Научная статья на тему 'Особенности временной перспективы старшеклассников'

Особенности временной перспективы старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1279
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / АКТУАЛЬНОЕ Я / РЕТРОСПЕКТИВНОЕ Я / ПРОСПЕКТИВНОЕ Я / САМООТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиев Магомед Шахбудинович

Проведен теоретический анализ исследований отечественных и западных психологов по проблемам психологического времени и временной перспективы. Временная перспектива рассматривается как совокупность всех представлений индивида о своем будущем, а также предполагает механизмы целеполагания и планирования собственной жизни. Кроме того, в статье проведен анализ исследования временной перспективы старшеклассников гимназии №17 г. Махачкалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности временной перспективы старшеклассников»

Психолого-педагогические науки

• ••

7

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 15 (471.67)

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© 2008 Алиев М.Ш.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

Проведен теоретический анализ исследований отечественных и западных психологов по проблемам психологического времени и временной перспективы. Временная перспектива рассматривается как совокупность всех представлений индивида о своем будущем, а также предполагает механизмы целеполага-ния и планирования собственной жизни. Кроме того, в статье проведен анализ исследования временной перспективы старшеклассников гимназии №17 г. Махачкалы.

The author organized theoretical analysis of domestic and western psychologists’ studies of the problems of psychological times and temporal perspective. He considers temporal perspecrive to be a sum of all individual’s ideas about his future. It also supposes mechanisms of requiring aims and planning one’s own life. Besides, he organized the analysis of the study of senior pupils’ temporal perspective at gymnasium # 17 in the city of Makhachkala.

Ключевые слова: психологическое время, временная перспектива, актуальное Я, ретроспективное Я, проспективное Я, самоотношение.

Keywords: psychological time, temporal perspective, actual “Me", retrospective “Me", prospective “Me", self-attitude.

В последние годы в условиях стремительных социальных изменений в психологической науке растет интерес к феноменам психологического времени и временной перспективы личности. Временная перспектива, как структурное звено самосознания личности, тесно связана с проблемами целеполагания, конструирования ближайших и отдалённых целей, выработки стратегий поведения человека в жизни.

Временная перспектива личности - это целостное психологическое об-

разование, рассматриваемое как совокупность представлений о ее будущем. В ее формировании участвуют когнитивный, мотивационный, событийный и типологический аспекты. Временная перспектива представляет собой осознанные планы, цели, надежды, стремления, опасения, связанные с более или менее отдалённым будущим.

В психологии использование категории будущего как совокупности целей, к которым стремится индивид, впервые встречается у А. Адлера. Уче-

8

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

ный считал, что главной целью человека является «совершенство», которое определяет постановку жизненной цели. Последняя же формируется индивидуально и определяет «стиль жизни» [2].

Понятие временной перспективы было введено К. Левиным [16, 17]. Он понимал ее как «всеобщность взглядов индивида на его психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время на реальном и различных ирреальных уровнях» [8. С. 139].

Аналогичные взгляды относительно представленности психологического прошлого и будущего на реальном и идеальном уровнях высказывала отечественный психолог Б. В. Зейгарник: «Временная перспектива - это и есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента» [5].

Временная перспектива как самостоятельный предмет исследования в психологическую науку введена Л. К. Франком. По его мнению, временная перспектива - целостный конструкт, включающий в себя и настоящее и прошлое человека [15].

П. Фресс рассматривал временную перспективу как «временной кругозор», понимая его как совокупность временных представлений и временных отношений человека, формируемых в ходе жизнедеятельности в обществе [12, 13, 14]. Однако, начиная с Ж. Нюттена, временным кругозором стали называть лишь зону наиболее отдаленной временной перспективы будущего. Ж. Нюттен и его ученики (В. Лене, 3. Залески) сделали акцент на будущем времени, представляющем потребностно-мотивационную сферу личности. Согласно их взглядам, необходимо различать временную перспективу, временную ориентацию и временную установку [18].

Е. И. Головаха и А. А. Кроник в исследованиях психологического времени придерживались основных по-

ложений разработанной ими причинно-целевой концепции. С точки зрения данной концепции единицей анализа психологического времени является межсобытийная связь. Важное место в причинно-целевой концепции занимает психологический возраст личности, понимаемый как степень субъективной реализованности жизненного пути [4, 7].

К. А. Абульханова-Славская разработала концепцию личностной организации времени, основываясь на идеях жизненного пути С. Л. Рубинштейна. В структуре психологического времени она выделяет: осознание, переживания, практическую организацию времени, восприятие и планирование времени. Временной модус человеческого существования в ее концепции представлен жизненной позицией, жизненной линией и жизненной перспективой.

