Научная статья на тему 'Особенности представлений о семейных перспективах воспитанников детских домов'

Особенности представлений о семейных перспективах воспитанников детских домов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
439
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АФФЕКТИВНАЯ И КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАРТИНЫ БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / ЮНОСТЬ / ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ / FAMILY PERSPECTIVES OF A PERSON / VALUE ORIENTATION / AFFECTIVE AND COGNITIVE COMPONENTS OF THE FUTURE FAMILY LIFE / JUNIOR / ORPHAN HOME FOSTERLINGS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ральникова Ирина Александровна, Ипполитова Елена Александровна

Обсуждается понятие «семейные перспективы», приводятся данные исследования ценностной основы представлений о семейных перспективах воспитанников детских домов, их аффективной и когнитивной составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the Notions about Family Prospects of the Orphan Home Fosterlings

The article offers the discussion of the defnition «family prospects», researches data on axiological basis of family prospects notion of the orphan home fosterlings, it's affective and cognitive components.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о семейных перспективах воспитанников детских домов»

ББК 60.561.5

И.А. Ральникова, Е.А. Ипполитова

Особенности представлений о семейных перспективах воспитанников детских домов

I.A. Ralnikova, E.A. Ippolitova

Peculiarities of the Notions about Family Prospects of the Orphan Home Fosterlings

Обсуждается понятие «семейные перспективы», приводятся данные исследования ценностной основы представлений о семейных перспективах воспитанников детских домов, их аффективной и когнитивной составляющих.

Ключевые слова: семейные перспективы личности, ценностные ориентации, аффективная и когнитивная составляющие картины будущей семейной жизни, юность, воспитанники детских домов.

В терминологию современной научной психологии все настойчивее включается понятие «семейные перспективы личности», наряду с привычными «жизненные перспективы», «психологические перспективы», «личные перспективы». На наш взгляд, это обусловлено готовностью данной науки к более пристальному изучению перспективы человека, данной в его представлении, как многомерного системного образования. Жизненная перспектива охватывает ряд сфер, в которых человек может представлять свое будущее, - это сферы семьи, профессиональной деятельности и карьеры, досуга, отдыха и развлечений, саморазвития, творчества и др. Говоря об исследовании перспектив в сфере семьи, возможно пользоваться термином «семейные перспективы». Научные взгляды К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, Е.И. Голо-вахи, А. Митрикаса, А.М. Молокостовой, Н.С. Пряж-никова, Т.В. Румянцевой и других позволяют определить семейную перспективу как целостную картину будущей семейной жизни во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающуюся на ценностные ориентации личности и способствующую актуализации соответствующего стиля семейного поведения. В данном понимании семейных перспектив центральное место отводится ценностному уровню регуляции жизнедеятельности человека в сфере семейных отношений. Функция ценностных ориентаций как осознанных смыслов усматривается в определении главных, относительно постоянных отношений человека к основным сферам жизни, в том числе к семье, и построении на этой основе первоначального эскиза семейной перспективы, предсуществующего его реальному воплощению [1-5]. «Ценностные координаты мира человека делают его соизмеримым с другими

The article offers the discussion of the definition «family prospects», researches data on axiological basis of family prospects notion of the orphan home fosterlings, it’s affective and cognitive components.

Key words: family perspectives of a person, value orientation, affective and cognitive components of the future family life, junior, orphan home fosterlings.

людьми, с самим собой завтрашним, еще не ставшим, еще только возможным, полагающим открывающуюся для него действительность пространством для развития, т.е. жизни» [6, с. 69]. Семейные перспективы предполагают постоянное расширение и построение новых, индивидуальных «пространств» выбора, основанных на эмоциональных предпочтениях, чувствах (и неизбежных переживаниях), а также на размышлениях, особой ориентировке в информационных потоках [5]. Опираясь на вышесказанное, мы считаем возможным рассматривать семейную перспективу в представлениях человека как образование, содержание и структура которого обусловлены ценностным измерением и включают ряд компонентов: когнитивный, аффективный, деятельностный. Когнитивный компонент объединяет совокупность ожидаемых и планируемых событий, аффективный - эмоциональную наполненность представлений о семейном будущем, деятельностный - стили, стратегии, формы поведения, направленные на реализацию спланированного.

