Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
дети дошкольного возраста / детское дошкольное учреждение / учебно-воспитательный процесс / функциональное состояние организма / адаптация / preschool children / preschool children's establishment / functional status / adaptation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е.Ю. Матусевич, И.М. Сетко, Ф.Ф. Халиулина

Исследовали функциональное состояние детей дошкольного возраста в зависимости от уровня санитарно-гигиенического благополучия путем оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. В условиях неудовлетворительного санитарно-гигиенического благополучия у детей определили более низкие показатели сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, чем у детей, находящихся в условиях удовлетворительного санитарно-гигиенического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е.Ю. Матусевич, И.М. Сетко, Ф.Ф. Халиулина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL CHILDREN'S FUNCTIONAL STATUS IN RELATION TO THE SANITARY-AND-HYGIENIC WELL-BEING OF A CHILDREN'S EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The functional status of preschool children was studied in relation to the sanitary-and-hygienic well-being, by evaluating the functional status of the cardiovascular and central nervous systems. Under poor sanitary-and-hygienic well-being, the children were ascertained to have lower indices of the cardiovascular and central nervous systems than those under satisfactory sanitary-and-hygienic well-being.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

[ева и санитария л/2009

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 613.954:612.1+612.1].M

Е. Ю. Матусевич', И. М. Сетко2, Ф. Ф. Халиулина?

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

'ассистент кафедры гигиены и эпидемиологии факультета последипломной подготовки специалистов ГОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Росэдрава, e-mail:orgma-gdip@mail.ru; 2канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены и эпидемиологии ФППС ГОУ ВПО ОрГМА Росэдрава; 'ассистент кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ГОУ ВПО ОрГМА Росэдрава

Исследовали функциональное состояние детей дошкольного возраста в зависимости от уровня санитарно-гигиенического благополучия путем оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной систем.

В условиях неудовлетворительного санитарно-гигиенического благополучия у детей определили более низкие показатели сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, чем у детей, находящихся в условиях удовлетворительного санитарно-гигиенического благополучия.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, детское дошкольное учреждение, учебно-воспитательный процесс, функциональное состояние организма, адаптация

Уе. Уи. Matusevich, I. M. Seiko, F. F. Khaliulina. - PRESCHOOL CHILDREN'S FUNCTIONAL STATUS IN RELATION TO THE SANITARY-AND-HYGIENIC WELL-BEING OF A CHILDREN'S EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The functional status of preschool children was studied in relation to the sanitary-and-hygienic well-being, by evalu-ating the functional status of the cardiovascular and central nervous systems.

Under poor sanitary-and-hygienic well-being, the children were ascertained to have lower indices of the cardiovascular and central nervous systems than those under satisfactory sanitary-and-hygienic well-being.

Key words: preschool children, preschool children 's establishment, functional status, adaptation

Дошкольный возраст является особенно важным и ответственным периодом, во время которого происходит перестройка функционирования многих систем организма, его рост и развитие. Общеизвестно, что здоровье как отдельного человека, так и популяции в целом закладывается и развивается в детском возрасте; это позволяет рассматривать его как прогностический сценарий здоровья общества [1].

Раскрытие такой категории, как здоровье имеет различную степень детализации. Во всем многообразии его показателей одно из главных мест занимает способность организма адаптироваться к меняющимся условиям среды [4]. Тем более, что в настоящее время актуальным для оценки состояния здоровья является не просто анализ заболеваемости, а оценка здоровья с учетом теории адаптации организма к условиям среды обитания [3]. Согласно этой концепции здоровье оценивается степенью адаптированное™ организма к условиям окружающей среды. Болезнь рассматривается как результат истощения и нарушения адаптационных механизмов. При этом учитываются физиологические критерии оценки функциональных возможностей организма как наиболее важные при оценке состояния здоровья.

Цель настоящей работы — изучение особенностей функционального состояния организма детей дошкольного возраста Оренбурга в зависимости от уровня санитарно-гигиенического благополучия детских образовательных дошкольных учреждений (ДОУ).

Обследовали 200 детей в возрасте 4—6 лет, находившихся в 2 ДОУ (ДОУ 1 и ДОУ 2) с различным уровнем санитарно-гигиенического благополучия, которое определяли по методу И. Ш. Якубовой (2001). В качестве критерия степени влияния условий ДОУ на организм детей оценивали функциональное состояние сердечно-сосудистой системы по данным вариационной пульсомет-рии (Р. М. Баевский, 1979) с математическим расчетом таких показателей, как индекс напряжения (ИН) регуля-торных систем, индекс вегетативного равновесия (ИВР), показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР), вегетативный показатель ритма (ВПР). Для определения

степени адаптированности в зависимости от значения ИН регуляторных систем согласно оценочной шкале В. П. Казначеева (1984) выделяли 4 уровня адаптации: удовлетворительная адаптация, состояние напряжения механизмов адаптации, неудовлетворительная адаптация и ее срыв. Функциональное состояние центральной нервной системы у дошкольников оценивали по уровню умственной работоспособности с помощью вариационной хронорефлексометрии, реализованной в форме компьютерной программы [3].

Анализ проведенной комплексной оценки условий обучения и воспитания позволил установить, что индекс санитарно-гигиенического благополучия составлял в ДОУ 1 — 0,89, что оценивается по шкале ранжирования

70-,

Ш ДОУ 2 Ш ДОУ 1

Рис. 1. Распределение (в %) детей, посещающих ДОУ с различным уровнем санитарно-гигиенического благополучия, в зависимости от уровня адаптации.

