Научная статья на тему 'ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ПРАВО И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ'

ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ПРАВО И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОПОНИМАНИЕ / ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ПРАВО / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Палеха Роман Робертович, Бокова Алёна Олеговна

В настоящей статье авторы показывают, что общецивилизационное право закрепляет универсальные общечеловеческие ценности и само выступает в качестве глобальной ценности, создающей равные возможности для всех субъектов правового общения как во внутригосударственном праве, так и международном праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CIVILIZATIONAL LAW AND UNIVERSAL UNIVERSAL VALUES

In this article, the authors show that civil law consolidates universal human values and itself acts as a global value that creates equal opportunities for all subjects of legal communication both in domestic law and international law.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ПРАВО И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 8(212)

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_16

ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ПРАВО И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ GENERAL CIVILIZATION LAW AND UNIVERSAL HUMAN VALUES

ПАЛЕХА Роман Робертович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства Центрального филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: paleharr@mail.ru;

БОКОВА Алёна Олеговна,

студентка Центрального филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: a.o.bokova@gmail.com;

Palekha Roman Robertovich,

candidate of Law, assistant professor, assistant professor of chair of theory and history of law and state

The Central Branch of the Russian State University of Justice.

95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia.

E-mail: paleharr@mail.ru;

Bokova Alena Olegovna,

student of The Central Branch of the Russian State University of Justice.

95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia.

E-mail: a.o.bokova@gmail.com

Краткая аннотация: В настоящей статье авторы показывают, что общецивилизационное право закрепляет универсальные общечеловеческие ценности и само выступает в качестве глобальной ценности, создающей равные возможности для всех субъектов правового общения как во внутригосударственном праве, так и международном праве.

Abstract: In this article, the authors show that civil law consolidates universal human values and itself acts as a global value that creates equal opportunities for all subjects of legal communication both in domestic law and international law.

Ключевые слова: право, правопонимание, общецивилизационное право, универсальные общечеловеческие ценности, внутригосударственное право, международное право, юридическая наука.

Keywords: law, legal understanding, general civilizational law, universal human values, domestic law, international law, jurisprudence.

Для цитирования: Палеха Р.Р., Бокова А.О. Общецивилизационное право и универсальные общечеловеческие ценности//Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 16-17. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_16.

For citation: Palekha R.R., Bokova A. O. General civilizational law and universal human values // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 16-17. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_16.

Статья поступила в редакцию: 17.06.2022

В основе правопонимания находятся определенные социальные ценности, которые предопределяют направленность права, его социальное назначение. В зависимости от содержания этих ценностей качество и уровень «диалога» личности, общества и государства может быть различным и история взаимоотношений этих субъектов правового общения располагает богатыми примерами: от полного игнорирования правовых интересов личности и тотального контроля над ее свободой, до возведения в абсолют любых интересов личности и отсутствия каких-либо границ для ее свободы.

Правопонимание в XXI веке, стремящееся к решению общих задач, направленных на обеспечение устойчивого развития государств и обществ, должно основываться на жизнеспособных ценностях, имеющих универсальное значение. Такие ценности были выстраданы на длительном пути исторического развития человечества и нашли свое воплощение в общецивилизационном праве. Данное право является универсальной ценностной системой для каждого человека, любого общества и государства, поскольку исходит из естественной социально-биологической природы человека и признания за ним абсолютных общечеловеческих ценностей.

Общецивилизационное право является результатом взаимодействия государств и народов в решении глобальных проблем человечества и выступает единственно возможным вариантом их эффективного разрешения. Именно в данном праве прослеживается уважительное отношение к каждому человеку и достоинству человеческой личности, а следовательно, и уважение к человеческим общностям, народам и нациям. Именно в данном праве содержится необходимое примиряющее начало, способное, основываясь на принципах взаимного уважения и признания правовых интересов различных сторон, к поиску компромиссов, к преодолению противоречий в интересах высшей цели - устойчивого поступательного развития общества, при непременном уважении к достоинству человеческой личности.

Общецивилизационное право - это признанные международным сообществом базовые формально-определенные возможности и притязания на создание, обладание и использование социальных благ в условиях осуществления абсолютных общечеловеческих ценностей -свободы, равенства, справедливости [2].

Именно такое право должно выступить фундаментом современного правопонимания. Нормативные правовые основы данного права содержатся в международных правовых актах. Прежде всего, это ведущие международные акты в области прав человека, такие как: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другие.

Получили свое закрепление такие фундаментальные права как: право на гражданство; право на равную защиту закона и справедливое правосудие; право на убежище от преследования; право на участие в управлении государством, равного доступа к государственной службе,

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

на равные избирательные права; право на труд и предпринимательство, свободный выбор работы, защиту от безработицы, равную оплату за равный труд; право на образование и на приобщение к культурной жизни своего народа и всего человечества и др.

Право, выраженное в данных актах, как раз и выступает общецивилизационным правом, в котором содержатся развитые принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, мера ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов [3].

Общецивилизационное право отличается следующими характеристиками:

- выступает продуктом исторического развития и эволюционирует от первых древнегреческих гуманистических традиций к более поздней идеологии естественного права нашедшей свое воплощение в прогрессивных международных документах;

- является всеобщим и универсальным юридическим средством, сдерживающим в силу международных обязательств государственную власть, обладающим приоритетом над внутренним законодательством страны;

- имеет свой предмет регулирования, который выражается в базовых правах, свободах, обязанностях образующих ядро правового статуса личности и предопределяющих устройство такой государственной власти, которая ориентирована на преодоление противостояний и конфликтов, на достижение благополучия, в основе которого лежит гарантированное осуществление основных прав и свобод;

- официальной формой юридического закрепления выступает позитивное право, внутреннее законодательство Российской Федерации [2].

