10. формирование имиджа ЦДО и ПК как инновационного структурного подразделения вуза;
11. совершенствование экономической и финансовой деятельности, развитие материально-технической базы ЦДО и ПК.
Литература
1. Захарова О. А. Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы: опыт ДГТУ// Проблемы реализации уровневого высшего профессионального образования. Сборник научных статей по проблемам высшей школы. - Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ), 2010.
2. Месхи Б.Ч., Захарова О.А. Стратегии развития инженерного образования: опыт ДГТУ. Дистанционные технологии в инженерной педагогике. Монография. -Ростов н/Д, Изд.центр ДГТУ, 2011.
К.Е. Орлова
СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОТИВАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ
STRUCTURAL COMPONENTS OF MOTIVATION
OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN INDIVIDUAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS
Аннотация: работа посвящена изучению структурных составляющих мотивации профессиональной деятельности как одному из факторов построения профессиональной перспективы студентами на этапе обучения в вузе. Основные выводы исследования свидетельствуют об отсутствии у студентов профессиональной направленности, что затрудняет построение профессиональной перспективы. Обосновывается необходимость изменения характера учебной деятельности, преобразование ее в учебную практико-ориентированную с целью развития мотивационных основ будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная перспектива, профессиональная направленность, мотивация, семантический дифференциал, учебная практико-ориентированная деятельность.
Abstract: work is devoted studying of structural components of motivation of professional activity as to one of the factors of construction of the professional prospect students on the stage of learning in higher education institution. Basic conclusions of research attest to absence at students of a professional orientation that complicates construction of the professional prospect. Necessity of change of nature of educational activity, its transformation in educational practice-oriented for the purpose of development of motivational bases of future professional activity is proved.
Keywords: professional prospect, professional orientation, motivation, semantic differential, the educational practice-oriented activity.
Модернизация современной системы ВПО, переход на новые Государственные образовательные стандарты обозначили постановку в центр внимания научного педагогического сообщества проблемы построения профессиональной перспективы студентами на этапе обучения в вузе. Профессиональная перспектива понимается нами
© К.Е. Орлова, 2012
как системное интегративное образование, отражающее образ профессионального будущего, совокупность ближайших и отдаленных целей профессионально-личностного развития и альтернативные пути их достижения.
Анализ эмпирических данных и психолого-педагогических работ показал, что построение профессиональной перспективы возможно лишь тогда, когда:
- у студента происходит осознание мотивов выбора той или иной профессии, формирование мотивации профессиональной деятельности;
- у студента происходит принятие своего «профессионального Я», принятие себя в профессии, формируется адекватная профессиональная самооценка;
- у студента сформирована согласованная и непротиворечивая система ценностных ориентаций, в частности профессиональных;
- для студента характерна ориентация на профессиональное будущее в рамках получаемой профессии;
- студент владеет навыками целеполагания, осознает необходимость планировать свое будущее, видеть перспективу своего развития и имеет цели в отношении получаемой профессии;
- для студента свойственен высокий уровень субъективной позиции;
- у студента происходит осознание того, какими компетенциями он должен владеть после окончания обучения в вузе, и возникает потребность в планировании и управлении своим профессиональным развитием.
В связи с этим изучение мотивации в области определенной профессиональной деятельности как фактора, обуславливающего осознанное выстраивание профессиональной перспективы студентами на этапе обучения в вузе, приобретает особую актуальность. Цель нашей работы состояла в изучении особенностей мотивационной сферы молодых людей, получающих высшее образование. В исследовании приняли участие 157 студентов, обучающихся по направлениям «Психология» и «Менеджмент», т.е. получающих профессии социономической направленности.
Исследование структуры мотивации профессиональной деятельности в индивидуальном сознании студентов осуществлялось нами с помощью метода семантического дифференциала Ч. Осгуда в модификации И.Л. Соломина. Психосемантический подход к изучению индивидуального сознания личности позволяет выявить и измерить личные потребности, осознаваемые и неосознаваемые мотивы, в том числе профессиональной направленности. Проективный механизм действия семантического дифференциала проясняется высказыванием А.М. Эткинда: «конструкция семантического дифференциала, заставляющая шкалировать объект по неприложимым к нему признакам, освобождает испытуемого от ограниченности реальными свойствами объекта и дает ему свободу для выражения своего субъективного к нему отношения» [1, с. 22]. Именно метафорический характер использования шкал семантического дифференциала, как указывает И.Л. Соломин, дает возможность оценивать любые объекты и сравнивать эмоциональное отношение к ним [1, с. 22].
