Научная статья на тему 'ПОЛУПАНСИОН - СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПОЛУПАНСИОН - СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The investigations have established that the hygienically founded organization of schooling and extra school performance of gymnasia pupils levels increase educational and psychoemotional burdens. The contents and structure of a half-board have been developed and substantiated as a current health formation system for junior schoolchildren in the innovational institutions. The introduction of the structural elements of a half-board into a gymnasium provides an efficient organization of a teaching-and-educational process and vital activity in junior schoolchildren, which in turn promotes better adaptability and qualitative academic achievement in the pupils.

Текст научной работы на тему «ПОЛУПАНСИОН - СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

акции со стороны респираторной системы при длительном воздействии промышленных факторов на организм шахтеров.

2. Цитоморфометрические тесты являются высокочувствительными в оценке мазков со СОПН, буккального эпителия щек у рабочих и могут быть рекомендованы к применению в гигиенических исследованиях для выявления наиболее ранних морфологических процессов в верхних дыхательных путях.

Литература

1. Беляева Н. Н., Губернский Ю. Д., Горелова Ж. Ю. и др. // Гиг. и сан. - 2003. - № 6. - С. 79-80.

2. Журавская Н. С., Виткина Т. И., Круковская Е. А., Наставшева Т. А. // Клин. лаб. диагн. — 2002. — № 2. - С. 40-42.

3. Карнаух Н. Г., Костенко Т. П., Левина Е. В. и др. // Гиг. и сан. - 1993. - № 3. - С. 32-34.

4. Мая не кий АН., Абаджиди М. А., Маянская И. В. и др. // Клин. лаб. диагн. - 2004. - № 8. — С. 31— 34.

5. Морозова Л. Н., Воскун С. Е., Базеров М. А., Свечина Н. Н. // Гиг. и сан. - 1998. - № 1. - С. 34-37.

6. Панкова В. Б. // Гиг. труда. - 1992. - № 7. - С. 9-12.

7. Сидоренко Г. И., Беляева Н. Н., Кутепов Е. Н. и др. // Гиг. и сан. - 1997. - № 3. - С. 56-57.

8. Шанаренко Б. А., Шлопов В. Г. и др. // Журн. ушн., нос. и горл. бол. — 1986. — № 4. — С. 45—47.

9. Шлопов В. Г., Ловренова Г. В. и др. // Архив пат. — 1987. - № 11. - С. 32-37.

10. Штиль А. А., Анискин И. А., Полякова В. С. и др. // Вестн. орторинолар. — 1984. — № 2. — С. 37—40.

Поступило 16.02.06

Summary. Sixty-four persons were examined. The examination was undertaken to study the cytomophological parameters of the cells of the nasal mucosa and the buccal epithelium in coal miners. Group 1 consisted of 18 donors without contact with industrial dust; Group 2 comprised 24 apparently healthy miners; Group 3 included 22 workers (drift miners) with Stage 1 anthracosilicosis, grade 1 respiratory failure. The patients with Stage 1 anthracosilicosis had noticeably worse morphofunctional characteristics of the epithelium that displayed extensive fields with pronounced structural changes, such as destruction and desquamation of the integumentary epithelium of the nasal mucosa. Nasal mucosal atrophic changes were observed in 50% of the examined miners. Examination of the buccal epithelium in apparently healthy miners (code 0) and in workers with Stage I anthracosilicosis revealed the increased proportion of microflora! (Streptococcus) contamination by 79% and 3.7 times, respectively.

Гигиена детей и подростков

О Н. П. СЕТКО, Е. В. КИРНАСЮК, 2006 УДК 613.955:37.018.3

Н. П. Сетко, Е. В. Кирнасюк

ПОЛУПАНСИОН - СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оренбургская государственная медицинская академия

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Модернизация образования, намеченная на период до 2010 г. и одобренная Правительством РФ, предусматривает не только совершенствование структуры и содержания обучения, но и совершенствование здоровья учащихся за счет оптимизации учебных нагрузок и эффективного использования новых технологий обучения. Между тем в стране в последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение состояния здоровья учащихся. В современных школах с жесткой унификацией и стандартизацией образовательного процесса состояние здоровья учащихся учитывается недостаточно.

