Научная статья на тему 'Семейные перспективы современных студентов'

Семейные перспективы современных студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
693
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АФФЕКТИВНАЯ И КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАРТИНЫ БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / FAMILY PERSPECTIVES OF A PERSON / YOUTH / VALUE ORIENTATION / AFFECTIVE AND COGNITIVE COMPONENTS OF THE FUTURE FAMILY LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гурова Ольга Сергеевна, Ипполитова Е. А., Ральникова И. А.

Обсуждаются проблемы планирования будущей семейной жизни в возрасте поздней юности. Приводятся данные, подтверждающие необходимость изучения семейных перспектив личности во взаимосвязи ценностно-смысловой, аффективной, когнитивной и деятельностной составляющих. Представлены результаты сравнения содержания семейных перспектив студентов в зависимости от пола и семейного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гурова Ольга Сергеевна, Ипполитова Е. А., Ральникова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY PERSPECTIVES OF MODERN STUDENTS

The article discusses problems of planning a future family life at the age of late youth. There are some facts supporting necessity to study person's family prospects in connection with value-semantic, affective, cognitive and pragmatist components. The results of comparing contents of student's family perspectives according to gender and marital status are presented.

Текст научной работы на тему «Семейные перспективы современных студентов»

ББК 74.58

О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова Семейные перспективы современных студентов

O.S. Gurova, E.A. Ippolitova, I.A. Ralnikova Family Perspectives of Modern Students

Обсуждаются проблемы планирования будущей семейной жизни в возрасте поздней юности. Приводятся данные, подтверждающие необходимость изучения семейных перспектив личности во взаимосвязи ценностно-смысловой, аффективной, когнитивной и деятельностной составляющих. Представлены результаты сравнения содержания семейных перспектив студентов в зависимости от пола и семейного положения.

Ключевые слова: семейные перспективы личности, юношеский возраст, ценностные ориентации, аффективная и когнитивная составляющие картины будущей семейной жизни.

На современном этапе развития психологической науки интенсивно исследуется жизненная перспектива как целостная картина будущей жизни в представлениях личности, реализующая ведущую роль в регуляции ее активности в настоящем. Жизненная перспектива охватывает ряд сфер, в которых человек может представлять свое будущее, - это сферы семьи, профессиональной деятельности и карьеры, досуга, отдыха и развлечений, саморазвития, творчества и др. Говоря об исследовании перспектив в сфере семьи, возможно пользоваться термином «семейные перспективы».

Научные взгляды К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, Е.И. Головахи, А. Митрикаса, А.М. Мо-локостовой, Н.С. Пряжникова, Т.В. Румянцевой и других позволяют определить семейную перспективу как картину предстоящей семейной жизни во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающуюся на ценностные ориентации личности и способствующую актуализации соответствующего стиля семейного поведения [1-3]. В данном понимании семейных перспектив центральное значение отводится ценностному уровню регуляции жизнедеятельности человека в сфере семейных отношений. В настоящее время функция ценностных ориентаций как осознанных смыслов усматривается в определении главных, относительно постоянных отношений человека к основным сферам жизни, в том числе к семье, и построения на этой основе первоначального эскиза семейной перспективы, предсуществующего его реальному воплощению [4]. Так, по мнению А.М. Молокостовой, картина будущей семейной жизни актуализируется в представлениях человека в ситуациях многочисленных выборов: в выборе спутника жизни, стиля общения с супругом, в решении вопроса о рождении ребенка, о стиле его воспитания, о возможном варианте образования ребенка и его дальнейшего трудоустройства и т.п. В процессе са-

The article discusses problems of planning a future family life at the age of late youth. There are some facts supporting necessity to study person’s family prospects in connection with value-semantic, affective, cognitive and pragmatist components. The results of comparing contents of student’s family perspectives according to gender and marital status are presented.

Key words: family perspectives of a person, youth, value orientation, affective and cognitive components of the future family life.

моопределения человек пытается найти смысл таких выборов, т.е. определиться с его ценностными основаниями. Вместе с тем автор отмечает, что семейные перспективы предполагают постоянное расширение и построение новых, индивидуальных «пространств» выбора, основанных на эмоциональных предпочтениях, чувствах (и неизбежных переживаниях), а также на размышлениях, на особой ориентировке в информационных потоках [5].

Опираясь на вышесказанное, нам представляется возможным рассматривать семейную перспективу в представлениях человека как образование, содержание и структура которого обусловлены ценностным измерением, которое включает ряд компонентов: когнитивный, аффективный, деятельностный. Когнитивный компонент объединяет совокупность ожидаемых и планируемых событий, аффективный - эмоциональную наполненность представлений о семейном будущем, деятельностный - стили, стратегии, формы поведения, направленные на реализацию спланированного.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется кризисом брака и семьи, который имеет ряд негативных последствий во всех сферах существования человека. Среди проявлений данного кризиса выделяются возросшее число разводов преимущественно на начальных этапах совместной жизни, глубокая неудовлетворенность семейными отношениями, чувства тревоги и подавленности, эмоциональная напряженность и т.п. Истоки указанных затруднений могут усматриваться в особенностях планирования человеком своей будущей семейной жизни. Проблема конструирования гармоничных семейных перспектив приобретает значение в возрасте поздней юности на этапе поиска брачного партнера и создания семьи. Вместе с тем отмечается дефицит научных знаний в области исследования представ-

Семейные перспективы современных студентов

лений о семейных перспективах на данном этапе социализации.