В качестве формального аппарата для адекватного моделирования систем, обладающих психическими свойствами, использовано многомерное шкалирование и кластерный анализ. Исходя из задач исследования подобрано 30 понятий, определяющих содержание мотивации, представлений и эмоционального отношения к профессиональной деятельности, получаемой профессии и профессиональному будущему в рамках получаемой профессии.
Интерпретация результатов экспериментального психосемантического исследования основывается на двух принципах: общего смысла и маркировки. Поиск общего смысла обобщает входящие в группу объекты кластера или фактора. Второй принцип основан на включении в стимульный материал объектов, которые обладают вполне
определенным смыслом и служат ориентирами в семантическом пространстве. Если исследуемый признак коррелирует с эталоном, значит, они обладают сходным смыслом. При подготовке стимульного материала в состав объектов нами были включены понятия, смысл которых отражает в сознании респондентов их отношение к получаемой профессии и профессиональному будущему (понятия-маркеры). Это понятия: профессиональная перспектива, моя работа, моя профессия и практический психолог / менеджер. Понятия-маркеры, выступающие в качестве структурных составляющих мотивации профессиональной деятельности, служили для нас ориентирами в семантическом пространстве, по отношению к которым респонденты определяли позиции остальных понятий.
Данные, полученные в процессе оценки понятий по факторам, позволили нам обозначить понятия наиболее эмоционально привлекательные для студентов, обучающихся на разных специальностях. Большинство студентов, обучающихся на разных специальностях, высоко оценили по фактору ценность понятия: «мое будущее» (студенты-психологи - 22%, студенты-менеджеры - 26%), «мое увлечение» (студенты-психологи - 21%, студенты-менеджеры - 24%), «мои желания» (студенты-психологи -34%, студенты-менеджеры - 41%), «мои друзья» (студенты-психологи - 29%, студенты-менеджеры - 35%) и «творчество» (студенты-психологи - 25%, студенты-менеджеры - 22%).
Понятия, отражающие будущую профессиональную деятельность, высоко оценили по фактору ценность менее 10% студентов. Так, например, понятие «практический психолог» высоко оценили по фактору ценность 2% студентов-психологов, студентов-менеджеров высоко оценивших понятие «менеджер», не обнаружено. Существенных различий в показателях оценки понятий по фактору «ценность» студентами, обучающимися на разных специальностях, не обнаружено. Таким образом, на этапе обучения в вузе наиболее высокую и осознаваемую значимость в мотивационной структуре для студентов имеет сфера личных интересов, нежели профессиональная сфера.
Анализ семантических расстояний между понятиями методом кластерного анализа, результатом которого стали дендрограммы респондентов (см. рис.), показал что понятия «практический психолог»/«менеджер» идентифицируются с видом деятельности (моя работа, моя учеба, общение с людьми, мое свободное время, моя профессия) у 44,9% студентов-психологов и 35,3% студентов-менеджеров, с потребностями и ценностями (мое увлечение, достижение успеха, материальное благополучие, творчество, возможности, престижность, мои желания, признание окружающих, выгода, моя компетентность, мои друзья, мои цели, реалистичность) - у 93,8% студентов-психологов и 94,2% студентов-менеджеров, с этапами жизненного пути (мое прошлое, мое настоящее, мое будущее, профессиональное становление, профессиональная перспектива) - у 27,5% студентов-психологов и 41,2% студентов-менеджеров, с негативными событиями и переживаниями (разочарование, неудача, страх, трудности, неопределенность) - у 7% студентов-психологов и 41,3% студентов-менеджеров.
Важно отметить, что понятия «практический психолог» / «менеджер» идентифицируются в сознании студентов:
- с понятиями «мое будущее» лишь у 1%, «Я» - у 2% студентов-психологов. Понятие «менеджер» вовсе не идентифицируется с данными понятиями в сознании студентов-менеджеров.