Жизненная перспектива, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, включает психологическую, личностную и собственно жизненную перспективы. Психологическая (когнитивная) перспектива - сознательное структурирование личностью своего будущего. В личностной (мотивационной) перспективе направленность в будущее основана на мотивации без ясного образа самого будущего [1].

В. С. Мухина в качестве важного звена в структуре самосознания личности выделяет психологическое время личности как

«... индивидуальное переживание

своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни в контексте субъективного восприятия временной непрерывности индивидуальной жизни» [9]. По ее мнению, человек в своем развитии стремится соотносить себя настоящего с собой в прошлом и будущем.

Идеи причинно-целевой концепции и концепции личностного времени по-

Психолого-педагогические науки •••

лучили свое практическое воплощение в образовании, где основное внимание уделено вопросам выработке жизненных целей, жизненной программы и временной перспективы, особенно в старшем школьном возрасте (М. Р. Гинзбург, И. В. Дубровина, Н. Н. Толстых). М. Р. Гинзбург выделяет два типа будущего - временное (хронологическое) и смысловое (психологическое) будущее [3. С. 20]. Он разводит понятия психологического и временного будущего на жизненный план и жизненную программу. Жизненная программа ориентирована на цели без точных сроков их реализации, а жизненные планы, наоборот, представляются как более конкретные и привязаны к определенным временным рамкам [3. С. 19].

И. В. Дубровина в структуре временной перспективы выделяет восемь зон: ближайшее будущее, актуальный период, близкое будущее, отдаленное будущее, вся жизнь, открытое настоящее, историческое будущее, прошлое [11].

В старшем школьном возрасте обращенность в будущее является важной и актуальной составляющей в личностно-профессиональном самоопределении старшеклассника. Тем не менее именно в этом возрасте молодые люди испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и планов, возрастает озабоченность своим будущим «Я» [6]. И. С. Кон отмечает, что не всем старшеклассникам дается легко формирование временной перспективы: порой у них в сознании обострённое чувство необратимости времени сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось.

Наибольший интерес в исследовании личности старшеклассника представляет вопрос о взаимоотношениях понятий «временная перспектива» и «самоотношение». Н. И. Сарджвеладзе полагает, что феномен самоотношения представляет

9

собой объемное психологическое образование, которое включает и самосознание, и самопознание, и саморегуляцию, и самооценку [10]. Самоотношение имеет трёхкомпонентное строение, включает когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Рассматривая самоотношение как образование, структурированное во времени, Н. И. Сарджвеладзе выделяет в нём три вида «Я» по темпоральному признаку: 1) «актуальное Я» («я здесь и теперь»); 2) «ретроспективное Я» («я в прошлом»); 3) «проспективное Я» («я в будущем»).

Нами было проведено специальное исследование временной перспективы личности старшеклассников, в котором приняло участие 96 испытуемых - учащихся 11-х классов гимназии №17 (44 мальчика и 52 девочки). В исследовании применялись методика «Личностный дифференциал», анкетирование, анализ результатов учебной деятельности. Методика «Личностный дифференциал» является разновидностью

«Семантического дифференциала», разработанного Ч. Осгудом. Она основана на использовании 21 пары противоположных личностных черт (биполярные шкалы) с градацией оценивания от +3 до -3 и направлена на выявление представлений о собственных личностных качествах у испытуемых. Личностные качества в таблице представлены строго в соответствии с факторами: оценки

(«О»), силы («С») и активности («А»).

Анкетирование осуществлялось с целью выявления профессионального самоопределения: интересов, намерений. Анализ результатов учебной деятельности проводился для определения учебных возможностей старшеклассников. Вначале старшеклассники должны были выполнить методику «Личностный дифференциал» (заполнить соответствующий бланк), соблюдая инструкцию: «Просим Вас оценить самих СЕБЯ в настоящем по отобранным чертам лич-

10

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

ности. Пожалуйста, будьте искренни в ответах». Затем им необходимо было выполнить методику «Шкала самоуважения Розенберга», а после нее - вновь методику «Личностный дифференциал», но уже соблюдая другую инструкцию: «Представьте, каким Вы будете лет через 10. Просим Вас оценить СЕБЯ в будущем («таким я буду лет через 10») по отобранным чертам личности. Пожалуйста, будьте искренни в ответах».

По методике «Личностный дифференциал» выводилось среднее суммарное значение каждой биполярной шкалы из всей выборки по обеим сериям исследования с последующим сравнительным анализом по категориям «Я - в настоящем» и «Я - в будущем».

