Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ И ФАКТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА'

НРАВСТВЕННОЕ И ФАКТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПОНИМАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВО / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / М.Н. КАПУСТИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьева Лариса Леонидовна, Палеха Роман Робертович, Канищев Валерий Петрович

Настоящая статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов о праве известного отечественного правоведа XIX века Михаила Николаевича Капустина. В частности, раскрываются особенности понимания нравственного и фактического основания права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MORAL AND FACTUAL BASIS OF LAW IN THE VIEWS OF THE RUSSIAN JURIST M.N. KAPUSTIN

This article is devoted to a brief review of the theoretical views on the law of the famous Russian jurist of the XIX century Mikhail Nikolaevich Kapustin. In particular, the peculiarities of understanding the moral and factual basis of law are revealed.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ И ФАКТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_36

НРАВСТВЕННОЕ И ФАКТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА THE MORAL AND FACTUAL BASIS OF LAW IN THE VIEWS OF THE RUSSIAN JURIST M.N. KAPUSTIN

СОЛОВЬЕВА Лариса Леонидовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Центрального филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

ПАЛЕХА Роман Робертович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства Центрального филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: paleharr@mail.ru;

КАНИЩЕВ Валерий Петрович,

заведующий кафедрой теории и истории права и государства, кандидат юридических наук, доцент Центрального филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: kanishhev1953@mail.ru;

Solovyova Larisa Leonidovna,

Candidate of Law, аssistant professor of chair of theory and history of law and state The Central Branch of the Russian State University of Justice. 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

Palekha Roman Robertovich,

oandidate of law, assistant Professor, аssistant professor of chair of theory and history of law and state

The Central Branch of the Russian State University of Justice.

95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia.

E-mail: paleharr@mail.ru;

Kanischev Valeriy Petrovich,

head of the department of theory and history of law and state, candidate of Law, assistant professor

The Central Branch of the Russian State University of Justice.

95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia.

E-mail: kanishhev1953@mail.ru

Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов о праве известного отечественного правоведа XIX века Михаила Николаевича Капустина. В частности, раскрываются особенности понимания нравственного и фактического основания права.

Abstract: This article is devoted to a brief review of the theoretical views on the law of the famous Russian jurist of the XIX century Mikhail Ni-kolaevich Kapustin. In particular, the peculiarities of understanding the moral and factual basis of law are revealed.

Ключевые слова: правопонимание, нравственность, право, естественное право, М.Н. Капустин.

Keywords: legal understanding, morality, law, natural law, M.N. Kapustin.

Для цитирования: Соловьева Л.Л., Палеха Р.Р., Канищев В.П. Нравственное и фактическое основание права в воззрениях российского правоведа М.Н. Капустина //Право и государство: теория и практика. 2022. № 9(213). С. 36-38. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_36.

For citation: Solovyova L.L., Palekha R.R., Kanischev V.P. The moral and factual basis of law in the views of the Russian jurist M.N. Kapustin // Law and state: theory and practice. 2022. No. 9(213). pp. 36-38. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_36.

Статья поступила в редакцию: 19.07.2022

Современные представления о праве как обусловленной природой человека и общества и выражающей свободу личности системы регулирования общественных отношений есть закономерный результат эволюционного развития отечественной и зарубежной философско-правовой мысли, появления и дальнейшего формирования множества самостоятельных научных направлений и школ, признанных теорий происхождения права, его понимания и сущности [2].

В настоящее время одной из центральных тенденций современной правовой мысли является юснатурализм - самый архаичный тип понимания о естественном (природном) праве человека, базирующемся на таких абсолютных ценностях как справедливость, добро, нравственность, гуманизм и т.п. Научные дискуссии о нравственном наполнении права, о представлении его как совокупности нравственных ценностей не утихают на протяжении многих веков. В этой связи является целесообразным обращение современников к комментариям известных ученых-теоретиков прошлых столетий. Так, особый интерес представляют исследования в указанной области, проведенные отечественным правоведом Михаилом Николаевичем Капустиным (1828-1899).

Поддерживая и развивая историческое и позитивистское направления в понимании права, М.Н. Капустин воспринимал идеи и других правовых течений. Большой интерес правовед испытывал к естественному праву, которое, по мнению автора, не существовало в действительности, но было необходимо как требование разума, основанного на идеалах - нравственных требованиях, стандартах, важных для дальнейшего развития, движения жизни общества и государства.

