Научная статья на тему 'Взывать к совести или пробудить её?'

Взывать к совести или пробудить её? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
811
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / CONSCIENCE / СТУДЕНТ / STUDENT / ВРАЧ / DOCTOR / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фаращук Николай Федорович, Цюман Юлия Петровна

В настоящее время, в условиях духовно-нравственного кризиса общества в целом, из сознания врача в его профессиональной деятельности вымывается такое понятие как совесть. Само понятие «оказание медицинских услуг, принятое в современном здравоохранении, практически несовместимо с такими свойствами души как милосердие и сострадание. Однако всем понятно, что духовно-нравственная составляющая личности врача должна мотивировать его поступки и действия не только в соответствии с законодательством, различными правилами медицинской этики, но главное, и по совести. Совесть, как голос нашего внутреннего «я, является врожденным чувством каждого человека. Но степень развития и проявления этого чувства у каждого индивидуума совершенно неодинакова. Поэтому первой задачей педагогов в медицинском вузе в этом плане является пробудить в студентах это чувство добра и зла, отвращение от лжи, любовь к ближнему. Эта деятельность напрямую не предусмотрена государственными образовательными стандартами, но формирование духовно-нравственных компетенций выпускника медвуза нужно начинать с первого курса, используя для этого каждую встречу со студенческой аудиторией, а также организуя и проводя различные неформальные мероприятия в рамках воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO APPEAL TO THE CONSCIENCE OR TO WAKEN IT?

In the current climate of spiritual and moral crisis of society as a whole consciousness doctor in his professional activity removed such a thing as a conscience. The concept of "medical services" received in modern health care, almost incompatible with the properties of the soul as mercy and compassion. However, everyone understands that the spiritual and moral component of personality physician should motivate his deeds and actions, not in only in accordance with the laws of various rules of medical ethics, but the main thing the conscience. Conscience is voice of our inner "I" is an innate sense of each person. But the degree of development and manifestation of the feelings of each individual differs. Therefore, the first task of teachers in medical school in this regard is to awaken in students a feeling of good and evil, disgust from lie, love for one's neighbor. This activity is not directly provided by state of educational standards, but the formation of spiritual and moral competences of graduates from institute of higher medical education needs to start with the first course using this purpose wheatear this meeting with the student audience, as well as organizing and conducting various informal activities within the educational work.

Текст научной работы на тему «Взывать к совести или пробудить её?»

УДК 614.253

ВЗЫВАТЬ К СОВЕСТИ ИЛИ ПРОБУДИТЬ ЕЁ? © Фаращук Н.Ф., Цюман Ю.П.

Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме: В настоящее время, в условиях духовно-нравственного кризиса общества в целом, из сознания врача в его профессиональной деятельности вымывается такое понятие как совесть. Само понятие «оказание медицинских услуг», принятое в современном здравоохранении, практически несовместимо с такими свойствами души как милосердие и сострадание. Однако всем понятно, что духовно-нравственная составляющая личности врача должна мотивировать его поступки и действия не только в соответствии с законодательством, различными правилами медицинской этики, но главное, и по совести. Совесть, как голос нашего внутреннего «я», является врожденным чувством каждого человека. Но степень развития и проявления этого чувства у каждого индивидуума совершенно неодинакова. Поэтому первой задачей педагогов в медицинском вузе в этом плане является пробудить в студентах это чувство добра и зла, отвращение от лжи, любовь к ближнему. Эта деятельность напрямую не предусмотрена государственными образовательными стандартами, но формирование духовно-нравственных компетенций выпускника медвуза нужно начинать с первого курса, используя для этого каждую встречу со студенческой аудиторией, а также организуя и проводя различные неформальные мероприятия в рамках воспитательной работы.

Ключевые слова: совесть, студент, врач, духовно-нравственное воспитание, православие

TO APPEAL TO THE CONSCIENCE OR TO AWAKE IT? Farashchuk N.F., TsyumanYu.P.

Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

Summary: In the existing climate of spiritual and moral crisis of the society from the doctor's mind and in his professional activity such a notion as conscience is being removed. The concept of "medical services" developed in modern Health Care, almost incompatible with the properties of the soul as mercy and compassion. However, everyone understands that the spiritual and moral component of personality of a physician should motivate his\her behavior and actions, not in only in accordance with the laws of various rules of medical ethics, but with a more significant thing such as conscience. Conscience is a voice of our inner "I" is an innate sense of each person. But the degree of development and manifestation of the feelings in each individual differs. Therefore, the first task of medical teachers in this regard is to awaken in students a feeling of good and evil, disgust from lie, experience love for one's neighbor. This activity is not directly provided by existing educational standards, but the formation of spiritual and moral competences of medical graduates should start with the first year using for this purpose any meeting with the students as well as organization and conduction of various social activities within educational work.

Key words: conscience, student, doctor, spiritual and moral education, orthodoxy

Современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, в связи с которым в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека. Сегодня эта проблема в системе современного воспитания приобретает все большее значение. Время ставит педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со студентами в связи с обострением духовно-нравственной атмосферы в обществе. Проблема, как говорится, назрела и даже перезрела. Сегодня уже всем ясно, что российское практическое здравоохранение нуждается в духовном возрождении. В горячке глобальных социальных преобразований отечественное врачевание лишилось многовековой духовной традиции. Из душепопечительской медицина трансформировалась, мягко говоря, в назидательную, сугубо прагматичную. Особой заботы требует молодое поколение врачей. Родившись и сформировавшись в условиях духовно-идеологического вакуума, многие зачастую просто не способны реализовать мотив высокого служения страждущему человеку. В искоренении «плевел» приоритетную роль должна играть грамотно построенная система духовной подготовки врача [9]. По мнению И. Григовича, д.м.н., проф., заслуженного врача РФ, зав. кафедрой педиатрии и детской хирургии Петрозаводского

73

государственного университета, 6 лет обучения в медицинском вузе необходимо использовать и для расширения общего гуманитарного кругозора студентов. Самая главная трудность в том, что медицина - лишь одна из отраслей государственного устройства, и чрезвычайно сложно добиться повышения уровня нравственности в одной отрасли на фоне беспредела в других [4]. Перед преподавателями стоит важная задача воспитания не только компетентного специалиста, но и духовно развитой личности с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями [14]. Вне зависимости от того, какие нравственные устои лежат в основе существования общества, будь то закон Божий, правовые нормы или этическое учение, всякий человек должен осознавать их и принимать как необходимое основание в своих поступках, чувствах и мыслях [6]. Крупный австрийский психолог В. Франкл говорит: «Воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации» [1].

Моральные требования, адресованные врачу как члену общества, в каждую историческую эпоху обретали свои характерные отличия. Религиозные, культурные, социальные, экономические традиции различных народов формировали понимание нравственных норм и оценок работы врача. Главный же моральный принцип - облегчение страданий больного человека, как правило, оставался неизменным [8]. Уникальный положительный вклад в развитие моральных традиций врачевания внесло христианство. Оно очистило медицинскую науку от всякого рода ложно-мистических, мифологических, языческих и откровенно сатанинских воззрений и техник, обогатило профессию врача своим учением о человеке, его природе и личности, о духовном смысле болезни и врачевания. В рамках христианского вероисповедования родилась неповторимая, христиански ориентированная этическая и духовная культура врача [8, 10, 17].

Тема «Православные ценности в современном мире» обсуждалась на межвузовской конференции, проходившей в Самаре 5 октября 2008 г. Она была посвящена 150-летию духовной семинарии и проходила под эгидой совета ректоров вузов Самарской области, возглавляемого Г. Котельниковым, заслуженным деятелем науки РФ, лауреатом Государственных премий РФ и премии Правительства РФ, академиком РАМН и вызвала особый интерес у будущих врачей. Ведь те, кто исцеляет, должны иметь чистые души и помыслы, понимать свою высокую ответственность, быть чуткими к тем, кто нуждается в помощи, уметь творить благо [13]. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий считает, что «хирург архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) являет дивный пример сочетания глубокой веры, которая помогла ему с чистой совестью пройти через мучения сталинских застенков, с трудами выдающегося хирурга и ученого. Священноисповедник Лука своим подвигом продолжил деяния древних святых врачей-бессребреников, своим служением в церкви помогая людям спасать душу и, в то же время, за операционным столом врачуя тела подчас безнадежно больных» [11].

