ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Вестник ПСТГУ. Серия IV: Кравченко Светлана Михайловна,
Педагогика. Психология аспирант,
2016. Вып. 3 (43). С. 36—44 Кубанский государственный университет,
Православный семейный центр «Зерно веры», Свято-Екатерининский кафедральный собор (Краснодар) [email protected]
Болотова Екатерина Александровна, канд. филос. наук, Кубанский государственный университет, Православный семейный центр «Зерно веры», Свято-Екатерининский кафедральный собор (Краснодар) [email protected]
Значение образа святых в формировании
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА РЕБЕНКА С. М. Кравченко, Е. А. Болотова
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания ребенка в современном мире. Авторы анализируют влияние феномена дегероизации на формирование духовно-нравственного облика ребенка. Современная медиасреда разрушает традиционные духовно-нравственные ценности, вследствие чего происходит вытеснение образа героя как примера для подражания из информационной среды, окружающей ребенка. Замещение подлинно героического псевдогероическим приводит к искажению представлений о нравственном идеале, о сущности человека, а следовательно, к расчеловечиванию. Авторы выявляют проблемные места дошкольного образования в решении данной проблемы и предлагают в качестве ее решения обращение к образам христианской святости. Статья знакомит читателей с конкретным опытом преподавания предмета «Жития святых» для дошкольников в Православном семейном центре «Зерно веры» (г. Краснодар). В статье приводится структура рабочей программы. Делается вывод о незаменимости принципов христианской педагогики в процессе воспитания детей.
Дети и «герои нашего времени»
В усвоении ребенком социальных норм поведения, нравственных и культурных ценностей большое место занимает подражание. В детстве желание подражать вызвано не только необходимостью одобрения со стороны взрослого, но также стремлением к постижению смысловых структур окружающей социальной действительности. Через подражание ребенок усваивает приоритеты взрослого мира, его ценностную иерархию, выстраивая образ взрослого человека, каким он хочет
стать в будущем. На протяжении всей истории человечества вплоть до XX в. этот образ транслировался в культуре через жизнеописание героев. В герое воплощались все желаемые качества человека, герой задавал идеал для подражания.
Но со второй половины ХХ в. исследователи отмечают возникновение феномена дегероизации — разрушение героического как такового, и замещение его псевдогероическим. О. А. Бабенко в работе «Образ героя в культуре» выделяет две причины этого явления: «а) разоблачение и опошление всего священно-героического в западных средствах массовой информации; б) дегероизация как реакция отторжения на усиленную пропаганду героического в СССР и странах бывшего социалистического лагеря»1.
Бунт против героического не повлиял на необходимость поиска объекта подражания, только вместо низверженных героев водрузил на пьедестал иных «кумиров». Типажи «новых героев» в эпоху дегероизации (второй половины XX в.) выделила О. А. Бабенко: «...реальные сверхбогачи, обладающие колоссальными экономическими и политическими возможностями для манипуляции судьбами человечества; фантастические супермены, далекие от трагической, героической судьбы в силу своей искусственности и наличия "запасных жизней" и "сериалов с продолжениями"; рок- и поп-звезды, эстрадные герои-кумиры, продолжающие "метафизический бунт" в форме эпатирующего поведения и предающиеся судьбе, часто принимающей для них форму наркотической зависимости»2. Именно эти типы растиражированы в современной медиакультуре в качестве образцов для подражания. Именно они задают сегодня ценностные ориентиры через новостные ленты, ток-шоу, обучающие тренинги, кинофильмы, книги, сериалы. Современное медиапространство кипит скандалами, раздувает человеческие страсти, демонстрирует лояльность к нарушению традиционных ценностей. Подобные тенденции присутствуют не только во взрослом информационном контенте, они навязчиво проникают и в детскую медиапродукцию через мультфильмы и сериалы. Благодаря легкости доступа к любой информации через телевидение, Интернет, повсеместную «вездесущую» рекламу детский мир стал умышленно более проницаемым для «взрослой» информации, провоцирующей несвоевременное развитие и незрелое взросление, что в конечном счете приводит к стрессам и перегрузкам психики ребенка.
