Научная статья на тему 'Осознанное построение студентами своих профессиональных перспектив на этапе вузовского обучения'

Осознанное построение студентами своих профессиональных перспектив на этапе вузовского обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
462
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВПО / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / MODERNIZATION OF HPE / PRACTICE-ORIENTED FOCUS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / TEMPORAL PERSPECTIVE / PROFESSIONAL PERSPECTIVE / THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL PERSPECTIVE / VALUE-SEMANTIC FIELD / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочнева Елена Михайловна, Орлова Кристина Евгеньевна

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования феномена «профессиональная перспектива». Проанализированы подходы к изучению профессиональной перспективы, охарактеризована ее структура, обозначены ее структурные компоненты. Представлен анализ результатов эмпирического исследования, позволивший качественно и количественно описать выраженность компонентов профессиональной перспективы студентов в условиях традиционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочнева Елена Михайловна, Орлова Кристина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS BUILD THEIR KNOWLEDGEABLE PROFESSIONAL PROSPECTS AT THE STAGE OF HIGHER EDUCATION

The article presents the results of theoretical and empirical research of the phenomenon of «professional perspective». The approaches to the study of professional perspectives are analysed; its structure is characterized; its structural components are marked. The authors give the analysis of the results of empirical research, which qualitatively and quantitatively describe the severity of the components of professional perspectives of students in traditional schooling.

Текст научной работы на тему «Осознанное построение студентами своих профессиональных перспектив на этапе вузовского обучения»

УДК 159 . 9

Е. М. Кочнева, К. Е. Орлова

ОСОЗНАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕРСПЕКТИВ

НА ЭТАПЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования феномена «профессиональная перспектива». Проанализированы подходы к изучению профессиональной перспективы, охарактеризована ее структура, обозначены ее структурные компоненты. Представлен анализ результатов эмпирического исследования, позволивший качественно и количественно описать выраженность компонентов профессиональной перспективы студентов в условиях традиционного обучения.

Ключевые слова: модернизация ВПО, практико-ориентированная направленность учебного процесса, временная перспектива, профессиональная перспектива, структура профессиональной перспективы, профессиональная идентичность.

Модернизация современной системы ВПО, реализуемая сегодня в связи с присоединением России к Болонской декларации, предполагает выделение проблемы осознанного построения молодыми людьми перспективы своего будущего в разряд особо актуальных проблем. Осуществляя профессиональный выбор в период ранней юности, юноши и девушки закладывают основы для построения своей профессиональной перспективы. В процессе обучения в вузе, знакомясь с содержанием профессиональной деятельности, требованиями, которые профессия предъявляет к оптанту и т. д., молодые люди переосмысливают свой выбор, и образ профессионального будущего претерпевает изменения.

Теоретический обзор. В психологической науке наблюдается стойкий интерес к проблеме осознанного построения жизненных перспектив, в том числе и профессиональных, среди отечественных и зарубежных авторов, которые изучали:

- жизненную перспективу как необходимую предпосылку развития личности в целом (К. А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Ш. Бюлер, Е. И. Головаха, Дж. Келли, И. С. Кон, В. Г. Маралов, Г Олпорт, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.);

- будущее как «психологическое пространство», в котором потребности человека подвергаются когнитивной переработке в отдаленные цели и поведенческие проекты (М. Абреу, В. Ленс, Ж. Нют-тен, М. Пайшау и др.);

- временную перспективу и личное отношение ко времени как основу всех остальных психологических процессов и отношений (Дж. Бойд, Ф. Зим-бардо, Д. Креч, Р. Крачфилд, К. Левин, Н. Ливсон, Л. Франк и др.);

- временную перспективу личности как поле для разворачивания субъективной картины жизненного пути со всеми событиями и связями между ними (Р. А. Ахмеров, Е. И. Головаха, Е. В. Кам-нева, А. А. Кроник, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандри-кова, В. С. Хомик, Е. В. Шелобанова и др.);

