Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ И ГИМНАЗИСТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ И ГИМНАЗИСТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
гимназисты / условия обучения / окружающая среда / вегетативная нервная система / gymnasia pupils / teaching conditions / environment / autonomic nervous system

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.И. Сафронова, А.В. Вахмистрова, В.Н. Никулин, Л.Н. Каримова

В статье приведены данные исследования по оценке состояния вегетативной нервной системы у 645 учащихся гимназии и школы, подвергавшихся различному уровню антропогенной нагрузки Kсум 25,81 и Ксум 22,74 ед. соответственно, а также комплексному влиянию факторов внутришкольной среды гимназии и школы. В результате проведенных исследований установили, что многокомплексное влияние неблагоприятных факторов образовательного пространства и окружающей среды оказывает наиболее существенное влияние на функциональное состояние вегетативной нервной системы гимназистов по сравнению со школьниками, что приводит к дезорганизации внутри- и межсистемных эффекторных взаимодействий и проявляется в избыточном вегетативном обеспечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.И. Сафронова, А.В. Вахмистрова, В.Н. Никулин, Л.Н. Каримова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONAL STATUS OF THE AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM IN SCHOOLCHILDREN AND GYMNASIA PUPILS UPON COMPLEX EXPOSURE TO SCHOOLING AND ENVIRONMENTAL FACTORS

The paper gives the data of a study evaluating the autonomic nervous system in 645 gymnasia and school pupils exposed to different anthropogenic loads of Ktotal 25.81 and 22.74 units and to the complex influence of intraschooling environmental factors of a gymnasia and a school. The studies have established that multicomponent influence of poor factors of the educational space and the environment is much more responsible for the functional status of the autonomic nervous system of gymnasia pupils than that of schoolchildren, which leads to disorganization of intra- and intersystemic effector interactions and appears as excess autonomic provision.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ И ГИМНАЗИСТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ДОУ1 ДОУ 2 4 года

ДОУ1 ДОУ 2 5 лет

ДОУ1 ДОУ 2 6 лет

ЕЩ Нормальная [Щ Незначительно сниженная

[553 Сниженная ^ Существенно сниженная

Рис. 2. Распределение (в %) дошкольников, посещающих ДОУ с различным уровнем санитарно-гигиенического благополучия, в зависимости от уровня умственной работоспособности:

1 — нормальный, 2 — сниженный, 3 — незначительно сниженный, 4 — существенно сниженный.

как удовлетворительный, в ДОУ 2 — 0,46, что оценивается как неудовлетворительный.

Установлено, что неблагоприятные факторы внутренней среды и организации учебно-воспитательного процесса, определяющие неудовлетворительный уровень санитарно-гигиенического благополучия, влияют на уровень развития адаптационных процессов у дошкольников. Так, у детей, посещающих ДОУ 2, ИН регулятор-ных процессов в 2,4 раза превышал подобный показатель детей из ДОУ 1 (соответственно 465,2 ± 36,2 и 194,0 ± 21,0 усл. ед.; р < 0,05). При этом показано, что неудовлетворительные санитарно-гигиенические параметры ДОУ выступают в качестве стрессового фактора, определяющего значительные симпатические влияния на регуляторные процессы, что подтверждается увеличением ИВР в 1,2 раза и ВПР в 3 раза у детей из ДОУ 2 по сравнению с данными детей из ДОУ 1 (ИВР соответственно 270,1 ± 19,8 против 231,8 ± 25 усл. ед.; р < 0,05).

Кроме этого у детей, посещающих ДОУ 2, установили неадекватность процессов регуляции в ответ на комплексные действия факторов ДОУ, которая характеризовалась увеличением ПАПР в 3,6 раза по сравнению с детьми из ДОУ 1 (в ДОУ 1 33 ± 3,5 усл. ед., в ДОУ 2 121,2 ± 4,3 усл. ед.; р < 0,05). Полученный факт свидетельствует о неэкономной работе сердечно-сосудистой системы, снижении адаптационной надежности и возрастании риска ее срыва. Детей с удовлетворительной адаптацией было больше в ДОУ 1 на 10,2%, тогда как неудовлетворительная адаптация и ее срыв на 12,7 и 6,8% соответственно чаще наблюдали у дошкольников ДОУ 2 с неудовлетворительным уровнем санитарно-гигиенического благополучия (рис. 1).