Нами было предпринято эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей ценностно-смысловой, когнитивной, эмоциональной составляющих семейных перспектив современных юношей и девушек (методы психодиагностического тестирования: модифицированная методика Е.Б. Фан-таловой «Соотношение «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер»; модифицированный вариант семантического дифференциала времени

О.П. Кузнецова, метод мотивационной индукции, предложенный Дж. Нюттеном, и математические методы анализа информации (дисперсионный, факторный) с использованием компьютерной программы SPSS15.0). В исследовании приняли участие 149 студентов Алтайского государственного университета. Из них 119 молодых людей, не состоящих в браке (39 юношей и 80 девушек), и 30 замужних девушек в возрасте от 18 до 23 лет.

Проведенное исследование позволило выявить особенности ценностно-смыслового компонента семейных перспектив юношей и девушек, не состоящих в браке. Так, наибольшей значимостью для юношей обладают ценности семейной жизни, связанные с доверительными межличностными отношениями (верность, уважение, доверие). Ценность «дети» обладает неоднозначной значимостью для юношей: для некоторых дети в семейной жизни не важны, для других - напротив, имеют большое значение. В юношеском возрасте долгосрочные отношения с противоположным полом только начинают формироваться, в связи с этим наиболее доступной для современных студентов является ценность сексуальных отношений.

В группе незамужних студенток наиболее значимыми являются такие ценности, как «дети», «доверие» и «уважение». Среди наиболее доступных отмечены «поддержка», «сексуальная удовлетворенность», «уважение». Полученные данные могут объясняться тем, что жизнь женщины в российской семье традиционно связывается с ролью матери, и важное значение здесь имеет биологическое назначение - забота о потомстве, что находит свое выражение в значимости такой ценности, как «дети». Для девушек, так же как и для юношей, характерно стремление к построению доверительных, теплых отношений с супругом.

Сравнительный анализ содержания ценностносмыслового компонента семейных перспектив студентов, не состоящих в браке, демонстрирует (р<0,05), что взаимопонимание и дети представляются юношам менее значимыми, чем девушкам. Сексуальная удовлетворенность и разнообразное времяпрепровождение - наоборот, более значимы для молодых людей. Также юношам менее доступна поддержка в семье, чем для девушек. По всей видимости, это связано с тем, что оказывать и получать поддержку в семейных взаимо-

отношениях мужчинам сложнее, чем женщинам, в силу сложившихся гендерных стереотипов.

При анализе когнитивного компонента семейных перспектив юношей было обнаружено, что они сосредоточены на событиях, которые уже происходят в их семейной жизни, имеют высокую вероятность совершиться в течение ближайшего года или произойти внезапно (например, «болезнь родителей»). Семейная жизнь видится в первую очередь через родительскую семью, представления о собственной семье слабо дифференцированы (например, «хочу счастливый брак»), и основным событием представляется встреча с будущей супругой. Также полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированнности образа себя в семейной жизни и образа своей будущей супруги. При этом с отсутствием семейной жизни связывается много страхов («боюсь остаться один»). Аналогичный анализ в группе девушек показал, что они планируют только события ближайшего будущего, связанные со вступлением в брак и с представлением о будущем супруге.

Результаты исследования эмоционального компонента семейных перспектив студентов демонстрируют, что юноши относятся к будущей семейной жизни более сдержанно, не столь восторженно, как девушки.

Для описания содержательной специфики аффективного компонента представлений о семейных перспективах юношей был использован факторный анализ. Первый фактор, обозначенный как «яркая семейная жизнь», описывает 42% общей дисперсии и отражает позитивное эмоциональное отношение к семейной жизни. Второй фактор (16% генеральной дисперсии) включает дескрипторы, описывающие комфорт в семейной жизни. В третий фактор (11% дисперсии) вошли дескрипторы, описывающие семейную жизнь как размеренную, гармоничную.

Применение факторного анализа для изучения эмоционального отношения к семейному будущему для девушек позволило выделить 6 факторов, подлежащих интерпретации. Первый фактор (18,6% дисперсии) описывает семейную жизнь без негативных эмоций. Второй фактор (18% дисперсии) отражает представление о эмоционально насыщенной семейной жизни. Третий фактор (9,4% дисперсии) включает в себя описание оптимистичных семейных отношений. В четвертый фактор (9,2% дисперсии) вошла шкала «необычная» семейная жизнь. Пятый фактор (8,6% дисперсии) включает в себя шкалы «спокойная» и «легкая» будущая семейная жизнь. Шестой (7,9% дисперсии) -«реалистичная» и «бурная» семейная жизнь.