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Формулируя роль права как важного социального регулятора в развитии общества, М.Н. Капустин акцентировал внимание на том, что «право становится в непосредственное отношение с этим развитием, черпает в нем свое содержание. Все, что совершается в жизни силой нравственности и фактическим проявлением, потребностей, служит основанием для определений права: нравственность и требования жизни, их охранение и примирение составляют сущность права и его идеал... Таким образом, нравственность и факт составляют необходимые элементы или стороны права» [1, с. 78].

Нравственное основание права [3]. Автор предложил свою точку зрения на проблему соотношения права и нравственности, используя такие критерии соотношения как «связь», «отличие», «столкновение и примирение».

С одной стороны, если нравственность - необходимое условие развития общества, то право в этом случае осуществляет охранительную функцию, ограждая свободу от произвола, охраняя добросовестность, честность, запрещая насилие, обман, неблагодарность. Например, право не дозволяет безнравственных сделок. С другой стороны, и нравственность в отношении права осуществляет охранительные функции. Так, уважение к праву - это нравственная обязанность; повиновение общественной власти и закону - это требование нравственности и религии. Указанная взаимосвязь права и нравственности выражается, по мнению М.Н. Капустина формулой: «все, что запрещается и предписывается правом, также запрещается и предписывается нравственностью» [1, с. 81];

Право и нравственность не тождественны: нравственность - всеобъемлющая категория, человек в любой области своей деятельности не может отрешиться от совести. Право, по мнению М.Н. Капустина, рассматривает отношение лица только к определенному единичному действию (внешнее поведение), касается только последствий данного действия, например, «умысел действия входить в область права, но без отношения их к целому характеру лица» [1, c. 82]. С другой стороны, намерение в нравственной области есть свершившийся факт, в отличие от права, которое определяет его по внешнему признаку (легальность, внешнее подчинение порядку). Например, юридически не требуется оформление благодарности кредитору от должника, следует только уплатить долг. Следовательно, право, в отличие от нравственности, предоставляет больше дозволений. Иногда то, что может быть дозволено правом, запрещено будет с нравственной точки зрения. Так же в нравственной области действие и воздержание имеет одинаковый характер. В праве такие категории разграничены. М.Н. Капустин подытоживает: «не все предписываемое и запрещаемое нравственностью предписывается и запрещается правом» [1, c. 83].

Отличительные свойства права и нравственности нередко могут их привести к столкновению. Например, использование силы (насилия) для защиты ближнего юридически запрещено, но нравственно одобряется; кредитор, имеющий субъективное право, нарушает требования человеколюбия. Если речь идет о правомочии (дозволении поступать так или иначе), то противоречие с нравственностью можно решить легко, потому как право не требует нарушить нравственные основы, у субъекта права есть выбор, следовать или не следовать предписаниям чести. Например, примирение права и нравственности наблюдается при реализации права давности, если находит это право несправедливым. Самое серьезное столкновение между правом и нравственностью наблюдается, когда идет речь о столкновении между нравственными предписаниями и юридическими запрещениями, когда нужно идти против своей совести. Такое смешение двух разнородных областей вызывает протест против права, лишая его нравственной основы. Крайним выражением такого протеста может служить выход из общества.

Фактическое основание права - следующая сторона права. Право, охраняя нравственность, не ограничивается нравственными требованиями. Право, прежде всего, регулирует отношения по поводу реальных благ, соответственно, охраняет реальные блага. Основанием возникновения такого рода отношений служат факты - «изменения, производимые силами человека и природы во внешнем мире вообще. Под это понятие подводится все, что познается не процессом мышления, а из опыта, все, что выразилось в известных последствиях и изменило состояние. В область права входят только те факты, которые производят перемену в существующих юридических отношениях между лицами (авт.-юридические факты) или же создают новые отношения (авт.- совершившиеся факты)» [1, c. 86-87].

В «юридических фактах» право находит свою реализацию (запрещение, предписание, обязывание). В таком взаимодействии между правом и фактами кроется так называемый, по мнению М.Н. Капустина, «принцип пользы». Право охраняет то, что полезно и запрещает все вредное для жизни. Степень вреда и пользы есть мерило для права. Действия, тождественные в нравственном смысле наказываются неодинаково, исходя например, из важности, тяжести их последствий: подделка монет и воровство, контрабанда и обман.