Наиболее опасны для организма младших школьников, находящихся в процессе биологической, социальной и психологической перестройки и адаптации, инновационные образовательные учреждения, которые характеризуются неоправданной интенсификацией учебного процесса, негативно влияющей на здоровье учащихся и увеличивающей риск их школьной и социальной дезадаптации. В большинстве этих учебных заведений работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся носит зачастую эпизодический, фрагментарный

характер, отсутствуют научно обоснованные рекомендации, адаптированные к особенностям состояния здоровья учащихся, новому содержанию обучения в образовательных учреждениях инновационного типа.

Указанный комплекс нерешенных проблем, а также высокая чувствительность организма детей к неблагоприятным факторам внутришкольной среды и нерациональной организации учебного процесса определяют большую практическую значимость научного обоснования и разработки комплексной системы формирования здоровьесбере-гающей среды для младших школьников в условиях гимназического образования.

Выбор методических приемов определялся конечными целями в изучении влияния организации внутришкольной жизнедеятельности младших школьников в системе полупансиона в целях улучшения показателей индивидуального здоровья и успешности обучения в сравнении с традиционным вариантом обучения. Данная постановка вопроса предполагала последовательное изучение условий обучения, организации учебного процесса двух выбранных учебных заведений и их влияния на состояние здоровья учащихся начального звена, оценку эффективности комплексной системы ук-

репления здоровья гимназистов в виде внедрения в работу гимназии модели полупансиона.

Исследования проведены на базе двух учебных заведений, отличающихся по условиям обучения: гимназии с моделью полупансиона и классической гимназии. Объектом изучения явились 215 школьников начального звена обучения данных учебных заведений. Группы были однородны по возрасту и полу.

Санитарно-гигиеническая оценка факторов внутришкольной среды дана согласно СанПиНу 2.4.2.-1178—02 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных общеобразовательных учреждениях".

Расписание оценивали с помощью ранговой шкалы трудности уроков И. Г. Сивкова (1975). Структуру и плотность уроков, а также хронометраж уроков оценивали по методическим рекомендациям "Массовый хронометраж активности учащихся в классе" М. В. Антроповой (1981).

Оценку стандартной школьной мебели соответствующих размеров и правильности рассаживания гимназистов проводили в соответствии с ГОСТом 11015—93 "Столы ученические. Типы и функциональные размеры", ГОСТом 11016—93 "Стулья ученические. Типы и функциональные размеры".

Уровень функционирования сердечно-сосудистой системы был охарактеризован путем изучения основных гемодинамических показателей: частоты сердечных сокращений; пульсового и среднедина-мического давления; минутного и ударного объема крови. Для изучения изменений функционирования сердечно-сосудистой системы в динамике обучения школьников применен метод математического анализа сердечного ритма по Р. М. Баевско-му (1984).

Функциональное состояние центральной нервной системы изучали путем определения устойчивости внимания и способности к его концентрации с проведением корректурных проб по таблицам Анфимова (В. М. Блейхер, 1974). Определение памяти, внимания, его распределения и переключения проводили с использованием проб К. К. Платонова (1970).

Исследование психического и индивидуально-личностного развития детей проводили с использованием пакета методик для комплексного психолого-педагогического исследования развития детей младшего школьного возраста, разработанного Международным университетом семьи и ребенка им. Рауля Валленберга (Санкт-Петербург, 1995).

Уровень тревожности определяли с помощью теста Тэммла—Дорки—Аплена (1999).

Физическое развитие оценивали центильным методом.

Анализ заболеваемости проводили по данным медицинской карты истории развития ребенка (форма 112).

Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием стандартных методов вариационной статистики. Расчеты осуществляли с использованием прикладных программ Microsoft Office на персональных IBM-совместимых компьютерах.

В результате проведенных исследований установлено, что современное гимназическое образование характеризуется воздействием на младших школьников комплекса неблагоприятных факто-

ров внутришкольной среды, к которым относятся: нарушение светового режима, переуплотнение классов, двухсменная организация учебного процесса, недоукомплектованность школьной мебелью необходимых размеров, длительная статическая нагрузка; высокий уровень суточной и недельной учебной нагрузки, интенсификация занятий. Все это приводит к росту заболеваемости учащихся.