Возрастным периодом, в котором доминирует устремленность в будущее, является юность. Современные исследования проблемы становления личности в юношеском возрасте подчеркивают важность умений конструировать жизненную перспективу как прообраз жизненного пути таким образом, чтобы она стала основой развития и самореализации человека на последующих возрастных этапах. Отмечается дефицит научных знаний в области исследования представлений о семейных перспективах на данном этапе социализации. Важным становится изучение данной проблемы в связи с изменениями современной социальной ситуации, затрагивающей сферу семейных отношений (растет количество разводов,

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

все больше молодых людей откладывают заключение брака и рождение детей и др.). Особенно остро встает проблема формирования семейных перспектив перед воспитанниками детских домов. По мнению Е.И. Морозовой, у детей, воспитывающихся вне семьи, могут отсутствовать мотивы и представления, связанные с будущим. Вместе с тем в плане развития временного аспекта самосознания в юношеском возрасте важным является умение юношей и девушек анализировать собственный жизненный путь, становиться в позицию исследователя своего прошлого, настоящего, будущего как единого непрерывного целого, себя во времени как субъекта жизненного пути [7].

М.М. Иванова, Ю.М. Мерзлякова, А.М. Прихожан подчеркивают, что именно семья служит детям той первичной моделью, которая способствует формированию у них определенных образцов, эталонов мужских и женских качеств, поведенческих форм реакций, стиля отношения друг к другу, дает возможность непосредственного познания семейно-бытовых отношений, прав и обязанностей супругов, родителей. Воспитанники детских домов лишены возможности наблюдать за процессом жизнедеятельности семьи и участвовать в этом процессе, у них отсутствует фундамент для создания «внутренней картины семьи», которая необходима для формирования представлений о собственной семейной перспективе. В результате возникает ситуация, в которой выпускники детских учреждений интернатного типа имеют значительные трудности в создании собственной семьи в будущем и сохранении ее стабильности. Они с трудом входят в родительскую семью мужа (жены), не могут построить полноценных взаимоотношений с супругом (супругой), сводя все либо к сексуальным отношениям, либо к требованиям, оторванным от реальности, быстро исчерпывают первоначальную привязанность, встречаются с проблемами в развитии супружеских отношений [8-10].

Нами проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей представлений о семейных перспективах воспитанников детских домов с позиций анализа их ценностного измерения, а также аффективной и когнитивной составляющих данных представлений (методы психодиагностического тестирования: сочинение «Моя будущая семейная жизнь», модифицированные варианты методик «Временной перспективы» Ж. Нюттена и семантического дифференциала времени О.П. Кузнецова, согласно которым старшеклассникам задавалась ситуация анализа своей будущей семейной жизни; методы математического и статистического анализа: t-критерий Стьюдента, корреляционный, факторный анализ. Респондентами стали 23 воспитанника детских домов №4, .№7 и 25 учеников средней общеобразовательной школы №40 Барнаула. Возраст респондентов - 15-17 лет.

Исследование позволило выявить особенности ценностного измерения воспитанников детских домов, которые ведущее значение придают учебнопрофессиональной самореализации (19%), созданию семьи (14%) и материальной обеспеченности (14%), отсутствию ссор и конфликтов (10%). Меньшей привлекательностью для них обладают такие сферы, как любовь, общение, сохранение здоровья и желание иметь детей. У юношей и девушек из полных семей главными становятся учебно-профессиональная самореализация (31%), создание семьи (17%), достижение материальной независимости (11%), любовь (11%). Наименее значимы здоровье, рождение детей, отсутствие семейных ссор и конфликтов. Статистический анализ данных позволил установить, что по сравнению с детьми, проживающими в семьях, для воспитанников детских домов более ценным является создание семьи в будущем (р = 0,02), что отражает нехватку семейных отношений и стремление решить для себя данную проблему путем построения собственной семьи. В то же время менее актуальными для них являются любовь (р = 0,02), общение (р = 0,04) и учебно-профессиональная самореализация (р = 0,04). Однако данные сферы жизнедеятельности являются ведущими в юношеском возрасте. Низкая значимость любви, общения, учебно-профессиональной самореализации, возможно, свидетельствует о недостаточной сформированности ценностно-смысловой сферы воспитанников детских домов.