- типологию личностей как связующее звено между субъективным (психологическим) и объективным (физическим, социокультурным, историческим) временем (К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина, Н. Ю. Григоровская, В. И. Ковалев, Л. Ю. Кублицкене, В. Ф. Серенкова, и др.);

- построение жизненной перспективы как процесс целеобразования (О. Н. Арестова, В. Г. Асеев,

А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. П. Буева, В. Н. Павленко, Ю. К. Стрелков, О. К. Тихомиров и др.);

- способность человека к прогнозированию (механизмы прогнозирования) как необходимое условие формирования и развития временной перспективы (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Г. Е. Журавлев, В. А. Иванников, Б. Ф. Ломов, А. К. Осницкий, Л. А. Регуш, Е. Н. Сурков, И. М. Фейгенберг);

- временную перспективу как новообразование подросткового и раннего юношеского возраста (М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, С. В. Кривцова, В. Г. Не-мировский, Н. Н. Толстых, Д. И. Фельдштейн и др.);

- профессиональную перспективу как необходимую предпосылку профессионального становления личности (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Д. А. Леонтьев, Н. С. Пряжников и др.);

- структурные компоненты жизненной и профессиональной перспективы (И. А. Ральникова, Л. С. Самсоненко, Н. И. Федотова и др.).

В рамках имеющихся психологических подходов к рассматриваемой проблеме подчеркивается активная позиция человека в построении и реализации своих профессиональных перспектив. Так, С. Л. Рубинштейн писал о возможности человека определять свое будущее. «Человек есть существо, имеющее „проект“. „Проект“ он потому, что в нем существование предшествует сущности...» [1,

с. 344, 361]. В данном случае самостоятельность человека обусловливает его умение проникнуть в содержание смысла своей жизни, ставить жизненные цели и задачи, изыскивать средства для их реализации, подгонять тактику реализации под со-

бытия реального жизненного пути, прогнозировать и планировать дальнейшее развитие своих жизненных обстоятельств.

Важным аспектом при изучении перспектив личности является выделение характеризующих их параметров. В качестве характеристик перспективы личности в литературе выделены следующие: а) экстенсивность (протяженность, глубина), насыщенность, степень структурированности (Е. И. Головаха, Ж. Нюттен) [2, 3]; б) уровень реалистичности (Е. И. Головаха, Ж. Нюттен) [2, 3]; в) ценностная проекция будущего (что человек будет ценить в будущем) (М. Р. Гинзбург, Н. В. Хван) [4, 5]; г) эмоциональная окрашенность и аффективность (оптимизм-пессимизм) (Л. Ф. Алексеева, Т. Г. Бохан, Е. И. Головаха, М. Р. Гинзбург, С. А. Морева,

В. С. Хомик, М. В. Шабаловская) [2, 4, 6, 7]; д) степень участия человека в своем будущем (рассчитывает на свои силы или на внешние обстоятельства) (М. Р. Гинзбург, В. С. Хомик) [4, 6]; е) согласованность (Е. И. Головаха) [2].

Теоретический анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что наличие личностной перспективы в сознании субъекта особым образом сказывается на его жизненном пути: а) жизненный план вселяет в индивида надежду на лучшее будущее и побуждает активно стремиться к нему (А. Адлер) [8]; б) реалистичность перспективы будущего у человека - базовое условие его позитивного влияния на текущее поведение (Ж. Нюттен) [3]; в) потребность человека иметь жизненную перспективу тесным образом связана с потребностью жить, составляет его оптимистический ресурс, т. е. жизненная перспектива выступает в качестве функции повышения жизненного потенциала личности (К. А. Абульханова-Слав-ская) [9], и формирование жизненных планов личности есть важнейший аспект становления «Я» (Е. А. Климов) [10].

На протяжении всей жизни человек может иметь несколько временных перспектив в зависимости от различных сфер жизнедеятельности, в том числе и профессиональных (К. А. Абульха-нова-Славская, Л. Франк и др.).

