Научная статья на тему 'ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ШКОЛА ПРАВОПОНИМАНИЯ: ИДЕЙНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ'

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ШКОЛА ПРАВОПОНИМАНИЯ: ИДЕЙНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
477
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОПОНИМАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ШКОЛА ПРАВОПОНИМАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Палеха Р.Р., Бокова А.О.

В настоящей статье авторы раскрывают идейно-мировоззренческие и нормативные основания естественно-правовой школы правопонимания, всесторонне ее характеризуют, показывают не только важные теоретические аспекты, но и раскрывают сущностные стороны ее практической составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL LAW SCHOOL OF LEGAL UNDERSTANDING: IDEOLOGICAL, IDEOLOGICAL AND NORMATIVE FOUNDATIONS

The authors reveal the ideological, ideological and normative foundations of the natural law school of law understanding, comprehensively characterize it, show not only important theoretical aspects, but also reveal the essential aspects of its practical component.

Текст научной работы на тему «ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ШКОЛА ПРАВОПОНИМАНИЯ: ИДЕЙНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_83

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ШКОЛА ПРАВОПОНИМАНИЯ: ИДЕЙНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ NATURAL LAW SCHOOL OF LAW UNDERSTANDING: IDEOLOGICAL AND NORMATIVE FOUNDATIONS

ПАЛЕХА Роман Робертович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: paleharr@mail.ru;

БОКОВА Алёна Олеговна,

студентка юридического факультета,

Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). 394006, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. E-mail: a.o.bokova@gmail.com;

Palekha Roman Robertovich,

oandidate of law, assistant professor, аssistant professor of chair of theory and history of law and state The Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh). 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: paleharr@mail.ru;

Вokova Alena Olegovna,

student of the Faculty of Law The Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh). 95, 20th Anniversary of October str., Voronezh, Voronezh Region, 394006, Russia. E-mail: a.o.bokova@gmail.com

Краткая аннотация: в настоящей статье авторы раскрывают идейно-мировоззренческие и нормативные основания естественно-правовой школы правопонимания, всесторонне ее характеризуют, показывают не только важные теоретические аспекты, но и раскрывают сущностные стороны ее практической составляющей.

Abstract: the authors reveal the ideological, ideological and normative foundations of the natural law school of law understanding, comprehensively characterize it, show not only important theoretical aspects, but also reveal the essential aspects of its practical component.

Ключевые слова: право, правопонимание, естественно-правовая школа правопонимания.

Keywords: law, understanding of law, natural law school of legal understanding.

Для цитирования: Палеха Р.Р., Бокова А.О. Естественно-правовая школа правопонимания: идейно-мировоззренческие и нормативные основания //Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 83-85. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_83.

For citation: Palekha R.R., Bokova A.O. Natural Law School of Law understanding: ideological and normative foundations // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 83-85. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_83.

Статья поступила в редакцию: 22.03.2023

Правопонимание представляет собой научную категорию, широко применяемую в теоретической юриспруденции и указывающую как на сознательно-волевой мыслительный процесс, так и на творческий результат целенаправленной абстрактно-логической деятельности субъекта познания, зависящую от объектно-субъектных характеристик, представленных правом и человеческим сознанием, преследующую цель - получение достоверного знания о праве и раскрытие его сущности [11, С. 213].

Первой по времени своего появления, оформления и систематизации идей является естественно-правовая школа правопонимания. Магистральным учением данного направления правопонимания выступает юснатурализм. Главная идея юснатурализма состоит в том, что, помимо положительного права, которое формируется и охраняется государством, существует единое для всех естественное право, которое возвышается над позитивным. Сторонники данного учения разграничивают право и закон. Последователи юснатурализма убеждены в существовании права высшего порядка - естественного права, принадлежащего каждому человеку от природы по факту его рождения. Приверженцы данной школы правопонимания указывают на связь права с моралью, считая, что именно такие абсолютные ценности как равенство, свобода и справедливость образуют фундамент права.

Теоретико-правовая наука предлагает многочисленные подходы к пониманию «естественного права». Согласно точке зрения В.С. Нерсесянца «естественное право - это везде и всегда наличное, извне преданное человеку, исходное для данного места и времени право, которое как выражение объективных ценностей и требований человеческого бытия является единственным и безусловным первоисточником правового смысла и абсолютным критерием правового характера всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство» [10, С. 64]. Как утверждал автор, естественное право - право действующее, занимающее свое место наряду с позитивным правом. Все это ярко отражает правовой дуализм, присущий естественно-правовому подходу к пониманию права.

Приверженцы естественно-правовой школы правопонимания убеждены, что права человека есть его свойства и принадлежат человеку с момента его рождения. Данную мысль обстоятельно излагали зарубежные представители философско-правовой мысли - Платон, Сократ, Аристотель, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье. В России идейно-мировоззренческую позицию естественно-правовой школы правопонимания на рубеже XIX-XX вв. поддерживали такие известные авторитетные правоведы как А.Н. Радищев, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, А.С. Ященко, И.В. Михайловский и др. [8].