Данный комплекс проблем послужил основанием для разработки формирования здоровьесбере-гающей среды модели "полупансион", ее содержания и структуры, а также оценки ее эффективности (см. рис. 1).

Данная модель предполагает профилактику раннего развития симптомов утомления, пролонгирование периода устойчивой работоспособности, равномерное распределение учебной нагрузки в течение дня, включение элементов, снижающих статический компонент и психоэмоциональные перегрузки. Структура полупансиона гимназии представлена диагностическим, прогностическим, кор-рекционным, профилактическим и координирующим блоками.

Диагностический блок обеспечивает динамический мониторинг и создание базы данных параметров внутришкольной среды, учебного процесса, функционирования основных школьно значимых систем организма учащихся, их адаптационных возможностей, психофизиологического статуса и личностных характерологических особенностей. Прогностический блок выявляет факторы риска и прогнозирует развитие синдрома возможной дезадаптации младших школьников. Коррекционный блок предусматривал проведение коррекционно-реабилитационных мероприятий. Профилактический блок обеспечивал профилактические мероприятия для оптимизации учебно-воспитательного процесса, параметров внутришкольной среды. Координирующий блок координировал и контролировал деятельность всех структурных подразделений гимназии-полупансиона, научно-методическую и практическую деятельность как внутри гимназии, так и с другими учреждениями образования и здравоохранения.

В результате проведенных исследований установлено, что условия обучения были относительно благоприятными только в гимназии с моделью полупансиона, так как здесь учитывалось большинство требований СанПиНа, хотя фиксировался пере-гревный микроклимат в теплый период года.

В классической гимназии отмечались переуплотнение классов на 31—38%, дефицит стандартной школьной мебели в 87% исследований. В теплый период года в 72% измерений установлен пе-регревный микроклимат. В 67% измерений параметры искусственной освещенности были достоверно ниже допустимых на 13%. Оценка организации учебного процесса выявила превышение допустимого уровня суммарной недельной учебной нагрузки на 40%, неравномерное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели. Интенсивность учебной нагрузки в течение недели при балльной оценке была выше гигиенических нормативов на 7%. Продолжительность перемен меньше гигиенических норм на 5 мин.

Структура уроков в исследуемых гимназиях соответствовала санитарно-гигиеническим нормам,

ПОЛУПАНСИОН

Рис. 1. Смысловая нагрузка "полупансиона" гимназии.

однако плотность уроков достоверно больше в классической гимназии и в 45% наблюдений на 10—15% превышала допустимую.

Анкетирование родителей и детей выявило, что в классической гимназии по сравнению с гимназией-полупансионом режим дня учеников нарушен в 90% случаев.

Рациональная организация режима дня младших школьников гимназии-полупансиона привела к тому, что дети проводят больше времени (до 4 ч в день) на открытом воздухе, в то время как у 85% детей классической гимназии время пребывания на свежем воздухе сокращено на 1,5—2 ч. Учащиеся гимназии-полупансиона постоянно занимались в системе дополнительного образования, спортивных кружках и секциях, функционирующих при гимназии, тогда как среди учащихся классической гимназии регулярно спортом занимаются только 21% первоклассников, 32% второклассников и 35% третьеклассников. Статический компонент снижался также за счет организации подвижных игр во время перемен, динамической паузы после занятий и применения на уроках физкультминуток. Увели-

чилось время пребывания детей на открытом воздухе, отводилось время для индивидуальных кор-рекционных занятий с педагогом, психологом и другими специалистами.

Анализ функционального состояния центральной нервной системы показал, что от 1-го к 3-му классу показатель характеристики внимания учащихся достоверно улучшился на 30,9%, в то время как в классической гимназии данный показатель достоверно снизился на 34,4%. При сравнении показателей статистического тремора от 1-го к 3-му классу отмечалось достоверное снижение числа касаний на 17,6%, что связано с интенсивным развитием в школьные годы основных психофизиологических функций и благоприятной адаптации в процессе обучения. В классической гимназии достоверно увеличилось на 36,2% число касаний из-за неточных и ошибочных движений рук; данные изменения свидетельствовали о недостаточной функциональной устойчивости центральной нервной системы третьеклассников. При выполнении зрительно-моторной работы установлено достоверное снижение летентного периода зрительно-моторной

%

70 60 50 -40 ■ 30 -20 -10 0

I-

I

%

70 п 60 50 40

зо Н 20 ю Н

г

м

и

Рис. 2. Сравнительный анализ уровня адаптированности младших школьников исследуемых гимназий в динамике трехлетнего обучения.

