Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА'

К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ПРАВО / АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРИМЕНЕНИЕ САНКЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Палеха Роман Робертович, Бокова Алёна Олеговна

В статье рассматриваются тенденции развития современного российского права, факторы, оказывающие влияние на направленность развития российского права, а также проблемные вопросы, требующие системного законотворчества и всестороннего его обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Палеха Роман Робертович, Бокова Алёна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN LAW

The article discusses the trends in the development of modern Russian law, the factors influencing the direction of the development of Russian law, as well as problematic issues that require systemic lawmaking and its comprehensive support.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_51

К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА TO THE QUESTION OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN LAW

ПАЛЕХА Роман Робертович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства Центрального филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: paleharr@mail.ru;

БОКОВА Алёна Олеговна

студентка Центрального филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: a.o.bokova@gmail.com

Palekha Roman Robertovich,

candidate of Law, assistant professor, assistant professor of chair of theory and history of law and state

The Central Branch of the Russian State University of Justice.

95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia.

E-mail: paleharr@mail.ru;

Bokova Alena Olegovna

student of The Central Branch of the Russian State University of Justice.

95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia.

E-mail: a.o.bokova@gmail.com

Краткая аннотация: В статье рассматриваются тенденции развития современного российского права, факторы, оказывающие влияние на направленность развития российского права, а также проблемные вопросы, требующие системного законотворчества и всестороннего его обеспечения.

Abstract: The article discusses the trends in the development of modern Russian law, the factors influencing the direction of the development of Russian law, as well as problematic issues that require systemic lawmaking and its comprehensive support.

Ключевые слова: российское право, аспекты совершенствования правовой системы, тенденции развития законодательства, становление и развитие современного российского права, Конституция Российской Федерации, применение санкций на территории России, правовое регулирование цифровизации.

Keywords: Russian law, aspects of improving the legal system, trends in the development of legislation, the formation and development of modern Russian law, the Constitution of the Russian Federation, the application of sanctions on the territory of Russia, the legal regulation of digitalization.

Дата направления статьи в редакцию: 14.04.2022

Высокая интенсивность правотворческой, в том числе законотворческой, деятельности, является одной из важнейших тенденций развития современного российского права, целесообразность совершенствования которого неразрывно связана с проблемами, стоящими перед Российской Федерацией: обострением геополитической обстановки, необходимостью обеспечения национальной безопасности, минимизацией угроз возможного несанкционированного доступа к информационным ресурсам Российской Федерации, современными демографическими тенденциями, ухудшением социальной защищённости, повышением пенсионного возраста, и др.

Обеспечение национальной, международной безопасности, препятствование распространению негативных явлений глобализации, международной преступности и терроризма, правовое регулирование цифровизации - наиболее важные аспекты совершенствования правовой системы, которое не представляется возможным без эффективного законотворчества.

Эффективная правовая политика государства, прежде всего, предполагает решение вопросов эффективности законодательства, его качества, результативности, соответствия потребностям современных общественных отношений, в свою очередь определяющие доверие общества к государству. Нельзя не согласиться с профессором Н.И. Матузовым, полагающим, что особая форма выражения государственной политики - правовая политика, которая должна обладать способностью диагностировать болевые точки жизни общества и своевременно и эффективно профилактировать их [1].

Реформирование законодательства должно способствовать: развитию экономики страны, политической стабильности государства, предотвращению угроз политического, информационного, экономического и демографического характеров. Современное законодательство обязано в высокой степени отражать, защищать и всесторонне обеспечивать интересы личности, общества и государства.

В условиях изменений в мировой экономике в настоящее время в сферу правового регулирования под воздействием процессов развития информационно-телекоммуникационных технологий всё чаще вовлекаются ранее не регулировавшиеся правом общественные отношения, а также отношения, которые по объективным причинам сегодня не могут в необходимом объеме быть урегулированы правом.

Согласимся с Барзиловой И.С., полагающей, что на современном этапе основными тенденциями развития законодательства Российской Федерации являются: возрастание динамики законотворческой деятельности на уровне Российской Федерации и её субъектов; расширение сферы правового регулирования; совершенствование правовых инструментов развития отдельных отраслей экономики; развитие институтов социальной сферы и повышения качества жизни; попытка законодательного нивелирования негативных последствий глобализационных процессов; оценка влияния международного права на подготовку, принятие и применение российских законов [2].