Важным интегральным критерием развития адаптационных процессов являются показатели умственной работоспособности детей (рис. 2). По мере взросления детей с 4 до 6 лет среди посещающих ДОУ 1 увеличилось на 12,5% число дошкольников с нормальным уровнем умственной работоспособности и уменьшилось на 9,4% число детей с существенно сниженной работоспособностью, в ДОУ 2 увеличилось на 23,2% число детей с существенно сниженной работоспособностью.

Таким образом, неудовлетворительные условия в ДОУ приводят к снижению уровня адаптированное™ и работоспособности детей за счет ухудшения функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Эти данные диктуют необходимость внедрения комплекса мероприятий, направленных на улучшение санитарно-гигиенического благополучия с целью повышения уровня адаптированности детей, посещающих ДОУ.

Л итература

1. Казначеев В. П. Проблемы адаптации и общей патологии. - М„ 1988. - С. 91-93.

2. Лоскутова Т. Д. // Физиол. журн. СССР. — 1975. — Т. 61, № 1. - С. 36-40.

3. Маймулов В. Г., Нагорный С. В., Шабров А. В. Основы системного анализа в эколого-гигиенических исследованиях. — СПб., 2001.

4. Мороз М. П., Узалова Г. П., Захаров А. В. // Физиол. человека. - 1986. - Т. 12, № 2. - С. 179-186.

Поступила 16.12.08

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 613.953:612.89.08

А. И. Сафронова', А. В. Вахмистрова2, В. Н. Никулин3, Л. Н. Каримова4

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ И ГИМНАЗИСТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

'ассистент кафедры гигиены и эпидемиологии факультета последипломной подготовки специалистов ГОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава, е-пш1:ог&та^сПр@пш1.ги; Ассистент кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ГОУ ВПО ОрГМА Росздрава; кандидат мед. наук, ассистент кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ГОУ ВПО ОрГМА; 4исследователь-стажер кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ГОУ ВПО ОрГМА, 460000 Оренбург, ул. М. Горького, 43

В статье приведены данные исследования по оценке состояния вегетативной нервной системы у 645учащихся гимназии и школы, подвергавшихся различному уровню антропогенной нагрузки К^и 25,81 и К^м 22,74 ед. соответственно, а также комплексному влиянию факторов внутришкольной среды гимназии и школы. В результате проведенных исследований установили, что многокомплексное влияние неблагоприятных факторов образовательного пространства и окружающей среды оказывает наиболее существенное влияние на функциональное состояние вегетативной нервной системы гимназистов по сравнению со школьниками, что приводит к дезорганизации внутри- и межсистемных эффекторных взаимодействий и проявляется в избыточном вегетативном обеспечении.

Ключевые слова: гимназисты, условия обучения, окружающая среда, вегетативная нервная система

^игиена и санитария 4/2009

A. I. Safronova, A. V. Vakhmistrova, V. N. Nikulin, L. N. Karimova. - THE FUNCTIONAL STATUS OF THE AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM IN SCHOOLCHILDREN AND GYMNASIA PUPILS UPON COMPLEX EXPOSURE TO SCHOOLING AND ENVIRONMENTAL FACTORS

The paper gives the data of a study evaluating the autonomic nervous system in 645gymnasia and school pupils exposed to different anthropogenic loads of KMal 25.81 and 22.74 units and to the complex influence of intraschooling environmental factors of a gymnasia and a school.

The studies have established that multicomponent influence ofpoorfactors of the educational space and the environment is much more responsible for the functional status of the autonomic nervous system of gymnasia pupils than that of schoolchildren, which leads to disorganization of intra- and intersystemic effector interactions and appears as excess autonomic provision.

Key words: gymnasia pupils, teaching conditions, environment, autonomic nervous system

Вегетативная нервная система обеспечивает связь организма ребенка с окружающей и внутренней средой, регулируя обмен веществ и функции органов в соответствии с изменениями этой среды, а также обеспечивает интеграцию всех органов в единое целое, являясь одной из главных адаптационных систем организма [1]. По данным ряда авторов, экологические и учебные нагрузки имеют для учащихся характер перманентного стресса, приводящего к развитию гормонально-вегетативной депрессии, реализующейся на различных уровнях: корковом, подкорковом, спинально-рефлекторном [3, 5].

Цель исследования — выявление особенностей функционирования вегетативной нервной системы школьников и гимназистов под воздействием факторов образовательной среды, организации учебно-воспитательного процесса и уровней антропогенной нагрузки.

