УДК 376
соколова В.р., Веселовских Т.н., Баранова о.Б., соколова о.с.
обеспечение доступности профессионального образования и трудоустройства молодых людей с инвалидностью
Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения молодых людей с инвалидностью в Российском обществе. Обобщается практический опыт профориентационной работы школы №152 для детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты новые формы эффективной профориентационной работы.
Ключевые слова: профориентационная работа с молодыми людьми с инвалидностью в школе, краткосрочные профориентационные курсы по выбору в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, профориентационные пробы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №152 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми является учреждением, объединяющим учеников с различными образовательными потребностями (табл.
Школа ориентируется на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Результатом образования в школе являются не знания как таковые, а умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении [9].
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
1) и содействующим обеспечению равных условий для обучения и воспитания всех учащихся, что дает возможность воспитывать в детях толерантное отношение друг к другу внутри системы специального образования [7].
в жизнь общества в условиях школы реализуется через внедрение на всех уровнях основной школы системы профессиональной ориентации, учитывающей потенциальные возможности обучающихся. Ученик приобретает ключевые компетенции и социальный опыт, которые помогут адаптироваться в условиях инновационной развивающейся экономики, выбрать и получить профессию в соответствии со своими способностями и
Таблица 1
контингент учащихся школы №152 (2015/16 уч. г.)
Адаптированные образовательные программы для обучающихся общее количество В том числе дети-инвалиды
с задержкой психического развития 64 6
с легкой умственной отсталостью 45 28
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 43 43
с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15 12
с нарушением зрения 5 4
с нарушением речи 5 0
Итого: 177 93
возможностями с учетом потребностей рынка труда, стать успешным и востребованным на выбранном профессиональном пути [1-4; 6; 8].
система профориентационной работы в школе включает ряд ступеней:
1 ступень - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся (1-9 классы);
Ш - профессионально-трудовое обучение (1-9 классы);
3 ступень - обязательные краткосрочные курсы по выбору «Основная школа - пространство выбора» (5-7 классы);
4 ступень - профессиональные пробы и летний трудовой лагерь (8-9 классы).
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на протяжении всего обучения в школе. Все обучающиеся школы охвачены психокоррекционными занятиями - групповыми либо индивидуальными.
Трудовое обучение учащихся является важнейшим звеном в общей системе профориентационной работы школы. В начальной школе идет подготовка обучающегося к трудовой деятельности, формируются элементарные действия с материалами и предметами. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. При организации процесса обязательно учитываются особенности обучающихся. По мере накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их качественные характеристики. Постепенно формируемые действия переходят в разряд трудовых операций.
В средней школе начинается профессионально-трудовое обучение. В нашей школе всего два профиля: «Швейное дело» для
девочек и «Основы ремесла» для мальчиков, так как здание школы очень маленькое и для мастерских недостаточно места. Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. У обучающихся формируется мотивация, развивается интерес к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Учащиеся знакомятся с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учатся соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. Постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции, такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству продукта, и производить его в установленные сроки.
В соответствии с целевыми ориентирами инновационного проекта «Основная школа - школа выбора» проводятся обязательные краткосрочные курсы по выбору [5]. Они организованы для всех учащихся 5-7 классов школы. Курсы нацелены на формирование образовательного пространства выбора для решения задач социализации, самоопределения, самоидентификации обучающихся. Организация занятий осуществляется в дея-тельностном режиме: большую часть времени у учащихся занимает практическая деятельность. Курсы носят продуктивный характер и имеют высокий коэффициент выборности (для 69 учащихся 5-7 классов в 2015/16 уч. г. разработано 20 краткосрочных курсов).
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью проходят краткосрочные курсы в соответствии с обязательным
расписанием. Так как у данной категории детей мы не можем сформировать способность к осознанному выбору образовательной траектории, работа краткосрочных курсов направлена на повышение эффективности социальной адаптации.
Цикл краткосрочных курсов «Социальное ориентирование»: «Больница», «Магазин», «Транспорт». Работа на этих курсах направлена на формирование адекватных навыков поведения в наиболее часто встречающихся ситуациях социального взаимодействия, поскольку, общаясь лишь со специалистами внутри учреждения, учащиеся не могут разносторонне развиваться.