Для описания профессионального будущего в литературе используется ряд понятий, характеризующих результат этого описания: а) «образ будущей профессиональной деятельности» (П. Б. Бондарев, Е. М. Кочнева); б) «профессиональный жизненный план» (Е. А. Климов); в) «личный профессиональный план» (Н. С. Пряжников); г) «образ карьерного пути» (И. П. Лотова, Е. Г. Молл, И. А. Панкратова); д) «идеалы профессиональной карьеры» (А. М. Шевелева); е) «представления о профессиональной карьере» (Н. Л. Кирт); ж) «профессиональная составляющая образа желае-

мого будущего» (В. Г. Немировский); з) «профессиональная перспектива» (О. А. Алымова, Е. А. Ипполитова, С. Н. Макарова, И. А. Ральникова, В. Г. Сем-чук).

Результат описания профессионального будущего достигается посредством: а) проектирования будущей профессиональной деятельности (П. Б. Бондарев, Е. М. Кочнева); б) моделирования профессиональной карьеры (Я. А. Чернышов); в) планирования карьеры (А. Ивашкин, А. Я. Киба-нов, Е. Г. Молл, Э. Е. Толгурова, В. К. Шеповалов, V. Skorikov, К W. V0ndracek, J. D. КттЬо^).

Анализ имеющихся работ по проблеме проектирования профессионального будущего позволил нам определить сущностные характеристики профессиональной перспективы, уточнить ее определение и описать структурные компоненты [11].

Профессиональная перспектива понимается нами как системное интегративное образование, отражающее образ профессионального будущего, совокупность ближайших и отдаленных целей профессионально-личностного развития и альтернативные пути их достижения. Профессиональная перспектива - возможный результат проектирования будущей профессиональной деятельности.

В структуре профессиональной перспективы мы выделили компоненты: мотивационно-личностный, когнитивно-аналитический, регулятивно-волевой, эмоционально-ориентировочный, и профессионально-идентификационный.

В рамках данной статьи с целью обозначения психологических условий, способствующих осознанному построению студентами своих профессиональных перспектив, мы изучали параметры, характеризующие профессионально-идентификационный компонент. А именно, профессиональную самооценку и скрытую профессиональную мотивацию.

Методики исследования. Изучение параметров, характеризующих компоненты в структуре профессиональной перспективы, осуществлялось посредством диагностических методик: методика изучения самооценки А. А. Реана [12]; «Семантический дифференциал Ч. Осгуда» (модификация И. Л. Соломина) [13].

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 156 респондентов, из которых 106 - студенты-психологи I—V курсов ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», 50 человек - психологи, работающие в образовательных учреждениях Нижнего Новгорода.

Результаты исследования

Изучение профессиональной самооценки. Для изучения личностного аспекта профессио-

нальной самооценки, выражающегося в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального» (по А. А. Реану), нами анализировалась взаимосвязь образа «квалифицированного психолога» и «успешного психолога» с образом «Я».

Данные, характеризующие выраженность профессиональной самооценки студентов и работаю-

Полученные данные также свидетельствуют о том, что для большинства респондентов в обеих группах характерны различия в представлении

об «успешном психологе» и «квалифицированном психологе» (89 % в каждой группе), т. е. квалифицированность, в их понимании, не всегда влечет за собой успех в профессиональной деятельности, а успех - не всегда результат высокого уровня квалификации. Неопределенность отношения человека к ситуации в профессиональной сфере, на наш взгляд, затрудняет процесс планирования им профессионального развития, построения профессиональной перспективы.

Изучение мотивации профессиональной деятельности. С целью исследования структуры мотивации профессиональной деятельности в индивидуальном сознании респондентов ме-

В табл. 3 представлены сводные результаты кластерного анализа семантического пространства понятий-маркеров у респондентов. Обращает на себя внимание тот факт, что в сознании психологов понятие «практический психолог» в большей степени идентифицировался с понятиями «моя работа», «моя профессия», «Я»,

щих психологов, не имеют статистически-значи-мых различий (табл. 1). В обеих группах респондентов наблюдалась тенденция к заниженной самооценке относительно обоих образов психолога, вместе с тем респонденты в большей мере были склонны идентифицировать себя с образом «успешного» психолога, нежели «квалифицированного».