Обследовали учащихся средней общеобразовательной школы № 27 (школьники) и гимназии № 2 (гимназисты), различающихся типом образовательного учреждения, факторами внутришкольной среды, уровнем факторов окружающей среды на территории этих образовательных учреждений. Всего обследовали 645 учащихся, сформированных в 3 возрастные группы: 1-я — 7—10 лет; 2-я — 11 — 14 лет; 3-я — 15—17 лет. Величина антропогенной нагрузки, определенная комплексными показа-

телями загрязнения атмосферного воздуха, почвы, питьевой воды и шумовой нагрузки на организм гимназистов, составила по К^,, 25,81 ед., на организм школьников — К^ 22,74 ед. Комплексная балльная оценка условий воспитания и обучения в школе составила 670 баллов, а в гимназии — 614,5 балла, что оценивается как умеренно опасное по оценочной шкале А. Г. Сухарева, J1. Я. Каневской [4].

Исходный вегетативный тонус (ИВТ) у школьников и гимназистов определяли по таблице А. М. Вейна [1], модифицированной для детского возраста, включающей 52 диагностических признака.

Вегетативную реактивность у школьников и гимназистов исследовали по данным вариационной пульсомет-рии с использованием автоматизированного кардиорит-мографического комплекса ORTO Expert [2].

Анализ данных многопараметрической характеристики показателей математического анализа сердечного ритма в покое и ортостазе у школьников и гимназистов, приведенный в табл. 1, свидетельствует, что значения SDNN, параметра, отражающего общую вариабельность сердечного ритма, были максимальными во всех возрастных группах у гимназистов по сравнению со школьниками. Такая же тенденция сохранялась у гимназистов

Таблица 1

Показатели параметров вариационной пульсометрии у школьников и гимназистов в покое и ортостазе (М ± т)

Возраст, годы

Показатель 7- 10 11- -14 15- -17

школа гимназия школа гимназия школа гимназия

ЧСС, в минуту:

покой 88,92 ± 2,25 94,88 ± 2,36 90,88

ортостаз 108,4 ± 2,36 105,34 ± 2,3 100,76

М, с:

покой 0,68 ± 0,01 0,644 ± 0,01 0,67

ортостаз 0,58 ± 0,01 0,57 ± 0,01 0,6

БОО^ с:

покой 0,067 ± 0,006 0,075 ± 0,006 0,057

ортостаз 0,06 ± 0,006 0,047 ± 0,004 0,05

Мод, с:

покой 0,69 ± 0,02 0,645 ± 0,016 0,65

ортостаз 0,58 ± 0,01 0,57 ± 0,014 0,58

АМо, %:

покой 37,61 ± 2,68 37,32 ± 2,97 42,19

ортостаз 43,36 ± 3,00 45,93 ± 3,46 47,42

ДХ, с:

покой 0,25 ± 0,01 0,261 ± 0,021 0,29

ортостаз 0,21 ± 0,012 0,23 ± 0,024 0,26

ИН, усл. ед.:

покой 116,6 ± 20,2 117,8 ± 21,82 160,2

ортостаз 219,2 ± 44,2 236,4 ± 32,8 264,3

ЯМ550, с:

покой 0,059 ± 0,008 0,076 ± 0,009 0,047

ортостаз 0,044 ± 0,006 0,03 ± 0,004 0,038

± 1,82 ± 24,9 95,24 ± 2,66 111,36 ± 2,94 85,84 ± 4,48 98,07 ± 6,03 79,37 ± 2,10 99,51 ± 2,51

± 0,01 ± 0,01 0,644 ±0,018 0,548 ± 0,015 0,72 ± 0,03 0,64 ± 0,04 0,773 ± 0,021 0,615 ± 0,016

± 0,006 ± 0,006 0,067 ± 0,009 0,063 ± 0,014 0,065 ± 0,01 0,046 ± 0,008 0,084 ± 0,009 0,068 ± 0,007

± 0,01 ± 0,01 0,645 ± 0,016 0,545 ± 0,015 0,714 ± 0,04 0,646 ± 0,04 0,737 ± 0,026 0,605 ±0,018

± 2,81 ± 3,37 40,88 ± 3,49 50,92 ± 3,98 43,76 ± 6,81 46,84 ± 5,06 32,55 ± 3,43 42,14 ± 3,12

± 0,03 ± 0,04 0,339 ± 0,037 0,253 ± 0,029 0,298 ± 0,064 0,242 ± 0,044 0,434 ± 0,055 0,367 ± 0,039