Специальные детские каналы формируют у ребенка эстетические вкусы, часто основанные на доминировании безобразного и ужасного (эти эстетические категории воплощаются в героях мультсериалов, играх, игрушках, иллюстрациях в журналах). Кроме того, умышленно создается детская потребительская среда, через навязывание статуса, посредством обладания определенными материальными ценностями: телефоны и планшеты, новомодные мигающие кроссовки, самокаты, ролики, игрушки. Чаще всего это игрушечные герои мультфильмов, с которыми ребенок целиком себя отождествляет. Эти образы постепенно затмевают и в итоге вытесняют его собственное «Я». Сами сюжеты современной детской медиапродукции далеко не всегда строятся согласно с традиционной
1 Бабенко О. А. Образ героя в литературе. Автореф. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999. URL: http://www.dissercat.com/content/obraz-geroya-v-kulture.
2 Там же.
системой ценностей и, соответственно, не способны создать устойчивую ценностную иерархию, определяющую здоровую нравственную личность. Само понятие нравственного здоровья стало чрезвычайно размытым, а уж о духовности в пространстве современного информационного потока речь не идет. Через дегероизацию происходит и расчеловечивание.
Позиция и нравственный выбор современных родителей
Несмотря на пристальное внимание к проблеме детства в современном обществе, все требования обычно сводятся к заботам по охране здоровья, качеству материального обеспечения, интеллектуального развития и организации развлечений. В этой системе перед родителем ставятся ложные цели, не способные включить в себя подлинные задачи — интерес к внутреннему миру ребенка, бережное взращивание в нем духовности. Часто современные родители дезориентированы в духовной сфере не меньше детей.
Итак, в современном мире ребенок погружен в непрерывный поток информации, образов, качество и количество которых далеко не всегда поддается контролю со стороны взрослого. Родители при всем желании могут не справляться с этой задачей, поскольку количество каналов передачи информации огромно (телевидение, Интернет, постеры, серии игрушек), окружающая среда чрезмерно насыщена ею, и доступ к ней даже у ребенка незатруднителен. Кроме того, родители могут вообще не придавать значения необходимости фильтрации и ограничения информации для своего ребенка или могут сами не иметь твердых нравственных ориентиров и занимать релятивистскую позицию по отношению к нравственным ценностям, руководствуясь приоритетом успешности и материальной обеспеченности как желаемого будущего для своего ребенка.
В этой ситуации, однако, родители должны отдавать себе отчет в том, какого человека они хотят видеть в выросшем ребенке и какие отношения с ним они представляют как идеальные. Каждый родитель ждет от своего ребенка в будущем заботы и помощи. Однако возможно ли это, если мы воспитываем лидера и карьериста? Такой тип личности чаще всего характеризуется прагматическими и утилитарными ценностями. В системе прагматизма общечеловеческие ценности — лишь средство. Они подчинены цели достижения выгоды и приемлемы только пока не расходятся с этой целью. Очевидно, что понятия заботы о престарелых родителях, жертвенного служения ближним не входят в достижение этой цели. А там, где разрушается семья, разрушается и государство.
Кроме того, большая ответственность за формирование нравственного эталона лежит на родителях, поскольку, как отмечает в своем исследовании Т. В. Склярова, «яркость эмоциональной окраски негативных образов также притягательна для дошкольника, отчего весьма часто он стремится соотносить себя и свое поведение с отрицательными героями. В этом отношении определяющей дальнейшее поведение ребенка оказывается позиция взрослого, его оценка присвоенного ребенком отрицательного образа»3. Таким образом, отно-
3 Склярова Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 31.
шение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка априорно не может быть нейтральным. Если родители не закладывают положительные образы в душу ребенка, она наполняется отрицательными.
Дошкольное образование и воспитание
«Беда нашей педагогики в том, что без малого век назад были вычеркнуты образы христианской святости, а за прошедшую четверть века вычеркиваются образы советского героизма и подвижничества. А взамен перед носом подростка подвешивается "образ-идеал" какого-нибудь конкурентоспособного, успешного лидера-кумира»4. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования 2013 г. определяет, что целью современных дошкольных учреждений выдвигается социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. На развитие духовного внутреннего мира ребенка эти учреждения не нацелены и не ставят перед собой такой задачи. Хотя с 2009 г. на основании «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» элементы духовного воспитания вводятся в дошкольных учреждениях, но они имеют статус дополнительного компонента. Эти занятия часто имеют обзорно-поверхностный культурологический характер, знакомя детей с православной культурой и традицией без проникновения в духовный смысл, без духовно-нравственного анализа жизни человека, без вынесения на поверхность практического духовного эталона, на который смогли бы опереться современные юные души. Кроме того, содержание этих занятий часто остается несогласованным с семейными ценностями и традициями, и это доброе семя погибает, как брошенное у дороги, не прорастая вглубь и не укореняясь.