тодом семантического дифференциала Ч. Осгуда (модификация И. Л. Соломина) в состав объектов стимульного материала мы включили понятия, смысл которых отражает в сознании респондентов их отношение к получаемой профессии «психолог» (понятия-маркеры: моя профессия, моя работа и практический психолог), и понятия, характеризующие временную перспективу (мое прошлое, мое настоящее и мое будущее).

Согласно данным, полученным в процессе оценки понятий по фактору ценность, мы обнаружили тенденцию к возрастанию эмоциональной привлекательности для психологов таких понятий, как «профессиональная перспектива», «моя работа», «моя профессия», «практический психолог», «моя компетентность» (табл. 2).

«мое настоящее» по сравнению с результатами, полученными среди студентов-психологов. Важно отметить, что у практикующих психологов не была обнаружена идентификационная связь понятия «практический психолог» с понятиями, отражающими негативные события и переживания.

Таблица 1

Выраженность профессиональной самооценки респондентов (%)

Группа респондентов Заниженная самооценка Адекватная самооценка Завышенная самооценка

Я / Успешный психолог Я / Квалифицированный психолог Я / Успешный психолог Я / Квалифицированный психолог Я / Успешный психолог Я / Квалифицированный психолог

Студенты 59 73 32 19 9 8

Психологи 52 68 39 25 9 7

Таблица 2

Сводные результаты оценки понятий по фактору «ценность» (%)

Понятие Студенты-психологи Психологи, работающие в сфере образования

Профессиональная перспектива 8,6 20

Моя работа 8,6 28

Моя компетентность 2 18

Моя профессия 7,7 36

Практический психолог 2 46

Таблица 3

Сводные результаты кластерного анализа семантического пространства понятий-маркеров

у респондентов (в %)

Понятие Профессиональная перспектива Моя работа Моя профессия Практический психолог

Студенты- психологи Практику- ющие психологи Студенты- психологи Практику- ющие психологи Студенты- психологи Практику- ющие психологи Студенты- психологи Практику- ющие психологи

