психологические Ипполитова Елена Александровна, Кроян Гоар Федяевна
науки СЕМЕЙНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ...
УДК 159.9.07
СЕМЕЙНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
© 2018
Ипполитова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии Кроян Гоар Федяевна, старший преподаватель кафедры социальной психологии Алтайский государственный университет (656049, Россия, Барнаул, пр. Ленина, 61, e-mail: [email protected])
Аннотация. В условиях широкого распространения в современном обществе различных форм девиантного поведения среди юношей и девушек, вступающих в период формирования психологической готовности к созданию собственной семьи, особую остроту приобретает изучение их семейных перспектив как основания выбора стратегий, форм, стилей брачно-семейного поведения. Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить специфические затруднения, возникающие при планировании своих семейных перспектив у молодых людей в возрасте 16-17 лет со склонностью к аддиктивному, делинкветному или суицидальному поведению. В статье анализируются особенности содержания их семейных ценностей, целевой насыщенности будущей жизни в семье и эмоционального отношения к ней. Так, в ситуации риска девиаций у юношей и девушек отмечается низкая ориентированность на деторождение при высокой потребности в персональной поддержке, сопровождающиеся тревогой по поводу возможности создания счастливой семьи в будущем. Как следствие сокращается целевая насыщенность семейного будущего, специфичным для них становится концентрация на планах, связанных с собственной личностью. Таким образом, содержание семейных перспектив исследуемой группы молодежи отражает ее неподготовленность к созданию семьи, полноценно выполняющей репродуктивную, социализирующую и материально-бытовую функции. В целом полученные результаты демонстрируют необходимость оказания склонным к различным формам деви-антного поведения юношам и девушкам психологической помощи, направленной на коррекцию и оптимизацию планирования будущей семейной жизни.
Ключевые слова: семейные перспективы; ценности, цели, эмоциональные оценки будущей семейной жизни; юноши и девушки; склонность к девиантному поведению; аддиктивное, делинкветное, суицидальное поведение.
FAMILY PERSPECTIVES OF YOUNG MEN AND WOMEN PREDISPOSED
TO DEVIANT BEHAVIOR
© 2018
Ippolitova Elena Alexandrovna, candidate of psychological science, associate professor, associate professor of the department of social psychology Kroyan Gohar Fadyaevna, lecturer of the department of social psychology
Altai State University (656049, Russia, Barnaul, Lenin Ave., 61, e-mail: [email protected])
Abstract. The study of the family perspectives as the basis for choosing the strategies, forms, and styles of marriage and family behavior becomes particularly acute in the context of the widespread various forms of deviant behavior among young men and women entering the period of formation of psychological readiness for the creation of their own family. The conducted empirical research made it possible to identify specific difficulties arising in the planning of the family prospects of young people aged 16-17 with predisposition to addictive, delinquent or suicidal behavior. The article analyzes the features of the content of their family values, goal-richness of the future life in the family and the emotional attitude to it. So, in the situation of a risk of a deviation, young men and women demonstrate low childbearing intentions, with a high need for personal support, accompanied by anxiety about the possibility of creating a happy family in the future. As a result, the goal-richness of the family future is reduced, the focus on the plans related to one's own personality becomes specific for them. Thus, the content of the family perspectives of the youth group under study reflects its inadequate preparedness for the creation of a family that fully fulfills the reproductive, socializing and material-household functions. In general, the results obtained demonstrate the need to provide boys and girls, prone to various forms of deviant behavior, with psychosocial support, aimed at correcting and optimizing the planning of their future family life.
Keywords: family perspectives; values, goals, emotional assessments of the future family life; boys and girls; predisposition to deviant behavior; addictive, delinquent, suicidal behavior.
