что адаптация младших школьников к образовательной среде осуществляется не за счет нивелирования его индивидуальных особенностей, а путем повышения резервов его физического и психического здоровья.
В классической же гимназии наблюдалось увеличение в 1,1 раза числа случаев заболеваний на 100 детей и увеличение в 1,07 раза количества дней болезни на 100 учащихся. Это является доказательством того, что организм ребенка не может справляться с болезнью, и она протекает более длительно, что может быть обусловлено неадекватностью действия высокой нерационально распределяемой учебной нагрузки уровню функционирования основных систем организма. Средняя длительность заболевания увеличилась в 1,2 раза.
Индекс здоровья в гимназии-полупансионе увеличился в 1,2 раза к 3-му классу, тогда как в классической гимназии наблюдалось его снижение в 1,3 раза.
Итоговым показателем учебной деятельности признана качественная успеваемость. Наблюдение позволило выявить ее повышение на 2,2% в гим-назии-полупансионе и снижение на 1,9% в классической гимназии. Наряду с этим к концу третьего года наблюдалось уменьшение количества детей, имеющих трудности в обучении, с 50 до 18%.
Таким образом, проведенные исследования позволяют заключить, что внедрение в образовательные учреждения модели полупансиона способствует:
— пролонгированию периода устойчивой работоспособности, равномерному распределению учебной нагрузки в течение дня, снижению статического компонента и психоэмоциональных перегрузок;
— организации рационального режима дня учащихся гимназии-полупансиона;
— повышению адаптационных возможностей организма младших школьников;
— увеличению числа детей с гармоничным физическим развитием;
— выявлению отклонений в состоянии здоровья детей уже на донозологическом уровне, вследствие чего отмечалось повышение резервных возможностей учащихся и улучшение показателей состояния здоровья;
— повышению качественной успеваемости.
Рекомендуемая литература
1. Алексеев С. В. // Ребенок: проблемы экологии и здоровья. - 1999. — № 2. — С. 13-20.
2. Боевский Р. М. // Медицина труда и пром. экол. — 1995. - № 3. - С. 30-34.
3. Баранов А. А. // Ребенок: проблемы экологии и здоровья: Сборник докладов научной сессии. — СПб., 1999. - С. 20-26.
4. Колбанов В. В. // Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья.
- М„ 1998. - С. 37-40.
5. Куинджи Н. И. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Метод, пособие. — М., 2001.
6. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников: Для медицинских и педагогических работников, образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. - М„ 2000.
7. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
8. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. — 2001. — № 1. — С. 7-11.
9. Сетко Н. П., Мокеева М. М. // Гиг. и сан. — 1999.
- № 1. - С. 29-31.
Поступила 11.04.05
Summary. The investigations have established that the hy-gienically founded organization of schooling and extraschool performance of gymnasia pupils levels increase educational and psychoemotional burdens.
The contents and structure of a half-board have been developed and substantiated as a current health formation system for junior schoolchildren in the innovational institutions. The introduction of the structural elements of a half-board into a gymnasium provides an efficient organization of a teach-ing-and-educational process and vital activity in junior schoolchildren, which in turn promotes better adaptability and qualitative academic achievement in the pupils.
ОЛ. П. БАННИКОВА. 2006 УДК 613.954:373.11-07
Л. П. Банникова
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ
Государственная медицинская академия, Челябинск
Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения (ДОУ) продолжает оставаться актуальной. Новая микросоциальная среда для большинства из них является стрессом, оказывающим существенное влияние на психоэмоциональное состояние.
Как показали исследования Н. М. Аскариной [2], А. И. Баркан [5], Л. Б. Осадшей [10], эмоцио-нально-поведенческие реакции составляют основу синдрома адаптации и могут быть использованы как критерии для изучения адаптивных возможностей организма ребенка.
Целью настоящей работы явилось установление возможной корреляции между психоэмоциональными проблемами у детей и течением процессов адаптации в условиях ДОУ.
Проведено двухэтапное исследование методом естественного гигиенического эксперимента. В наблюдении участвовали 450 дошкольников в возрасте 6—7 лет, из них 230 мальчиков и 220 девочек.
На 1-м этапе исследования изучали типологические особенности психоэмоциональных проблем у детей.
