Научная статья на тему 'МНОГОГРАННОСТЬ ПОНЯТИЯ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА'

МНОГОГРАННОСТЬ ПОНЯТИЯ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОПОНИМАНИЕ / ПРАВО В ОБЪЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ / ПРАВО В СУБЪЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ / М.Н. КАПУСТИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьева Лариса Леонидовна, Канищев Валерий Петрович

Настоящая статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов о праве известного отечественного правоведа XIX века Михаила Николаевича Капустина. В частности, обращено внимание на проблему объективной и субъективной природы права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VERSATILITY OF THE CONCEPT OF LAW IN THE VIEWS OF THE RUSSIAN JURIST M.N. KAPUSTIN

The present article is a brief overview of the theoretical work of the famous patriotic jurist of the century Mihaila Nikolaevich Kapustina. In particularities, attention paid to the problem of objective and subjective nature.

Текст научной работы на тему «МНОГОГРАННОСТЬ ПОНЯТИЯ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА»

Теоретико-исторические правовые науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_47

МНОГОГРАННОСТЬ ПОНЯТИЯ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВОВЕДА М.Н. КАПУСТИНА THE VERSATILITY OF THE CONCEPT OF LAW IN THE VIEWS OF THE RUSSIAN JURIST M.N. KAPUSTIN

СОЛОВЬЕВА Лариса Леонидовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

КАНИЩЕВ Валерий Петрович,

заведующий кафедрой теории и истории права и государства, кандидат юридических наук, доцент, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: kanishhev1953@mail.ru;

Solovyova Larisa Leonidovna,

Candidate of Law, аssistant professor of chair of theory and history of law and state The Central Branch of the Russian State University of Justice. 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

Kanischev Valeriy Petrovich,

Head of the department of theory and history of law and state, candidate of Law, assistant professor

The Central Branch of the Russian State University of Justice.

95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia.

E-mail: kanishhev1953@mail.ru

Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов о праве известного отечественного правоведа XIX века Михаила Николаевича Капустина. В частности, обращено внимание на проблему объективной и субъективной природы права.

Keywords: The present article is a brief overview of the theoretical work of the famous patriotic jurist of the century Mihaila Nikolaevich Kapustina. In particularities, attention paid to the problem of objective and subjective nature.

Ключевые слова: право, правопонимание, право в объективном смысле, право в субъективном смысле, М.Н. Капустин.

Abstract: law, spelling, right in objective smarmsle, right in subjective smarmsle, m.N. Capustine.

Для цитирования: Соловьева Л.Л., Канищев В.П. Многогранность понятия права в воззрениях российского правоведа М.Н. Капустина //Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 47-48. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_47.

For citation: Solovyova L.L., Kanishchev V.P. The versatility of the concept of law in the views of the Russian jurist M.N. Kapustin // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 47-48. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_47.

Статья поступила в редакцию: 14.01.2023

Теоретическая юриспруденция в настоящее время, обладая большим объемом знаний об основных закономерностях возникновения, развития и функционирования права, как важной составляющей человеческой цивилизации, в своих исследованиях не останавливается на достигнутом. Так, все большее внимание завоевывают новые научные направления и тенденции развития в области теории права, его сущности, содержания, формы, принципов и других его фундаментальных основ. При этом, современные ученые-правоведы в своих изысканиях опираются на комментарии известных теоретиков, философов прошлых столетий, что несомненно имеет особую ценность и значение в дальнейшем поиске истины, выявлении особенностей происхождения права, его понятия и сущности. В этой связи, особый интерес представляют воззрения о праве известного отечественного правоведа XIX века Михаила Николаевича Капустина.

В своем научном труде «Теория права (общая догматика)» [1], опубликованном в 1868-1869 гг., М.Н. Капустин изложил, собственную точку зрения о праве, условиях его происхождения и бытия, сущности, формах и т.п., сделал, как выразился сам автор, еще один шаг в изучении одной из самых трудных, многообъемлющих и высоких областей человеческого ведения.

Право, по словам автора, сложное, многогранное явление и указать на все его стороны, значит определить объективное право в его основной идее и субъективное право в различных юридических отношениях. Причем, объективное право существует для нравственной жизни субъектов, а субъективное - получает свое определенное, конкретное содержание в юридических институтах.

М.Н. Капустин разделял точку зрения многих отечественных правоведов и философов [2] о теснейшей взаимосвязи права с нравственностью [3], моралью, религией. Объективный характер права автор связывал с такими нравственными областями как труд, любовь (религия, как выражение любви), а также справедливость (равенство и беспристрастие как выражение справедливости).