Современные условия нестабильности способствуют возникновению в различных социальных группах размытых представлений о нормах морали и ценностях, что увеличивает риск распространения девиантного поведения в обществе. Особо актуализируется данная проблема в подростковом и раннем юношеском возрастах, часто приобретающих для человека кризисный характер протекания, осложняющий социализацию и выступающий дополнительным фактором отклоняющегося поведения. В этой ситуации возникает риск искажения вектора развития личности, что чревато трансформацией поведения вследствие изменения мотивов, целей, ценностных ориентиров. Вместе с тем, юношество как особая социальная группа является потенциалом современного общества, определяющим его облик в будущем. Возрастной период от 15 до 18 лет связан с формированием психологической готовности к выбору спутника жизни, созданию собственной семьи, рождению детей. Однако у юношей и девушек, склонных к девиациям, ориентирующихся на специфичные духовно-нравственные ценности, могут наблюдаться трансформации семейных перспектив как оснований выбора стратегий,
форм, стилей брачно-семейного и репродуктивного поведения, изучение которых поможет спрогнозировать развитие демографической ситуации в стране.
Проблема девиантного поведения интенсивно разрабатывается в науке уже длительное время, отмечается значительное количество работ, направленных на выявление его специфики в современном российском обществе (Е.Н. Вань [1], В.Б. Салахова [2] и др. [3]). При всем разнообразии подходов, в целом девиантным определяется поведение, выходящее за рамки принятых в обществе норм и правил, что, согласно результатам проведенных исследований, повсеместно активно демонстрируется современными юношами и девушками (М.М. Ардавов [4], Л.А. Ральникова [5], В.Б. Салахова [2]). Отмечается рост числа несовершеннолетних с проявлениями девиаций в формах делинквентного, аддик-тивного и суицидального поведения. Так, делинкветное поведение молодежи выражается в виде агрессивных действий, в хулиганстве, а в крайних своих проявлениях представляет уголовно наказуемые деяния. Особенности аддиктивного поведения включают стремление к уходу от реальности путем изменения своего психического со-
Ippolitova Elena Alexandrovna, Kroyan Gohar Fadyaevna psychological
FAMILY PERSPECTIVES OF YOUNG MEN AND WOMEN ... science
стояния посредством приема соответствующих веществ (алкоголя, наркотиков) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах, видах деятельности (например, игровой). Кроме того, для многих юношей и девушек характерными становятся аутоагрессия, ау-тодиструктивные действия, суицидальные намерения и попытки (М.А. Болдина, Ю.С. Никовнов [6], Л.А. Ральникова [5]).
Интерес представляют данные, согласно которым одним из факторов распространения рассматриваемых форм отклоняющегося поведения является нарушение временного аспекта самосознания личности [7, 8, 9]. Неспособность к прогнозированию, концентрация на настоящем, низкая реалистичность и несогласованность целей, планирование будущего исключительно на ближайший период создают предпосылки для формирования девиаций у несовершеннолетних (О.С. Гурова [10], С.А. Красненко [11], В.А. Ясная [12] и др.), поэтому возникает необходимость более детального изучения их жизненных перспектив.
В современной психологии жизненные перспективы рассматриваются как целостный образ будущего, включающий в себя представления человека о предстоящих этапах, событиях его жизни, цели и планы в разных сферах жизнедеятельности, включая семью, профессиональную деятельность, отдых, досуг, развлечения, творчество, саморазвитие и др. [13, 14, 15, 1, 17]. Феномен жизненных перспектив личности интенсивно изучается уже длительное время, современные тренды в его разработке развиваются в направлении более глубокого изучения механизмов проектирования человеком своего будущего в конкретных сферах жизни, поэтому рождаются новые понятия, такие как «профессиональные перспективы», «карьерные перспективы», «перспективы личностного роста», «семейные перспективы». Собственно термин «семейные перспективы» возникает, когда исследовательское внимание сфокусировано на познании содержания представлений человека о будущих событиях в сфере семьи и супружеских отношений.
