Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ ПРАВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ Ф.Л. МОРОШКИНА'

ПОНИМАНИЕ ПРАВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ Ф.Л. МОРОШКИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОПОНИМАНИЕ / Ф.Л. МОРОШКИН / СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА / ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВА / ЕСТЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ПРАВА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соловьева Л.Л., Палеха Р.Р., Бокова А.О.

Настоящая статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов о генезисе и эволюции права известного правоведа середины XIX века Федора Лукича Морошкина. Ф.Л. Морошкин, опираясь на идеи естественной и исторической школ правопонимания, описывает процесс эволюции права и его содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING OF LAW FROM THE POINT OF VIEW OF ITS CONTENT IN THE THEORETICAL STUDY OF F.L. MOROSHKIN

This article is devoted to a brief review of theoretical views on the genesis and evolution of law by the famous jurist of the mid-XIX century Fyodor Lukich Moroshkin. F. L. Moroshkin, based on the ideas of the natural and historical schools of legal understanding, describes the process of evolution of law and its content.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ ПРАВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ Ф.Л. МОРОШКИНА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_58

ПОНИМАНИЕ ПРАВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ Ф.Л. МОРОШКИНА UNDERSTANDING THE LAW IN TERMS OF ITS CONTENT IN THE THEORETICAL STUDY OF F.L. MOROSHKIN

СОЛОВЬЕВА Лариса Леонидовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

ПАЛЕХА Роман Робертович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: paleharr@mail.ru;

БОКОВА Алёна Олеговна,

студентка юридического факультета,

Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: a.o.bokova@gmail.com;

Solovyova Larisa Leonidovna,

Candidate of Law, аssistant professor of chair of theory and history of law and state The Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh). 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

Palekha Roman Robertovich,

oandidate of law, assistant professor, аssistant professor of chair of theory and history of law and state The Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh). 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: paleharr@mail.ru;

Вokova Alena Olegovna,

student of the Faculty of Law The Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh). 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: a.o.bokova@gmail.com

Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов о генезисе и эволюции права известного правоведа середины XIX века Федора Лукича Морошкина. Ф.Л. Морошкин, опираясь на идеи естественной и исторической школ правопонимания, описывает процесс эволюции права и его содержания.

Abstract: This article is devoted to a brief review of theoretical views on the genesis and evolution of law by the famous jurist of the mid-XIX century Fyodor Lukich Moroshkin. F. L. Moroshkin, based on the ideas of the natural and historical schools of legal understanding, describes the process of evolution of law and its content.

Ключевые слова: право, правопонимание, Ф.Л. Морошкин, содержание права, эволюция права, естественная школа права, историческая школа права.

Keywords: law, legal understanding, F.L. Moroshkin, content of law, evolution of law, natural school of law, historical school of law.

Для цитирования: Соловьева Л.Л., Палеха Р.Р., Бокова А.О. Понимание права с точки зрения его содержания в теоретическом исследовании Ф.Л. Морошкина // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 58-60. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_58.

For citation: Solovyova L.L., Palekha R.R., Bokova A.O. Understanding the in terms of its content in the theoretical study of F.L. Moroshkin // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 58-60. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_58.

Статья поступила в редакцию: 24.02.2023

Одной из тенденций развития современной отечественной теоретико-правовой науки, набравшей особую интенсивность в настоящее время, считается гносеологическое исследование проблемы понимания формы и содержания права. Учитывая многоаспектность вопроса, до сих пор не выработано необходимого системного теоретико-методологического знания в указанной области правопонимания. В этой связи, научное познание формы и содержания права остается важнейшей проблемой методологии отечественной теоретической юриспруденции.

Любое современное научное познание, в том числе и в сфере юриспруденции, обусловлено историческим и социокультурным контекстом и опирается на научные достижения ученых предыдущих исторических эпох. В связи с чем, обращение современников к комментариям известных, авторитетных отечественных теоретиков-правоведов, философов прошлых столетий о праве, представляет собой особую ценность и значение в дальнейшем поиске истины, выявлении особенностей генезиса и эволюции права, его понимания, сущности, а также формы и содержания. В этой связи, целесообразно обратить внимание на предложенную известным русским ученым-правоведом середины XIX века Федором Лукичом Морошкиным (1804-1857) интерпретацию проблемы образования права и его содержания.

По словам Ф.Л. Морошкина, образование права есть постепенное развитие человеческих способностей, обращенных на юридическую сторону природы и человека. Причем, содержание права познается через генезис и эволюцию права, которое, по мнению ученого-правоведа, в

Теоретико-исторические правовые науки

своем историческом развитии прошло три периода: 1-й - уголовно-семейственный; 2-й - политический; 3-й - гражданский. Следует отметить, что свои умозаключения правовед строил, основываясь на истории развития античных рабовладельческих цивилизаций, в частности на истории генезиса и эволюции римского права. А надежным средством усовершенствования русской юриспруденции правовед считал «дружное соединение» таких наук как философия, римское право, история российского законодательства.