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

Впервые идея юснатурализма нашла свое отражение в трудах Аристотеля. Об этом свидетельствует запись в V главе «Никомаховой этики», где ученый дает определение «праву от природы». Античный философ утверждал, что естественное право везде имеет одинаковую силу и на него не влияет признание или непризнание людей. В то же время следует отметить, что «право от природы» он не считал абсолютно неизменным. У Аристотеля происходит четкое разделение естественного и позитивного права в контексте концептуального развенчания понятий «право по природе» и «право от закона». Превосходство же естественного права в глазах Аристотеля не вызывает никаких сомнений. Подтверждением этому убеждению выступает его высказывание: «Справедливое от природы выше справедливого по закону» [5, С. 56]. Таким образом, учение Аристотеля стало основой для дальнейшего развития идейно-мировоззренческих представлений естественного права, а сам античный философ является ярким представителем естественно-правовой школы правопонимания.

В.М. Гессен, известный представитель естественного права в России, в отличие от Аристотеля, понимал естественное право как этические нормы, которые являются «безусловными категорическими императивными переменного содержания». По мнению мыслителя, первоочередной целью естественного права является критика положительного права «с точки зрения соответствия его этическим нормам правосознания» [6, С. 83]. Данное определение естественного права, несомненно, находило отклик у русской интеллигенции. Также нельзя проигнорировать позицию А.С. Ященко, по словам которого, подход В.М. Гессена к пониманию естественного права не устанавливает границы между правом и моралью. Он писал: «Определяя «естественное право» как нравственное право, сторонники нравственного идеализма в праве безнадежно смешивают области права и нравственности, отчего не выигрывают в ясности ни понятие права, ни понятие нравственности. Если различается право и нравственность, значит, есть признаки, присущие одному и чуждые другому, если же естественное право отождествляется с нравственной критикой, то теряется возможность различать право и нравственность» [12, С. 154]. Несмотря на различия в подходах к пониманию право вышеуказанных мыслителей, нельзя не отметить, что они видят единое для всех юснатуралистов превосходство естественного права над правом позитивным.

Интересной является трактовка естественного права И.В. Михайловского, который в своих трудах, посвященных данной проблеме, сформулировал указанное право как «совокупность наиболее общих принципов, норм, непосредственно вытекающих из абсолютной идеи права и имеющих характер вечности, неизменности и безусловной обязательности для всех времен и народов» [9, С. 123]. Ученый утверждал, что духовная идея абсолютного разума и добра является подтверждением существования естественного права. И.В. Михайловский считал, что естественное право выполняет две главные функции - конститутивную и нормативную. Первая проявлялась в глобальной естественно-правовой идее, лежащей в основе права, сформированного и охраняемого государством. Проявление же второй функции кроется в началах естественного права, системное выполнение которых порождает структуру положительного права, в своем чистом виде служат критерием для оценки последнего. Решая проблему естественного права, И.В. Михайловский акцентирует свое внимание на его исторической аргументации. Таким образом, главную свою цель он видит в преодолении двойственности естественного и положительного права.

В современных реалиях нашего времени идея естественных и неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина нашла свое отражение в национальном законодательстве, а также и в международных правовых актах. Так, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 3 закрепляет, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» [3, С. 218-223]. Право человека на жизнь - это основополагающее право, естественное и неотъемлемое, является одним из самых важных. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет положение о том, что «никто не может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание» [4]. Международный пакт о гражданских и политических правах в п. 1 ст. 6 указывает, что «право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» [2].

Естественные и неотъемлемые права и свободы закреплены в Конституции Российской Федерации. ч. 1 ст. 20 гарантирует право на жизнь, свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на неприкосновенность частной собственности (ст. 35) и др. [1].

Принципы, закрепляющие современную социальную концепцию права собственности, являются неотъемлемой составляющей конституционных актов многих государств (Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Голландии, Бразилии и др.). Причем следует отметить, что это право собственности разрабатывается и утверждается в разных странах в соответствии с существующими в них реалиями. Во Франции «священное и неприкосновенное» право собственности, лишение или ограничение которого допускалось только в случае, установленном законом, было заимствовано другими странами. Так, в 1919 г. данные положения были впервые включены в текст Конституции Германии, а затем продублированы в Основном законе ФРГ 1949 г. В ст. ст. 14, 15 Конституции Испании 1978 г. признаны право частной собственности и право её наследования, содержание которых ограничено их социальной функцией, а лишение кого-либо этих прав или части ограничения возможно только ради общественной пользы и социальных интересов при соответствующем возмещении по закону [7].

Обобщая изложенное, представляется возможным сделать вывод о том, что естественное право имеет тесную взаимосвязь с позитивным правом и в этом смысле находит свое отражение в формализованных нормативных положениях последнего. Другими словами, идеи естественно-правовой школы правопонимания нашли свое отражение в праве, создаваемом и охраняемом государством.

В связи с чем, естественно-правовая школа правопонимания - один из наиболее востребованных временем типов правопонимания. Ключевым звеном в концепции идейно-мировоззренческих оснований естественно-правовой школы правопонимания выступают права человека, дарованные человеку от рождения. Данное право выступает фундаментом, на котором строится правовой статус индивида независимо от уста-

новленного и охраняемого государством порядка. Доктрина естественного права нашла свое обстоятельное закрепление и полное отображение в нормативном правовом регулировании современных государств мира. Она приобрела свойство писаного права, что позволило ей перейти в категорию официально признанного института общественной жизни.