ДОУ1 ДОУ 2 4 года

ДОУ1 ДОУ 2 5 лет

ДОУ1 ДОУ 2 6 лет

ЕЩ Нормальная [Щ Незначительно сниженная

[553 Сниженная ^ Существенно сниженная

Рис. 2. Распределение (в %) дошкольников, посещающих ДОУ с различным уровнем санитарно-гигиенического благополучия, в зависимости от уровня умственной работоспособности:

1 — нормальный, 2 — сниженный, 3 — незначительно сниженный, 4 — существенно сниженный.

как удовлетворительный, в ДОУ 2 — 0,46, что оценивается как неудовлетворительный.

Установлено, что неблагоприятные факторы внутренней среды и организации учебно-воспитательного процесса, определяющие неудовлетворительный уровень санитарно-гигиенического благополучия, влияют на уровень развития адаптационных процессов у дошкольников. Так, у детей, посещающих ДОУ 2, ИН регулятор-ных процессов в 2,4 раза превышал подобный показатель детей из ДОУ 1 (соответственно 465,2 ± 36,2 и 194,0 ± 21,0 усл. ед.; р < 0,05). При этом показано, что неудовлетворительные санитарно-гигиенические параметры ДОУ выступают в качестве стрессового фактора, определяющего значительные симпатические влияния на регуляторные процессы, что подтверждается увеличением ИВР в 1,2 раза и ВПР в 3 раза у детей из ДОУ 2 по сравнению с данными детей из ДОУ 1 (ИВР соответственно 270,1 ± 19,8 против 231,8 ± 25 усл. ед.; р < 0,05).

Кроме этого у детей, посещающих ДОУ 2, установили неадекватность процессов регуляции в ответ на комплексные действия факторов ДОУ, которая характеризовалась увеличением ПАПР в 3,6 раза по сравнению с детьми из ДОУ 1 (в ДОУ 1 33 ± 3,5 усл. ед., в ДОУ 2 121,2 ± 4,3 усл. ед.; р < 0,05). Полученный факт свидетельствует о неэкономной работе сердечно-сосудистой системы, снижении адаптационной надежности и возрастании риска ее срыва. Детей с удовлетворительной адаптацией было больше в ДОУ 1 на 10,2%, тогда как неудовлетворительная адаптация и ее срыв на 12,7 и 6,8% соответственно чаще наблюдали у дошкольников ДОУ 2 с неудовлетворительным уровнем санитарно-гигиенического благополучия (рис. 1).

Важным интегральным критерием развития адаптационных процессов являются показатели умственной работоспособности детей (рис. 2). По мере взросления детей с 4 до 6 лет среди посещающих ДОУ 1 увеличилось на 12,5% число дошкольников с нормальным уровнем умственной работоспособности и уменьшилось на 9,4% число детей с существенно сниженной работоспособностью, в ДОУ 2 увеличилось на 23,2% число детей с существенно сниженной работоспособностью.

Таким образом, неудовлетворительные условия в ДОУ приводят к снижению уровня адаптированное™ и работоспособности детей за счет ухудшения функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Эти данные диктуют необходимость внедрения комплекса мероприятий, направленных на улучшение санитарно-гигиенического благополучия с целью повышения уровня адаптированности детей, посещающих ДОУ.

Л итература

1. Казначеев В. П. Проблемы адаптации и общей патологии. - М„ 1988. - С. 91-93.

2. Лоскутова Т. Д. // Физиол. журн. СССР. — 1975. — Т. 61, № 1. - С. 36-40.

3. Маймулов В. Г., Нагорный С. В., Шабров А. В. Основы системного анализа в эколого-гигиенических исследованиях. — СПб., 2001.

4. Мороз М. П., Узалова Г. П., Захаров А. В. // Физиол. человека. - 1986. - Т. 12, № 2. - С. 179-186.

Поступила 16.12.08

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 613.953:612.89.08

А. И. Сафронова', А. В. Вахмистрова2, В. Н. Никулин3, Л. Н. Каримова4

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ И ГИМНАЗИСТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

'ассистент кафедры гигиены и эпидемиологии факультета последипломной подготовки специалистов ГОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава, е-пш1:ог&та^сПр@пш1.ги; Ассистент кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ГОУ ВПО ОрГМА Росздрава; кандидат мед. наук, ассистент кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ГОУ ВПО ОрГМА; 4исследователь-стажер кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ГОУ ВПО ОрГМА, 460000 Оренбург, ул. М. Горького, 43

В статье приведены данные исследования по оценке состояния вегетативной нервной системы у 645учащихся гимназии и школы, подвергавшихся различному уровню антропогенной нагрузки К^и 25,81 и К^м 22,74 ед. соответственно, а также комплексному влиянию факторов внутришкольной среды гимназии и школы. В результате проведенных исследований установили, что многокомплексное влияние неблагоприятных факторов образовательного пространства и окружающей среды оказывает наиболее существенное влияние на функциональное состояние вегетативной нервной системы гимназистов по сравнению со школьниками, что приводит к дезорганизации внутри- и межсистемных эффекторных взаимодействий и проявляется в избыточном вегетативном обеспечении.

Ключевые слова: гимназисты, условия обучения, окружающая среда, вегетативная нервная система

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.