ББК 74.58
О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова Семейные перспективы современных студентов
O.S. Gurova, E.A. Ippolitova, I.A. Ralnikova Family Perspectives of Modern Students
Обсуждаются проблемы планирования будущей семейной жизни в возрасте поздней юности. Приводятся данные, подтверждающие необходимость изучения семейных перспектив личности во взаимосвязи ценностно-смысловой, аффективной, когнитивной и деятельностной составляющих. Представлены результаты сравнения содержания семейных перспектив студентов в зависимости от пола и семейного положения.
Ключевые слова: семейные перспективы личности, юношеский возраст, ценностные ориентации, аффективная и когнитивная составляющие картины будущей семейной жизни.
На современном этапе развития психологической науки интенсивно исследуется жизненная перспектива как целостная картина будущей жизни в представлениях личности, реализующая ведущую роль в регуляции ее активности в настоящем. Жизненная перспектива охватывает ряд сфер, в которых человек может представлять свое будущее, - это сферы семьи, профессиональной деятельности и карьеры, досуга, отдыха и развлечений, саморазвития, творчества и др. Говоря об исследовании перспектив в сфере семьи, возможно пользоваться термином «семейные перспективы».
Научные взгляды К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, Е.И. Головахи, А. Митрикаса, А.М. Мо-локостовой, Н.С. Пряжникова, Т.В. Румянцевой и других позволяют определить семейную перспективу как картину предстоящей семейной жизни во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающуюся на ценностные ориентации личности и способствующую актуализации соответствующего стиля семейного поведения [1-3]. В данном понимании семейных перспектив центральное значение отводится ценностному уровню регуляции жизнедеятельности человека в сфере семейных отношений. В настоящее время функция ценностных ориентаций как осознанных смыслов усматривается в определении главных, относительно постоянных отношений человека к основным сферам жизни, в том числе к семье, и построения на этой основе первоначального эскиза семейной перспективы, предсуществующего его реальному воплощению [4]. Так, по мнению А.М. Молокостовой, картина будущей семейной жизни актуализируется в представлениях человека в ситуациях многочисленных выборов: в выборе спутника жизни, стиля общения с супругом, в решении вопроса о рождении ребенка, о стиле его воспитания, о возможном варианте образования ребенка и его дальнейшего трудоустройства и т.п. В процессе са-
The article discusses problems of planning a future family life at the age of late youth. There are some facts supporting necessity to study person’s family prospects in connection with value-semantic, affective, cognitive and pragmatist components. The results of comparing contents of student’s family perspectives according to gender and marital status are presented.
Key words: family perspectives of a person, youth, value orientation, affective and cognitive components of the future family life.
моопределения человек пытается найти смысл таких выборов, т.е. определиться с его ценностными основаниями. Вместе с тем автор отмечает, что семейные перспективы предполагают постоянное расширение и построение новых, индивидуальных «пространств» выбора, основанных на эмоциональных предпочтениях, чувствах (и неизбежных переживаниях), а также на размышлениях, на особой ориентировке в информационных потоках [5].
Опираясь на вышесказанное, нам представляется возможным рассматривать семейную перспективу в представлениях человека как образование, содержание и структура которого обусловлены ценностным измерением, которое включает ряд компонентов: когнитивный, аффективный, деятельностный. Когнитивный компонент объединяет совокупность ожидаемых и планируемых событий, аффективный - эмоциональную наполненность представлений о семейном будущем, деятельностный - стили, стратегии, формы поведения, направленные на реализацию спланированного.
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется кризисом брака и семьи, который имеет ряд негативных последствий во всех сферах существования человека. Среди проявлений данного кризиса выделяются возросшее число разводов преимущественно на начальных этапах совместной жизни, глубокая неудовлетворенность семейными отношениями, чувства тревоги и подавленности, эмоциональная напряженность и т.п. Истоки указанных затруднений могут усматриваться в особенностях планирования человеком своей будущей семейной жизни. Проблема конструирования гармоничных семейных перспектив приобретает значение в возрасте поздней юности на этапе поиска брачного партнера и создания семьи. Вместе с тем отмечается дефицит научных знаний в области исследования представ-
Семейные перспективы современных студентов
лений о семейных перспективах на данном этапе социализации.
Нами было предпринято эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей ценностно-смысловой, когнитивной, эмоциональной составляющих семейных перспектив современных юношей и девушек (методы психодиагностического тестирования: модифицированная методика Е.Б. Фан-таловой «Соотношение «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер»; модифицированный вариант семантического дифференциала времени
О.П. Кузнецова, метод мотивационной индукции, предложенный Дж. Нюттеном, и математические методы анализа информации (дисперсионный, факторный) с использованием компьютерной программы SPSS15.0). В исследовании приняли участие 149 студентов Алтайского государственного университета. Из них 119 молодых людей, не состоящих в браке (39 юношей и 80 девушек), и 30 замужних девушек в возрасте от 18 до 23 лет.
