Научная статья на тему 'Б. ЧИЧЕРИН О ПРАВЕ И ЕГО НРАВСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ'

Б. ЧИЧЕРИН О ПРАВЕ И ЕГО НРАВСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОПОНИМАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / Б.Н. ЧИЧЕРИН / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЗАКОН / НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соловьева Лариса Леонидовна, Канищев Валерий Петрович

Настоящая статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов о праве известного правоведа XIX - начала XX века Бориса Николаевича Чичерина. Право есть ценностно-нормативная система общества, руководящие начала, имеющее теснейшую связь с духовной природой человеческой личности, важнейшим индивидуально-личностным качеством человека - нравственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Соловьева Лариса Леонидовна, Канищев Валерий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

B. CHICHERIN ON LAW AND ITS MORAL NATURE

This article is devoted to a brief review of the theoretical views on law of the famous jurist of the XIX - eariy XX century Boris Nikolaevich Chicherin. Law is the value-normative system of society, the guiding principles, which has the closest connection with the spiritual nature of the human personality, the most important individual and personal quality of a person - morality.

Текст научной работы на тему «Б. ЧИЧЕРИН О ПРАВЕ И ЕГО НРАВСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_6

Б.ЧИЧЕРИН О ПРАВЕ И ЕГО НРАВСТВЕННОЙ ПРИРОДЕ B.CHICHERIN ON LAW AND ITS MORAL NATURE

СОЛОВЬЕВА Лариса Леонидовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

КАНИЩЕВ Валерий Петрович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории права и государства, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: kanishhev1953@mail.ru;

Solovyova Larisa Leonidovna,

Candidate of Law, аssistant professor of chair of theory and history of law and state The Central Branch of the Russian State University of Justice. 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: solo_l1974@mail.ru;

Kanischev Valeriy Petrovich,

Head of the department of theory and history of law and state, candidate of Law, assistant professor

The Central Branch of the Russian State University of Justice.

95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia.

E-mail: kanishhev1953@mail.ru

Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов о праве известного правоведа XIX - начала XX века Бориса Николаевича Чичерина. Право есть ценностно-нормативная система общества, руководящие начала, имеющее теснейшую связь с духовной природой человеческой личности, важнейшим индивидуально-личностным качеством человека - нравственностью.

Abstract: This article is devoted to a brief review of the theoretical views on law of the famous jurist of the XIX - early XX century Boris Niko-laevich Chicherin. Law is the value-normative system of society, the guiding principles, which has the closest connection with the spiritual nature of the human personality, the most important individual and personal quality of a person - morality.

Ключевые слова: право, правопонимание, нравственность, Б.Н. Чичерин, юридический закон, нравственный закон.

Keywords: law, legal understanding, morality, B.N. Chicherin, legal law, moral law.

Для цитирования: Соловьева Л.Л., Канищев В.П. Б. Чичерин о праве и его нравственной природе // Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 6-7. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_6.

For citation: Solovyova L.L., Kanishchev V.P. B. Chicherin on law and its moral nature // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 6-7. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_6.

Статья поступила в редакцию: 10.12.2022

Современные тенденции развития теоретико-правовой науки характеризуются неизменным интересом научного сообщества к проблемам генезиса, понятия, сущности права как сложного многоуровневого и многогранного явления общественной жизни, результата развития человеческой мысли. В частности, наблюдается динамика увеличения количества научных изысканий о праве в контексте аксиологических знаний, выработки ценностных подходов к пониманию права. При этом большое значение в развитии современной науки имеет преемственность как культурно-исторический ориентир научного познания. Обращение к комментариям известных теоретиков, философов прошлых столетий несомненно представляет особую ценность и значение в дальнейшем поиске истины, выявлении особенностей происхождения права, его понятия и сущности [1]. В этой связи, целесообразно обратить внимание на предложенную известным правоведом XIX - начала XX века Борисом Николаевичем Чичериным интерпретацию понятия права.

Б.Н. Чичерин был противником марксизма (материалистической теории), отвергал теории общественного договора, естественного права, убеждая своих слушателей и своих оппонентов в том, что область права не есть только позитивное законодательство, состоящее из юридических законов. Законы человеческие (юридические) - могут быть «хороши и дурны», требуют оценки, изменяются сообразно с изменениями потребностей и взглядов [3, с. 1-2]. Законы природы - это законы истинной нравственности, они вечны и неизменны, не требуют оценки. Исходя из сказанного выше, Б.Н. Чичерин рассматривал право как некую ценностно-нормативную систему общества, руководящие начала, указывал на теснейшую связь его с духовной природой человеческой личности, важнейшим индивидуально-личностным качеством человека - нравственностью. Такая позиция Б.Н. Чичерина противопоставлялась модным научным течениям германской юриспруденции, которые нашли положительные отклики в воззрениях многих отечественных ученых-теоретиков исследуемого периода. Опираясь на положения Э. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Э. Кэрда, Г.В. Лейбница Б.Н. Чичерин формулирует свою позицию о том, что право и нравственность неразрывно связаны между собой. Особую остроту приобретает проблема соотношения права и нравственности, получения новой информации об их свойствах, прямых и косвенных связях, общих тенденциях их функционирования и развития [2].

Право как сложное явление общественной жизни, Б.Н. Чичерин рассматривал через его значение в объективном и субъективном смысле. Если субъективное право - нравственная возможность, свобода что-либо делать или требовать, то объективное право - есть закон,

Теоретико-исторические правовые науки

определяющий свободу действия. Отсюда, право, по мнению автора, есть «внешняя свобода человека, определяемая общим законом... Это и есть то, что закон призван определить и что поэтому составляет основное начало права» [3, c. 84]. Задача права, что бы области свободы, которая предоставляется каждому, были разграничены и охранялись законом.