Для целостного представления об уровне психического и социального благополучия ребенка был применен мультикритериальный подход с использованием различных методик. Эмоциональное благополучие изучали с помощью цветового теста отношений (ЦТО) [12], социальный статус определяли методом "Социометрия" [9]. Исследовать личность ребенка, охарактеризовать системы отноше-
Таблица 1
Типы психоэмоциональных проблем у детей 6—7 лет, выявленные по методике ЦТО (в %)
Типы психоэмоциональных проблем
Группа обследованных нуждаются в теплых межличностных отношениях угнетена способность к отстаиванию своей позиции испытывают потребность в самореализации и достижении цели нуждаются в активном взаимодействии с окружающими испытывают значительное психоэмоциональное напряжение
Мальчики (п = 230) Девочки (п = 220) Оба пола (л = 450)
40.4 ± 4,3*
25.5 ± 3,9* 33,1 ± 2,8
29,8 ±4,1* 17,0 ± 3,4* 23,3 ± 3,2
14,8 ± 3,2 10,6 ± 2,8 19,4 ± 2,7
14,9 ± 3,2* 4,3 ± 1,8* 8,1 ± 1,2
23,4 ± 3,7* 8,5 ± 2,5* 16,2 ± 1,8
Примечание. Здесь и в табл. 2 звездочка — полученные данные достоверны (р < 0,05; р < 0,01).
ний обследуемого к семье, к представителям противоположного пола, к страхам и опасениям, взаимоотношения с друзьями, воспитателями, отношение к детскому саду позволила методика "Незаконченные предложения" [11]. Для составления психологического портрета ребенка применяли модифицированную методику Дембо—Рубенштейна "Волшебная лесенка" [9].
Главный методологический принцип 2-го этапа исследования заключался в определении функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей, имеющих различные типы психоэмоциональных проблем. Сердечно-сосудистая система выступала как индикатор адаптационно-приспособительных реакций организма ребенка. Для оценки ее функционального состояния изучали показатели вариационной пуль-сометрии [4], по результатам которой рассчитывали: индекс напряжения (ИН), отражающий степень напряжения компенсаторных механизмов организма, уровень функционирования центрального контура регуляции ритма сердца, индекс вегетативного равновесия (ИВР), указывающий на соотношение между активностью симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
Степень адаптации оценивали по классификации Р. М. Баевского [3], согласно которой выделяли 4 уровня адаптации: удовлетворительная адаптация, состояние напряжения механизмов адаптации, неудовлетворительная адаптация и ее срыв.
Полученные данные были обработаны с помощью общепринятых статистических методик.
Исследование психоэмоционального состояния у воспитанников ДОУ позволило установить, что все обследованные дети имели какие-либо психоэмоциональные проблемы (табл. 1).
Методика ЦТО показала, что 33,1 ± 2,8% детей нуждались в теплых межличностных отношениях, у 23,3 ± 3,2% была угнетена способность к отстаиванию своей позиции, 16,2 ± 1,8% детей испытывали значительную степень психоэмоционального напряжения, 8,1 ± 1,2% нуждались в активном взаимодействии с окружающими.
По мнению Э. М. Александровской и Н. Г. Лус-кановой [1], наличие разного рода проблем у детей способствует формированию у них эмоционально
неустойчивого типа личности, склонности к деви-антному поведению.
Детям с эмоционально неустойчивым типом личности были свойственны такие качества, как тревожность, напряженность, социальная робость, неуверенность в себе, низкая работоспособность. На низкую эффективность учебной деятельности и психических процессов у детей при высоком уровне тревожности указывали А. Ф. Белова и соавт. [6].
Следует обратить внимание, что состояние тревожности является психофизиологической реакцией, которая имеет как психический, так и физиологический компонент. Следовательно, тревожность может быть использована в качестве сигнала нарушения адаптивных механизмов.
Изучая эмоциональный профиль детей с учетом пола, мы отметили, что разные типы психоэмоциональных проблем чаще (в 1,4—3,5 раза) выявлялись у мальчиков, чем у девочек. У 25,5% детей имели место моносимптомы, у остальных изменение эмоционального состояния сочетало в себе от 2 (53,2%) до 3 и более (21,3%) указанных проблем.
Выяснить причины, лежащие в основе психоэмоциональных проблем, позволил метод "Социометрия". С его помощью удалось определить некоторые особенности взаимоотношений между детьми в группе детского сада, выявить "предпочитаемых", "принятых" и "изолированных" из общения детей.
Исследования показали, что дети, не получившие ни одного "плохого" выбора, составили преобладающую категорию — 52,4%. Это в 2,7 раза превышало число "плохих" выборов и свидетельствовало о преобладании в группах удовлетворительных межличностных отношений.
Дети, которые по выбору относились к группе "плохих", были настроены агрессивно. Физическая агрессия у них выражалась как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам.
Исследование межличностных отношений по методике "Незаконченные предложения" показало, что ответы детей на вопросы об отношениях их к разным лицам имели позитивные оценки, удельный вес которых составил 49,3 ± 1,7%. Число положительных выборов в 3,4 раза превышало число отрицательных (р < 0,01). Значительное число детей (35,9 ± 1,9%) затруднялись оценить свои взаи-
Таблица 2
Основные характеристики сердечного ритма у детей с различными типами психоэмоциональных проблем
Группа детей
САД, мм рт. ст.
ДАД, мм рт. ст.
ИН, усл. ед.
