Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИНЯТИЯ ПРАВА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИНЯТИЯ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЯТИЕ ПРАВА / ДОВЕРИЕ К ПРАВУ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ЧАСТНОЕ ПРАВО / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Палеха Роман Робертович, Бокова Алёна Олеговна

В настоящей статье рассматриваются социально-психологические механизмы принятия права. Авторы статьи приходят к выводу, что для публичного и частного права, действуют разные механизмы принятия права, которые необходимо учитывать при рассмотрении права в качестве средства преодоления социального отчуждения. Кроме того, государству необходимо выстраивать политику, направленную на формирования атмосферы доверия к праву, возможную исключительно в условиях обеспечения реального юридического равенства для всех граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF LAW ACCEPTANCE

This article discusses the socio-psychological mechanisms of the adoption of law. The authors of the article come to the conclusion that for public and private law there are different mechanisms for the adoption of law, which must be taken into account when considering law as a means of overcoming social exclusion. In addition, the state needs to build a policy aimed at creating an atmosphere of trust in the law, which is possible only in conditions of ensuring real legal equality for all citizens.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИНЯТИЯ ПРАВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_48

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИНЯТИЯ ПРАВА SOCIO-PSYCHOLOGICAL MECHANISMS ACCEPTANCE OF THE RIGHT

ПАЛЕХА Роман Робертович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: paleharr@mail.ru;

БОКОВА Алёна Олеговна,

студентка юридического факультета,

Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: a.o.bokova@gmail.com;

Palekha Roman Robertovich,

candidate of Law, assistant professor, assistant professor of chair of theory and history of law and state

The Central Branch of the Russian State University of Justice.

95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia.

E-mail: paleharr@mail.ru;

Bokova Alena Olegovna,

student of the Faculty of Law The Central Branch of the Russian State University of Justice. 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: a.o.bokova@gmail.com

Краткая аннотация: В настоящей статье рассматриваются социально-психологические механизмы принятия права. Авторы статьи приходят к выводу, что для публичного и частного права, действуют разные механизмы принятия права, которые необходимо учитывать при рассмотрении права в качестве средства преодоления социального отчуждения. Кроме того, государству необходимо выстраивать политику, направленную на формирования атмосферы доверия к праву, возможную исключительно в условиях обеспечения реального юридического равенства для всех граждан.

Abstract: This article discusses the socio-psychological mechanisms of the adoption of law. The authors of the article come to the conclusion that for public and private law there are different mechanisms for the adoption of law, which must be taken into account when considering law as a means of overcoming social exclusion. In addition, the state needs to build a policy aimed at creating an atmosphere of trust in the law, which is possible only in conditions of ensuring real legal equality for all citizens.

Ключевые слова: принятие права, доверие к праву, социально-психологические механизмы, частное право, публичное право, юридическая наука.

Keywords: acceptance of law, trust in law, socio-psychological mechanisms, private law, public law, jurisprudence.

Для цитирования: Палеха Р.Р., Бокова А.О. Социально-психологические механизмы принятия права //Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 48-50. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_48.

For citation: Palekha R.R., Bokova A.O. Socio-psychological mechanisms acceptance of the right//Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 48-50. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_48.

Статья поступила в редакцию: 19.01.2023

Заявленная тема - «Социально-психологические механизмы принятия права» является актуальной и практически значимой, позволяющей вывести исследователя на качественно новый уровень осмысления вопросов эффективности права; характера взаимодействия общества и государства; качества и уровня диалога между властью и обществом; легитимности права и легитимности государства; преодоления фрустрации личности; социально-правового благополучия человека и другие вопросы фундаментального антропологического характера, требующие к себе внимательного и вдумчивого научного подхода.

Приступая к рассмотрению предмета исследования, прежде всего, необходимо определиться о каком праве идет речь и какое право нуждается в принятии. Полагаем, что в данном случае, продуктивно обратиться к такому явлению, как действующее право, т.е. право, которое способно к применению и реализации. А применять можно только то право, которое содержит норму права. Именно этим и обусловлено главное предназначение права - выступать регулятором общественных отношений, оказывать на них преобразующее и надо полагать, созидательное воздействие. Но действующее право, это не право, вступившее в юридическую силу с определенной даты, а право, готовое воплощаться в жизни, исходя из его принятия обществом, социальной средой на которую оно рассчитано.