Самым полным выражением направляющей силы, создаваемой жизнью вопреки праву, служат, по мнению правоведа, так называемые «совершившиеся факты». Такие совершившиеся факты, исходя из потребностей общества, являются основаниями возникновения новых отношений и получают охрану и признание со стороны права. Совершившиеся факты получают значение в тех случаях, где существующее de facto признается существующим de jure. Например, образование нового государства на международной арене, война, владение, раздел наследства. Как считал М.Н. Капустин, «право совпадает с силой; оно признает над собой ее власть, видит в ней выражение жизни и охраняет ее. Победивший считается правым, побежденный должен подчиниться: vae victis! Пока продолжается борьба элементарных сил, право остается без приложения, и только когда факт вполне завершится, право становится на стороне того, что получило господство» [1, c. 90]. Сила как факт, есть тоже, что право как принцип. Признанная власть есть право (где факт переходит в принцип), признанное право есть власть (где принцип переходит в право). Из силы вытекает власть, с нею право, в этом случае совершившийся факт есть основание права.

Но фактическая сила не имеет ничего общего с насилием. Право, по мнению автора, никогда не признает и не оправдает насилие. Поэтому совершившиеся факты получают значение в отношениях между равноправными субъектами. Это и есть важное отличие фактической силы от насилия.

Таким образом, М.Н. Капустин делает вывод о том, что нравственность и факты (юридические и совершившиеся) составляют элемен-

ты права, служат его основанием, при этом, по-отдельности ни нравственность, ни факт не являются правом. Слияние данных элементов есть процесс, имеющий три основных стадии (ступени), при этом каждой ступени соответствует три вида права.

Первая ступень - каждый элемент в отдельности принимается за право, вид такого права - естественное право. Фактическая и нравственная стороны остаются разделенными. Естественное право, по мнению М.Н. Капустина коренится в нравственном чувстве и в разуме; получает все признаки права, когда конкретное приложение его к фактам признается всеми. В противном случае, естественное право останавливается на уровне индивидуального сознания (совести) и не получает юридического оформления. Это своего рода - возможность права, но не само право.

Вторая ступень - право представляется как обобщение фактов и установление для них формы, вид такого права - формальное или строгое право. Фактическая и нравственная стороны сливаются в одно целое через обобщение фактов и признание их обязательности по началу равенства для всех. Приоритет на стороне факта, который подводится под определенный тип отношений, охраняется со всей строгостью. Нравственный элемент сохраняется в виде принципа формального равенства.

Третья ступень - синтез (слияние) отдельного индивидуального факта с нравственными требованиями, что является основой формирование права, возвышение права к уровню справедливости. Право возвышается до полного слияния фактического и нравственного элемента. Право должно охранять отношения, являющиеся в свою очередь, формой достижения блага. На этой ступени право получает значение «правды и милости», которые не подрывают его значения, а в нужном моменте, исходя из потребностей общества, исправляют некоторые действительные неравенства, несовершенства (например, появление льгот, социальных пособий, появление института помилования, присяжных и т.п.).

Таким образом, М.Н. Капустин указывает на важную роль нравственных начал в праве. По мнению правоведа, чем больше право будет совпадать со справедливостью, все более и более будет возвышаться оно до степени высокого нравственного явления жизни, и станет силой действительной, охраняющей и направляющей.

Библиогра фия:

1. Капустин М.Н. Теория права (юридическая догматика). В 2 т. Т. 1 Общая догматика / М.Н. Капустин. - М.: Университетская типография «Катков и К°», 1868. - 356 с.

2. Палеха Р.Р., Жуйкова Т.Н. Перспективы развития правопонимания в отечественной юридической науке / Р.Р. Палеха, Т.Н. Жуйкова // Право и государство: теория и практика. - 2022. - № 2 (206). - С. 48-50.

3. Соловьева Л.Л., Павлова Е.В. К вопросу о соотношении права, морали и нравственности в философско-правовых воззрениях русских ученых конца XIX - начала XX вв. / Л.Л. Соловьева, Е.В. Павлова // Право и государство: теория и практика. - 2016. - № 9 (141). - С. 23-27.

References:

1. Kapustin M.N. Theory of law (legal dogmatics). In 2 t. t. 1 General dogmatics / M.N. Kapustin. - M.: University Printing House "Katkov and Co.", 1868. - 356 p

2. Palekh R.R., Zhuikova T.N. Prospects for the development of legal understanding in domestic legal science / R.R. Palekh, T.N. Zhuikova // Law and the State: theory and practice. - 2022. - № 2 (206). - Pp. 48-50.

3. Solovyova L.L., Pavlova E.V. On the question of the correlation of law, morality and morality in the philosophical and legal views of Russian scientists of the late XIX -early XX centuries / L.L. Solovyova, E.V. Pavlova // Law and the State: theory and practice. - 2016. - № 9 (141). - Pp. 23-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.