ИВР
С незначительными психоэмоциональными проблемами 90,8 ± 1,8* 61,4 ± 0,9* 225,7 ± 31,3 253,8 ± 27,9
С выраженными психоэмоциональными проблемами 101,5 ± 1,9* 72,3 ± 1,9* 320,7 ± 30,5 327,6 ±31,6
моотношения с окружающими. Отрицательные эмоции, чаще отмечавшиеся у мальчиков, чем у девочек, были выявлены у 14,7 ± 2,3% детей.
Для изучения влияния психоэмоциональных проблем на течение процессов адаптации мы исследовали состояние сердечно-сосудистой системы как индикатора адаптационно-приспособительных реакций организма. Результаты исследований приведены в табл. 2.
Как видно из данных табл. 2, дети с различными типами психоэмоциональных проблем имели статистически достоверные различия (р < 0,01) в уровне артериального давления (АД). Из данных литературы известно, что уровень АД отражает степень мобилизации организма, необходимую для успешной адаптации в условиях, требующих напряжения. Он взаимосвязан с эмоциональным статусом, тревогой, индивидуальным типом реакции на фрустрирующие, вызывающие напряжение ситуации [8, 7, 13]. Степень эмоционального напряжения у обследованных детей коррелировала с величиной ИН (г = +0,63).
Чем больше выявлено у ребенка проблем, тем выше была степень напряжения регуляторных механизмов. Значения ИН находились в пределах от 225,7 ± 31,3 до 320,7 ± 30,5 усл. ед.
ИВР у детей с незначительным числом психоэмоциональных проблем был на 22,5% ниже, чем у детей, имеющих 2 и более проблемы.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что степень эмоционального реагирования влияет на функциональное состояние
сердечно-сосудистой системы, от которого зависит успешность развития реакций адаптации.
Литература
1. Александровская Э. М., Лусканова И. Г. // Гиг. и сан.
- 1984. - № 3. - С. 27-30.
2. Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста.
- М., 1977.
3. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979.
4. Баевский Р. М. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. — М., 1984.
5. Баркан А. И. Особенности адаптации и состояния здоровья детей раннего возраста в дошкольных коллективах: Автореф. дис. ... канд. — М., 1979.
6. Белов А. Ф., Лапкин М. И., Яковлев Н. В. // Психол. журн. - 1995. - № 15. - С. 81-86.
7. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — J1., 1988. — С. 8—41.
8. Заболевания вегетативной нервной системы: Руководство для врачей / Под ред. А. М. Вейна. — М., 1991. - С. 377-385.
9. Общая психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987. — С. 221-227.
10. Осадшая Л. Б. Физиологический анализ эмоциональных напряжений и адаптации ребенка к пребыванию в детском коллективе: Автореф. дис. ... канд.
- М„ 1979.
11. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. — Л., 1990.
12. СобчикЛ. Я. Методы психологической диагностики: Метод, руководство. — М., 1990. — С. 88.
13. Perini С., Muller F. // J. Hypertens. - 1991. - Vol. 9, N 6. - P. 499-503.
Поступила 21.06.05
О И. Г. ЗОРИНА. 2006 УДК 613.»55:371.7|-07
И. Г. Зорина
ВЛИЯНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Государственная медицинская академия, Челябинск
Состояние здоровья детей и подростков, составляющих трудовой и интеллектуальный потенциал общества, является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Высокий уровень здоровья детей является необходимым условием успешного экономического и социального развития страны (2, 3, 6].
В связи с продолжающимся реформированием школьного образования ведутся поиски новых путей эффективного обучения детей и подростков. Разрабатываются экспериментальные учебные программы, открываются новые типы учебных заведений с интенсивными формами обучения (гимназии, лицеи, колледжи).
У современных детей и подростков отмечается рост числа морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний. По мнению ряда авторов, в России лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункцио-нальные отклонения, 40% — хронические заболевания [5].
Причинами ухудшения здоровья школьников являются несоответствие условий обучения существующим гигиеническим требованиям, интенси-
фикация процесса обучения и большие перегрузки, особенно на фоне ухудшения социально-экологи-ческой обстановки.
Много нерешенных проблем в регламентации учебных нагрузок в связи с внедрением педагогических инноваций, а также в вопросах профилактики стрессогенных ситуаций у школьников в связи с дезадаптацией, возникающей от умственного переутомления [1,4, 7]. Эти и другие проблемы подтверждают актуальность предпринятого нами исследования.
Цель работы — исследование влияния внутри-школьных факторов на состояние здоровья и умственной работоспособности школьников при разных формах обучения.
Основой настоящей работы стали исследования, проведенные на базе 4 школ Челябинска. Обследовано 5550 школьников, обучающихся в классах с традиционными общеобразовательными программами, профильным обучением, с эстетическим направлением, гимназии и лицее.
Для оценки состояния внутришкольной среды (микроклимата, инсоляции, освещенности, акустического режима, химического и бактериального