Опираясь на научные взгляды К.А. Абульхановой-Славской, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, Ж. Нюттена, семейные перспективы можно определить как представления человека о будущей семейной жизни, опосредующие поиск и выбор брачного партнера, воспроизводство определенного стиля супружеских и детско-родитель-ских отношений [13, 14, 15]. Наиболее активно планирование семейных перспектив происходит в периоды жизненного самоопределения в юности и молодости и предполагает многоэтапный процесс конструирования человеком во временной перспективе образа своей будущей семейной жизни (С.В. Мерзлякова, Н.С. Пряжников) [18, 19]. К настоящему моменту выявлены особенности проектирования юношами и девушками своих семейных перспектив в различных нестандартных жизненных ситуациях (развод родителей, воспитание в неполной семье или семье повторного брака, преодоление последствий социально-экономических кризисов) [20, 21]. Вместе с тем, учитывая описанную связь интегрированной картины будущего и риска возникновения девиаций, появляется необходимость изучения представлений о будущей семейной жизни несовершеннолетних, склонных к делинкветному, аддиктивному, суицидальному поведению.
Целью предпринятого исследования является трансформация семейных перспектив юношей и девушек группы риска, соответственно решаемые задачи предусматривают анализ их эмоционального отношения к планируемой жизни в семье, семейных ценностей и целей. В качестве методов сбора научной информации выступили метод опроса и метод тестов, реализованные посредством психодиагностических инструментов: «Семантический дифференциал времени» (О.П. Кузнецов), методика «Соотношение «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер» 296
(Е.Б. Фанталова), психотехнический инструмента жизненного выбора «Персоплан» (А.Г. Шмелев). Данные инструменты, изначально направленные на исследование целостного образа будущего человека, были модифицированы автором с целью их фокусировки на содержании его семейных перспектив [20]. Кроме того, был использован стандартизированный тест-опросник «ДАП-П», предназначенным для измерения готовности (склонности) молодежи к реализации различных форм отклоняющегося поведения (аддиктивное, девиантное, суицидальное). Методы математико-статистической обработки данных представлены описательными статистиками и U-критерием Манна-Уитни, выполненными с помощью компьютерного статистического пакета «SPSS» 22.0. В исследовании на добровольной основе приняли участие 57 человек (19 юношей и 38 девушек) в возрасте 16-17 лет. Эмпирической базой выступило Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Алтайская академия гостеприимства» (г. Барнаул).
Согласно полученным данным, 25 человека из опрошенных склонны к девиантному поведению (43,86%), 32 - не проявляют подобных тенденций (56,14%). Эти результаты еще раз демонстрируют крайне высокий риск распространения среди несовершеннолетних ад-диктивного, делинкветного и суицидального поведения и служат основанием для разделения респондентов на две группы (склонных и не склонных к девиантному поведению) с целью выявления особенностей их семейных перспектив.
Рассмотрим результаты исследования ценностно-смыслового содержания семейных перспектив опрошенных молодых людей. Анализ достоверности различий ценностей в сфере семьи респондентов с разной степенью склонности к девиациям показал, что юноши и девушки группы риска менее ориентированы на рождение и воспитание детей в будущем. Это может объясняться как неудачным опытом жизни в родительской семье, так и, что характерно для склонных к девиантно-му поведению несовершеннолетних, отрицанием традиционных ценностей, акцентированных на реализации семьей репродуктивной функции. Для данной группы респондентов высока вероятность проявления импульсивности и безответственности, что в будущем чревато прерыванием незапланированных беременностей или отказами от детей. Интерес представляют данные, демонстрирующие, что юноши и девушки группы риска испытывают затруднения в сфере реализации своего репродуктивного потенциала, оценивая рождение и воспитание детей для себя как малодоступные в будущем, что, вероятно, связано с их нежеланием прилагать усилия в данной сфере. Они не видят для себя возможности разнообразно организовывать досуг в семье, что может быть обусловлено их фиксацией на аддиктивном поведении или депрессивным состоянием, сопутствующим склонности к суицидам. А вот создание доверительных отношений и получение поддержки в будущей семье кажется им легко достижимым, видимо в связи с неадекватностью их представлений относительно содержания данных семейных ценностей (таблица 1).