Проведенное исследование позволило выявить особенности ценностно-смыслового компонента семейных перспектив юношей и девушек, не состоящих в браке. Так, наибольшей значимостью для юношей обладают ценности семейной жизни, связанные с доверительными межличностными отношениями (верность, уважение, доверие). Ценность «дети» обладает неоднозначной значимостью для юношей: для некоторых дети в семейной жизни не важны, для других - напротив, имеют большое значение. В юношеском возрасте долгосрочные отношения с противоположным полом только начинают формироваться, в связи с этим наиболее доступной для современных студентов является ценность сексуальных отношений.
В группе незамужних студенток наиболее значимыми являются такие ценности, как «дети», «доверие» и «уважение». Среди наиболее доступных отмечены «поддержка», «сексуальная удовлетворенность», «уважение». Полученные данные могут объясняться тем, что жизнь женщины в российской семье традиционно связывается с ролью матери, и важное значение здесь имеет биологическое назначение - забота о потомстве, что находит свое выражение в значимости такой ценности, как «дети». Для девушек, так же как и для юношей, характерно стремление к построению доверительных, теплых отношений с супругом.
Сравнительный анализ содержания ценностносмыслового компонента семейных перспектив студентов, не состоящих в браке, демонстрирует (р<0,05), что взаимопонимание и дети представляются юношам менее значимыми, чем девушкам. Сексуальная удовлетворенность и разнообразное времяпрепровождение - наоборот, более значимы для молодых людей. Также юношам менее доступна поддержка в семье, чем для девушек. По всей видимости, это связано с тем, что оказывать и получать поддержку в семейных взаимо-
отношениях мужчинам сложнее, чем женщинам, в силу сложившихся гендерных стереотипов.
При анализе когнитивного компонента семейных перспектив юношей было обнаружено, что они сосредоточены на событиях, которые уже происходят в их семейной жизни, имеют высокую вероятность совершиться в течение ближайшего года или произойти внезапно (например, «болезнь родителей»). Семейная жизнь видится в первую очередь через родительскую семью, представления о собственной семье слабо дифференцированы (например, «хочу счастливый брак»), и основным событием представляется встреча с будущей супругой. Также полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированнности образа себя в семейной жизни и образа своей будущей супруги. При этом с отсутствием семейной жизни связывается много страхов («боюсь остаться один»). Аналогичный анализ в группе девушек показал, что они планируют только события ближайшего будущего, связанные со вступлением в брак и с представлением о будущем супруге.
Результаты исследования эмоционального компонента семейных перспектив студентов демонстрируют, что юноши относятся к будущей семейной жизни более сдержанно, не столь восторженно, как девушки.
Для описания содержательной специфики аффективного компонента представлений о семейных перспективах юношей был использован факторный анализ. Первый фактор, обозначенный как «яркая семейная жизнь», описывает 42% общей дисперсии и отражает позитивное эмоциональное отношение к семейной жизни. Второй фактор (16% генеральной дисперсии) включает дескрипторы, описывающие комфорт в семейной жизни. В третий фактор (11% дисперсии) вошли дескрипторы, описывающие семейную жизнь как размеренную, гармоничную.
Применение факторного анализа для изучения эмоционального отношения к семейному будущему для девушек позволило выделить 6 факторов, подлежащих интерпретации. Первый фактор (18,6% дисперсии) описывает семейную жизнь без негативных эмоций. Второй фактор (18% дисперсии) отражает представление о эмоционально насыщенной семейной жизни. Третий фактор (9,4% дисперсии) включает в себя описание оптимистичных семейных отношений. В четвертый фактор (9,2% дисперсии) вошла шкала «необычная» семейная жизнь. Пятый фактор (8,6% дисперсии) включает в себя шкалы «спокойная» и «легкая» будущая семейная жизнь. Шестой (7,9% дисперсии) -«реалистичная» и «бурная» семейная жизнь.
Проведенный сравнительный анализ позволяет говорить о том, что эмоциональное отношение к будущей семейной жизни юношей менее дифференцировано, чем у девушек. Молодые люди более реалистично и эмоционально сдержанно относятся к семье. По всей видимости, это связано с тем, что юноши в меньшей
степени, чем девушки, склонны осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния. Это обусловлено как физиологическими особенностями, так и влиянием гендерных стереотипов («мужчины более сдержанны, менее эмоциональны, чем женщины»), которые в процессе социализации присваиваются юношами.