Весьма интересные данные социологического опроса в Москве и Московской области о взаимодействии российской медицины и русского православия представила на Рождественских чтениях А. Черкасова, д.м.н., зав. медицинским сектором отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московской патриархии. Выступая с докладом на конференции «Церковь и медицина: от диалога к партнерству», она сообщила, что всего было опрошено 500 респондентов. Анонимная анкета для пациентов и медицинских работников, различных лечебно-профилактических учреждений (400 человек) и программа интервью священнослужителей (100) включали 3 основные части, 1-я из которых была посвящена медицине, 2-я - религии, 3-я - взаимодействию между ними. Всего в каждой анкете и в программе интервью было около 60 вопросов. По словам А. Черкасовой, верующими признали себя 67,3% пациентов, из которых 81,5% указали своим вероисповеданием православие. «Получилось, что православных больше, чем верующих, - заметила докладчик. - Парадокс? Наверное, парадокс. Он связан с тем, что некоторые респонденты на вопрос, являются ли они верующими, отвечали «нет», «скорее нет» или «затрудняюсь ответить», а потом на вопрос о вероисповедании указывали православие». Среди медицинских работников (а среди них были не только врачи, но и средний и младший медицинский персонал) верующими признали себя 71,8% респондентов. В качестве своего вероисповедания 82,5% из них указали православие. Сотрудничество государственной системы здравоохранения с Русской православной церковью считают полезным явлением для системы здравоохранения и в целом для общества 76% медицинских работников. Мнение священнослужителей (в основном священники и несколько диаконов, архиереев среди опрошенных не было) таково: сотрудничество с церковью считают полезным 96% опрошенных [21]. По-видимому, не менее плодотворным чем сотрудничество православных врачей и церкви может стать и приобщение студентов к православной вере и моральным ценностям христианства, таким как совесть, сострадание, любовь к ближнему.

Совесть - одно из проявлений нравственного самосознания, голос нашего внутреннего «я», помогающий различать добро и зло, чувствовать и осознавать свою ответственность за себя и за

других. По определению В.И. Даля: «Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка, способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития» [5]. По И. Канту: «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону». Как пишет Патриарх Москвы и всея Руси Кирилл: «Господь предусмотрел наличие в душевной организации человека особо чувствительного инструмента, именуемого совестью. Если мы живем по совести, если прислушиваемся к ее голосу, то исполняем нравственный закон» [15]. Воспитать совестливость - значит помочь человеку регулировать свои отношения к окружающему миру и самому себе с позиций высоких нравственных требований. Современное общество требует специалиста, который в своей деятельности будет сочетать профессиональные и нравственные составляющие своей личности. Известный французский исследователь Ж.-П. Массю пишет «...Бессильный перед лицом грозящей его смерти, пациент понимает, что его единственный шанс в том, чтобы довериться знаниям и совести врача. Степень доверия пациента прямо пропорциональна совестливости врача, его репутации честного человека и хорошего специалиста» [7].

Постепенно в обществе произошла подмена понятий - «врачебное милосердие» у нас было забыто и заменено на «медицинскую помощь», хотя помогать можно без жалости и сострадания. Наконец, и «медицинскую помощь» превратили в «медицинские услуги». «Сейчас все чаще проявляются черты, прежде несвойственные традиционному образу русского доктора, - говорит врач-реаниматолог, главный редактор журнала «Московское здравоохранение» А. Крылов-Толстикович. - Раньше врач и больной были союзниками в своей борьбе с недугом. Каждый медик был обязан честно и бескорыстно исполнять свои союзнические обязательства. Конечно, в какой-то степени партнерские отношения лечащего доктора и пациента сохраняются и сегодня хотя бы в силу профессионального врачебного статуса. Однако то, что прежде обязан был безвозмездно исполнять любой медицинский работник - от санитара до академика, отныне сделалось объектом рыночных отношений, медицина стала предметом купли-продажи. Всеми чиновниками повсеместно официально употребляется термин «медицинские услуги», а за услуги, как известно, принято платить. Будущие врачи уже на студенческой скамье выбирают специализацию, исходя не из научного или профессионального интереса, а исключительно руководствуясь соображением, где «больше платят». Я считаю, что каждый порядочный человек вне зависимости от образования, национальности, социального положения должен быть умным, добрым, а главное, жить, в согласии со своей совестью, ведь совесть это не что иное, как псевдоним Бога». [3]. Здесь уместно привести выдержки из книги одного из авторов этой статьи [18]:

В ряду советников родных и всевозможных Всегда ставь собственную совесть впереди, Прислушайся к ней - это голос Божий, Нелицемерный суд в твоей груди.