• ••

В ходе исследования получены данные об особенностях динамики развития личностных качеств исследованных нами старшеклассников гимназии.

Позитивное самоотношение учащиеся выражают при оценке своих личностных качеств «актуального Я». Из характеристик по фактору «Оценка» наиболее выражены качества: «справедливый» (+2,5), «честный» (+2,4), «дружелюбный» (+2,3), «отзывчивый» (+2,1), «добрый» (+1,9); по фактору «Сила»: «самостоятельный» (+2,2), «решительный» (+1,8), «уверенный» (1,7); по фактору «Активность»: «общительный» (+2,3),

«деятельный» (+2,2), «энергичный» (+2).

Психолого-педагогические науки

• ••

11

Таблица 1

Средние значения личностных качеств в «актуальном Я». Серия I

1 0 Обаятельный + +1,6 - Непривлекательный

2 С Слабый - +1,4 + Сильный

3 А Разговорчивый + +1.9 - Молчаливый

4 0 Безответственный - +1,8 + Добросовестный

5 С Упрямый + +0.8 - Уступчивый

6 А Замкнутый - +1,9 + Открытый

7 0 Добрый + +1,9 - Эгоистичный

8 С Зависимый - +0,9 + Независимый

9 А Деятельный + +2,2 - Пассивный

10 0 Черствый - +2,1 + Отзывчивый

11 С Решительный + +1,8 - Нерешительный

12 А Вялый - +2 + Энергичный

13 0 Справедливый + +2,5 - Несправедливый

14 С Расслабленный - +0,1 + Напряжённый

15 А Суетливый + -0,8 - Спокойный

16 0 Враждебный - +2,3 + Дружелюбный

17 С Уверенный + +1,7 - Неуверенный

18 А Нелюдимый - +2,3 + Общительный

19 0 Честный + +2,4 - Неискренний

20 С Несамостоятельный - +2,4 + Самостоятельный

21 А Раздражительный + +0,7 - Невозмутимый

Таблица 2

Средние значения личностных качеств в «проспективном Я». Серия II

1 О Обаятельный + +2,7 - Непривлекательный

2 С Слабый - +2,8 + Сильный

3 А Разговорчивый + +2 - Молчаливый

4 О Безответственный - +2,6 + Добросовестный

5 С Упрямый + +0,7 - Уступчивый

6 А Замкнутый - +2,2 + Открытый

7 О Добрый + +2 - Эгоистичный

8 С Зависимый - +2,6 + Независимый

9 А Деятельный + +2,7 - Пассивный

10 О Черствый - +2,5 + Отзывчивый

11 С Решительный + +2,8 - Нерешительный

12 А Вялый - +2,8 + Энергичный

13 О Справедливый + +2,7 - Несправедливый

14 С Расслабленный - -0,2 + Напряженный

15 А Суетливый + -0,7 - Спокойный

16 О Враждебный - +2,4 + Дружелюбный

17 С Уверенный + +2,8 - Неуверенный

18 А Нелюдимый - +2,2 + Общительный

19 О Честный + +2,7 - Неискренний

20 С Несамостоятельный - +2,6 + Самостоятельный

21 А Раздражительный + -1 - Невозмутимый

ШВихолого-педагогические науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ••

Однако в «актуальном Я» недостаточно выражены, по мнению самих испытуемых, такие личностные качества, как «напряженный» (+0,1) «раздражительный» (+0,7), «упрямый»

(+0,8), «независимый» (+0,9).

Старшеклассники, представляя и оценивая себя в будущем («я буду таким лет через 10»), считают, что в их «проспективном Я» будут или должны быть такие личностные качества: по фактору «Оценка» -

«справедливый» (+2,7), «честный» (+2,7), «обаятельный» (+2,7), «добросовестный» (+2,6), «отзывчивый» (+2,5); по фактору «Сила» - «сильный» (+2,8), «решительный» (+2,8), «уверенный» (+2,8), «самостоятельный» (+2,6), «независимый» (+2,6); по фактору «Активность» - «энергичный» (+2,8), «деятельный» (+2,7), «общительный» (+2,2), «открытый» (+2,2).