Таким образом, идея прав человека в течение последнего столетия поступательно реализовалась и продолжает свое развитие в современный период, получая закрепление в фундаментальных международных и национальных юридических документах. Естественно-правовая школа правопонимания, являющаяся идейно-мировоззренческой основой прав и свобод человека в современном обществе, находится в фокусе повышенного внимания юридической науки и постоянно развивается. Современная юридическая доктрина находится в постоянном поиске баланса между такими социально-значимыми базовыми категориями как свобода и социальная справедливость, свода и общее благо, свобода и государственный контроль, а идея естественных прав человека обоснованно играет ведущую роль в определении данного баланса, без соблюдения которого невозможно создание устойчивого правопорядка, общественно-политической стабильности, надлежащих юридических условий для развития творческого потенциала личности.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11 -ФКЗ). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.03.2023).

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.03.2023).

3. Всеобщая декларация прав человека: (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Действующее международное право. в 2 т. Т. 2 / составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - Москва: Междунар. отношения, 2007. - С. 218-223.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.03.2023).

5. Аристотель. Никомаховая этика / Перевод: Нина Брагинская: Издательство «ЭКСМО-Пресс». - Москва, 1997. - С. 56.

6. Гессен В.М. О науке права. Введение в изучение социальных наук / В.М. Гессен. - Спб., 1903 г. - 234 с.

7. Иностранное конституционное право / Под редакцией проф. М.М. Маклакова. - М.: Юристъ, 1996. - 512 с.

8. История политических и правовых учений. Хрестоматия. Составители и редакторы: проф. Г.Г. Демиденко, проф. Г.А. Борисов. Белгород. 1999. - 1158 с.; Радько Т.Н. Теория государства и права: Хрестоматия / Под общей редакцией И.И. Лизиковой. - М.: Академический Проект, 2005. - 720 с.

9. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1/ И.В. Михайловский Томск, 1914. - 632 с.

10. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник / В.С. Нерсесянц. - М.: Юр. Норма, 2004. - 944 с.

11. Палеха Р.Р. Современное отечественное правопонимание: состояние и перспективы развития: Монография / Р.Р. Палеха. - М.: Российская академия правосудия, 2010. - 230 с.

12. Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма / А.С. Ященко. - СПб: Издательство: Алетейя, 1999. - 254 с. References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation No. 6-FKZ of 30.12.2008, No. 7-FKZ of 30.12.2008, No. 2-FKZ of 05.02.2014, No. 11-FKZ of 01.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru (date of appeal: 02.03.2023).

2. International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary Session of the UN General Assembly). -URL: http://www.consultant.ru (accessed: 02.03.2023).

3. Universal Declaration of Human Rights: (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948) // Current international law. in 2 vols. Vol. 2 / compiled by Yu.M. Ko-losov, E.S. Krivchikova. - Moscow: Mezhdunar. Relations, 2007. - pp. 218-223.

4. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Concluded in Rome on 04.11.1950) (with amendments dated 13.05.2004) (together with Protocol No. 1 (Signed in Paris on 20.03.1952), Protocol No. 4 on ensuring certain rights and Freedoms in addition to those already included in the Convention and the First Protocol thereto (Signed in Strasbourg on 16.09.1963), Protocol No. 7 (Signed in Strasbourg on 22.11.1984). - URL: http://www.consultant.ru (date of reference: 03.03.2023).

5. Aristotle. Nicomachean Ethics / Translated by Nina Braginskaya: EKSMO-Press Publishing House. - Moscow, 1997. - p. 56.

6. Hessen V.M. About the science of law. Introduction to the study of social sciences / V.M. Hessen. - St. Petersburg, 1903 - 234 p.

7. Foreign constitutional law / Edited by Prof. M.M. Maklakov. - M.: Jurist, 1996. - 512 p.

8. History of political and legal doctrines. A textbook. Compiled and edited by: prof. G.G. Demidenko, prof. G.A. Borisov. Belgorod. 1999. - 1158 p.; Radko T.N. Theory of state and law: Textbook / Under the general editorship of I.I. Lizikova. - M.: Academic Project, 2005. - 720 p.

9. Mikhailovsky I.V. Essays on the philosophy of law. Vol.1/ I.V. Mikhailovsky Tomsk, 1914. - 632 p.

10. Nersesyants V.S. Philosophy of law: textbook / V.S. Nersesyants. - M.: Jur. Norma, 2004. - 944 p.

11. Palekh R.R. Modern domestic legal understanding: the state and prospects of development: Monograph / R.R. Palekh. - M.: Russian Academy of Justice, 2010. -

230 p.

12. Yashchenko A.S. Vladimir Solovyov's Philosophy of Law. Theory of federalism / A.S. Yashchenko. - St. Petersburg: Publishing House: Aleteya, 1999. - 254 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.