Как стыдно первый раз солгать и взять чужое.

Нам совесть Господом с рождения дана.

Жаль, с юных лет, не знавшая покоя, Потом все реже восстает она.

Не следует считать, что авторы этой статьи опираются только на христианские представления о сущности и происхождении совести. Приведем и чисто научные данные по этой проблеме. Известный советский генетик В.П. Эфроимсон в своей книге [23] писал об альтруизме как генетически детерминированной составляющей жизни высших существ и приводил примеры альтруизма, взаимопомощи и самопожертвования в среде даже диких животных. Вслед за ним В. Гусев, новосибирский биофизик, к.б.н., ст. научный сотрудник Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН в одной из своих последних работ, которая называется «Генетический код -игра случая или фундаментальный закон природы?» [24] считает, что понятия добра и зла, любовь, жалость, привязанность не приобретаются высшими существами в ходе жизни, а «прочитываются» ими, будучи изначально заложенными в геном. Возможно, даже само отличие высшего животного от, скажем, инфузории или червя как-то связано с присутствием информации о добре в геноме. В. Гусев также считает, что в генетической последовательности должны присутствовать базовые понятия об этике, морали, предрасположенность человека к установлению и соблюдению духовно-нравственных законов. Правила игры между разумными существами, одним словом [12]. По выражению Ч. Дарвина, «самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть».

Есть ли поводы апеллировать к совести студента-медика на начальных курсах на теоретических кафедрах? Сплошь и рядом. Любое общение людей, а тем более в педагогическом процессе, происходит иногда в неуловимой, а часто в явной тональности совестливости или наглости.

Пример 1. На лекции 2-3 студента начинают разговаривать между собой, и проблема даже не в том, что их не интересует предмет, а больше в том, что они мешают другим студентам и лектору. Вынужден прервать лекцию и, обращаясь к виновникам паузы, взывать к их совести. Но им часто не понятно, причем тут совесть. Они не понимают, что лектор, человек в 3-4 раза старше их, начинает нервничать, должен прилагать лишние эмоциональные и интеллектуальные усилия, чтобы сохранить логику изложения. Особо неугомонных приглашаю после лекции для беседы в кабинет. Никогда я не услышал от студентов слов, что им стыдно за свое поведение. Они могут сказать, что они больше так не будут вести себя, а думают только о том, чтобы после такого персонального разговора не было никаких неприятных для них последствий.

Пример 2. Студент во время экзамена достает шпаргалку, пытается воспользоваться какими-то техническими средствами, спрашивает непонятное у соседа. Объясняю - все эти действия обусловлены не желанием приобрести знания и сдать экзамен, а попыткой обмануть экзаменатора, и это бессовестное поведение. Редко кто извинится от души за явный обман, чаще всего просьба о снисхождении или упорный отказ в том, что списывал, разговаривал, достал шпаргалку, но не успел списать и т.д. То есть пытаются доказать, что момента обмана не было. Говорю: «Может быть я не прав, но возьмите другой билет и постарайтесь быть честным, потому что обман на первом, втором курсе превратится затем в обман врачом пациента, когда ставится неправильный диагноз, назначается неправильное лечение, не признаются свои ошибки во врачебной деятельности, когда назначают избыточное платное лечение, для того, чтобы получить максимальную выгоду». Как пишут лауреат премии Правительства РФ, д.м.н., проф. Б. Мошович и канд.мед.наук А. Авдейчев: «Всем нам знакома ситуация, когда самоуверенному врачу-нахалу противостоит пациент - «доверчивый осел». Самоуверенностью не обделены нередко молодые врачи, считающие, что, получив диплом и сертификат, они владеют всем комплексом профессиональных навыков «по определению» [16]. О шпаргалках и других хитростях, которые применяют студенты, чтобы написать контрольную работу, сдать зачет или экзамен, говорят все преподаватели кафедры. Какие только варианты обмана они не демонстрируют. Можно выделить 2 большие группы шпаргалок: письменные и технические. Распечатанные на принтере и скачанные из интернета шпаргалки входят в группу письменных, к техническим относятся: сотовый телефон + наушник, сотовый телефон со шпаргалками в памяти, сотовый телефон + интернет, специально настроенные калькуляторы.