Здесь и на рис. 3: светлые столбики — гимназия-полупансион; темные — классическая гимназия, а — 1-й класс; б — 3-й класс. По оси абсцисс: / — удовлетворительная адаптация; 2 — напряжение адаптационных механизмов; 3 — неудовлетворительная адаптация; 4 — срыв адаптации.

реакции на 31,7% у третьеклассников гимназии-полупансиона по сравнению с аналогичным показателем у первоклассников. В классической гимназии соответствующий показатель снизился лишь на 9,4%. В гимназии-полупансионе к третьему году обучения коэффициент точности выполняемой работы достоверно увеличился на 22,3%, коэффициенты умственной работоспособности и скорости обработки информации соответственно на 36,5 и 39,1%. В классической гимназии скорость обработки информации достоверно увеличилась на 44,9%. В то же время показатели точности выполнения работы увеличились только на 12% в динамике трехлетнего обучения, а коэффициент умственной работоспособности достоверно снизился на 20,4.

Сравнительный анализ уровня адаптации в динамике обучения с 1-го по 3-й класс в гимназии-полупансионе установил увеличение количества детей с удовлетворительной адаптацией на 14%, снижение числа учеников с неудовлетворительной адаптацией на 33%. В классической гимназии отмечалось снижение числа детей с удовлетворительной адаптацией на 5%, увеличение количества детей со срывом адаптации на 2% (см. рис. 2).

Анализ физического развития выявил увеличение в гимназии-полупансионе на 39% числа детей с гармоничным физическим развитием, а также уменьшение на 54,2% числа детей с дисгармоничным и на 44% с резко дисгармоничным физическим развитием. В то же время в классической гимназии на 3% уменьшилось число детей с гармонич-

ным развитием и на 12% увеличилось количество учащихся с резко дисгармоничным развитием.

Анализ показателей жизненной емкости легких выявил, что в гимназии-полупансионе у 15% третьеклассников этот показатель был выше возрастной нормы, у остальных детей он соответствовал возрастным нормативам. В то же время у 10% третьеклассников классической гимназии жизненная емкость легких была ниже возрастной нормы.

Важно акцентировать внимание на том, что функционирование подразделений психодиагностики и психокоррекции модели "полупансиона" гимназии способствовало уменьшению на 12% числа детей с высоким, на 14% — с несколько повышенным уровнем тревожности и увеличению на 19% количества первоклассников со средним уровнем, способствующим развитию благоприятной адаптации учащихся. В классической гимназии число учащихся с высоким уровнем тревожности уменьшилось незначительно — на 0,8% (см. рис. 3).

Установлено, что здоровьесберегающие факторы внутришкольной среды гимназии-полупансиона в динамике трехлетнего обучения способствовали снижению показателей острой заболеваемости младших школьников: кратность случаев заболеваний на 100 учащихся снизилась в 1,8 раза, количество дней болезни на 100 учащихся — в 1,3 раза, средняя длительность одного случая заболевания — в 1,1 раза. Это, вероятно, свидетельствует о том,

70 л

60 -

50 -

40 -

30 -

20 ■

10 -

0 -

%

90 -

80 -

70 -

60 -

50 -

40 -

30 -

20 -

10 -

0 -

I

Рис. 3. Показатели уровня тревожности первоклассников исследуемых гимназий в начале (а) и в конце (б) учебного года.

По оси абсцисс — уровень тревожности: I — слабый; 2 — средний; 3 — повышенный; 4 — высокий.

что адаптация младших школьников к образовательной среде осуществляется не за счет нивелирования его индивидуальных особенностей, а путем повышения резервов его физического и психического здоровья.