А ведь именно «в России семья традиционно является одним из важнейших субъектов воспитания. Церковь совершила многовековой труд по облагораживанию самого понимания семьи, семейного воспитания, по созданию из языческой семьи — семьи православной. Именно в православии сформировался ее новый образ и новое понимание. Церковь воспитала в русском народе восприятие семьи как малой Церкви — с соответствующим православным укладом жизни, с христианскими нормами воспитания детей»5.
Спасительным для нашего Отечества является укрепление Православной Церкви. Только на основе хранимых ею духовных ценностей русского народа возможно возрождение отечественных семейных традиций, культуры семьи и общества в целом. Уже невозможно исправить душу ребенка, только пряча его от вредной информации и не предлагая ничего взамен. Необходимо приложить усилия для формирования в нем правильной иерархии ценностей, отвечающей сущности человека. Нужно заменять образы «лжегероев» образами героев истинных, направляющих ребенка к усвоению качеств настоящего человека, каким он задуман был Богом.
4 Остапенко А. А., Хагуров Т. А. Человек исчезающий: Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования. Краснодар, 2012. С. 70.
5 Маслов Н. В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. М., 2013. Т. 1. С. 10.
Святые — духовно-нравственный идеал и практический пример благочестия
Такими положительными героями, в которых образ Божий был бы очищен и явлен миру, являются святые. Обращение к житиям святых дает нам надежное средство для оздоровления духовной жизни семьи и ребенка. Через знакомство с житиями святых происходит обращение к живительным духовным источникам, способствующим формированию высоконравственной личности, гражданина и патриота своего Отечества.
Искони у русских детей жития святых были первыми книгами. Именно через жизнеописания православных святых дети узнавали о жизни и культуре людей разных национальностей и исторических эпох, начинали интуитивно стремиться подражать им, выстраивать свои отношения с Богом и ближними, по их образу и подобию. Одним из важнейших моментов формирования нравственного эталона в лице святых является то, что «православная традиция наречения ребенку при крещении имени святого дает дополнительный параметр самоидентификации ребенка с личностью его небесного покровителя <...> Такого рода личностная самоидентификация ребенка с носителем его имени обеспечивает сакральное восприятие собственного имени, дает возможность поддерживать в ребенке чувство самоуважения, что повышает уровень самооценки. На каждом возрастном этапе развития ребенка восприятие им образа имени святого и своего имени, имени живущего рядом человека формирует устойчивую структуру его самосознания»6.
Самоидентификация ребенка со святым дополняет в его самосознании все аспекты бытия духовным измерением. Образы святых, сохранившиеся в житиях, ориентируют поведение ребенка на всех этапах социального взаимодействия, включая отношения между полами, образцы мужского и женского поведения, отношения к родителям, наставникам, властям; дают ребенку возможность ощутить себя частью человеческой истории, наследником великой христианской культуры, увидеть духовный смысл истории своего Отечества. По словам Т. В. Скляровой, изучение житий святых, живших в разное время, относящихся к разным народным культурам, формирует у ребенка единое пространство времени — истории, в котором прошлое, настоящее и будущее объединены в литургическом общении Церкви земной и Церкви небесной7.
Знакомство с житиями святых формирует нравственные критерии и представление о христианском идеале, помогает ребенку лучше понять смысл основных христианских добродетелей. Важно, что в жизни святых находят решение так остро переживаемые детьми проблемы справедливости, щедрости, послушания, прощения. Все сложные жизненные ситуации, связанные с проблемой морального выбора, находят разрешение в высшем смысле — в отношениях человека с Богом. Ребенку важно знать, что критерий правды и справедливости в лице Бога неизменен. Современный мир стремится представить примеры самоотверженности и жертвенности лишними и бессмысленными. Однако именно
6 Склярова. Указ. соч. С. 22.
7 См.: Там же. С. 26.
на этих качествах зиждется сама возможность существования человеческого общества. Жития святых позволяют ребенку без научной терминологии на практических примерах уяснить принципы христианской антропологии, увидеть силу подлинной духовной жизни человека. А нам видится, что только на этом пути возможно сохранение человеческого общества как собственно Человеческого и человеческой культуры.