± 31,4 ± 46,2 152,4 ± 34,44 356,15 ± 88,45 208,9 ± 70,57 281,5 ± 81,5 92,04 ± 19,92 184,46 ± 45,04

± 0,008 ± 0,007 0,065 ± 0,01 0,045 ± 0,008 0,045 ± 0,011 0,036 ± 0,008 0,071 ± 0,01 0,054 ± 0,007

1 -я группа

2-я группа б

3-я группа

1 -я группа

2-я группа

3-я группа

Распределение (в %) школьников (а) и гимназистов (б) исследуемых возрастных групп в зависимости от типа исходного вегетативного тонуса.

I — эйтония; 2 — ваготония; 3 — симпатикотония; 4 — дистопия.

всех возрастных групп по параметру RMSSD, отражающему высокочастотные компоненты сердечного ритма, которые превышали соответствующий показатель у школьников в 1,3—1,6 раза. Среднее значение моды (Мо), характеризующей гуморальный канал регуляции ритма сердца, достоверных различий у школьников и гимназистов не имел, а с возрастом имел четкую тенденцию к увеличению. Помимо этого, у гимназистов во всех возрастных группах, по сравнению с данными школьников, установлено снижение показателя АМо (амплитуды моды), что свидетельствует о снижении симпатического влияния вегетативной нервной системы на организм учащихся. У гимназистов в возрасте 11 — 14 лет и особенно старшеклассников 15—17 лет по сравнению со школьниками имело место увеличение среднего значения ДХ (вариационного размаха) с 0,29 ± 0,03 до 0,339 ± 0,037 с и с 0,298 ± 0,064 до 0,434 ± 0,055 с соответственно, что свидетельствует об увеличении влияний парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на регуля-торные процессы в организме. Изменения индекса напряжения регуляторных систем (ИН), суммарного показателя, наиболее полно отражающего степень напряжения механизмов регуляции в возрастном аспекте, у школьников и гимназистов были изменчивыми, хотя оставались в пределах существующей физиологической

нормы. При этом необходимо подчеркнуть, что в состоянии покоя у школьников всех возрастных групп по сравнению с данными гимназистов ИН был значительно выше.

Изменения оцениваемых параметров сердечного ритма школьников и гимназистов при проведении ортоста-тической пробы были специфичны и имели общую закономерность, о чем свидетельствует достоверное увеличение средних значений частоты сердечных сокращений (ЧСС) и ряда других изученных показателей. Это свидетельствует о включении компенсаторных реакций организма при переходе в вертикальное положение. Имеющееся в данном случае увеличение симпатической направленности, по всей вероятности, может определить в последующем процесс дальнейшего развития изменений сосудистого русла и систем вегетативной регуляции на ортопробу, эффективность которого зависит от реакции сосудодвигательного центра.

Исходный вегетативный тонус отражает фоновую активность структур, осуществляющих регуляцию функций организма в ходе приспособительной деятельности.

Анализ данных, представленных на рисунке показал, что как среди школьников, так и среди гимназистов с возрастом волнообразно менялось соотношение детей с различным ИВТ. У детей в возрасте 7—10 лет преобладала ваготония, которая встречалась у 67,7% школьников и у 59,1% гимназистов. Среди 11 —14-летних школьников было наибольшее число лиц с ваготонией (47,5%) и дис-тонией (42,1%). У гимназистов отметили несколько иную картину: среди всех обследуемых было наибольшее число детей с дистонией (56,2%) и всего лишь 0,9% с эй-тонией. Важно отметить, что в возрасте 15—17 лет и среди школьников, и среди гимназистов отмечается четкая тенденция увеличения числа детей с дистонией, уменьшение — с эйтонией и ваготонией. При этом среди гимназистов более половины (59,1%) были с дистонией, что, вероятно, обусловлено влиянием уровня учебной нагрузки и высокой степени интенсификации учебного процесса в гимназии на фоне комплексного влияния неблагоприятных факторов окружающей среды.

Установили, что гимназистов с дистонией было больше школьников: в возрасте 7—10 лет на 9,6%, в 11 — 14 лет на 14,1% и в 15—17 лет на 12,8%.

Анализ изменений состояния систем регуляции показал, что среди всех обследованных имеется большое число учащихся с напряжением систем регуляции за счет рассогласования влияний обоих отделов вегетативной нервной системы.