Таблица 1 -Достоверность различий ценностно-смыслового содержания семейных перспектив молодых людей с разной степенью склонности к девиантному поведению (результаты применения U-критерию Манна-Уитни)
Статистические критерии
ТГ Манна-Уитни Z Асимптотическая (2-сторонняя)
ценность рождения и Боепитания детей 282,000 -1,947 0,052
ценность поддержки 269,000 -2,138 0,033
ценность доверия 241,000 -2,580 0,010
доступность разнообразного Бремяпрепроьождения 268,000 -2,137 0,033
доступность рождения и воспитания детей 235,000 -2,707 0,007
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
психологические науки
Ипполитова Елена Александровна, Кроян Гоар Федяевна СЕМЕЙНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ...
В свою очередь анализ особенностей целеполагания в сфере семьи молодых людей со склонностью к девиациям показал, что они ставят для себя значительно меньше целей, связанных с самореализацией в родительстве (р=0,006) и в области создания материальной базы для будущих семейных отношений (р=0,047). Кроме того, их семейные перспективы в целом характеризуются сокращением целевой насыщенности, что отражает нежелание юношей и девушек данной группы планировать события собственной семейной жизни на длительный период времени. Полученные результаты согласуются с данными относительно низкой ориентированности молодежи группы риска на деторождение, а так же еще раз демонстрируют проявление личной безответственности в материально-бытовой сфере.
По результатам сравнения эмоционально-оценочного отношения групп молодежи к будущей семейной жизни с помощью U-критерия Манна-Уитни были получены достоверные различия. Так, молодежь группы риска представляет свою будущую семейную жизнь как необычную (р=0,034) и при этом несчастливую (р=0,03). Предположительно, это связано с отрицанием семейных традиций, что характерно для склонных к девиациям несовершеннолетних, и с отсутствием у многих из них опыта счастливых семейных отношений. Неудивительно, что подобная картина будущей семьи вызывает у этих юношей и девушек тревогу (р=0,015).
Интегрируя результаты проведенного исследования можно заключить, что семейные перспективы молодых людей в возрасте 16-17 лет, склонных к различным формам девиантного поведения, значительно трансформированы. Юноши и девушки группы риска менее ориентированы на традиционные ценности рождения и воспитания детей, при этом оценивают их как труднодостижимые для себя в будущем, в образе которого типичные для семейной жизни репродуктивные планы практически не присутствуют. Неслучайно сложившаяся в их представлениях картина представляется им необычной. Испытывая затруднения по поводу нахождения возможностей разнообразно организовывать семейный досуг, они при этом безответственно подходят к вопросу планирования создания материальной базы семьи, не понимая того, что это расширяет диапазон доступности развлечений. Такая бедная и скучная будущая семейная жизнь кажется склонным к девиантному поведению юношами и девушками несчастливой и тревожной. Можно заключить, что оценка своего семейного будущего как полного несчастий, тревог и является фактором, снижающим к нему интерес и затрудняющим планирование предстоящих событий. Возникает своего рода порочный круг: планировать семью, в которой молодые люди не видят для себя возможностей реализовывать свой потенциал как родители, интересно и весело проводить время они не хотят. Поэтому юноши и девушки не задумываются о том, когда и в каком возрасте у них появятся дети, как им создать для своей семьи комфортные материально-бытовыми условия. Как следствие отсутствия целей и планов по поводу будущего в сфере семьи возникает тревога, справиться с которой позволяет уход от мыслей о предстоящей семейной жизни. В итоге молодые люди оказываются неподготовленными к семейному быту и рождению детей, что вполне может произойти, учитывая их высокую сексуальную активность, поэтому в группе риска увеличивается вероятность разводов, отказов от детей и девиантного родительства.
