyanne P., Haramburu F. et al. Jatrogenic medication: estimation of its prevalence in French public hospitals // Regional Centers ol Pharmacuvigiaincc. Therapie. — 1999. — Vol. 54, N1. — P. 21-27.
39. Olsen P. M., Lorentzen H., Thomsen K., Fogtmann A. Medication errors in a pediatric department // Ugeskr. Laeger. — 1997. — Vol. 159, N16. — P. 2392-2395.
40. Seeger J. D., Kong S. X., Schumock G. T. Characteristics associated with ability to prevent adverse-drug reactions in hospitalized patients. Pharmacotherapy. — 1998. — Vol. 18, N6. — P. 1284-1289.