- с понятием «моя работа» только у 6,1% студентов-психологов и у 5,9% студентов-менеджеров;
- с понятием «моя профессия» у 14,3% студентов-психологов и у 17,6% студентов-менеджеров;
с понятием «профессиональная перспектива» лишь у 5,1% студентов-психологов и у 11,8% студентов-менеджеров.
Рис. Пример дендограммы классификации понятий профессиональной направленности в индивидуальном сознании студента-психолога 4 курса
У 15,4% респондентов рассматриваемые понятия-маркеры не имеют никаких идентификационных связей и у 15,4% - идентифицируются с неопределенностью.
Таким образом, изучение особенностей мотивационной сферы студентов методом семантического дифференциала (модификация И.Л. Соломина), а именно изучение скрытой мотивации, позволило нам установить тот факт, что у большинства студентов, обучающихся по направлению «психология» (93,9%), и студентов, обучающихся по направлению «менеджмент» (93,7%), понятие-маркер «практический психолог»/«менеджер» не идентифицируется с понятиями «моя работа», у 85,7% студентов-психологов и 82,4% студентов-менеджеров - с понятием «моя профессия». Среди студентов-психологов не соотносят данное понятие с профессиональной перспективой у 94,9% респондентов, среди студентов-менеджеров - у 88,2%. Почти все респонденты соотносят данное понятие с потребностями и ценностями. Понятие «профессиональная перспектива» также в большей степени соотносится с потребностями и ценностями, где идентификационная связь чаще других обнаруживается с престижностью: 19,4% среди студентов-психологов; 23, 5% среди студентов-менеджеров.
Вместе с тем следует отметить, что лишь 11,2% студентов-психологов и 5,9% студентов-менеджеров имеют профессиональные цели, относящиеся к получаемой на данный момент профессии (в семантическое пространство понятия «мои цели» было включено понятие «практический психолог» и «менеджер»). Половина респондентов (52%) имеют цели, соотносимые с профессиональной сферой в общем, однако получаемая на этапе обучения в вузе профессия не определяет содержание имеющихся
у большей части студентов целей (90,6%). Наибольшее количество идентификационных связей понятия «мои цели» обнаруживается с понятиями, отражающими прагматические ценности (40%) - это «признание окружающих», «престижность», «материальное благополучие», «достижение успеха».
Резюмируя выше изложенное, следует отметить, что у большинства студентов, принявших участие в исследовании, отсутствует профессиональная направленность, что будет сказываться на мотивации профессионального обучения, построении профессиональной перспективы, вхождении в профессию, дальнейшем трудоустройстве и т. п. Результаты исследования обосновывают необходимость изменения характера учебной деятельности, преобразование ее в учебную практико-ориентированную с целью развития у студентов в образовательном пространстве вуза мотивационных основ будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Соломин И. Л. Психологическая диагностика скрытой мотивации: методическое руководство. - СПб, 2001.
И. В. Седова
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ В ВУЗЕ
FORMATION OF READINESS TO MARKETING THE ACTIVITY OF BACHELORS OF MANAGEMENT AT THE UNIVERSITY
Аннотация: в современном мире эффективное развитие экономики невозможно без использования информации и информационных систем. Это ставит задачу профессиональной подготовки бакалавров экономики к поиску информации, сбору и анализу данных, необходимых для проведения экономических расчетов. Экономисты работают с современными информационными системами, которые представляют совокупность средств и методов, связанных с созданием и применением компьютерных технологий сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации. В то же время, вопросы формирования информационно-аналитической культуры бакалавров экономики, ее содержание и технология не получили полного отражения в научной литературе.
Ключевые слова: информационно-аналитическая культура, подготовка бакалавров экономики в вузе.
Abstract: in the modern world the efficient development of the economy is not possible without the use of information and information systems. This poses the problem of professional training of bachelors of Economics to information search, collection and analysis of data required for the economic calculations. Economists work with modern information systems, which represent a set of tools and methods, connected with the creation and application of computer technologies for collection, storage, analysis, processing and transmission of information. At the same time, the formation of information-analytical culture bachelors economy, its contents, and the technology have not been fully reflected in the scientific literature.
Keywords: the information-analytical culture, training of bachelors of economics at the university.
© И.В. Седова, 2012