Таким образом, полученные результаты демонстрируют необходимость оказания психологической помощи юношам и девушкам, склонным к девиантному поведению, которая будет включать комплекс мероприятий по оптимизации их семейных перспектив. Групповое или индивидуальное консультирование, либо психологический тренинг должны быть направлены на коррекцию негативных ожиданий молодежи группы риска по поводу предстоящей семейной жизни. Не менее важна
гармонизация ценностных ориентиров в области семьи, включающая повышение значимости деторождения, содержательное знакомство с феноменами доверия и поддержки в семье, а затем поэтапное планирование различных аспектов семейных отношений, в том числе самореализацию в родительстве и создание комфортных материально-бытовых условий для своей будущей семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вань Е.Н. Многообразие феноменологии де-виантного поведения личности в современном мире // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka. ru/2017/05/23956 (дата обращения: 08.06.2018).
2. Салахова В.Б., Ощепкова А.А. Девиатное поведение как социально-психологическое явление. Симбирский научный вестник. 2016. №4 (26). С. 45-44.
3. Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика: сб. научных трудов Первой международной научной школы (Казань, 26 - 27 мая 2016 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. 156 с.
4. Ардавов М.М., Яхьяев Т.Л. Делинкветное поведение несовершеннолетних: феномен российской действительности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. №6(2). С.93-93.
5. Ральникова Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. №3. С. 34-41.
6. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Девиантное поведение подростков как социальная проблема // Гаудеамус scholar. 2016. Вып. 1. Т. 15. С. 98-101.
7. Ральникова И.А., Гурова О.С. Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы личности: риски воспроизводства девиантного поведения. Барнау: Изд-во Алт. унта. 2012. 286 с.
8. Ralnikova I.A., Ippolitova E.A., Gurova O.S., Demina L.D., Kostenko M.A. Invariant Transformation of Human Time Representations at the Stage of Turning Events Asian Social Science. 2015. Vol. 11. №. 19. Р. 15-21.
9. Zimbardo P.G., Boyd J.N. The time paradox: the new psychology of time that will change your life. New York, NY: Free Press. 2008. 358 p.
10. Гурова О.С. Шахматова Н.Ю. Склонность к девиантному поведению и жизненные перспектвиы старшеклассников // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. 2016. №4. С. 32-42.
11. Красненко С.А., Маркова И.И. Социально-психологические особенности жизненных перспектив де-линкветных подростков // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. №1 (41). С. 11117.
12. Ясная В.А., Замуруева И.И. Временная перспектива подростков с девиантным поведением: особенности и связь с толерантностью к неопределенности и самооценкой [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53466.shtml (дата обращения: 18.08.2018).
13. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
14. Браун О.А. Понятие «психологическое будущее личности» в контексте исследования жизненного пути. Вестник Кемеровского государственного университета . 2011. № 4 (48). С. 131-135.
15. Головах Е.А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 172 с.
16. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспективы будущего. М.: Смысл, 2004. - 306 с.
17. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия АГУ. 2011. №2 (70). С. 60-62.
18. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования. Акмеология. 2013. №4 (48). С. 85-91._
Ippolitova Elena Alexandrovna, Kroyan Gohar Fadyaevna
FAMILY PERSPECTIVES OF YOUNG MEN AND WOMEN .
psychological science
19. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.
20. Е.А. Ипполитова. Семейные перспективы молодежи в изменяющемся мире. Барнаул: Азбука. 2012. 220 с.
21. Ипполитова Е.А. Семейные перспективы девушек, переживших развод родителей // Наука и современность. 2010. №3. С.32-36.
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 17-36-00023-ОГН «Жизненные перспективы человека в изменяющемся мире».
Статья поступила в редакцию 21.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
298
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)