Цикл краткосрочных курсов «Хочу быть самостоятельным»: «Учимся ухаживать за одеждой», «Учимся прибирать квартиру», «Основные правила этикета», «Маленький цветовод», «Поваренок», «Самая первая медицинская помощь». Используя все возможности учащихся, на этих курсах мы развиваем у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли себя обслуживать и ориентироваться в окружающем. Сотрудничество с родителями способствует внедрению новых сформированных умений и навыков в повседневную жизнь учащегося.
Курс «Живем играя». Обучение на курсе инклюзивное: в группу входят все дети, обучающиеся в 5-7 классах школы. Учащимся предоставляется возможность научиться на наглядном примере других ребят новым навыкам, расширить социальные контакты, познавать себя через познание других, сплотить коллектив школы.
Обучающиеся с легкой умственной отсталостью проходят обязательные краткосрочные курсы по выбору вместе с учащимися с задержкой психического развития, с учащимися с элементами расстройств аутистического спектра, с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.п. Появляется возможность более тесного взаимодействия детей с различными нозо-
логиями. Для них существуют следующие краткосрочные курсы: «Знакомство с кодексом»; «Познай себя»; «Бесконфликтное общение»; «Юный журналист»; «Компьютер - твой друг»; «Какую профессию выбрать?»; «Юный огородник»; «Поваренок»; «Учимся выжигать»; «Сошью сам».
Проект реализуется в коррекционной школе первый год, но результаты не заставили себя ждать. В сентябре, после первой презентации краткосрочных курсов в семьях (особенно в семьях пятиклассников), начался активный диалог поколений по поводу будущего самоопределения подростков, выстраивание дальнейшего жизненного пути за стенами школы, выросла активность учащихся на психологических тренингах.
Третий год в школе реализуется проект «Организация профессиональных проб в профессиональном самоопределении детей-инвалидов в рамках сетевого взаимодействия ОУ с учреждениями социальной сферы». При проведении профессиональных проб учитывается приоритетность состояния здоровья, специфика профессионального самоопределения подростков, осуществляется их психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение, организовано межсетевое взаимодействие с учреждениями социальной сферы и организациями.
Профессиональные пробы реализуются в три этапа:
1. Определение профессиональных интересов, склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности, состояния общей готовности каждого к выполнению профессиональной пробы.
2. Выполнение теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, цели, условий и орудий труда, а также ситуаций для выявления профессионально важных качеств представителя отрасли.
3. Изучение динамики профессиональных намерений обучающихся.
Остановимся более подробно на описании второго этапа. Одной из форм практической работы на данном этапе является летний трудовой лагерь для подростов 14-18 лет. На период работы трудового лагеря заключается договор между школой и организацией, предоставляющей временное трудоустройство подростков-школьников. В школе традиционно организованы трехразовое питание,оздоровительные, развлекательные, познавательные, творческие мероприятия и обязательный трудовой подряд. Подростки выезжают с педагогом в организацию, где им предоставляется возможность работать на простейшем производстве. Например, подсобные работы на стройке, уборка мусора на улицах микрорайона, посадка цветов, озеленение и благоустройство городских газонов, а также малярные работы и разбивка цветников у своей школы. Таким образом, подростки в летний период получают не только оздоровительный отдых, но и возможность реализовать свои посильные трудовые навыки, социально адаптируясь в условиях современной жизни, возможность заработать свои первые небольшие деньги для семейного бюджета или собственных расходов.
На третьем этапе проводится итоговая конференция, где обучающиеся представляют проекты, презентации, в ходе которых выясняется, изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.
Профессиональная проба отличается от краткосрочных курсов выходом за рамки образовательного учреждения, в результате чего появляется возможность организовать обучение на базе производственных мастерских профессиональных образовательных учреждений и на базе предприятий, организаций и учреждений всех организационно-правовых форм и форм собственности.
В итоге процесс воспитания толерантности идет не только в рамках школы, но и за ее пределами - в образовательных учреждениях, в которые выйдет выпускник из стен школы.
Окунувшись в трудовую деятельность, учащиеся получили реальную возможность проектировать свое дальнейшее профессиональное образование и выбрать ту сферу деятельности, которая в наибольшей мере соответствует имеющимся способностям. Родители также позитивно отзываются о профессиональных пробах, проводимых в школе. Они увидели, что их дети проявляют интерес к определенным профессиям, говорят дома о возникающих трудностях, о соответствии или несоответствии их представлений о профессии с реальностью. Родители хотят, чтобы в школе данная система имела продолжение.