Здесь хотелось бы подчеркнуть, что видится обоснованным использование понятия именно принятие, а не признание, поскольку право принимается человеком через социально-психологические механизмы, а признается государством через юридические механизмы. Признание подразумевает следование определенным официальным юридическим процедурам, а принятие указывает на социально-психологические механизмы перевода содержания нормативных предписаний во внутренний, ценностный мир человека, когда личность воспринимает предлагаемые ей нормативные положения правовых актов в качестве необходимой составляющей ее внутреннего мира, гармонично встраиваемую в систему ценностных координат самой личности.

В.Н. Жуков, подвергнув анализу теорию права Л.И. Петражицкого, обоснованно пришел к выводу, что «Л.И. Петражицкий прав в том, что пока юридическая норма не станет стереотипом поведения крупных социальных групп, право функционировать не будет. Государство может принимать любые необходимые ему нормативно-правовые акты, рассчитывая на их позитивный эффект, но пока заложенные в них нормы не станут частью психологии людей, работать они не начнут» [5, с. 29]. Высказанная мысль находит свое подтверждение в наблюдениях, сделанных

Теоретико-исторические правовые науки

П.П. Серковым: «Субъективные установки на принятие, уважение и исполнение правовых норм невозможно не учитывать. Результаты нравственного регулирования зависят от того, насколько ответственно субъекты возникающих или развивающихся правоотношений признают государственное психическое принуждение правовых норм и соотносят свое поведение с их идейным содержанием. И вряд ли в этой ответственности приоритетное место должен занимать страх силового воздействия, а не осознанное желание не причинять огорчение окружающим» [8, с. 33]. Заслуживает внимания позиция В.Ю. Панченко, согласно которой: «Позитивное право прежде чем воплотиться в конкретном отношении, должно быть знаемо индивидом, одобрено им и хотя бы начерно, в первом приближении согласовано с социальным содержанием правоотношений, в которые он планирует вступить» [7, с. 179].

В продолжении предпринятого осмысления предмета нашего исследования полагаем важным обратиться к сложной триединой сущности человека, исходя из которой человек может быть представлен в трех ипостасях:

1) как биологический вид (человек разумный);

2) как социальный организм, находящийся в непрерывном социальном взаимодействии с другими людьми, с обществом, с государством;

3) как духовная субстанция, со сложными духовно-нравственными потребностями.

Полагаем, представленная триединая сущность человека выступает отправной точкой в понимании социально-психологических механизмов принятия права. Так, надо понимать, что право в каждом из сегментов триединой сущности человека будет им принято, если будет отвечать его интересам, способствовать удовлетворению его разнообразных потребностей.

И такой базовой потребностью в существовании человека является потребность в безопасности, в различных ее видах и формах. А это, прежде всего, потребность в физической безопасности, потребность в гарантированном уровне материального достатка, при осознании следованию принципу справедливости в распределении государством материальных благ между всеми членами общества, при котором человек не чувствует свою ущемленность и у него формируется самоуважение, как непременная составляющая достоинства человеческой личности. Материальный достаток и справедливость распределения наиболее значимых материальных благ нации - это важнейшее условие принятия права. А собственность, частная собственность выступает экономическим основанием свободы личности. Задача государства состоит в обеспечении справедливого доступа всех граждан к общей собственности нации, составляющей общенациональное богатство, на которую каждый гражданин имеет равное право [2, с. 14-20]. В условиях государственно-организованной жизни общества, отсутствие собственности у человека, либо ее крайне ограниченный характер, приведет к диаметрально противоположному его состоянию - несвободе. А право, которое привело человека к такому правовому состоянию, вызовет от себя отторжение и полное непринятие.

В этой связи, представляется возможным обратить внимание на то, что сосредоточение наиболее значимых материальных ресурсов и природных национальных богатств в руках численно незначительной группы населения, в отсутствии реальных возможностей населения страны принимать участие в управлении этими жизненно-важными ресурсами и иметь от них финансовый стабильный доход, равно распределяемый между всеми гражданами современного российского государства, по факту того, что это общее национальное богатство, не создает благоприятных условий для принятия имеющегося позитивного права гражданами России.

