Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
399
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савенкова Е.О., Зацепилина К.К.

В статье рассматривается значимая проблема влияния игровой деятельность на уровень развития внимания в дошкольном возрасте. Изучается уровень развития внимания и его практическая значимость в игровой деятельности, приводятся результаты исследования; анализируется и делается вывод по результатам экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савенкова Е.О., Зацепилина К.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ATTENTION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN GAME ACTIVITY

In the article, the features of the development of manifestation of certain types of accentuation of adolescent children are considered. The level of development of attention and its practical importance in game activity is studied, the results of their research; the conclusion by results of pilot study is analyzed and drawn.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Использованные источники:

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - С. 256269.

3. Рудь Г.В., Джеджера К.В. Жизненная перспектива личности как основа жизненного пути // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. -Новосибирск: СибАК, 2013. - С.137.

УДК 159.97

Савенкова Е.О. студент бакалавриата Зацепилина К.К. студент бакалавриата Воронежский государственный педагогический университет

Россия, г. Воронеж РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается значимая проблема влияния игровой деятельность на уровень развития внимания в дошкольном возрасте. Изучается уровень развития внимания и его практическая значимость в игровой деятельности, приводятся результаты исследования; анализируется и делается вывод по результатам экспериментального исследования.

Ключевые слова: внимание, младший школьник, игра, игровая деятельность.

Savenkova E.O.

Zatsepilina K.K. bachelor students Voronezh State Pedagogical University

Russia, Voronezh DEVELOPMENT OF ATTENTION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN GAME ACTIVITY

Annotation: In the article, the features of the development of manifestation of certain types of accentuation of adolescent children are considered. The level of development of attention and its practical importance in game activity is studied, the results of their research; the conclusion by results of pilot study is analyzed and drawn.

Key words: attention, younger school student, game, game activity.

Данная работа посвящена значимой проблеме возрастной психологии - изучению игровой деятельности в дошкольном возрасте и ее влиянию на уровень развития внимания.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема взаимосвязи внимания и игры в дошкольном возрасте в специальной психолого-педагогической литературе изучена недостаточно. Интерес к этим исследованиям в психологии развития быстро возрастает, потому что игра формирует все стороны личности ребенка, обуславливает главные изменения в психике дошкольника, ее психических процессах, которые необходимы для перехода в новый период развития.

Значимость темы исследования состоит и в том, что огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике

В детском возрасте внимание неустойчиво и непроизвольно. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. Исследователи отмечают у детей неустойчивость внимания, что в дальнейшем может сказаться на успеваемости в школе [1]. Следовательно, внимание необходимо развивать, используя различные способы и приемы.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета сразу же вызывает переключение внимание на него.

Данная последовательность рассуждений подводит к пониманию теоретической и практической важности исследования и формирует цель -изучение игровой деятельности в дошкольном возрасте и ее влиянию на уровень развития внимания.

В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах. С одной стороны, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). С другой стороны изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо, А. Н. Леонтьев), а также проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин, Н. В. Дубровинская, и др.) [2].

Так в книге «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейн, пишет: «Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности». Ученый делает вывод о том, что внимание - это связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая [1].

На развитие внимания в игре влияет способность выполнять указания взрослых. Для детей с невнимательностью характерно то, что они постоянно отвлекаются от выполнения основного игрового сюжета. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об их невнимательности.

В рамках данной статьи постараемся описать работу, которая была проведена с детьми дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка -детский сад №161» в городе Воронеже 4 марта 2018 года. Была обследована старшая группа №5 в количестве 25 детей: из них 16 девочек и 9 мальчиков.

Первый этап экспериментальной работы предполагал знакомство с детьми. Ребята встретили радостно, с интересом. Мы отправились на репетицию утренника, где они с любопытством наблюдали за новым зрителем.

На втором этапе работы дети были разбиты на группы по 5 человек. Далее были проведены методики по обследованию различных свойств внимания. Всем было очень интересно поучаствовать, но ребята по-разному реагировали на задания, некоторые активно включались в работу, другие стеснялись, но все успешно справились; никто не отказался принимать участие в обследовании. По мере включения в работу сразу можно было выявить детей с низким уровнем развития внимания и возможных лидеров. На основании полученных данных обследования свойств внимания у каждого ребёнка в рамках эксперимента, создавалась общая таблица, где фиксировались уровни развития искомых качеств у всех детей.

На третьем этапе экспериментальной работы мы оправились на прогулку, где происходило наблюдение за игровой деятельностью. Некоторые ребята проявили желание задействовать нас в игре, что позволило нам определить организаторов игр.

По результатам исследования по методикам диагностики, на констатирующем этапе с высоким уровнем развития внимания было выявлено 10 испытуемых (40%) экспериментальной группы. Высокий уровень внимания характеризуется длительной концентрацией внимания, распределением внимания и точным сосредоточением на объекте. Средний уровень развития внимания был выявлен у 8 испытуемых (32%) экспериментальной группы. Средний уровень развития внимания характеризуется недостаточно развитым распределением, устойчивости и переключаемости внимания.

Низкий уровень развития внимания был выявлен у 7 испытуемых (28%) экспериментальной группы. Низкий уровень развития внимания характеризуется медленным переключением внимания, невозможностью сосредоточения на объекте и длительного фокусирования на нем.

Следующим этапом работы было наблюдение за игровой деятельностью. Во время прогулки выявленные лидеры - Тютюнникова А. и Толокнова Д., обладающие высоким уровнем развития внимания, стали

организовывать игровой процесс, привлекать атрибуты для игры и распределять роли. Ребята с более низким уровнем развития внимания, разошлись по площадке и не участвовали в играх, спланированных лидерами. Но те дети, которые включились в игру, обладая низким или средним уровнями развития внимания, играя со сверстниками (с высоким уровнем развития внимания) и воспитателем (как с равным партнером), учились контролировать полученный результат, развивали познавательные интересы, а также повышали самооценку и радовались успеху в кругу сверстников.

По результатам проведенного исследования можно констатировать следующий факт: уровень развития внимания у дошкольника оказывает влияние на игровую деятельность, тем самым определяя особенности игры, включенность ребенка в нее и его роли. Помимо этого, развитие внимания в дошкольном возрасте зависит от усвоения и дифференциации новых знаний, от значимости, эмоциональности, интереса для него материала.

Использованные источники:

1. Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение./ Ковалева А. И. - М. «Феникс», 2001г, - 32с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник для студ. вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: «Питер», 2001. - 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.