Первый период - «уголовно-семейственный» - первобытная история человечества, в котором социальное управление, организация, а также регулирование отношений осуществлялись «под владычеством личности», и первые социальные регуляторы (протоправо) на данной стадии представляли собой воспроизведение образов внешней природы: от развития чувств человека до памяти и воображения. Так, Ф.Л. Морош-кин отмечал: «Сила воли человеческой не имела ничего определенного, кроме слепого стремления к развитию себя во внешнем мире, и хаотическая ее напряженность простиралась на все, к чему касались деятельные внешние чувства» [2, С. 25-26]. Например, первое физическое столкновение между противниками формирует чувство боязни, опасности и желание вернуться к независимости физической, через разрушение внешних препятствий. В этой связи появляется первое право - право мести, кровной мести - единственный источник законов первобытных. Власть публичная, судебная сосредоточены на праве мести и самосохранения, где оскорбленный - судья, его чувства - мера преступления, его сила -закон (право силы). Такого рода действия носят уголовный характер: притязание на собственность, убийство, воровство есть посягательство на жизнь и имущество владельца. Ф.Л. Морошкин, приводит пример историю формирования древнего римского права, где у римлян иск собственности получил название «vindication rei» - отмщение, у некоторых германских племен имя судьи переводилось иногда как «rachimburgus» - мститель, то есть собственность - это нечто определенное сознанием, волей и исполнением. Ф.Л. Морошкин соглашается с мнением римских юристов о том, что если настоящая собственность должна иметь свой термин пространства, то развитие ее в первобытном обществе начинается с развитием физических сил человека. Поэтому первобытное право есть система органов, орудий самого человека, движимых его постоянной волей и разумом, подобно кинжалу, сабле, коню первобытного турка, перса, черкеса, донских казаков. Если отделить данные атрибуты от субъекта, он перестает быть членом своего общества.

С другой стороны, право мести (уголовное право), по словам отечественного правоведа, следует рассматривать и как положительное право: «отделив от себя право семейственное, (право мести - от авт.) сделало первый шаг к праву гражданскому» [2, С. 44], то есть пределами первобытного общества, его регулирования являются отношения от права мести до гражданского и семейного права, атрибутами которого становятся самостоятельность отца семейства, его взаимоотношения с членами семьи. Другими словами, принцип тождества власти и подчинения, судьи и обиженного в одном лице, который сформировался первоначально, заменяется разделением ролей, поведения лица: на судью и подсудимого, властителя и подчиненного, а право мести - на дело и право. Судья, властитель и право в свою очередь образовали статус главы семейства (позже государства), а роль подчиненного и подсудимого распространены на его членов семьи (позже на общество). Право утвердилось в воле главы семейства, сделалось законом для подчиненных (членов семьи). Общеобязательным стандартом семейных отношений становится религия, где погружение человеческого существа в царство богов есть внутренняя вера, а представление этого царства свободы есть догма. Такие законы мира невидимого и стали первым прообразом брачно-семейного права (правила брачных и семейных отношений, приоритет отеческой власти, институт усыновления, институт наследования и пр.) и гражданского права (например, право собственности, обязательства из договора, обязательства из деликта).

Второй период эволюции права и его содержания - политический. Раскрывая особенности данного периода, Ф.Л. Морошкин отмечал, что противостояние (противодействие) между отдельными семьями (родами, племенами, иными общностями) в любом случае приводит либо к победе одних и поражению других либо к взаимному равновесию. В первом случае признается власть одного, заключающая в себе право жизни и смерти, в другом случае - идет объединение территорий при условии взаимного ограничения сил (народное право). Именно второй вариант развития отношений приводит к появлению такого явления как политическое право. Такое право основано на системе равновесия, и, как правило, речь идет о конфедеративной форме государственного устройства, а политико-правовая связь личности и государства выражается через формирование института гражданства и в целом, деление общества на определенные слои, классы, сословия (например, разделение общества Древнего Рима на граждан (патрициев и плебеев), клиентов, вольноотпущенников, рабов).

Политическое право есть объективная сторона власти отца, причем, как замечает отечественный правовед, «когда последняя (власть отца - от авт.) умаляется, политическая растет; совершенное истощение власти отеческой есть последний предел развития права политического» [2, С. 66]. В отличие от предыдущего периода (уголовно-семейственного), где превалировала польза частного над общественным, в период политический реализуется внешний закон общественного блага, где польза частная уступает пользе общественной. На первый план выходят политические добродетели - патриотизм, право на общественное мнение и т.п.