Поэтому, видится, что развитие государственной политики, направленной на укрепление материального благосостояния всех граждан России, на преодоление значительных социальных диспропорций в уровне доходов различных социальных слоев и групп населения, непременно приблизят российское государство к качеству социального. Только в условиях социального государства возможно обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, выступающих базовыми критериями и высшей целью социального государства. Разумеется, право, способствующее утверждению государства в качестве социального, получит в обществе полную поддержку, практически тотальное принятие права гражданами России.

Следует обратить внимание, что социально-психологические механизмы принятия права в сферах публичного и частного права имеют свои принципиальные отличия. Если для публичного права характерным является участие населения страны в государственном управлении, в обсуждении проектов нормативных правовых актов, и, таким образом, принятие права происходит на уровне его правотворческого оформления, то для сферы частного права, принятие права человеком видится в следовании за уже возникшим объективным правом, его отражением в позитивном праве и отчетливо обнаруживающим себя в праве индивидуальном (личностном), на основе которого субъекты правоотношений, исходя из юридического равенства и автономии воли сторон, подбирают себе заинтересованных контрагентов, оформляя возникшие отношения в различных договорных формах, что отражает уровень конкретного права. Полагаем, что эти особенности в сферах публичного и частного права необходимо учитывать при рассмотрении права как средства преодоления социального отчуждения.

В рассмотрении социально-психологического механизма принятия права значительное место отведено такому социально-психологическому явлению как доверие, которое понимается как внутренняя готовность человека, группы людей, общества в целом к принятию ценностей внешнего социального мира, готовность разделять эти ценности как свои собственные, действовать в соответствии с ними и отстаивать их всеми доступными средствами. В основе доверия находится система ценностей индивида, определенной социальной группы, которая сформировалась под воздействием разнообразных факторов социализации. Определяющим в установлении атмосферы доверия является степень совпадения собственной системы ценностей индивидов и социальных групп с предлагаемыми внешними ценностями социального мира. Одной из таких внешних систем ценностей социального мира выступает право, как явление нормативное, формально определенное и обеспеченное в своей реализации принудительной силой государственной власти.

Уровень доверия к праву определяется степенью соответствия системы ценностей индивидов и социальных групп к той системе социальных ценностей, которая заложена в праве. Эту степень доверия принято обозначать легитимностью. Н.В. Витрук обоснованно обращал внимание, что: «главное в легитимности Конституции - это то, насколько полно и реально она воплощает волю народа, выражает его интересы, насколько общество ее принимает и поддерживает» [3, с. 10-11].

Вряд ли что можно возразить, казалось бы этой простой, но в тоже время очень мудрой мысли. В этой связи, хотелось бы высказать определенные надежды, что внесенные поправки в Конституцию РФ, принятые всенародным общероссийским голосованием 1 июля 2020 года, несколько сблизят государство и общество, переведут диалог между ними на качественно иной уровень, повысят доверие между ними, приблизят Конституцию РФ к искомому ее качеству, позволяющему рассматривать ее в качестве акта гражданского согласия.

Для всех людей и каждого человека государство обязано создать равные юридические условия, то есть, равные стартовые возможности и обеспечить их реализацию, при признании объективности фактического неравенства людей и уникальности каждой личности. Именно в таком мировоззренческом посыле и реальной практике его осуществления и заключен прогрессивный потенциал социального, правового государства и гражданского общества,

В тоже время, нельзя не согласиться с Г.В. Атаманчуком, который отмечает, что: «как бы хорошо ни был сформирован тот или иной государственно-правовой институт, его роль в обществе определяется не им самим по себе, а отношением к нему, тем, как люди по нему ориентируют (соизмеряют) свое поведение, как его применяют (используют) в своей практике. Давно известно, что только от людей зависит жизнь государственно-правовых институтов, причем и тех, что находятся «во власти», и тех, что этой власти «подчиняются» [1, с. 129, 130].

Таким образом, формирование атмосферы доверия к праву - это не только уровень последовательной прогрессивной социально-ориентированной государственной политики, развитой юридической техники, надежных и достаточных материальных ресурсов, но и готовность общества их воспринимать в качестве жизненно необходимых и органично дополняющих его правовое развитие ориентиров.