Был проведен опрос 120 студентов, чтобы установить, какими шпаргалками они пользуются и где их прячут. Оказалось, что 37% опрошенных прячет их в карман халата, 25% - под тетрадь, 10% -под часы или в рукав, 7% - пишут на руке или других частях тела (ногтях и т.д.), 5% - под юбку, 5% - записывают на тр3 плеер или телефон, 2% - прячут в лиф, 2% - в ухо. Также выяснилось, что 71% опрошенных пишут шпаргалки на маленьком клочке бумаги сами, 11% - пользуются покупными, 7% - имеют целый блокнот или тетрадь шпаргалок по всем предметам, 5% -записывают информацию на тр3 плеер или телефон. Остальные же пользуются своими оригинальными методами (например, шпаргалка, написанная на линзах очков с внутренней стороны). Что качается англоязычных групп, на первом месте у студентов все-таки использование технических шпаргалок. Откуда это? Конечно же, из школы. В какой-то степени это было всегда, но сейчас это стало особенно наглядно, потому что итоговая аттестация в виде ЕГЭ по своей сути предполагает возможность использования различных методов угадывания правильных ответов. Это психология попадания в правильный ответ вытесняет извечную парадигму освоения, понимания и воспроизведения нужных знаний. Существует и применяется несколько определений отношения к учебе: старательное, тщательное, настойчивое, упорное, плодотворное, прилежное и т.д. Но мы считаем, что самым точным определением в обучении врача должно быть слово «добросовестно», чтобы не было стыдно перед коллегами, преподавателями и будущими пациентами за свое невежество. Однако, я никогда не слышал от студента слов: «Мне стыдно за свои знания». Как сказал апостол Павел, «...ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно» (Послание к Евреям 13:18) [2].

Пример 3. Поднимаюсь по лестнице на кафедру. На площадке стоят юноша и девушка обнявшись, тесно прижимаясь друг к другу. Вокруг ходят студенты, преподаватели - ноль внимания. Мне стыдно и неудобно подойти и сказать им: «Разлепитесь, это неприлично, это не клуб, а храм науки». Отвожу глаза и прохожу мимо. Но в душе остается неприятный осадок и ощущение собственной вины: мы что-то недоделываем, упускаем что-то важное в своей работе.

Можно приводить и другие примеры. Например, у входной двери в академию группа студентов проходит сплошным потоком через двери, не пропуская стоящего у входа, пусть незнакомого, но по внешнему виду явно пожилого человека. И даже если это не профессор, какая разница? Хотя и с профессорами бывает то же самое.

Учитывая все вышесказанное, пробуждение совести, которая, как утверждает наука, заложена в генетическом коде человека, должно явиться одной из основных проблем воспитательной работы среди студентов. «Высшая школа, - говорит И. Шамов, д.м.н., проф., зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней Дагестанской государственной медицинской академии, - призвана быть не только кузницей кадров, но источником гуманистических знаний и нравственного воспитания -центром подлинной культуры. Увы, в нашем мире, помешанном на материальных ценностях, совесть - нелегкое и невыгодное бремя. Честность и порядочность нынче не в моде» [20].

Самое главное в духовно-нравственном воспитании студентов-медиков - привить им такие ценностные ориентации и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни и практике они руководствовались бы принципами совести и сострадания. Именно это позволит будущему врачу видеть в больном человеке неповторимую, духовную и при этом страдающую личность с правом выбора собственной позиции, а не просто бездушный материал для научно-исследовательской или лечебно-диагностической работы. Следовательно, воспитание врачебной совести является стержнем профессионального сознания и деятельности врача [8].

По выражению В. Даля, «наука образовывает ум и знания, но не всегда нрав и сердце». «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:26,27) [2]. Человек, созданный по образу Божию, предназначен к тому, чтобы как личность уподобить себя Богу [15]. В этом и состоит содержание и смысл слова «образование», потому что «образ» является корнем этого слова.

