Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ БУДУЩЕГО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ'

ПОНИМАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ БУДУЩЕГО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / СТАРШЕКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пестерева С.Н.

В данной работе рассматривается понимание перспектив будущего старшеклассниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING THE FUTURE PROSPECTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

In this paper, discusses the understanding of the future prospects of high school students.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ БУДУЩЕГО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ»

УДК 159.9.075

Пестерева С.Н. студент

факультет психологии и педагогики Елабужский институт Казанский Федеральный Университет

Россия, г. Елабуга ПОНИМАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ БУДУЩЕГО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Аннотация: в данной работе рассматривается понимание перспектив будущего старшеклассниками.

Ключевые слова: жизненные перспективы, перспективы, старшеклассники.

Pestereva S.N., student of the faculty psychology and pedagogy Elabuga Institute Of Kazan Federal University Russia, Elabuga UNDERSTANDING THE FUTURE PROSPECTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Summary: In this paper, discusses the understanding of the future prospects of high school students.

Keywords: life prospects, prospects, high school students.

Жизненные перспективы - это совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают человеку возможность для оптимального жизненного проживания [1,с.209]. В жизненной перспективе человека на каждом этапе осуществимости является актуальным вопрос о связи свойств личности подростка или юноши с будущей профессией определяет и удовлетворенность его учебой, и жизнью в целом настоящем, и перспективу становления его как индивидуальности. Изучение представлений о жизненных перспективах старшеклассников очень важно потому, что развитие в период ранней юности предполагает возникновение представлений о своем будущем. В старшем школьном возрасте помимо представлений о дальнейших жизненных перспективах у молодых людей так же интенсивно формируется система ценностей, которая оказывают определенное влияние на становление характера и личности в целом. В данном возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение, строятся планы на жизнь, конструируется весь жизненный путь человека. Данные процессы влияют на личностное развитие, самореализацию, на достижение поставленных целей, сохраняют целостный внутренний мир молодого человека.

На протяжении всей жизни каждый человек испытывает критические моменты, которые влияют на изменения его жизненной перспективы. Как отмечает Е.И. Головаха, первым из периодов перестройки жизненных перспектив в жизни человека являются годы юности. На данном этапе

формируется осознанное отношение человека к своей еще далекой жизненной перспективе. Молодые люди уже осознанно строят планы на будущее, адекватно выбирают жизненные цели, и способы их достижения. Учащиеся старших классов пытаются продумывать мотивы, стоящие за поставленными целями. Они уже в состоянии соотносить жизненные планы со своими способностями и возможностями, что свидетельствует о появлении у них некоей жизненной программы, т.е. оформляется в сознании система жизненных планов с учетом жизненных обстоятельств, отличающаяся изменчивостью и слабой продуманностью. В субъективной картине жизненного пути юношей и девушек ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим [2,с.256-269].

Необходимо понимать, что учащиеся старших классов, находясь в переходном состоянии от подросткового возраста к взрослой жизни более острее ощущают жизненную неопределенность. Эта неопределенность обуславливает их повышенную эмоциональность, обостренную чувствительность к восприятие окружающего мира и к внешнему воздействию со стороны общества. Для данной возрастной группы характерно наличие большого количества страхов и сильную тревожность, что рождает чувство уязвимости и неуверенности. Учащиеся старших классов постоянно испытывают стрессы, которые связанны со сдачей ОГЭ и ЕГЭ, с выполнением большого количества контрольных работ. Их тревожат мысли о будущей профессии и жизни в целом. Однако, именно переживания, их внутренний мир с его страхами, эмоциями, оказывают влияние на их личностное формирование и формирование ценностных ориентаций, а они, в свою очередь, оказывают влияние на становление характера.

Опираясь на позицию некоторых авторов, таких как Г.В. Рудь, К.В. Джеджера, под жизненной перспективой мы понимаем потенциальную возможность развития личности и наличие у нее определенных изменений в будущей жизни [3,с.137]. Мы считаем, что личность может активно влиять на обстоятельства своей жизни, совершать поступки, направленные на изменения жизненных перспектив.

Это говорит о том, что пока к личности не приходит осознание своей жизненной перспективы, ею не осознается весь смысл своей жизни и свои потенциальные возможности. Многие исследователи считают, что отсутствие перспектив у старшеклассников является неблагоприятным условия для дальнейшего их самовыражения. В связи с этим, очень значимым для данной возрастной группы является способность оценки и планирование результативности своей будущей деятельности. В основном, они опираются на личную оценку событий и на собственное сопоставление своих желаний и своих возможностей.

Таким образом, мы можем сказать, что представления о жизненных перспективах включают в себя обобщенные перспективы собственного развития и некие представления о собственной будущей жизни.

Использованные источники:

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - С. 256269.

3. Рудь Г.В., Джеджера К.В. Жизненная перспектива личности как основа жизненного пути // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. -Новосибирск: СибАК, 2013. - С.137.

УДК 159.97

Савенкова Е.О. студент бакалавриата Зацепилина К.К. студент бакалавриата Воронежский государственный педагогический университет

Россия, г. Воронеж РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается значимая проблема влияния игровой деятельность на уровень развития внимания в дошкольном возрасте. Изучается уровень развития внимания и его практическая значимость в игровой деятельности, приводятся результаты исследования; анализируется и делается вывод по результатам экспериментального исследования.

Ключевые слова: внимание, младший школьник, игра, игровая деятельность.

Savenkova E.O.

Zatsepilina K.K. bachelor students Voronezh State Pedagogical University

Russia, Voronezh DEVELOPMENT OF ATTENTION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN GAME ACTIVITY

Annotation: In the article, the features of the development of manifestation of certain types of accentuation of adolescent children are considered. The level of development of attention and its practical importance in game activity is studied, the results of their research; the conclusion by results of pilot study is analyzed and drawn.

Key words: attention, younger school student, game, game activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.