Вот что говорит Владимир Столин, д-р психол. наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова: «Только на рубеже Х1Х—ХХ1 вв. психологи открыли интроспекцию самонаблюдение — умение воспринимать и наблюдать свои мысли и чувства без того, чтобы разрушить их... Святые отцы открыли и самонаблюдение, и самоанализ, и психоанализ (анализ даже самых малых и скрытых влечений) более полутора тысяч лет назад. Результаты трудов святых отцов в сфере нравственной оказались несопоставимо глубже и содержательнее научных исследований. Они не только описывали, как что-то существует и проявляется, но и обозначали, к чему стремиться и как этого достичь. Они разработали правила телесной, душевной и духовной гигиены, соблюдение которой делает нашу жизнь гармоничной и радостной»8.
Таким образом, изучение житий святых является своего рода приобретением иммунитета к моральному релятивизму наших дней, выработкой у ребенка возможности самостоятельно оценивать и просеивать получаемую информацию на основе критерия общечеловеческих ценностей.
«Жития святых» — урок для дошкольников
Вот уже девятый год «Жития святых» — один из основных предметов, преподаваемых детям дошкольного возраста в Православном семейном центре «Зерно веры» (г. Краснодар). Предмет «Жития святых» преподается в течение двух лет для детей старшего дошкольного возраста 5—7 лет.
Программа 1-го года обучения не привязана к годовому кругу праздников Православной Церкви. С учетом возраста учащихся (5 лет) целесообразно преподавание житий святых логическими модулями, в каждом из которых жизнеописания святых излагаются в хронологической последовательности. Начинать изучение предмета следует со святых Русской Православной Церкви, поскольку эти святые ближе всего и понятнее ребенку. Возможности привязки материала к церковному календарю могут быть реализованы в изучении других учебных дисциплин, что, в свою очередь, поможет структурировать полученный материал и в логическом, и в историческом контексте.
Модули 1-го года обучения (5 лет):
1) русские святые;
2) ветхозаветные праведники и пророки;
3) святые Вселенской Церкви.
8 Цит. по: Киприан (Ященко), игумен. Воспитание добродетели. Святоотеческое учение о добродетелях — основа духовно-нравственного становления личности: Лекции и интервью, воспоминания. М., 2014. С. 7.
Программа 2-го года обучения строится по хронологическому принципу, начиная с апостольских времен. Логика изложения материала опирается в данном случае на принцип возникновения в Церкви различных видов подвигов (ликов святых), что является основным методом агиологии: апостолы и равноапостольные; мученики; преподобные; святители; святость в миру: благоверные, юродивые, праведные.
Модули 2-го года обучения (6 лет):
1) святые Вселенской Церкви;
2) святые Русской Православной Церкви.
Такая подача материала помогает избежать путаницы в восприятии ребенком жизнеописаний святых различных эпох и способствует формированию представлений об отличительных особенностях основных исторических периодов в становлении Христианской Церкви и Русской Православной Церкви.
В программе учитываются возрастные особенности детей 5—7 лет. В учебном процессе задействованы сразу три вида памяти — зрительная, слуховая и моторная. Дети просматривают видеоряд по теме занятия, включая при этом образную память; раскрашивают картинку контурного вида, что помогает развивать и мелкую моторику, и эстетические чувства и вкус; слушают повествования о святых, адаптированные к данному возрасту, что развивает фонетический слух, словарный запас и кругозор; слушают и заучивают стихи и цитаты из Евангелия на церковнославянском языке, что способствует более углубленному пониманию Богослужения и прививает любовь к прекрасному русскому слову.
Дети — герои нашего времени
«Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Между тем великое учение о становлении добродетелей формулируется в творениях святых отцов начиная с первых веков христианской эры. Это фундаментальные знания, которые имеет Церковь и о которых современный мир, светская наука не подозревают»9.
С каждым днем растет армия современных лжегероев, созданных с целью уловить в свои сети наших детей. Голос разума, правды, добра теряется сегодня в общем информационном шуме. Дети, родители, преподаватели не могут в одиночку противостоять этому натиску. Не всегда сегодня и мы — взрослые и родители — можем быть примером для наших детей, достойны того, чтобы охранять и оберегать их с полным осознаем ответственности в несении своей воспитательной миссии. И это большая радость и эффективная помощь, если друзьями и наставниками наших детей станут святые отцы, которые являются выдающимися просветителями человечества, высочайшим примером духовного становления личности и практического благочестия. Пусть наши дети «будут такими умными, как равноапостольные Кирилл и Мефодий, будут жертвенными, как мученик Георгий Победоносец или мученицы Вера, Надежда и Любовь, будут
9 Киприан (Ященко), игумен. Указ. соч. С. 7.