Рассматривая тенденции развития современного российского права, нельзя не остановиться на некоторых актуальных в настоящее время проблемных вопросах, требующих системного законотворчества и всестороннего его обеспечения, внесения поправок в действующие

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 4(208)

нормативные правовые акты и создание новых законопроектов.

В истории становления и развития облика современного российского права определяющую роль выполняет Конституция Российской Федерации - фундаментальный нормативный правовой акт, предопределяющий основную тенденцию развития современного российского права. Сущностный правовой смысл, заложенный в конституционном тексте, позволяет адаптировать текст к меняющимся социально-правовым реалиям, выявлять его актуальное значение в контексте современных социально-правовых условий, не искажая сути правового смысла, заложенного в текст Конституции Российской Федерации. Внесение в 2020 году поправок в Конституцию России, несомненно, стало одним из важных шагов на пути к обеспечению государственного суверенитета и сохранению национальной конституционной идентичности [3]. Конституция на языке права должна выражать основные ценности нашего общества. Степень защищённости семьи и прав детей - один из важных показателей уровня социальных гарантий государства, поскольку именно семья принадлежит к главным механизмам воспроизводства и совершенствования общества путём накопления и передачи будущим поколениям опыта, традиций и базовых ценностей, что в свою очередь способствует дальнейшему развитию страны. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят президентский закон о закреплении в Семейном кодексе приоритета Конституции Российской Федерации. Данный закон дополняет Семейный кодекс положением о том, что применение международных договоров, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также основам правопорядка и нравственности, не допускается [4]. Соответствующие изменения внесены в ст. 6 и ст. 165 Семейного кодекса Российской Федерации [5].

Обратимся к высказыванию французского мыслителя Вольтера: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». С этим утверждением трудно не согласиться, при условии, что сами эти законы не ущемляют, не упраздняют прав и свобод человека. Для того, чтобы законы государства всегда были именно такими, граждане должны и далее обеспечивать верховенство Конституции на всей территории России, не допускать ослабления её роли гаранта суверенитета страны, инструмента отстаивания наших национальных интересов [6].

Современные демографические тенденции, повышение пенсионного возраста, снижение численности населения в трудоспособном и моложе трудоспособного возрастах при увеличении численности населения старше трудоспособного возраста не способствует экономическому развитию и является угрозой для экономического возрождения страны. Нельзя не согласиться с А.Л. Синицей, предлагающим следующие направления модернизации: развитие цифровой экономики, принятие законов, направленных на улучшение демографической ситуации, развитие инфраструктуры, повышение доли работающих пожилых [7].

Одним из факторов, оказавший в 2020 году влияние на направленность развития российского права в ближайшие годы является пандемия новой коронавирусной инфекции О^Ю-19, ставшая вызовом глобального масштаба. Необходимо констатировать, что до сегодняшнего дня не выработана чёткая общая мировая стратегия по борьбе с пандемией и кризисными явлениями, и универсальные правовые меры. Общим для всех стран является использование примерного комплекса однородных правовых инструментов, особенности заключаются в специфике их комбинаций. На первом этапе противодействия распространению новой коронавирусной инфекции получили широкое распространение временные нормативные правовые акты, далее - в качестве специального правового режима был выбран режим повышенной готовности с делегированием органам государственной власти субъектов Российской Федерации круга полномочий по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности применительно к условиям соответствующего субъекта Российской Федерации. Пандемия предопределила приоритетность развития в Российской Федерации в 2020-2021 гг. следующих отраслей законодательства: административного, трудового, о чрезвычайных ситуациях, об охране здоровья граждан и др. Функциональность и эффективность правового регулирования должны быть одинаковыми как в обычных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах.

Кроме этого, современные реалии таковы, что сегодня одним из проблемных вопросов, требующих правой оценки и выработки адекватного правового ответа, является введение масштабных системных санкций в отношении Российской Федерации, которые, как показывает исторический опыт, имеют свою давнюю предысторию. Так, первыми антироссийскими санкциями, введёнными Западной Европой в 1137 году с целью подчинения Новгородской республики её западным противникам, стал запрет на поставку продовольствия в Великий Новгород. В 1437 году во время разразившегося в нашей стране голода ввоз зерна из Прибалтики в Россию был запрещён Ливонским орденом. В 1998 году США запретили своим учёным взаимодействовать с российскими научными учреждениями, заподозренными в сотрудничестве с Ираном [8]. Самые значимые масштабные антироссийские санкции были введены после государственного переворота на Украине и воссоединения Крыма с Россией. Россия же впервые использовала такой инструмент в 2014 году, применив санкции против некоторого числа иностранных граждан, а затем и вовсе ввела продовольственное эмбарго в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [9].