Заключение

Согласно современным образовательным стандартам подготовки врача выпускник должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК) [19]. Так, например, ОК-1 предполагает владение способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Но все это не охватывает или совершенно не касается той проблемы, о которой мы говорим. Было бы правильным, если бы в стандартах образовательных программ врача стояла задача приобретения духовно-нравственных компетенций. Однако это можно сделать и не в рамках стандартов. Так, например, в Архангельске на базе Северного государственного медицинского университета создан и функционирует общественный факультет ментального здоровья. Факультет аккумулирует мультидисциплинарные подходы к духовно-нравственному воспитанию, направленные на развитие нравственного сознания студентов [22]. Пример того, что в системе воспитательной работы в медицинском вузе есть широкие возможности организовывать мероприятия духовно-нравственной направленности, основанные на современных достижениях в области культуры, искусства, психологии, этики и деонтологии, использовать опыт и наследие известных русских и российских врачей. Но все же, главное - это не забывать о воспитании личности будущего врача, духовно-нравственной составляющей его внутреннего облика на каждом практическом занятии, лекции, зачете, экзамене, научном студенческом обществе и просто при любой встрече со студентом или студенческой аудиторией.

Обращаясь вновь к заголовку статьи, следует признать, что во многих случаях, прежде чем взывать к совести молодого человека, надо ее пробудить, заставить его прочитать то, что заложено в его собственном генетическом коде.

Литература

1. Аверин В. А. Психология в структуре высшего медицинского образования: Дис. ... док. психол. наук: СПб., 1997. - 322 с.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета в русском переводе с приложением. - 2-е изд. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1983. - 2536 с.

3. Блиев Ю. Совесть - это псевдоним Бога... // Мед. газета. - №37 от 22.05.2009. - С. 16.

4. Григович И. Не клянитесь всуе // Мед. газета. - №33 от 08.05.2013 - С. 6.

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М., 2002. - 736 с.

6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - С. 19.

7. Зорин К. Доверять надо знаниям и совести // Мед. газета. - №49 от 05.07.2013. - С. 10.

8. Зорин К. Осмысливая суть врачевания. Мед. газета. - №50 от 13.07. 2012. - С. 11.

9. Зорин К. Ухабы на пути к гуманному врачеванию // Мед. газета. - №7 от 31.01.2014 - С. 7.

10. Зорин К.В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание. - М., 2000. - 188 с.

11. Иванов А. Формула здоровья - в разумной умеренности во всем. // Мед. газета. №24 от 03.04.2009. - С. 7.

12. Лахина Н. Генетический код - ровесник вселенной? // Мед. вестник. - 2005. - Т.313, №6. - С. 10.

13. Любимова Л. Согревать ладонью ладонь // Мед. газета. - №86 от 14.11.2014. - С. 11.

14. Маяковская Н.В. Профессиональное воспитание будущего врача в медицинском вузе на основе аксеологического подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2012 - 24 с.

15. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Слово пастыря. - 2-е изд. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2005. - 424 с.

16. Мошович Б., Авдейчев А. Нечего на зеркало пенять // Мед. газета. - №62 от 21.08.2013. - С. 6.

17. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - М., 1998. - 105 с.

18. Фаращук Н.Ф. Прочти, если не веришь. - Смоленск: Свиток, 2013. - 376 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»), утв. пр. Минобразования РФ от 08.11.2013 №1118 - 49 с.

20. Шамов И. Призвание: да, но. // Мед. газета. - №36 от 17.05.2013. - С. 10.

21. Щеглов К. Больничный храм // Мед. газета. - №1 от 12.01.2011. - С. 15.

22. Щеглов К. Дом, в котором живет тепло // Мед. газета. - №61 от 16.08.2013. - С. 11.

23. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. - СПб.: Талисман, 1995. - 288 с.

24. Gusev V.A., Schulze-Makuch D. Genetic code: Lucky chance or fundamental law of nature? // Physics of Life Rev. - 2004. - V.1, N3. - P. 202-229.

Информация об авторах

Фаращук Николай Федорович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей и медицинской химии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: obmedhim@sgma.info

Цюман Юлия Петровна - старший преподаватель кафедры общей и медицинской химии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: obmedhim@sgma.info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.