42
преданными Отечеству, как благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, служат вере, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский, обличают порок, как блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская»10.
Важно помнить, что эта борьба за наших детей сегодня настолько же трудна, насколько необходима. «Православная педагогика признает реальность духовной основы человека и реальность духовного мира как мира духов, в том числе и духов демонических»11. Враждебный натиск велик, а время ограниченно: после исполнения ребенку семи лет повлиять или исправить что-то будет уже нелегко.
«А мы поблагодарим Господа и Пресвятую Матерь Его за то, что не забывают они нас, таких невнимательных, предавшихся житейской суете, очень часто — несчастных, а еще чаще — неблагодарных. Не забывают — и посылают к нам помощников и заступников, освещающих сиянием своей святости наш путь во тьме. Посылают нам свет чистого детства. Ведь каждый святой в душе — ребенок.»12.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, воспитание дошкольников, дошкольное образование, христианская педагогика, христианская антропология, дегероизация, расчеловечивание, христианские ценности, жития святых, нравственное здоровье, духовная личность.
The Importance of Saints' Image in the Shaping of Spiritual and Moral Outlook of a Child
S. Kravchenko, E. Bolotova
The article focuses on the problem of spiritual and moral education of a child in modern world. The authors analyze the phenomenon of deheroization and its effect on the development of spiritual and moral outlook of a child. According to the authors the root of the problem can be seen in the oversaturation of our life with media images that undermine the traditional perception of the moral ideal and the system of values. Throughout history universal values were established in culture through the life stories of heroes — personalities that embody outstanding personal qualities, a hero was an example to follow. That ideal reached its greatest height in the images of Russian saints. In the 20th century the phenomenon of so-called "deheroization" appears. It's the destruction of all essential heroic features and their replacement with pseudo-heroic — an image of a false hero that establishes sinful human nature as normal and ideal. Meanwhile, the perception of true essence of the person and his spiritual mission is lost. So, through "deheroization" the process of dehumanization takes place. Calamitous aftereffects of
10 Остапенко, Хагуров. Указ. соч. С. 69.
11 Шестун Е., прот. Православная педагогика: Учеб. пособие. М., 2002. С. 45.
12 Кравцова М. Дети и Бог: Мысли о детской вере. М., 2009. С. 108.
that process for humanity, society and human culture are evident. The problem should be tackled urgently on the early stages of character development. The article presents a number of reasons, according to which neither parents' efforts nor noble ideas of preschool educational centers do not bring substantial results. The authors emphasize the importance of purposive, step-by-step replacement of false heroes' images with those of real heroes that influence a child's perception of a real human being, the way he was designed by God. As a trustworthy remedy for spiritual life of a family and child we offer to turn to the tradition of children education that sets the lives of the saints as examples. Their lives allow the child to comprehend the principles of Christian anthropology and see the power of true spiritual life of a human being — personality of high moral standards, citizen and patriot of his Motherland.
The article introduces specific experience of teaching the subject "The Lives of the Saints" to preschoolers in the Orthodox family center "The Seed of Faith" (Krasnodar). The article includes the structure of work program. It concludes that principles of Christian pedagogy are indispensable in the process of children education.
Keywords: spiritual and moral education, raising preschoolers, preschool education, Christian pedagogy, Christian anthropology, deheroization, un-humanization, Christian values, the lives of the saints, moral health, spiritual personality.
Список литературы
1. Бабенко О. А. Образ героя в литературе. Автореф. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1999. URL: http://www.dissercat.com/content/obraz-geroya-v-kulture.
2. Киприан (Ященко), игумен. Воспитание добродетели. Святоотеческое учение о добродетелях — основа духовно-нравственного становления личности: Лекции и интервью, воспоминания. М., 2014.
3. Кравцова М. Дети и Бог: Мысли о детской вере. М., 2009.
4. Маслов Н. В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. М., 2013. Т. 1.
5. Остапенко А. А., Хагуров Т. А. Человек исчезающий: Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования. Краснодар, 2012.
6. Склярова Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 20-40.
7. Шестун Е., прот. Православная педагогика: Учеб. пособие. М., 2002.