Достижение успеха 11,2 22 13,2 8 12,2 10 11,2 12

Мое прошлое 5,1 6 4 8 5,1 4 2 12

Общение с людьми 4 2 9,2 12 2 10 8,2 14

Моя учеба 5,1 10 10,2 8 9,2 16 7,1 2

Мое будущее 11,2 4 13,2 12 7,1 6 1 12

Мое увлечение 6,1 10 7,1 8 6,1 4 10,2 6

Неудача 1 4 1 2 1 - 2 -

Возможности 18,7 14 8,2 10 8,2 12 6,1 14

Мое настоящее 9,2 10 7,1 20 7,1 14 5,1 22*

Престижность 19,4 12 10,2 6 10,2 8 5,1 6

Профессиональная перспектива - - 16,3 20 10,2 12 11,2 12

Моя работа 16,3 20 - - 9,2 16 6,1 24*

Я 10,2 8 7,1 10 4 8 2 22*

Мои желания 9,2 6 10,2 14 3 2 8,2 6

Признание окружающих 8,2 10 9,2 10 5,1 6 6,1 6

Трудности 1 2 2 - 2 2 1 -

Реалистичность 5,1 8 7,1 6 5,1 2 8,2 6

Выгода 12,2 8 9,2 4 8,2 4 7,1 4

Мое свободное время 3 6 9,2 - 5,1 2 9,2 4

Моя компетентность 12,2 12 9,2 12 12,2 12 11,2 12

Моя профессия 10,2 12 9,2 16 - - 14,3 36*

Страх 2 - 2 - 1 - 1 -

Материальное благополучие 7,1 12 10,2 6 10,2 2 6,1 4

Творчество 7,1 10 8,2 10 4 12 8,2 12

Разочарование 1 - 1 - 2 - 2 -

Мои друзья 6,1 4 2 8 5,1 4 6,1 -

Мои цели 10,2 20 10,2 14 11,2 8 11,2 16

Профессиональное становление 16,3 22 8,2 16 14,2 18 14,3 8

Практический психолог 11,2 12 6,1 24 14,3 36 - -

Неопределенность 4 6 3 2 3 2 1 -

Связь не обнаружена 7,1 - 4 - 7,1 - 2 -

* Отмечены статистически значимые различия показателей, которые идентифицируются с понятием «практический психолог» на уровне р < 0,05; понятия-маркеры: профессиональная перспектива, моя работа, моя профессия, практический психолог.

Обнаруженные у студентов-психологов и работающих психологов различия в значимости и ценности для них профессии «психолог» и профессиональной сферы в целом позволили говорить о необходимости создания на этапе обучения в вузе специальных условий, определяющих практикоориентированную направленность учебного процесса.

Таким образом, развивая идею изначальной ограниченности человека в понимании своих потенций и резервов - сущностной неполноты, восполняемой в процессе его культурного становления,

на которой акцентировал внимание Г. С. Батищев [14], - мы полагаем, что построение студентами профессиональной перспективы в образовательном пространстве вуза есть начало раскрытия и обретения возможностей самореализации в профессии. Кроме того, проектирование, имплицитно связанное с прогнозированием, связывает прошлое, настоящее и будущее, что, в свою очередь, по мнению С. В. Забегалиной, «является одним из самых эффективных и действенных способов разрешения противоречий между нашим знанием о настоящем и необходимым знанием о будущем» [15, с.171].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

I. Рубинштейн С . Л . Проблемы общей психологии . М . : Педагогика, 1973. 424 с .

2 . Головаха Е . И . Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи . Киев: Наукова думка, 1988 . 142 [2] с .

3 . Нюттен Ж . Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред . Д . А . Леонтьева . М . : Смысл, 2004. 608 с .

4 . Гинзбург М . Р . Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников // Психологические условия форми-

рования социальной ответственности . М . : Просвещение, 1987 . С . 18-22 .

5 . Хван Н . В . Исследование взаимосвязи некоторых параметров ценностно-смысловой организации личности и ее временной перспекти-

вы // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2013 . Вып . 11 (139) . С . 103-109 .

6 . Хомик В . С . , Кроник А . А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения //

Вопр.психол . 1988.№ 1. С . 98-106 .

7 . Бохан Т. Г ., Алексеева Л . Ф . , Шабаловская М . В ., Морева С . А. Структурно-содержательные характеристики образа профессионально-

го будущего и их динамика на этапах профессионального образования у студентов медицинских специальностей // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2013 . Вып . 5 (133) . С . 182-188.

8 . Адлер А . Наука жить . Киев: Port-Royal, 1997 . 300 с .

9 . Абульханова К . А . Философско-психологическое наследие С . Л . Рубинштейна // Психол . журн . 2009 . Т . 30 . № 5 . С . 26-45 .

10 . Климов Е . А. Психология профессионального самоопределения: учеб . пос. для студентов вузов. М .: Академия, 2004. 304 с.

II. Кочнева Е . М . Концептуальные основы подготовки студентов к проектированию будущей профессиональной деятельности . Н . Новгород: НГПУ им . К. Минина, 2013. 156 с .

12 . Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: учеб . пос. СПб. : Изд-во СПб . ун-та, 2001. 224 с.

13 . Соломин И . Л . Психологическая диагностика скрытой мотивации: метод . рук-во . СПб: ГМНПП «Иматон», 2001.112 с.

14 . Батищев Г . С . Найти и обрести // Вопр . филос. 1995 . № 3 . С . 103-109 .

15 . Забегалина С . В . Психолого-акмеологические принципы прогнозирования // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical

University Bulletin) . 2013 . Вып . 5 (133) . С . 170-174.