В классической же гимназии наблюдалось увеличение в 1,1 раза числа случаев заболеваний на 100 детей и увеличение в 1,07 раза количества дней болезни на 100 учащихся. Это является доказательством того, что организм ребенка не может справляться с болезнью, и она протекает более длитель-но, что может быть обусловлено неадекватностью действия высокой нерационально распределяемой учебной нагрузки уровню функционирования основных систем организма. Средняя длительность заболевания увеличилась в 1,2 раза.

Индекс здоровья в гимназии-полупансионе увеличился в 1,2 раза к 3-му классу, тогда как в классической гимназии наблюдалось его снижение в 1,3 раза.

Итоговым показателем учебной деятельности признана качественная успеваемость. Наблюдение позволило выявить ее повышение на 2,2% в гим-назии-полупансионе и снижение на 1,9% в классической гимназии. Наряду с этим к концу третьего года наблюдалось уменьшение количества детей, имеющих трудности в обучении, с 50 до 18%.

Таким образом, проведенные исследования позволяют заключить, что внедрение в образовательные учреждения модели полупансиона способствует:

— пролонгированию периода устойчивой работоспособности, равномерному распределению учебной нагрузки в течение дня, снижению статического компонента и психоэмоциональных перегрузок;

— организации рационального режима дня учащихся гимназии-полупансиона;

— повышению адаптационных возможностей организма младших школьников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— увеличению числа детей с гармоничным физическим развитием;

— выявлению отклонений в состоянии здоровья детей уже на донозологическом уровне, вследствие чего отмечалось повышение резервных возможностей учащихся и улучшение показателей состояния здоровья;

— повышению качественной успеваемости.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев С. В. // Ребенок: проблемы экологии и здоровья. - 1999. — № 2. — С. 13-20.

2. Боевский Р. М. // Медицина труда и пром. экол. — 1995. - № 3. - С. 30-34.

3. Баранов А. А. // Ребенок: проблемы экологии и здоровья: Сборник докладов научной сессии. — СПб., 1999. - С. 20-26.

4. Колбанов В. В. // Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья.

- М„ 1998. - С. 37-40.

5. Куинджи Н. И. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Метод, пособие. — М., 2001.

6. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников: Для медицинских и педагогических работников, образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. - М„ 2000.

7. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.

8. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. — 2001. — № 1. — С. 7-11.

9. Сетко Н. П., Мокеева М. М. // Гиг. и сан. — 1999.

- № 1. - С. 29-31.

Поступила 11.04.05

Summary. The investigations have established that the hy-gienically founded organization of schooling and extraschool performance of gymnasia pupils levels increase educational and psychoemotional burdens.

The contents and structure of a half-board have been developed and substantiated as a current health formation system for junior schoolchildren in the innovational institutions. The introduction of the structural elements of a half-board into a gymnasium provides an efficient organization of a teach-ing-and-educational process and vital activity in junior schoolchildren, which in turn promotes better adaptability and qualitative academic achievement in the pupils.

ОЛ. П. БАННИКОВА. 2006 УДК 613.954:373.11-07

Л. П. Банникова

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ

Государственная медицинская академия, Челябинск

Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения (ДОУ) продолжает оставаться актуальной. Новая микросоциальная среда для большинства из них является стрессом, оказывающим существенное влияние на психоэмоциональное состояние.

Как показали исследования Н. М. Аскариной [2], А. И. Баркан [5], Л. Б. Осадшей [10], эмоцио-нально-поведенческие реакции составляют основу синдрома адаптации и могут быть использованы как критерии для изучения адаптивных возможностей организма ребенка.

Целью настоящей работы явилось установление возможной корреляции между психоэмоциональными проблемами у детей и течением процессов адаптации в условиях ДОУ.

Проведено двухэтапное исследование методом естественного гигиенического эксперимента. В наблюдении участвовали 450 дошкольников в возрасте 6—7 лет, из них 230 мальчиков и 220 девочек.

На 1-м этапе исследования изучали типологические особенности психоэмоциональных проблем у детей.

Для целостного представления об уровне психического и социального благополучия ребенка был применен мультикритериальный подход с использованием различных методик. Эмоциональное благополучие изучали с помощью цветового теста отношений (ЦТО) [12], социальный статус определяли методом "Социометрия" [9]. Исследовать личность ребенка, охарактеризовать системы отноше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.