В настоящее время в Государственную Думу внесён законопроект об уголовной ответственности за применение санкций на территории России [10]. Поскольку целью иностранных санкций является дестабилизация внутренней экономики России, - для недопущения ухудшения экономической ситуации внутри страны 7 апреля 2022 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрение внесён соответствующий законопроект, направленный на защиту интересов и безопасности страны, прав и свобод ее граждан, прав и законных интересов российских юридических лиц: часть 2 статьи 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» предлагается дополнить нормой о действиях, совершенных в целях исполнения решения иностранного государства о введении мер ограничительного характера против России [11]. Также предлагается к рассмотрению законопроект о введении по решению суда внешнего управления в иностранных компаниях, которые прекратили деятельность в России без очевидных экономических причин, основываясь исключительно на антироссийских санкциях США и Европы.

Приоритетными направлениями развития современного мира является развитие и внедрение современных цифровых технологий и

технологических решений во все сферы общественных отношений. Российская Федерация, являясь одним из мировых лидеров в области информационной безопасности, уделяет большое внимание повышению её значимости, поскольку в текущем моменте кибератаки и киберконфлик-ты между крупными государствами являются элементами политической реальности, а уровень трансграничных угроз безопасности суверенных государств и всего мирового сообщества нарастает. Начавшаяся информационная война против России также требует незамедлительного создания новых законопроектов и принятие новых законов, поскольку российское государство обеспечивая информационную безопасность не может допустить монополии других стран на продвижение информации.

Развитие цифровой среды, повышение степени информированности и цифровой грамотности, улучшение доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за её пределами, несомненно, также относятся к числу актуальных задач. В Российской Федерации регламентация цифровой экономики осуществляется согласно Национальной программе, принятой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [12]. Правовое регулирование цифровизации находится в стадии своего становления, разработка и принятие нормативных правовых актов в области цифровизации предусмотрены Федеральным проектом «Нормативное регулирование цифровой среды».

По мнению В.М. Шафирова, в новых условиях требуется такое видение права, для которого мерой всех вещей выступает благополучие социально-правовой жизни каждого конкретного гражданина [13]. Речь идёт о человеческом измерении права, этот подход зиждется на интеграции различных концепций, особенно естественно-правовой и юридического позитивизма. Осознание, закрепление и гарантирование прав и свобод личности - главная миссия, предназначение, преимущество права (перед другими социальными регуляторами) в обществе, государстве» [14].

Тенденции развития современного российского права являются прогрессивными, жизнеутверждающими, человекоцентристскими, направленными на сохранение устойчивости развития российского общества и суверенитета современной России. Поэтому, перспективное развитие российского права, и, как его значительная составляющая, своевременное внесение всех необходимых актуальных изменений в систему законодательства должно осуществляться в целях комплексного решения сложных политических, социально-экономических, миграционных, демографических и иных задач в условиях современной противоречиво развивающейся действительности.

Библиогра фия:

1. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики / Н.И. Матузов // Правоведение. - 1997. - № 4. - С. 6 - 17.

2. Барзилова И.С. Тенденции развития российского права / И.С. Барзилова // Проблемы в российском законодательстве. - 2018. - № 5. - С. 12 - 15.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 01.07.2020. - № 31. - Ст. 4398.

4. Система обеспечения законодательной деятельности. Законопроект № 1036249-7 «О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1036249-7 (дата обращения: 11.03.2022).

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 11.03.2022).

6. Бокова А.О. Конституция Российской Федерации как общественный договор современного российского общества и государства / А.О. Бокова, Р.Р. Палеха // Вестник Воронежского института высоких технологий. Правовые и социальные проблемы современного общества. - Воронеж, 2021. - № 1 (36). - С. 164-168.

7. Синица А.Л. Численность населения в трудоспособном возрасте в России и возможные ответы на ее снижение / А.Л. Синица // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 11. - С. 2005 - 2017.

8. Исторический портал страны: сайт История.РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://histrf.ru/read/articles/udar-po-russkomu-koshelku-istoriya-antirossiyskih-sankciy (дата обращения: 11.04.2022).

9. Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 (ред. от 15.11.2021) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166922/ (дата обращения 13.04.2022).

10. Сайт Государственной Думы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/53947/ (дата обращения: 11.04.2022).

11. Статью 201 УК РФ могут дополнить квалифицирующим признаком // Информационно-правой портал «ГАРАНТ.РУ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1537419/(дата обращения: 11.04.2022).

12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями на 21 июля 2020 года). - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения 13.04.2022).

13. Шафиров В.М. Правопонимание: человекоцентристский подход / Теоретические и практические проблемы правопонимания. Материалы III Международной научной конференции, Москва, 22 -24 апреля 2008 г. / под ред. В.М. Сырых и М.А. Заниной. 2-е изд. . - М.: РАП. - 2010. С. 86-87.

14. Палеха Р.Р. Современное российское право: основные тенденции развития / Государство и право в изменяющемся мире: материалы научно-практической конференции. Часть 2. - Н. Новгород, 2015 г. - Режим доступа:http://arbir.ru/miscellany/U18Б856Е55635-Современное-российское-право-основные-тенденции-развития (дата обращения 13.04.2022).

References:

1. Matuzov N.I. The concept and main priorities of the Russian legal policy / N.I. Matuzov // Pravovedenie. - 1997. - No. 4. - pp. 6-17.

2. Barzilova I.S. Trends in the development of Russian law / I.S. Barzilova // Problems in Russian legislation. - 2018. - No. 5. - p. 12-15.

3. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on 12.12.1993 (taking into account the amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation No. 6-FKZ of 30.12.2008, No. 7-FKZ of 30.12.2008, No. 2-FKZ of 05.02.2014, No. 11-FKZ of 01.07.2020) // Assembly of Legislators of the Russian Federation. - 01.07.2020. - No. 31. - Article 4398.

4. The system of ensuring legislative activity. Draft Law No. 1036249-7 "On Amendments to Articles 6 and 165 of the Family Code of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1036249-7 (date of appeal: 11.03.2022).

5. Family Code of the Russian Federation No. 223-FZ dated 29.12.1995 (ed. dated 02.07.2021) [Electronic resource] / ConsultantPlus - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982 / (accessed: 03/11/2022).

6. Bokova A.O. The Constitution of the Russian Federation as a social contract of modern Russian society and the state / A.O. Bokova, R.R. Palekh // Bulletin of the Voronezh Institute of High Technologies. Legal and social problems of modern society. - Voronezh, 2021. - № 1 (36). - Pp. 164-168.

7. Sinitsa A.L. The working-age population in Russia and possible responses to its decline / A.L. Sinitsa // National interests: priorities and security. 2017. Vol.13, No.11. p.2005 2017.

8. The historical portal of the country: the History website.RF [Electronic resource]. - Access mode: https://histrf.ru/read/articles/udar-po-russkomu-koshelku-istoriya-antirossiyskih-sankciy (date of appeal: 11.04.2022).

9. Decree of the President of the Russian Federation dated 06.08.2014 No. 560 (ed. dated 15.11.2021) "On the application of certain special economic measures to ensure the security of the Russian Federation" // Legal reference system "ConsultantPlus" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166922 / (accessed 13.04.2022).

10. Website of the State Duma of Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://duma.gov.ru/news/53947 / (date of appeal: 11.04.2022).

11. Article 201 of the Criminal Code of the Russian Federation may be supplemented with a qualifying feature // Information and legal portal "GARANT.<url>" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/news/1537419 /(accessed: 11.04.2022).

12. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated May 7, 2018 "On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024" (as amended on July 21, 2020). - Access mode: https://docs.cntd.ru/document/557309575 (accessed 13.04.2022).

13. Shafirov V.M. Legal understanding: a human-centered approach / Theoretical and practical problems of legal understanding. Materials of the III International Scientific Conference, Moscow, April 22-24, 2008 / edited by V.M. Syrykh and M.A. Zanina. 2nd ed. . - M.: RAP. - 2010. pp. 86-87.

14. Palekh R.R. Modern Russian law: main development trends / State and law in a changing world: materials of a scientific and practical conference. Part 2. - N. Novgorod, 2015 - Access mode:http://arbir.ru/miscellany/U18S856E55635-Современное-российское-право-основные-тенденции-развития (accessed 13.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.