Кочнева Е. М., доцент.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина.

Ул. Ульянова, 1, Нижний Новгород, Россия, 603950 E-mail: e. m.kochneva@yandex.ru

Орлова К. Е., психолог ООО «Сладкая жизнь».

Пр. Свердлова, 65, Дзержинск, Нижегородская область, Россия, 606039.

E-mail: kristy-or@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 29.11.2013.

E. M. Kochneva, K. E. Orlova

STUDENTS BUILD THEIR KNOWLEDGEABLE PROFESSIONAL PROSPECTS AT THE STAGE OF HIGHER EDUCATION

The article presents the results of theoretical and empirical research of the phenomenon of «professional perspective». The approaches to the study of professional perspectives are analysed; its structure is characterized; its structural components are marked. The authors give the analysis of the results of empirical research, which qualitatively and quantitatively describe the severity of the components of professional perspectives of students in traditional schooling.

Key words: modernization of HPE, practice-oriented focus of the educational process, temporal perspective, professional perspective, the structure of the professional perspective, value-semantic field, professional identity.

References

1. Rubinshtein S . L . Problems of general psychology. Moscow, Pedagogy Publ . , 1973. 424 p . (in Russian).

2 . Golovakha Y. I . Life perspective and professional self-determination of youth. Kiev, Naukova Dumka Publ . , 1988. 142 p . (in Russian) .

3 . Nutten J . Motivation, action and prospect of future. Moscow, Smysl Publ . , 2004. 608 p . (in Russian) .

4 . Ginsburg M . R. Life plans as an expression of personal self-determination of high school students. Psychological conditions of formation of social

responsibility. Moscow, Prosveshchenie Publ . , 1987, pp . 18-22 (in Russian) .

5 . Hwan N . V. Study on the relationship of some of the parameters value-semantic organization of the personality and its temporal perspective .

Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol . 11 (139), pp . 103-109 (in Russian) .

6 . Homik V. S, Kronik A. A . Attitude towards time: psychological problems of early deviant behaviour and alcohol addiction . Questions of psychology,

1988, no . 1, pp . 98-106 (in Russian) .

7 . Bokhan T. G . , Alekseeva L . F., Shabalovskaya M . V. , Moreva S . A. Structural and substantive characteristics of the image of the professional

future and their dynamics at stages of professional education of medicine students . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol . 5 (133), pp . 182-188 (in Russian) .

8 . Adler A. Science of live . Kiev, Port-Royal Publ ., 1997 . 300 p . (in Russian) .

9 . Abul'khanova K . A . Philosophical and psychological legacy. Psychological Journal, 2009, vol . 30, no . 5, pp . 26-45. (in Russian) .

10 . Klimov E .A . Psychology of professional self-determination. Moscow, Academy Publ . , 2004. 304 p . (in Russian) .

11. Kochneva E . M . Conceptual bases of preparation of students to design future careers. Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Publ . , 2013. 156 p . (in Russian) .

12 . Rean A. A. Practical psychological diagnostics of personality. Study Guide . SPb, Publishing House of the University of St Petersburg, 2001. 224

p . (in Russian).

13 . Solomin I . L . Psychological Diagnostics of hidden motivation: guidance. Saint Petersburg, GMNPP Department of “IMATON” Publ . , 2001.112 p .

(in Russian)

14 . Batishchev G . S . Find and obtain . Questions of philosophy, 1995, no . 3, pp . 103-109 (in Russian) .

15 . Zabegalina S . V. Psihological and akmeological principles of forecasting . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol . 5 (133), pp .

170-174 (in Russian) .

Kochneva E. M.

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University.

Ul. Ulianova, 1, Nizhny Novgorod, Russia, 603950.

E-mail: e.m.kochneva@yandex.ru

Orlova K. E.

Compania «The sweet life».

Pr. Sverdlova, 65, Nizhny Novgorod region, Dzerzhinsk, 606039.

E-mail: kristy-or@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.