Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РУССКОГО УЧЕНОГО-ПРАВОВЕДА Ф.Л. МОРОШКИНА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РУССКОГО УЧЕНОГО-ПРАВОВЕДА Ф.Л. МОРОШКИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОПОНИМАНИЕ / Ф.Л. МОРОШКИН / ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВОПОНИМАНИЯ / ЮСНАТУРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соловьева Лариса Леонидовна, Палеха Роман Робертович

Настоящая статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов о генезисе и эволюции права известного правоведа середины XIX века Федора Лукича Морошкина. Ф.Л. Морошкин, опираясь на идеи исторической школы правопонимания, описывает процесс эволюции права, а на базе юснатуралистского подхода обосновывает генезис (природу) права как необходимого условия его бытия и эффективного социального действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Соловьева Лариса Леонидовна, Палеха Роман Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF UNDERSTANDING LAW IN THE VIEWS OF THE RUSSIAN LEGAL SCHOLAR F.L. MOROSHKIN

This article is devoted to a brief review of theoretical views on the genesis and evolution of law by the famous jurist of the mid-XIX century Fyodor Lukich Moroshkin. F.L. Moroshkin, based on the ideas of the historical school of legal understanding, describes the process of evolution of law, and on the basis of the usnaturalist approach of understanding law justifies the genesis (nature) of law as a necessaiy condition for its existence and effective social action.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РУССКОГО УЧЕНОГО-ПРАВОВЕДА Ф.Л. МОРОШКИНА»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 2(218)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_30

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В ВОЗЗРЕНИЯХ РУССКОГО УЧЕНОГО-ПРАВОВЕДА Ф.Л. МОРОШКИНА SOME ASPECTS OF UNDERSTANDING THE LAW IN THE VIEWS OF THE RUSSIAN LEGAL SCHOLAR F.L. MOROSHKIN

СОЛОВЬЕВА Лариса Леонидовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Центрального филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

ПАЛЕХА Роман Робертович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства Центрального филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: paleharr@mail.ru;

Solovyova Larisa Leonidovna,

candidate of Law, аssistant professor of chair of theory and history of law and state The Central Branch of the Russian State University of Justice. 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

Palekha Roman Robertovich,

oandidate of law, assistant professor, аssistant professor of chair of theory and history of law and state

The Central Branch of the Russian State University of Justice.

95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia.

E-mail: paleharr@mail.ru

Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов о генезисе и эволюции права известного правоведа середины XIX века Федора Лукича Морошкина. Ф.Л. Морошкин, опираясь на идеи исторической школы правопонимания, описывает процесс эволюции права, а на базе юснатуралистского подхода обосновывает генезис (природу) права как необходимого условия его бытия и эффективного социального действия.

Abstract: This article is devoted to a brief review of theoretical views on the genesis and evolution of law by the famous jurist of the mid-XIX century Fyodor Lukich Moroshkin. F.L. Moroshkin, based on the ideas of the historical school of legal understanding, describes the process of evolution of law, and on the basis of the usnaturalist approach of understanding law justifies the genesis (nature) of law as a necessary condition for its existence and effective social action.

Ключевые слова: право, правопонимание, Ф.Л. Морошкин, историческая школа правопонимания, юснатурализм.

Keywords: law, legal understanding, F.L. Moroshkin, historical school of legal understanding, usnaturalism.

Для цитирования: Соловьева Л.Л., Палеха Р.Р. Некоторые аспекты понимания права в воззрениях русского ученого-правоведа Ф.Л. Морошкина // Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 30-31. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_30.

For citation: Solovyova L.L., Palekha R.R. Some aspects of understanding the law in the views of the Russian legal scholar F.L. Moroshkin // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 30-31. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_30.

Статья поступила в редакцию: 16.11.2022

Динамичное развитие современной отечественной теоретико-правовой мысли за последние три десятилетия показывает серьезную тенденцию в изменении вектора научного познания: от некритичного, порой тотального заимствования западно-европейских теорий и концепций в сторону осуществления научно-познавательной деятельности, направленной на поиск и выработку собственных объективных, системных знаний о праве, как о сложном многоуровневом и многогранном явлении общественной жизни. Одним из культурно-исторических ориентиров современного научного познания является обращение современников к комментариям известных, авторитетных отечественных теоретиков-правоведов, философов прошлых столетий о праве, что, несомненно, представляет собой особую ценность и значение в дальнейшем поиске истины, выявлении особенностей генезиса и эволюции права, его понимания и сущности. В этой связи, целесообразно обратить внимание на предложенную известным русским ученым-правоведом середины XIX века Федором Лукичом Морошкиным (1804-1857) интерпретацию понятия права, его генезиса (природы) и дальнейшей эволюции.

По выражению Ф.Л. Морошкина, если общество людей - есть система взаимно-враждебных сил, остановленных в равновесии равенством разрушительных свойств [2, с. 10], то право есть «самовоздержание» таких сил, при долговременном повторении постепенно превращающееся в навык, в обычное правило в отношениях между обществом и людьми. Правило гласит: «сокращай пределы твоего действия, или воздерживай твою силу так, чтобы она не стесняла развитие сил в существах тебе равносильных» [2, с. 11]. Выводы автора - следствие исследования генезиса права через анализ антропологических основ права - разума и воли. Разум - поиск общих понятий о вещах, их сущности; воля -желание развиваться дальше, стремление не останавливаться на достигнутом. Но разум и воля должны быть сдерживаемы, иметь границы. Как отметил автор, «каждый предмет в природе стремится к расширению по роду и степени идеи, живущей в нем. Силы, противодействующие силе человеческого хотения, суть или вещи, отличные от человека или - подобные ему силы человеческие. На каждой из первых человек хочет положить печать собственности, законы своего Я, и каждое бытие назвать однообразным именем: мое» [2, с. 7-8]. Собственность (притязание) как сдерживающий фактор, границы разума и воли есть область юридических вещей, законы человеческого бытия.

