Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА'

ПОНИМАНИЕ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОПОНИМАНИЕ / ПРИЗНАКИ ПРАВА / ПРАВО И НРАВСТВЕННОСТЬ / М.Н. КАПУСТИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьева Л.Л., Палеха Р.Р., Кочконян Д.Ю.

Статья представляет собой краткий обзор взглядов о праве известного отечественного правоведа XIX века Михаила Николаевича Капустина. Обращено внимание на неразрывную связь представлений о праве, человеке и обществе; указывается на связь права с историей и политикой; исследуется взаимосвязь права и нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соловьева Л.Л., Палеха Р.Р., Кочконян Д.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING OF LAW IN THE VIEWS OF THE RUSSIAN JURIST M.N. KAPUSTIN

The article is a brief overview of the views on the law of the famous Russian jurist of the XIX century Mikhail Nikolaevich Kapustin. Attention is drawn to the inextricable connection of ideas about law, man and society; the connection of law with history and politics is pointed out; the relationship of law and morality is investigated.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА»

Теоретико-исторические правовые науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_81

ПОНИМАНИЕ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА

UNDERSTANDING OF LAW IN THE VIEWS OF THE RUSSIAN JURIST M.N. KAPUSTIN

СОЛОВЬЕВА Лариса Леонидовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

ПАЛЕХА Роман Робертович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: paleharr@mail.ru;

КОЧКОНЯН Дарья Юрьевна,

студентка юридического факультета,

Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: darya.kochkonian@yandex.ru;

Solovyova Larisa Leonidovna,

Candidate of Law, аssistant professor of chair of theory and history of law and state The Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh). 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

Palekha Roman Robertovich,

oandidate of law, assistant professor, аssistant professor of chair of theory and history of law and state The Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh). 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: paleharr@mail.ru;

^chkonian Daria Yurievna,

student of the Faculty of Law The Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh). 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: darya.kochkonian@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья представляет собой краткий обзор взглядов о праве известного отечественного правоведа XIX века Михаила Николаевича Капустина. Обращено внимание на неразрывную связь представлений о праве, человеке и обществе; указывается на связь права с историей и политикой; исследуется взаимосвязь права и нравственности.

Abstract: The article is a brief overview of the views on the law of the famous Russian jurist of the XIX century Mikhail Nikolaevich Kapustin. Attention is drawn to the inextricable connection of ideas about law, man and society; the connection of law with history and politics is pointed out; the relationship of law and morality is investigated.

Ключевые слова: право, правопонимание, признаки права, право и нравственность, М.Н. Капустин.

Keywords: law, legal understanding, signs of law, law and morality, M.N. Kapustin.

Для цитирования: Соловьева Л.Л., Палеха Р.Р., Кочконян Д.Ю. Понимание права в воззрениях российского правоведа М.Н. Капустина //Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 81-82. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_81.

For citation: Solovyova L.L., Palekha R.R., Kochkonian D.Yu. Understanding of law in the views of the Russian jurist M.N. Kapustin // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 81-82. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_81.

Статья поступила в редакцию: 11.04.2023

В настоящее время в отечественной теоретической юриспруденции все большее внимание уделяется вопросу плюрализма современного правопонимания. Достаточно обоснованной является точка зрения Р.Р. Палеха, считающего, что «современная юридическая наука в области правопонимания представляет собой противоречивую картину концептуальных подходов. Отечественные правоведы после длительных дискуссий о природе и сущности права и взаимной критики позитивистской, психологической, социологической теории права, философии права и теории естественного права пришли к компромиссному выводу о том, что плодотворное решение исследуемых проблем может быть найдено на путях интегративного подхода в правопонимании» [1].

Современные российские правоведы в своем интеллектуальном поиске сущностных основ права, все чаще опираются на комментарии известных теоретиков, философов прошлых столетий. Такого рода обращение к историко-правовым воззрениям ученых на проблемы правопонимания имеет особую ценность и значение в дальнейшем поиске истины, выявлении особенностей происхождения права, его понятия и сущности. В этой связи, особый интерес представляют воззрения о праве известного отечественного правоведа XIX века Михаила Николаевича Капустина.

М.Н. Капустин в своем научном труде «Теория права (общая догматика)» [2], опубликованном в 1868-1869 гг., предпринял попытку обосновать некоторые догматические основы права, опираясь на материалы по большей части иностранных исследований исторической, юс-натуралистской школ правопонимания.

В первую очередь автор указывал на неразрывную связь представлений о праве, о человеке, об обществе. Опираясь на основы юснату-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

ралистского подхода к пониманию права, М.Н. Капустин также как и известный древнегреческий философ Аристотель и голландский юрист, государственный деятель Г. Гроций убежден был в том, что общество есть то нравственное, идеальное, юридическое, в сохранении и развитии которого участвуют все его представители. Отсюда жизнь человека и общества слагается из множества фактов исторических, физиологических, нравственных, в том числе и юридических. Для того, чтобы эти факты не имели характер случайных и без ущерба общей гармонии развития жизни, для ограждения жизни от таких случайностей, необходима сила, устанавливающая порядок, то есть право - это сила, дающая направление этим фактам.

Определяя роль и значение права в жизни общества, М.Н. Капустин утверждал, что «без права немыслимо никакое общежитие, никакое совместное проявление в жизни... понятие о праве возникает тот час как скоро силы и потребности становятся во взаимное отношение... Право современно обществу и человеку, и сознание о нем развивается и крепнет по мере развития личного и общественного самосознания» [2, с. 5].