Проведенный сравнительный анализ позволяет говорить о том, что эмоциональное отношение к будущей семейной жизни юношей менее дифференцировано, чем у девушек. Молодые люди более реалистично и эмоционально сдержанно относятся к семье. По всей видимости, это связано с тем, что юноши в меньшей

степени, чем девушки, склонны осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния. Это обусловлено как физиологическими особенностями, так и влиянием гендерных стереотипов («мужчины более сдержанны, менее эмоциональны, чем женщины»), которые в процессе социализации присваиваются юношами.

Проведенное исследование также позволило выявить особенности ценностных ориентаций, лежащих в основе представлений о будущей семейной жизни студенток, состоящих в браке. В результате анкетного опроса они были разделены на группы девушек, планирующих рождение детей в ближайшие пять лет, и девушек, не имеющих подобных планов.

Анализ содержания ценностно-смыслового компонента семейных перспектив показал, что девушки, не планирующие рождение ребенка, больше ориентированы на совместное времяпрепровождение с мужем и развлечения, именно поэтому такие ценности, как «общность интересов» и «разнообразное времяпрепровождение» им более доступны, чем девушкам, планирующим рождение ребенка. Высокая доступность такой ценности, как «материальное благосостояние» очевидна в силу того, что изначально девушки, не планирующие рождение ребенка, в своих жизненных перспективах прежде всего ориентированы на карьеру и достижение профессиональных высот, нежели реализацию себя в семейной сфере.

В результате применения метода факторного анализа значимости ценностей семейной жизни были выделены четьтре фактора, объясняющие большую часть дисперсии (19,68, 17,79, 16,13 и 13,89% соответственно). В результате интерпретации смысла можно увидеть, что замужние девушки ориентируются в большей степени на традиционные семейные ценности, такие как рождение и воспитание детей, любовь, совместное времяпровождение членов семьи и т.д. Ценным является наличие материальной базы, характерен отказ от личной свободы и высокая актуальность комфортного психологического климата в семье. Выявленные особенности ценностных ориентиров обусловили содержание эмоциональной и когнитивной составляющих интегративного образа будущей семьи.

В процессе исследования содержания когнитивного компонента представлений о семейных перспективах замужних девушек, не планирующих рождение ребенка в ближайшие пять лет, были проанализированы цели и планы респонденток. Так, согласно результатам дисперсионного анализа (р<0,01) девушки, в планы

1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

2. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. -М., 1988.

3. Мандрикова, Е.Ю. Временная перспектива личности: современные зарубежные и отечественные подходы к ее изучению / Е.Ю. Мандрикова // Время пути: исследования

которых не входит рождение ребенка, сосредоточены на планировании своей профессиональной карьеры, социальных контактов, не связанных с семейной жизнью. Они выстраивают систему целей в сфере достижения материального благосостояния и практически не продумывают дальнейшее развитие своих супружеских отношений, у них отсутствуют цели по поводу рождения и воспитания детей не только на ближайшие пять лет, но и в более отдаленном будущем.

Исследование содержания аффективного компонента представлений о семейных перспективах позволило установить наличие особенностей, характерных для девушек, не планирующих рождение ребенка. По результатам дисперсионного анализа, будущая семейная жизнь представляется этим респонденткам более сумбурной, однообразной, скучной, стандартной и навязанной другими, по сравнению с девушками, планирующими рождение ребенка. Полученные данные объясняются тем, что девушки, которые не планируют рождение ребенка, видят свою жизнь предпочтительно в негативных оттенках, возможно, по причине того, что семья «мешает» им полностью реализовываться в актуальных сферах карьеры, саморазвития, внося только скуку и однообразие в их жизнь, в связи с чем воспринимается как навязанная кем-то извне.

Таким образом, выявлены различия в семейных перспективах девушек, планирующих и не планирующих рождение детей в ближайшие пять лет. Данные различия проявляются в большей ориентации на фундаментальные семейные ценности тех, кто планирует рождение ребенка, в преобладающем у них позитивном эмоциональном настрое по отношению к предстоящей семейной жизни, в продуманности целей и планов в сферах супружеских отношений и рождения детей.

Проведенное исследование отражает разнообразие содержательного наполнения ценностно-смыслового, аффективного и когнитивного компонентов семейных перспектив современных студентов. Полученные данные позволяют конкретизировать образы будущей семейной жизни, сформированные в сознании юношей и девушек, не состоящих в браке, а также замужних молодых женщин, планирующих и не планирующих рождение ребенка. Результаты могут быть использованы практическими психологами в групповой и индивидуальной работе, направленной на оптимизацию семейных перспектив студентов разного пола и семейного положения.

еский список

и размышления / под ред. Р.А. Ахмерова, Е.И. Головахи, Е.Г. Злобиной и др. - Киев, 2008.

4. Головаха, Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2001.

5. Молокостова, А.М. Мотивация создания семьи в связи с построением жизненной перспективы / А.М. Молокостова // Социально-психологические методы в работе с молодой семьей : сборник материалов конференции. - Оренбург, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.