Именно такое право определило облик внутригосударственного права, его развитый гуманистический характер. Так, Конституция РФ

рассматривает человека как исключительную ценность, как цель всей государственной деятельности и не допускает отношения к человеку как средству реализации политико-правовых задач. С позиции прогрессивных политико-правовых положений, Конституция РФ стремится и должна стать актом гражданского согласия и, только в этом случае, будет возможным реализовать в полной мере идею современного правопонимания, основанного на общецивилизационном праве.

С.С. Алексеев обоснованно указывает, что: «Право третьего тысячелетия - это право, которое призвано быть в силу самой логики общественного развития правом цивилизованных народов. Такое право достигается путём: перенастройки юридической системы в соответствии с началами права человека; утверждения центрального положения права как регулятора в обществе; обращения к оптимальным юридическим средствам и механизмам развитых демократических стран сочетаемых с культурой прав человека, то есть развитие процесса правовой конвергенции» [1].

Именно такое, общецивилизационное право сочетаемо с идеей служения человеку, способно противостоять произволу государственной власти, политической конъюнктуре и политической целесообразности. Общецивилизационное право создает необходимые и достаточные условия для реализации творческого потенциала личности, превращая человека в творческого и активного преобразователя социальной действительности.

Е.Г. Лукьянова указывает, что: «право - это равная и справедливая мера свободы личности в обществе... Истинная свобода человека в обществе возможна лишь тогда, когда она признается за каждым в равной степени, когда она у всех одинаковая, равная. Право существует лишь там, где люди свободны в социальном взаимодействии и равны в своей свободе. В признании за каждым лицом равной свободы состоит и истинная справедливость. Ведь справедливость всегда связана с началами равенства, соразмерности, эквивалентности в человеческих отношениях» [5].

Для современного периода развития российской государственности, связанного с конституционным признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью, а России в качестве демократического и правового государства, характерны универсальные общечеловеческие ценности. В современной правовой доктрине значительное внимание уделено, таким универсальным ценностям как: идеям мира, согласия и добра [7]; формальному равенству, свободе, справедливости [6]; социальной солидарности [8]; легитимности права [4].

В заключение, необходимо указать, что для того, чтобы общецивилизационное право не превратилось в фикцию, необходимо чтобы все государства последовательно и точно его реализовывали, не искажали право в угоду политической конъюнктуре. Сейчас в современном мире основной проблемой отсутствия универсального правопонимания, при наличии его нормативных основ, является искажение права политикой, создание двойных правовых стандартов, отступление от общечеловеческих, официально закрепленных универсальных ценностей, в особенности, в международном праве. Следует признать, что общецивилизационное право может стать фактом социальной реальности во внутригосударственном праве только в случае достижения соответствия юридической и фактической Конституции, а на уровне международного права -в случае уважения универсальных международных норм всеми участниками международного общения.

Библиогра фия:

1. Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей / С.С. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. С. 131, 152-155.

2. Борисов Г.А. Теория государства и права: учебник / Г.А. Борисов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. С. 127, 128.

3. Власенко Н.А. Теория государства и права: учеб. пособие / Н.А. Власенко. - 2-е изд., перераб., доп. и испр. - М. Проспект, 2015. С. 101.

4. Витрук Н.В. О социально-правовой сущности и легитимности Конституции Российской Федерации 1993 года // Российское правосудие. 2008. № 2. C. 4-12.

5. Лукьянова Е.Г. Теория государства и права. Введение в естественно-правовой курс: учеб. пособие / Е.Г. Лукьянова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 44.

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2002. - 552 с.

7. Умнова И.А. Право мира: Философское и правовое измерения: Монография. М., 2011. - 180 с.

8. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2011. - 384 с.

References:

1. Alekseev S.S. The mystery and the power of law. The Science of Law: new approaches and ideas. The right in the life and fate of people / S.S. Alekseev. - 2nd ed., reprint. and additional - M.: Norm, 2009. pp. 131, 152-155.

2. Borisov G.A. Theory of state and law: textbook / G.A. Borisov. - Belgorod: BelSU Publishing House, 2007. pp. 127, 128.

3. Vlasenko N.A. Theory of state and law: textbook. manual / N.A. Vlasenko. - 2nd ed., reprint, add. and ispr. - M. Prospect, 2015. p. 101.

4. Vitruk N.V. On the socio-legal essence and legitimacy of the Constitution of the Russian Federation of 1993 // Russian Justice. 2008. No. 2. C. 4-12.

5. Lukyanova E.G. Theory of State and law. Introduction to the natural law course: studies. manual / E.G. Lukyanova. - M.: Norm: INFRA-M, 2011. p. 44.

6. Nersesyants V.S. General theory of law and the state: Textbook for universities. M., 2002. - 552 p.

7. Umnova I.A. The law of the world: Philosophical and legal dimensions: Monograph. M., 2011. - 180 p.

8. Ebzeev B.S. Personality and the state in Russia: mutual responsibility and constitutional duties. M., 2011. - 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.