Социальные структуры, которые предоставляют места и создают условия для прохождения профессиональных проб в соответствии с профессиональной направленностью обучающихся и в целом сотрудничают с нашей школой:
• Пермский краевой колледж «Оникс» (профессиональные пробы: изготовитель художественных изделий из дерева, портной, оператор ЭВМ, резчик по дереву, декоратор);
• Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна(парикмахер);
• «Крестьянское фермерское хозяйство» ИП А.В. Лещев (садовод);
• ООО «Типография ДПС» (фотокорреспондент);
• ООО «Вита» (маляр, мастер отделочных строительных работ);
Перечень профессиональных проб определяется возможностями социальных партнеров.
За два года в проекте «Профессиональные пробы» приняли участие 30 человек. Выпускники старших классов освоили 10 профессиональных проб:
• 12 обучающихся прошли 4 профессиональные пробы (маляр, садовод, фотокорреспондент, мастер отделочных строительных работ);
• 18 человек обучающихся прошли 6 профессиональных проб (изготовитель художественных изделий из дерева, портной, оператор ЭВМ, резчик по дереву, декоратор, парикмахер).
За два года все выпускники школы поступили в средние профессиональные образовательные учреждения и получают выбранную специальность для последующего трудоустройства. Первое знакомство и опыт работы в профессиональной пробе совпал с выбором места обучения и квалификации по следующим специальностям: повар, швея, мастер отделочных работ, фотокорреспондент, технолог.
Что дальше?
Если правильно организована профори-ентационная работа в школе, если в техникуме готовы работать с особенным ребенком и обучать его социально-значимым специальностям, но в нем не нуждается общество, то этот человек так и остается сидеть дома, если семья не позаботится о нем. Должны быть федеральные программы возможности трудоустройства (занятости) инвалидов различных клинических групп. Необходимо обратить внимание на проблемы трудоустройства выпускников коррекционных школ и разработать ряд нормативных документов, стимулирующих руководителей предприятий на создание рабочих мест, пригодных для трудоустройства инвалидов; создание трудовых мастерских, где выпускники специальных (коррекционных) школ, не освоившие профессий, смогут заниматься ручным трудом, навыки которого они получили в школе, а мастерские - работать под заказ определенных фирм-магазинов, специализирующихся на продаже ручных изделий.
Чтобы получить ответы на волнующие нас вопросы, мы приняли участие в I Всероссийском съезде дефектологов «Особые дети в обществе» (Москва, 26-28.10.2015 г.), организованном Министерством образования и науки Российской Федерации. В работе съезда были задействованы 1760 специалистов из самых разных областей, работающих с детьми-инвалидами, из 75 субъектов Российской Федерации. Миссией съезда стала консолидация усилий семьи, общества и государства в создании условий для полноценной жизни и самореализации детей, подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
На секции, посвященной содействию самореализации и карьерным устремлениям молодых людей с инвалидностью, их профессиональному образованию и трудоустройству, наша школа стала группой поддержки Маллера Александра Рувимовича (доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидата педагогических наук). В своем докладе «Содействие самореализации и интеграции инвалидов с интеллектуальными нарушениями» Александр Рувимович сделал акцент на необходимости формирования в обществе позитивных социальных установок гуманного поведения по отношению к людям разного возраста, страдающим вследствие различных нарушений развития и здоровья, и их семьям.
Профессиональное общение, открытые диалоги с представителями различных уровней государственной власти дали новый профессиональный и эмоциональный толчок к дальнейшей работе по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в развитии и их семьям, поставило перед нами новые цели и задачи.
список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012.
2. Маллер А.Р. Социальное образование детей с нарушениями интеллекта. М.: Педагогическое общество России, 2015.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ реализующих программы общего образования».
5. Приказ начальника департамента образования администрации г. Перми от 24 июня 2014 г. № СЭД-08-01-09-456 «Об апробации и внедрении муниципальной модели основной школы в 2014/15 учебном году».
6. Приказ начальника департамента образования администрации г. Перми от 02 апреля 2015 г. №СЭД-08-01-09-397 «Об утверждении перечня приоритетных направлений деятельности департамента образования на 2015 год (второй уровень)».
7. Сайт школы №152. [Электронный ресурс]. Режим доступа: school152kor.narod.ru (дата обращения: 12.11.2016).
8. Спецификация по внедрению обязательных краткосрочных курсов по выбору муниципальной модели «Основная школа - пространство выбора» от 23 июня 2015 г.
9. Устав МБСКОУ «СКОШ для детей с ОВЗ №152» г. Перми.