Право имеет отличительные от нравственности свойства и, по мнению Б.Н. Чичерина, представляет собой начало формальное и рассматривается через юридическую защиту материального права, которое и составляет его «истинное существо». Право, в отличие от нравственности есть начало принудительное. Юридический закон поддерживается принудительной властью, так как внешняя свобода человека должна быть защищена от произвола. Нравственный закон обращается только к совести индивида, соответственно, не имеет возможности защитить последнего от случайного произвола сильнейших. Автор уточнял: «если бы принуждение было только внешним придатком, который по усмотрению мог бы прилагаться ко всякого рода действиям, то нравственный закон, в случае неисполнения, мог бы сделаться принудительным, и тогда внутренняя свобода человека всецело была бы отдана на жертву произволу общественной власти. Именно к этому ведет смешение права с нравственностью» [3, c. 89]. Отсюда право, определяя область человеческой свободы, касается исключительно внешних действий субъекта, нравственность - внутренних побуждений.

При соотношении права и нравственности, Б.Н. Чичерин конкретизировал: право может рассматриваться отдельно от нравственности, имея самостоятельное начало, свои собственные корни в духовной природе человека, которые лежат в потребностях человеческого общежития. Разные потребности порой приводят к столкновению со свободой других. Общие нормы, определяющие стандарты поведения в различных ситуациях, при необходимости могут носить также принудительный характер вплоть до физического принуждения. Человек может быть физически слаб, чтобы дать отпор внешнему насилию. Для предупреждения таких физических столкновений, а равно для обеспечения общественного (правового) порядка, общественная власть (государственная власть) использует право (юридические законы) - всеобщий и общеобязательный стандарт поведения. Нравственность (нравственные законы) как и право, есть стандарт, выработанный обществом, закрепленный, действующий и зависящий от условий, которые необходимы для нормального функционирования общества. Отсюда, юридические законы могут существовать независимо от нравственных законов, и наоборот. Но в обоих случаях это стандарты, обеспечивающие порядок в обществе.

Связь права и нравственности определяется через один и тот же источник - человеческую личность, ее важнейшие индивидуально-личностные качества, духовную природу человека, уважающего право не из страха принуждения, а исходя из внутреннего убеждения и осознания социальной ценности права.

Таким образом, между правом и нравственностью наблюдается теснейшая связь. Между тем, право и нравственность, как различные области определяются разными началами. Между правом и нравственностью могут наблюдаться серьезные противоречия: что требуется правом, может быть безнравственно и, наоборот. Но при всех указанных свойствах, по мнению Б.Н. Чичерина необходимо взаимодействие этих двух начал. И в этом смысле, следует придерживаться правила: «юридический закон не должен вторгаться в область внутренней свободы и определять то, что, по существу своему не подлежит его действию...В собственной своей сфере юридический закон может отказать в помощи действиям формально правомерным, но по существу своему безнравственным.Он может даже положить наказание за безнравственные поступки, когда они составляют посягательство на чужую личность или оскорбляют общественную совесть; но такого рода постановления требуют особой осто-рожности.Область нравственности не подлежит юридическому закону, который имеет дело только с внешними отношениями свободы и касается внутренних побуждений лишь настолько, насколько они выражаются в действиях, нарушающих право» [3, c. 92].

Библиогра фия:

1. Соловьева Л.Л., Павлова Е.В. К вопросу о соотношении права, морали и нравственности в философско-правовых воззрениях русских ученых конца XIX -начала XX вв./ Л.Л. Соловьева, Е.В. Павлова // Право и государство: теория и практика. - 2016. - № 9 (141). - С. 23-27.

2. Капустин М. Теория права (юридическая догматика). В 2 т. Т. 1 Общая догматика / М. Капустин. - М.: Университетская типография «Катков и К?», 1868. -356 с.; Новгородцев П.И. Право и нравственность / П.И. Новгородцев. // Правоведение. - 1995. - № 6. - С. 103 - 113; Соловьев В. Право и нравственность (очерки из прикладной этики) / В. Соловьев. - СПб.: Издание Я. Канторовича,1917. - 187с.; Тарановский Ф.В. Интерес и нравственный долг в праве / Ф.В. Тарановский. Варшава, 1899. -26с. и пр.

3. Чичерин Б.Н. Философия права / [соч.] Б. Чичерина. - Москва: типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и К°, 1900. - 337 с.

References:

1. Solovyova L.L., Pavlova E.V. On the question of the correlation of law, morality and morality in the philosophical and legal views of Russian scientists of the late XIX -early XX centuries/ L.L. Solovyova, E.V. Pavlova // Law and the State: theory and practice. - 2016. - № 9 (141). - Pp. 23-27.

2. Kapustin M. Theory of law (legal dogmatics). In 2 t. t. 1 General dogmatics / M. Kapustin. - M.: University Printing House "Katkov and Co.", 1868. - 356 p.; Novgo-rodtsev P.I. Law and Morality / P.I. Novgorodtsev. // Jurisprudence. - 1995. - No. 6. - pp. 103 - 113; Solovyov V. Law and Morality (essays from applied ethics) / V. Solovyov. - St. Petersburg: Edition of Ya. Kantorovich, 1917. - 187s.; Taranovsky F.V. Interest and moral duty in law / F.V. Taranovsky. Warsaw, 1899. -26c. etc.

3. Chicherin B.N. Philosophy of Law / [op.] B. Chicherina. - Moscow: typo-lithography of the Partnership I.N. Kushnerev and Co., 1900. - 337 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.