Теоретико-исторические правовые науки

Собственность (притязание) определяет два варианта дальнейшего развития человеческих (общественных) отношений: либо человек в борьбе за собственность побеждает и делает других своей собственностью (нападательно-движущееся поведение), либо удерживая свою самостоятельность (не уничтожая других), на добровольных началах самоограничивается такой же самостоятельностью других (оборонительно-покоящееся поведение). Добровольное самоограничение формирует сферу частной собственности. Частная собственность и есть один из важнейших элементов формирования военно-мирного общества, а также основа формирования целой системы вырабатываемых в обществе общеобязательных стандартов поведения, по выражению автора - «системы всеобщей человеко-боязни, в следствие которой каждый сокращает развитие законов своей воли, дабы не возбудить противодействия в другом и не подвергнуться разрушительным его силам» [2, с. 10]. То есть, основанием права собственности является правило: все твое, исключая то, что принадлежит другим.

Формулируя собственную позицию о природе права, Ф.Л. Морошкин продолжает мысль о том, что добровольное самоограничение -есть идеальное состояние человеческого поведения. Реально же, воля человека есть неизменное стремление дальнейшего развития, желание расширять границы своего бытия: переход из внешнего мира во внутренний мир познания бытия бесконечного. Такое совместное устремление, взаимное проникновение воль формирует гармоничное единство сил человеческих: чувственных и духовных и как следствие, появление нравственно-физических законов. Ф.Л. Морошкин, констатировал: «приняв от внешнего мира особость своего существа, от мира внутреннего - универсальный характер духа, человек слагает в себе двойственный характер нравственно-гражданского существа и называется лицом» [2, с. 15]. Правила для таких лиц, возведенные в стандарты, становятся коренным законом в гражданском мире, служащим началом права, а общество с ограниченной свободой, духом, живущим во времени и пространстве - есть государство - образ небесного чиноначалия.

Опираясь на рассуждения греческих философов и римских юристов о природе права как некоего идеала правоты, Ф.Л. Морошкин формулирует собственную точку зрения по данному вопросу. В каждой исторической эпохе формируются свойственные этой эпохе идеалы, стандарты поведения, в том числе и идеалы правоты. Идеал правоты всегда будет мерой несовершенства, в каком находится государство. Поэтому нет универсального понимания права и его сути, в каждом государстве, в любую историческую эпоху в обществе предпринимаются попытки создать ту самую идеальную модель права - правоты, где задача законодательства, по мнению автора, поставить волю граждан в необходимость действовать в духе общественной безопасности и спокойствия. В подтверждение своей позиции Ф.Л. Морошкин ссылается на Аристита Справедливого - философа, афинского государственного деятеля, сформулировавшего правило для граждан: «Все полезно, но не справедливо»; римского философа Цицерона: «Мы не имеем настоящего права во всей его первородной чистоте».

Указав на особенности генезиса права, Ф.Л. Морошкин, опираясь на соответствующий фактологический материал, предложил три основных периода эволюции гражданственности общества, в каждом из которых право играет определенную роль, выполняя соответствующие функции. Первый период - первобытная гражданственность, народное право, материальная сила самосохранения (Древний, Средневековый Китай, Европейский феодальные общества). В первом периоде формируется карательное право - господство силы, отсутствие справедливости -закон безусловного возмездия. Второй период - государство есть сила, одаренная произволом и основанная на грозном возмездии за нарушенное право; реализуется идея твердыни законов против нарушителей спокойствия вплоть до физического устранения ради общественного спасения (период правления Людовика IX, Ивана Грозного). Во втором периоде право - это система устрашения - справедливость в грозном образе общей пользы, общего спасения. Третий период - торжество идеи гражданского права, где таковое представляется как система чести, в которой чувство нравственного долга связано с уважением к собственной личности, человеческому достоинству - плодам высокой образованности государства. В третьем периоде право - система исправления - справедливость, а не сила, оно раскрывается в правилах гражданской чести - синтеза внешнего закона с законом совести каждого.

Таким образом, как и многие известные и авторитетные российские ученые-правоведы середины XIX века Ф.Л. Морошкин внес значительный вклад в становление отечественного права. В своих изысканиях о сущности права, его генезисе и эволюции, в большей степени опирался на позиции естественной и исторической школ правопонимания. Ф.Л. Морошкин в своих трудах показывал стремление к философскому обобщению исторических поучений общественного характера, постепенно уходил от догматического и практического направлений [1, с. 71]. В частности, надежным средством усовершенствования русской юриспруденции правовед считал «дружное соединение» таких наук как философия, римское право, история российского законодательства.

Библиогра фия:

1. Игнатьева Е.Ю. Обычное право в трудах российских юристов середины XIX века: основные положения и концепции / Е.Ю. Игнатьева // Образование и право. - 2021. - № 11. - C. 70-73.

2. Морошкин Ф.Л. О постепенном образовании законодательств / Ф.Л. Морошкин. - Москва: В унив. тип. - 1832. -160 с.

References:

1. Ignatieva E.Yu. Customary law in the works of Russian lawyers of the middle of the XIX century: basic provisions and concepts / E.Y. Ignatieva // Education and Law. - 2021. - No. 11. - C. 70-73.

2. Moroshkin F.L. On the graduai formation of legislation / F.L. Moroshkin. - Moscow: In univ. type. - 1832. -160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.