Заметим, что учащиеся в будущем хотят быть более «спокойными» (-0,7), «расслабленными» (-0,2), «невозмутимыми» (-1). Это связано, на наш взгляд, с тем, что учащиеся испытывают некоторую нагрузку и связанное с ней напряжение по поводу учебы на завершающем и ответственном (в плане сдачи ЕГЭ) этапе их обучения, и вполне естественно, что они более раздражительны, напряжены в реальном, настоящем времени. Учащиеся, понимая это, взамен настоящему терпеливому и кропотливому труду в будущем видят себя более самостоятельными людьми, имеющими возможность и желание заниматься спокойной и привлекательной деятельностью. Об этом свидетельствуют также данные анкетирования, опроса и бесед, проведенные с учащимися для выявления особенностей личностнопрофессионального самоопределения.

Так, при выборе будущего профессионального пути гимназисты выделяют те виды деятельности, ко-

торые, по их мнению, могут дать не только возможность материального благополучия, но и психологически комфортные условия для реализации творческого потенциала, для формирования самостоятельной, независимой позиции субъекта собственной жизни.

Таким образом, в развитии самосознания и формировании временной перспективы исследованных нами старшеклассников выявлен позитивный характер развития самоотношения, что связано с позитивными успехами старшеклассников в учебной деятельности.

Представления учащихся об «актуальном Я» и «проспективном Я» существенно различаются. В «Я настоящем» более развиты такие личностные черты: «честность», «дружелюбие», «общительность», «справедливость», «добросовестность»; в «Я будущем»: «энергичность», «уверенность», «решительность», «независимость», «самостоятельность»,

«мужество», «деятельность» и

«обаяние».

Во временной перспективе будущего молодые люди желают занять самостоятельную жизненную позицию, заниматься привлекательной, престижной и комфортной профессиональной деятельностью.

Временная перспектива представляет собой способ «присутствия» перспективного и планируемого будущего в настоящем, благодаря чему актуальное поведение и действия получают смысл и находят связь с тем, ради чего они совершаются.

Временная перспектива как совокупность представлений индивида о будущем в реальном, настоящем времени играет важную роль в регуляции поведения зрелой личности, особенно в тех ее аспектах, которые связаны с выбором и целеполагани-ем.

Примечания

Психолого-педагогические науки

• ••

13

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб. : Алетейя, 2001. 2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. : Прогресс, 1995. 3. Гинзбург М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассни-

ков//Психологические условия формирования социальной ответственности школьников: Сб. на-уч. тр./ Под ред. М. Р. Гинзбурга, Л. А. Радзиховского. М. : АПН СССР, 1987. С. 18-22. 4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 5. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М. : Изд-во Моек. ун-та, 1981. С. 60. 6. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 71-72. 7. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования//Психология личности и образ жизни. М. : Наука, 1987, 149-152. 8. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент»//Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. М. : Изд-во МГУ, 1980. С. 131-145. 9. Мухина В.С. Личность. Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационныеаспекты). Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. С. 700. 10. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси 1989. 11. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М. : Педагогика, 1989. С. 37-38. 12. Фресс П. Восприятие и оценка време-ни//Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М. : Прогресс, 1978. Вып. 6. С. 88-135. 13. Fraisse P. Psychology du temps. Paris: Pres. Univ. France, 1957. 14. Fraisse P. Time in Psychol-ogy//Time and Sciences. Paris: Unesco, 1979. P. 71-84. 15. Frank L.K. Time perspectives // Journ. of Social Philosophy. № 4. 1939. P. 293-312. 16. Lewin K. Field Theory and Experiment in Social Psychology: Concepts and methods//American Journ. of Sociology. V. 44 1939. P. 868-897. 17. Lewin K. Time Perceptive and Morale. Civilian Morale. N.Y., 1942. 18. Nuttin J., Lens W. Future time perspective and motivation: Theory and research method. Leuven and Hillsdale, N.Y.: Leuven University Press and Erlbaum, 1985.

Статья поступила в редакцию 05.11.2008 г.

УДК 159.922.4

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В САМОСОЗНАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДАГЕСТАНЦЕВ

© 2008 Гаджимурадова З.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования государственной и этнической идентичностей старшего и младшего поколений Дагестана. Выявлена специфика этнического самосознания дагестанцев, состоящая из множества разноуровневых идентичностей: этническая, межэтническая (общедагестанская), государственная (общероссийская) и общепланетарная. Государственная идентичность в самосознании дагестанцев представлена значительно как политическая реальность и социальные интересы.

In the article the results of the empirical research of the state and ethnic identities of the elder and young generations of Daghestan people are discussed. On the base of the empirical data the specific of Daghestan people’s ethnic self-conscience is discovered, consisted of several identities of different levels: ethnic identity with native group; interethnic identity with all another Daghestan people; State identity and identity with all the peoples of the whole world. State identity is presented considerably in the selfconsciousness of Daghestan people as political reality and social interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.