На существенную роль общества в деле прогрессивных социальных преобразований обращают внимание В.А. Толстик и Н.А. Трусов, указывая, что: «чем выше толерантность общества к фактам несправедливости, тем больше степень расхождения между правом и справедливостью; чем больше общество готово мириться с несправедливостью содержания норм права, чем больше оно будет бездействовать, тем больше ничего не измениться; для того чтобы право соответствовало господствующим в обществе ценностям и идеалам, выступало в качестве эффективного регулятора общественных отношений, общество должно бороться за его содержание; чем интенсивней ведется борьба, тем выше степень соответствия содержания права его критерию» [9, с. 27]. Под критерием содержания права ученые понимают совокупность ценностей и идеалов, отражающих компромиссный интерес социума и отвечающих требованию исполнимости.

Интересной видится позиция В.В. Денисенко, согласно которой: «без учета общественных ценностей, позитивное право не будет приводить к желаемому результату. Правовое регулирование должно пониматься не только как инструмент упорядочения отношений, достижения цели, но и одновременно как процесс поддержки коммуникативных связей в обществе, где граждане являются юридически равны и могут участвовать в нормотворчестве» [4, с. 83].

Не вызывает сомнений утверждение В.Д. Зорькина, что «коллективное доверие есть фундаментальная основа, обеспечивающая функционирование правовой системы и публичных институтов, равно оно обеспечивает признание коллективных ценностей» [6, с. 17].

Таким образом, если государство способно к созданию условий для формирования атмосферы доверия к праву, в том числе через предлагаемое обществу позитивное право, способно обеспечить реальное юридическое равенство для всех граждан, требуемый уровень безопасности, удовлетворения ожидаемого уровня потребностей в различных сферах, то такое право будет принято обществом. А если государство не способно к созданию этих жизненно важных для личности и общества условий, то позитивное право, как следствие, не будет принято обществом, будет формироваться стойкий эффект отчуждения человека от права и, как следствие, от государства, преодолеть который быстро никак не получится.

Библиогра фия:

1. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. - М.: «Славянский диалог», 1996. - 223 с.

2. Бабурин С.Н. Нравственное государство как политико-правовая идея, время которой пришло // Международный журнал конституционного и государственного права. 2021. № 1. С. 14-20.

3. Витрук Н.В. О социально-правовой сущности и легитимности Конституции Российской Федерации 1993 года // Российское правосудие. 2008. № 2. С. 4-12.

4. Денисенко В.В. Теория правового регулирования в отечественной науке: поиск новой методологии // Вопросы правоведения. 201 4. № 4. С. 70-85.

5. Жуков В.Н. Право как ценность // Государство и право. 2010. № 1. С. 21 -34.

6. Зорькин В.Д. Providentia или о праве будущего в эпоху цифровизации // Государство и право. 2020. № 6. C. 7-19.

7. Малько А.В., Гурьев В.В., Затонский В.А., Кроткова Н.В. Правовая культура и государственно-правовая жизнь общества // Государство и право. 2022. № 8.

С. 173-1

202 p.

8. Серков П.П. Правоотношение (Нравственность современного правового регулирования). М.: Норма. 2020. - 688 с.

9. Толстик В.А., Трусов Н.А. Борьба за содержание права: монография. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. - 202 с. References:

1. Atamanchuk G.V. The new state: searches, illusions, possibilities. - M.: "Slavic dialogue", 1996. - 223 p.

2. Baburin S.N. The moral state as a political and legal idea, the time of which has come // International Journal of Constitutional and State Law. 2021. No. 1. pp. 14-20.

3. Vitruk N.V. On the socio-legal essence and legitimacy of the Constitution of the Russian Federation of 1993 // Russian Justice. 2008. No. 2. pp. 4-12.

4. Denisenko V.V. Theory of legal regulation in Russian science: search for a new methodology // Questions of jurisprudence. 2014. No. 4. pp. 70-85.

5. Zhukov V.N. Law as a value // State and Law. 2010. No. 1. pp. 21-34.

6. Zorkin V.D. Providentia or on the law of the future in the era of digitalization // State and Law. 2020. No. 6. C. 7-19.

7. Malko A.V., Guryev V.V., Zatonsky V.A., Krotkova N.V. Legal culture and state-legal life of society // State and Law. 2022. No. 8. pp. 173-189.

8. Serkov P.P. Legal relationship (Morality of modern legal regulation). M.: Norm. 2020. - 688 p

9. Tolstik V.A., Trusov N.A. Struggle for the content of law: monograph. - N. Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.