По мнению правоведа, право теснейшим образом связано с историей, которая указывает на постоянную работу человеческого ума в постижении законов общественной жизни. История учит через критику и сопоставление различных точек зрения, в том числе о праве, и дает возможность сделать более верные заключения и достигнуть истинного понимания права. Как выразился сам автор, «история права показывает как известные силы и потребности приходили между собой в борьбу и взаимно определяли себя.; история указывает, что общественный и юридический порядок. изменяются в строгой последовательности; чем больше выясняется значение сил, тем возможнее полное выражение идеи права» [2, с. 58].

Понимание права его сущности правовед исследовал также через теснейшую связь последнего с политикой, считая ее одной из сторон права. Политика должна находиться в полном согласии с правом, утверждает автор, потому как именно в политике сосредотачивается знание догмы права, его истории, происходит «примирение» теории с практикой.

М.Н. Капустин разделял точку зрения многих иностранных и отечественных правоведов и философов [3] о теснейшей взаимосвязи права с нравственностью. Право, как утверждал правовед, «есть справедливость в приложении к жизненным отношениям. есть нравственная сила, охраняющая те отношения между лицами в которых осуществляются блага жизни. служит выражением жизненной правды. Указывая необходимые формы человеческой деятельности, право, подобно личной нравственности, служит руководящей силой жизни и образует нравы» [2, с. 58].

Исследуя право как сложное, многогранное явление большое внимание М.Н. Капустин уделял пониманию сущности и формы права, которые раскрывал через такие категории как объективное право в его основной идее и субъективное право в различных юридических отношениях.

Причем, объективное право существует для нравственной жизни субъектов, а субъективное - получает свое определенное, конкретное содержание в юридических институтах [2]. Право в субъективном смысле есть те самые пределы, в которых субъект «может проявлять себя безусловно и которые он должен охранять не только против других, но и против самого себя» [2, с. 64]. Примером субъективного права служит право на выражение мыслей, право приобретения имущества, право субъектов на заключение договора, право на участие в суде присяжных и пр. Объективный характер права автор связывал с такими нравственными областями как труд, любовь (религия, как выражение любви), а также справедливость (равенство и беспристрастие как выражение справедливости). Нравы служат источником обычаев и, соответственно, права. Поддерживая идеи исторической школы права, М.Н. Капустин также как и основоположники и последователи данной научной школы правопони-мания видел в нравах выражение объективного духа, а вместе с тем и источник права. В нравах сосредотачиваются все направления человеческой деятельности: международные отношения, торговые сделки, брачно-семейные отношения и пр. Иногда право вступает в борьбу с нравами, например, через издание законов о запрете роскоши, азартных игр. В свою очередь нравы видоизменяют право.

М.Н. Капустин исследовал право как направляющую силу деятельности, которая охраняет блага во взаимных отношениях между лицами. Из данного определения вытекают основные отличительные от иных социальных регуляторов свойства права. Так, право регулирует отношения физических и юридических лиц. Право ограничивается охраной движущих сил в их внешнем выражении. Право касается непосредственно человеческих действий, значение которых определяется отношением к благу через созидание либо через разрушение. При этом благо -конечная цель, а действия есть содержание права. Соответственно, целью права (формального определения деятельности) служит достижение средств для развития человека. Другими словами, конечная цель права - жизнь человека как высшее благо.

Право охраняет только те интересы, которые непосредственно связаны с жизнью и противодействует стремлениям, которые разрушительно действуют на жизнь. Справедливость дает праву характер нравственной направляющей силы и возвышает его над условностями и формальностями. Как выразился М.Н. Капустин, «в своей идее право есть не что иное, как справедливость в приложении к жизненным отношениям» [2, с. 58].

Таким образом, под правом М.Н. Капустин понимал нравственную силу, охраняющую те отношения между лицами, в которых осуществляются блага жизни. Право, по мнению правоведа, служит выражением жизненной правды, руководящей силой жизни и образует нравы. При этом, признавая силу, право отрицает насилие в форме самоуправства, обмана и принуждения.

Библиогра фия:

1. Палеха Р.Р. Интегративный подход в правопонимании: история зарождения идей и современное состояние // Правосудие. 2020. Т. 2, № 1. С. 116.

2. Капустин М.Н. Теория права (юридическая догматика). В 2 т. Т. 1 Общая догматика. - М.: Университетская типография «Катков и К°», 1868. 356 с.

3. Соловьева Л.Л., Павлова Е.В. Право, мораль и нравственность в воззрениях отечественных ученых конца XIX - начала XX вв. // Актуальные проблемы защиты прав и свобод личности: теория, история, практика. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Вып.15. Под ред. Н.В. Малиновской. Воронеж, ИПЦ «Научная книга», 2017. С. 81-85.

References:

1. Palekha R.R. Integrative approach in legal understanding: the history of the origin of the idea and the current state // Justice. 2020. Vol. 2, No. 1. p. 116.

2. Kapustin M. N. Theory of law (legal dogmatics). In 2 vols. Vol. 1 General dogmatics. - M.: University Printing house "Katkov and Co.", 1868. 356 P.

3. Solovyova.L.L., Pavlova E.V. Law, morality and morality in the views of Russian scientists of the late XIX - early XX centuries. // Actual problems of protection of personal rights and freedoms: theory, history, practice. Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Issue 15. Edited by N. N.V. Malinovsky. Voronezh, CPI "Scientific Book", 2017. pp. 81-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.