Ф.Л. Морошкин делает умозаключение о том, что установление монархической формы правления есть цель всего политического периода. Используя закон естественной справедливости, монархия может держать в равновесии все классовое общество, состоящее из двух вечно враждующих сил (например, патрициев и плебеев в Древнем Риме). Как выразился по этому поводу сам автор: «Воля монарха, возведенная в универсальную волю всех и каждого, есть высочайший закон государства» [2, С. 73]. Воля монарха проявляется в триаде власти духовной, законодательной и правительственно-судебной. Политическое право, будучи источником равновесия между противоборствующими силами, выражает идею государства, но не человеческого общества в целом, вплоть до унизительного рабства (Древний Рим, Спарта, рабство Американское позже). Но период политического права имеет, по мнению ученого-правоведа и положительный аспект. Именно в этом периоде институт собственности получает значительное движение в своем развитии. В частности, к древней военной собственности присоединяется гражданская, к

национальной (например, в Древнем Риме res mancipi) отвлеченная (res nec mancipi), способная к приобретению и отчуждению.

Если первый период, по словам Ф.Л. Морошкина, развил средства сохранения жизни, второй завоевал свободу от властей семейственных, то третий период эволюции права и его содержания автор обозначает как гражданский - «торжественное откровение идеи собственности с владычеством духа над материей». Но, как и в первых двух, неизменным атрибутом образования права остается человеческий разум. Проявляется это через единство закона и личности - монарха, в котором право и силы тождественны, он является органом высочайшего развития гражданской жизни и законодательства. Ф.Л. Морошкин подытоживает: «Период монархии есть эстетическое целое в империи законодательств. В нем первобытная гражданственность служит основанием, материей государства, политическое устройство - организмом, личность монарха -жизненным археем, разливающимся в нем и содержащим все в единстве и стройном разнообразии...Закон преобразился в личность монарха... Монархия есть гармоническое соединение семейственной жизни с политической» [2, С. 92]. Автор констатирует: «таким образом, идея права, синтетически снисходя по лестнице законодательства до первой точки гражданского мира, совпадает с первым явлением человеческого права -законом непроницаемости природы человеческой» [2, С. 94]. Данное умозаключение строится на идее естественной школы права, которая, по мнению Ф.Л. Морошкина, внесла неоценимый вклад в становление отечественного права. Взаимодействие общества и государства выстраивается на основе таких абсолютах как мораль, нравственность, справедливость и т.п. Закон поражает противников тем же оружием: силу силой, предубеждение убеждением, предрассудок рассудком, свято уважая священные права совести гражданина, который ответственен перед Богом, совестью и добрыми людьми. Единство нравственных и физических сил есть высшая степень гражданственности. Ярким образцом становления естественного права считается генезис и дальнейшая эволюция римского права, которое он называет древним разумом в письменах.

Таким образом, как и многие известные и авторитетные российские ученые-правоведы середины XIX века Ф.Л. Морошкин внес неоценимый вклад в становление отечественного права. В своих изысканиях о сущности права, его генезисе и эволюции, в большей степени опирался на позиции естественной и исторической школ правопонимания [3, С. 32]. Ф.Л. Морошкин в своих трудах показывал стремление к философскому обобщению исторических поучений общественного характера, постепенно уходил от догматического и практического направлений [1, С. 71]. Исследуя происхождение и дальнейшее развитие права, правовед акцентировал внимание на том, что право (его содержание) одно, но проявляется в трех видах: в виде божественной воли (пример, Древневосточные цивилизации), в виде условий общественного блага (пример, Древняя Греция), в соединении первого и второго (пример, Древний Рим). В этой связи, право (законодательство) в своем развитии прошло три периода: семейственный, поддерживается местью (карательное право), политический, поддерживается трибуналами (система устрашения) и гражданский, поддерживается гражданской честью (система исправления). Опираясь на результаты исследования вопроса о генезисе и дальнейшей эволюции права, его содержания, Ф.Л. Морошкин полагал, что право - это результат действия двух генерирующих сил: верования и мышления человека.

Библиогра фия:

1. Игнатьева Е.Ю. Обычное право в трудах российских юристов середины XIX века: основные положения и концепции/ Е.Ю. Игнатьева // Образование и право. - 2021. - № 11. - C. 70-73.

2. Морошкин Ф.Л. О постепенном образовании законодательств / Ф.Л. Морошкин. - Москва: В унив. тип. - 1832. -160 с.

3. Соловьева Л.Л., Палеха Р.Р. Некоторые аспекты понимания права в воззрениях русского ученого-правоведа Ф.Л. Морошкина / Л.Л. Соловьева, Р.Р. Палеха // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 2 (212). - С. 30-32.

References:

1. Ignatieva E.Yu. Customary law in the works of Russian lawyers of the middle of the XIX century: basic provisions and concepts/ E.Y. Ignatieva // Education and Law. - 2021. - No. 11. - C. 70-73.

2. Moroshkin F.L. On the gradual formation of legislation / F.L. Moroshkin. - Moscow: In univ. type. - 1832. -160 p.

3. Solovyova L.L., Palekh R.R. Some aspects of understanding law in the views of the Russian legal scholar F.L. Moroshkin / L.L. Solovyova, R.R. Palekh // Law and the State: theory and practice. - 2023. - № 2 (212). - Pp. 30-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.