Проведенное исследование также позволило выявить особенности ценностных ориентаций, лежащих в основе представлений о будущей семейной жизни студенток, состоящих в браке. В результате анкетного опроса они были разделены на группы девушек, планирующих рождение детей в ближайшие пять лет, и девушек, не имеющих подобных планов.
Анализ содержания ценностно-смыслового компонента семейных перспектив показал, что девушки, не планирующие рождение ребенка, больше ориентированы на совместное времяпрепровождение с мужем и развлечения, именно поэтому такие ценности, как «общность интересов» и «разнообразное времяпрепровождение» им более доступны, чем девушкам, планирующим рождение ребенка. Высокая доступность такой ценности, как «материальное благосостояние» очевидна в силу того, что изначально девушки, не планирующие рождение ребенка, в своих жизненных перспективах прежде всего ориентированы на карьеру и достижение профессиональных высот, нежели реализацию себя в семейной сфере.
В результате применения метода факторного анализа значимости ценностей семейной жизни были выделены четьтре фактора, объясняющие большую часть дисперсии (19,68, 17,79, 16,13 и 13,89% соответственно). В результате интерпретации смысла можно увидеть, что замужние девушки ориентируются в большей степени на традиционные семейные ценности, такие как рождение и воспитание детей, любовь, совместное времяпровождение членов семьи и т.д. Ценным является наличие материальной базы, характерен отказ от личной свободы и высокая актуальность комфортного психологического климата в семье. Выявленные особенности ценностных ориентиров обусловили содержание эмоциональной и когнитивной составляющих интегративного образа будущей семьи.
В процессе исследования содержания когнитивного компонента представлений о семейных перспективах замужних девушек, не планирующих рождение ребенка в ближайшие пять лет, были проанализированы цели и планы респонденток. Так, согласно результатам дисперсионного анализа (р<0,01) девушки, в планы
1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.
2. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. -М., 1988.
3. Мандрикова, Е.Ю. Временная перспектива личности: современные зарубежные и отечественные подходы к ее изучению / Е.Ю. Мандрикова // Время пути: исследования
которых не входит рождение ребенка, сосредоточены на планировании своей профессиональной карьеры, социальных контактов, не связанных с семейной жизнью. Они выстраивают систему целей в сфере достижения материального благосостояния и практически не продумывают дальнейшее развитие своих супружеских отношений, у них отсутствуют цели по поводу рождения и воспитания детей не только на ближайшие пять лет, но и в более отдаленном будущем.
Исследование содержания аффективного компонента представлений о семейных перспективах позволило установить наличие особенностей, характерных для девушек, не планирующих рождение ребенка. По результатам дисперсионного анализа, будущая семейная жизнь представляется этим респонденткам более сумбурной, однообразной, скучной, стандартной и навязанной другими, по сравнению с девушками, планирующими рождение ребенка. Полученные данные объясняются тем, что девушки, которые не планируют рождение ребенка, видят свою жизнь предпочтительно в негативных оттенках, возможно, по причине того, что семья «мешает» им полностью реализовываться в актуальных сферах карьеры, саморазвития, внося только скуку и однообразие в их жизнь, в связи с чем воспринимается как навязанная кем-то извне.
Таким образом, выявлены различия в семейных перспективах девушек, планирующих и не планирующих рождение детей в ближайшие пять лет. Данные различия проявляются в большей ориентации на фундаментальные семейные ценности тех, кто планирует рождение ребенка, в преобладающем у них позитивном эмоциональном настрое по отношению к предстоящей семейной жизни, в продуманности целей и планов в сферах супружеских отношений и рождения детей.
Проведенное исследование отражает разнообразие содержательного наполнения ценностно-смыслового, аффективного и когнитивного компонентов семейных перспектив современных студентов. Полученные данные позволяют конкретизировать образы будущей семейной жизни, сформированные в сознании юношей и девушек, не состоящих в браке, а также замужних молодых женщин, планирующих и не планирующих рождение ребенка. Результаты могут быть использованы практическими психологами в групповой и индивидуальной работе, направленной на оптимизацию семейных перспектив студентов разного пола и семейного положения.
еский список
и размышления / под ред. Р.А. Ахмерова, Е.И. Головахи, Е.Г. Злобиной и др. - Киев, 2008.
4. Головаха, Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2001.
5. Молокостова, А.М. Мотивация создания семьи в связи с построением жизненной перспективы / А.М. Молокостова // Социально-психологические методы в работе с молодой семьей : сборник материалов конференции. - Оренбург, 2005.