Анализ содержания когнитивной составляющей представлений о семейных перспективах позволил установить, что воспитанники детских домов в большей степени, наряду со своими сверстниками из полных семей, размышляют о целях создания семейной пары (р = 0,01), а также избегания неприятностей и конфликтов в будущей семье (р = 0,01). Вероятно, это отражает их прошлый опыт жизни без семьи или опыт непростых переживаний, связанный с распадающейся родительской семей, что обусловливает стремление спланировать собственную семейную жизнь таким образом, чтобы избежать неприятностей, конфликтов, разводов, не повторять ошибок родителей в своих супружеских отношениях.

Результаты исследования эмоциональной составляющей представлений о семейной перспективе позволили установить, что воспитанники детских домов испытывают значительную тревогу в отношении будущей семейной жизни (р = 0,01). Факторный анализ показал, что в основе их эмоциональной оценки семейных перспектив лежат четыре фактора, объясняющие большую часть дисперсии (20, 17, 16 и 13% соответственно). В результате интерпретации смысла можно увидеть, что планируемые и ожидаемые события будущей семейной жизни расцениваются воспитанниками детских домов как трудно достижимые в реальности, недоступные,

нестабильные, наполненные печалью и тревогой. В основе аффективной составляющей представлений о будущей семейной жизни юношей и девушек из полных семей лежат четыре фактора (25, 15, 14 и 13% объясненной дисперсии соответственно), которые показывают, что существующие в сознании представления о будущей семейной жизни сопровождаются прежде всего радостными эмоциональными переживаниями, вместе с которыми присутствует определенная доля нереалистичности, неопределенности и нестабильности.

Специфичные системы ценностей семейной жизни, характерные для воспитанников детских домов и старшеклассников из полных семей, послужили основанием для построения различных эскизов семейной перспективы и обусловили особенности взаимосвязи эмоциональной и когнитивной составляющих интегративного образа будущей семьи. Применение метода корреляционного анализа позволило установить, что для воспитанников детских домов цель «создание семьи» и отношение к будущей семейной жизни как «светлому» периоду тесно связаны между собой (г = 0,54). Вместе с этим ярким проявлением их беспокойства в отношении семейного будущего становится нацеленность на «избегание неприятностей» в отношениях с членами семьи. Актуализация направленности на избегание неприятностей связана с восприятием семейной перспективы как напряженной (г = 0,55) и непонятной (г = 0,48).

В группе старшеклассников из полных семей цель «создание семьи» связана с восприятием семейной жизни как длительной (г = 0,42) и насыщенной (г = 0,40).

Настоящее исследование также позволило выявить специфику ценностного измерения воспитанников детских домов, лежащего в основе аффективной и когнитивной составляющих данных представлений, на основе интеграции полученных данных составить целостное представление о семейных перспективах, существующих в сознании этих юношей и девушек. Так, они наделяют гипертрофированной важностью цель создания собственной семьи в будущем. Вместе с этим представления о семейных перспективах неоднозначны и противоречивы. С одной стороны, будущая жизнь в собственной семье привлекательная, долгожданная, светлая, с другой - тревожная, печальная, напряженная. Привлекает внимание и то, что в сфере семейных отношений нет места ссорам, разногласиям, конфликтам, поскольку они, с точки зрения воспитанников детских домов, скорее рушат отношения, влекут распад семьи, воспринимаются в качестве ошибок, мешающих построить идеальную семью.

В целом проведенное исследование демонстрирует необходимость оказания социально-психологического сопровождения процессов планирования семейной перспективы воспитанниками детских домов, оптимизации системы семейных ценностей.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.

3. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2001.

4. Мандрикова Е.Ю. Временная перспектива личности: современные зарубежные и отечественные подходы к ее изучению // Время пути: исследования и размышления / под ред. Р.А. Ахмерова, Е.И. Головахи, Е.Г. Злобиной и др. - Киев, 2008.

5. Молокостова А.М. Мотивация создания семьи в связи с построением жизненной перспективы // Социальнопсихологические методы в работе с молодой семьей : сборник материалов конференции. - Оренбург, 2005.

6. Клочко В.Е. Динамика типологических форм системного подхода в психологии и перспективы развития психологической науки // Депонирование в ИНИОН АН СССР. № 29171. - М., 1987.

7. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: советы воспитателям и опекунам. - М., 2002.

8. Иванова М.М. Проблемы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Человек, культура и образование. - Барнаул, 2004.

9. Мерзляков Ю.М. Модель личностно-ориентированного воспитания в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Добро без границ. - Сыктывкар, 2002.

10. Прихожан А.М. Психология сиротства. - СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.