ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ В СФЕРЕ НАДОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА УЧАЩЕГОСЯ С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ.
И. В. ПЕРИКОВА
Учитель надомного обучения,дефектолог КГУ «Специальная школа-интернат №1 г.Кокшетау
Г. Б. ЖАНАЙДАРОВА
Учитель надомного обучения,дефектолог, магистр педагогических наук КГУ «Специальная школа-интернат №1 г.Кокшетау
Аннотация. Статья посвящена практическим аспектам в вопросах профориентирования детей (лиц) с особыми образовательными потребностями .
В статье показано и раскрыто, какой является помощь и роль учителя в самоопределении в сфере надомного профессионального труда учащихся с сочетанными нарушениями, находящихся на домашнем обучении. Обозначены условия для оптимизации профессионально-трудовой адаптации учащихся с умеренной умственной отсталостью .
Отмечена немаловажная роль родителей и семьи в выборе профессии, в самоопределении и адаптации ребенка в социуме.
Ключевые слова: профориентация, умеренная умственная отсталость, индивидуальные потребности, ограниченные возможности, работа с родителями.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон : подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. [1]
Категория учащихся, находящихся на домашнем обучении - это, в основном, дети с умеренной умственной отсталостью, инвалиды детства с сочетанными нарушениями.
При этом заболевании:
-интеллектуальная оценка собственного опыта отсутствует: изменение рабочего или бытового стереотипа вызывает состояние растерянности, поэтому приспособление к жизни и простым видам труда возможно при наличии помощи, постоянного контроля и руководства. -логико-ассоциативные связи примитивны.
-представления, эмоциональная сфера у этих людей достаточно развиты, присутствует эмоциональное разделение окружающего, значительных двигательных расстройств может и не быть, проблемы возникают при выполнении сложнокоординированных действий. -при отсутствии осложняющих факторов проявляют старательность, работоспособность, эмоциональность. [2]
Лица с умеренной умственной отсталостью с торпидным и сложным типом дефекта, как правило, нетрудоспособны в обычных производственных условиях. Адаптация их к труду возможна только в особо созданных, преимущественно надомных, условиях при выполнении отдельных элементарных операций физического труда под наблюдением родственников. Профессиональная ориентация детей-инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда - это неотъемлемая часть их социально - бытовой адаптации.[3] Главным фактором в профориентации детей инвалидов является учет всех особенностей их отклонений. Для этого учитель должен быть хорошо ознакомлен с проблемой и медицинской историей ребенка.
Например : ученик 9 класса Муибула с диагнозом : ДЦП диплегическая форма ,F 07.8? F 70. Учится в специальной школе 3-й год. Моя профориентационная работа с этим учеником прежде всего помогает подростку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие
личности, повышает уровень психологической компетенции учащегося, вооружив его соответствующими знаниями и умениями, расширив границы самовосприятия .
Мы с ним работаем над формированием положительного отношения к самому себе, осознанием своей индивидуальности, уверенностью в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессиональной карьере. Для этого провожу тестирования и анкетирования. Тестирование и анкетирование - это инструменты, с помощью которых выявляются ресурсы ученика, а не фильтр непригодности. Анкета «Каким я вижу себя» Вопросы :
1. Кем бы ты хотел быть:
а) на следующий год после окончания школы; б) через 10 лет;
2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно ее?
3. Как ты считаешь, какие качества характера будут необходимы тебе в данной профессии?
4. Каковы твои увлечения?
5. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей; кино ,телевидение; решил сам?
7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии , (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают?
8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?
9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны) ?
Анкета по выявлению профориентационных интересов
1. Назови профессии: а. отца
6. других родственников
2. Довольны ли они своей профессией, чем именно.
3. Если не довольны, то почему.
4. А тебе нравятся профессии твоих близких.
5. Что ты знаешь об их профессиях.
6. Какие поощрения они имели за свой труд, за что именно.
7. Хотел бы ты приобрести профессию кого-либо из них.
8. Как ты считаешь, какие профессии нужны в наше время обществу, стране.
Для формирования сознательного подхода к выбору профессии и элементарных представлений о профессии предлагаю обсудить следующие ситуации:
1. После окончания школы Нурик хотел поступить в медицинский институт на врача. Его не взяли. Мальчик расстроился и решил вообще больше не учиться и не работать. Правильно ли он поступает? Как бы ты поступил на его месте?
2. Кем бы ты хотел быть по профессии? В чем будут заключаться твои трудовые обязанности?
3. На столе разложены различные вещи и инструменты. Ученику предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает.
4. Все учителя и одноклассники всегда замечали интерес Назара к технике. Представителем какой профессии он может стать?
В результате проведенной нами профориентационной работы с Муибулой , ученик смог самостоятельно сделать выбор своей будущей профессии, основываясь на самооценке и анализе информации по профессиональной ориентации. На основе этого мы смогли составить индивидуальный реабилитационный план дальнейшего профессионального обучения
Родители и семья играет важнейшую роль в выборе профессии, в самоопределении и адаптации ребенка с ОВЗ в социуме. Поэтому они должны быть привлечены к процессу.Проведение индивидуальных занятий по профориентации должно быть не только с детьми, но также и с их родителями. В основе индивидуальной работы с родителями детей лежит получение информации о семье, настроя в ней. Специалист должен знать, какую позицию преследуют родители, как они влияют на профессиональное развитие ребенка (дать им необходимые рекомендации). Особенно полезной считается организация совместной трудовой деятельности детей и их родителей.
1. Бондарей В.П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер, П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001.
2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч. в 6-ти т.-- Т. 5.-- М.: Педагогика, 1983.
3. Зубрилина Наталья Анатольевна.Профориентация лица с умственной отсталостью. 2017.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