Высокое нравственное значение труда автор транслировал через постулирующие фразы о том, что труд имеет характер духовной силы, труд - это деятельность, через которую человек познает мир, это деятельность физическая и умственная, которая служит мерилом его самостоятельности, а, следовательно, его достоинства и чести. Именно стойкость и постоянство в труде, как считал правовед, «указывают на степень развития лиц и обществ; все завоевания цивилизации суть упорного труда» [1, с. 28-29]. Но только трудом развитие человека (общности, целой цивилизации) не исчерпывается. Любовь - та высшая сила жизни, без которой немыслимо ее движение. Любовь основывается на сознании того

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 3(219)

общения, которое существует между всеми людьми через такие ценности как гуманность, человечность, честь (уважение к себе) и т.п. [1, с.. 29-31]. Любовью и трудом поддерживается движение жизни, достижение каждым лицом общечеловеческой цели усовершенствования - справедливости. Справедливость исправляет несоответствие, удовлетворяется наказанием или наградой, поддерживает равную для всех зависимость, охраняет равенство..., «в высшем своем выражении, как сила, охраняющая в каждом человеке его человеческое достоинство, справедливость называется правдой - justitia» [1, с. 34-36]. А совокупность направляющих сил труда, любви и справедливости образуют нравственную сторону жизни (нравы) цивилизации, служащую источником обычаев и права. Право, в свою очередь призвано охранять эти блага. Автор уточняет: «охраняя приложение нравственных сил, право касается непосредственно человеческих действий; блага охраняются против внешнего выражения человеческих сил. Значение этих действий определяется отношением их к благам, их созидающим или разрушительным характерам. Поэтому блага составляют конечную цель, а действия служат ближайшим предметом или содержанием права» [1, с. 56]. Таким образом, как утверждал М.Н. Капустин, «право есть справедливость в приложении к жизненным отношениям. право есть нравственная сила, охраняющая те отношения между лицами в которых осуществляются блага жизни. служит выражением жизненной правды. Указывая необходимые формы человеческой деятельности, право, подобно личной нравственности, служит руководящей силой жизни и образует нравы» [1, с. 58].

По мнению М.Н. Капустина в области определенных юридических действий устанавливается «юридическая отдельность» или та власть, которая принадлежит лицам в их отношениях друг к другу. Это и есть право в субъективном смысле - следующая грань понимания права. Лицо, наделенное юридической свободой (которая создается общественным порядком), независимостью от чужого произвола, трансформируется в субъект права, за которым благодаря праву объективному признаются определенные блага и потребности. Такая «юридическая отдельность», по мнению автора, не имеет характера беспредельности (всемогущества) и подвергается изменениям, исходя из конкретного правового случая (правового отношения). Право в субъективном смысле есть те самые пределы, в которых субъект «может проявлять себя безусловно и которые он должен охранять не только против других, но и против самого себя» [1, с. 64]. В качестве примера субъективного права автор указывает на право приобретения имущества, выражения мыслей, заключение договора, участие в суде присяжных и пр.

Право в субъективном смысле или юридическую власть, следует отличать от власти фактической. Отличительный критерий - предмет власти - действия или отношения между лицами. В этой связи право касается только признания власти над определенным предметом относительно других лиц, поэтому, как уточнил М.Н. Капустин, «право всегда предполагает лица обязанные, которых деятельностью определяются пределы юридической отдельности каждого; юридическая область субъекта немыслима там, где нет обязанных и она простирается до того размера, в каком существует обязанность» [1, с. 65]. Нормы, устанавливающие пределы такого субъективного права образуют право в объективном смысле, мерилом которого служит, как было сказано выше, справедливость. Субъективное право, имея свое конкретное содержание, воплощается только в юридических институтах. Автор считает, что каждый субъект в своей деятельности может участвовать в образовании права, расширять область своих субъективных прав.

Таким образом, только в единстве объективного и субъективного права заключается полное понятие о нем. Более того, право, по мнению М.Н. Капустина, остается нравственной силой: оно дает «возможность каждому лицу выразить себя согласно с правдой своих потребностей и охраняет личную отдельность, без которой немыслимо раскрытие сей полноты жизни» [1, с. 77].

Библиогра фия:

1. Капустин М. Теория права (юридическая догматика). В 2 т. Т. 1 Общая догматика / М. Капустин. - М.: Университетская типография «Катков и Ко», 1868. -

356 с.

2. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права/ Н.М. Коркунов. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 352 с.- Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт. — URL:https://urait.ru/bcode/452586 (дата обращения: 04.06.2022).; Новгородцев П.И. 1866-1924. Право и нравственность / П.И. Новгородцев // Правоведение. - 1995. - № 6. - С. 103-113 и др.

3. Соловьева Л.Л., Павлова Е.В. К вопросу о соотношении права, морали и нравственности в философско-правовых воззрениях русских ученых конца XIX -начала XX вв./ Л.Л. Соловьева, Е.В. Павлова // Право и государство: теория и практика. - 2016. - № 9 (141). - С. 23-27.

References:

1. Kapustin M. Theory of law (legal dogmatics). In 2 t. t. 1 General dogmatics / M. Kapustin. - M.: University printing house "Katkov and Co.", 1868. - 356 p.

2. Korkunov N. M. Lectures on the general theory of law/ N.M. Korkunov. - M.: Yurayt Publishing House, 2020. - 352 p. - Text : electronic // Educational platform Yur-ayt. — URL:https://urait.ru/bcode/452586 (date of address: 04.06.2022).; Novgorodtsev P.I. 1866-1924. Law and morality / P.I. Novgorodtsev // Jurisprudence. - 1995. - No. 6. - pp. 103-113, etc.

3. Solovyova L.L., Pavlova E.V. On the question of the correlation of law, morality and morality in the philosophical and legal views of Russian scientists of the late XIX -early XX centuries/ L.L. Solovyova, E.V. Pavlova // Law and the State: theory and practice. - 2016. - № 9 (141). - Pp. 23-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.