В возрасте 11 — 14 лет среди школьников второе место по частоте встречаемости занимали изменения систем регуляции за счет парасимпатического отдела ВНС (31,1%), а среди гимназистов — за счет симпатического отдела ВНС (28,5%). В возрасте 15—17 у всех обследованных в большем проценте случаев регуляция систем напряжения обеспечивалась за счет централизации: среди школьников — 39,2%, а среди гимназистов — 32,2%.

При оценке параметров переходного процесса установили, что процент учащихся с адекватной реакцией сердечно-сосудистой системы на ортопробу был высо-

Таблица 2

Частота встречаемости (в %) влияния различных отделов ВНС при напряжении регуляции у школьников и гимназистов различных возрастных групп

Отделы ВНС и их влияние Школьники Гимназисты

7-10 лег 11-14 лет 15-17 лет 7—10 лет 11-14 лет 15-17 лет

Симпатический 18,4 13,5 10,8 21,7 28,5 26,7

Парасимпатический 26,6 31,1 24,0 20,0 14,8 12,8

Рассогласование влияний обоих отделов 43,0 34,5 26,0 48,0 26,5 28,3

Централизация регуляции 12,0 20,9 39,2 10,3 20,2 32,2

[ена и санитария 4/2009

ким среди школьников и гимназистов, особенно в возрасте 15—17 лет. Увеличенная реакция сердечно-сосуди-стой системы на ортопробу превалировала в двух возрастных группах (7—10 и 11—14 лет) и в большем проценте встречалась у гимназистов — 28,4 и 26,2% соответственно против 20,2 и 22,2% у школьников.

При анализе вегетативного обеспечения организма учащихся (табл. 2), установили достаточное вегетативное обеспечение организма почти у одинакового количества школьников и гимназистов в возрасте 7—10 лет (26 и 28,5% соответственно). В возрасте 11—14 и 15—17 лет процент учащихся с данным вариантом вегетативного обеспечения оказался выше в школе на 11,5 и 4,9% соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вегетативное обеспечение, расцененное как избыточное, чаще регистрировали у гимназистов и в большем проценте случаев в возрасте 15—17 лет: 41,4% против 32,2% случаев той же возрастной группы школьников.

Чрезвычайно избыточное вегетативное обеспечение также выявили у большего числа гимназистов. Так, в 7— 10 лет оно было у 22,5% гимназистов против 10,8% школьников; в 11—14 лет у 21% гимназистов и лишь у 8,1% школьников; а в 15—17 лет у 28,5% гимназистов и у 12,3% школьников, что, вероятно, обусловлено комплексным влиянием неблагоприятных факторов среды обитания, в том числе высоким уровнем интенсификации учебного процесса в гимназии.

Примерно в одинаковом проценте сниженное вегетативное обеспечение организма встречалось среди гимназистов и школьников. Учащихся с недостаточным вегетативным обеспечением было больше во всех возрастных группах среди школьников. Вариант парадоксального ве-

гетативного обеспечения имел место у 2,7% школьников в возрасте 11—14 лет и у 3,3% школьников в возрасте 15—17 лет, а также у 1,1% гимназистов в возрасте 11 — 14 лет и 2,5% гимназистов в 15—17 лет.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что многокомплексное влияние неблагоприятных факторов образовательного пространства и окружающей среды оказывает наиболее существенное влияние на функциональное состояние вегетативной нервной системы гимназистов по сравнению со школьниками, что приводит к дезорганизации внутри- и межсистемных эф-фекторных взаимодействий и проявляется в избыточном вегетативном обеспечении.

Литература

1. Заболевания вегетативной нервной системы: Руководство для врачей / Вейн А. М., Алимова Е. Л., Вознесенская Т. Г. и др. — М., 1995.

2. Игишева Л. Н., Гамеев А. Р. Комплекс (ЖТО-ЕХ-РЕЯТ как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Метод, руководство. — Кемерово, 2003.

3. Кушнир С. М. // Педиатрия. - 2003. — № 2. — С. 106-108.

4. Сухарев А. Г., Каневская Л. Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Метод, пособие. — М., 2002.

5. Трошин В. А/., Бурцев Е. М., Трошин В. Д. Ангионев-рология детского возраста. — Н. Новгород, 1995.

Поступила 16.12.08

О А. Г. CETKO, H. Е. ВЯЛЬЦИНА, 2009 УДК 614.7:tl(-0S3J

А. Г. Сетко', Н. Е. Вяльцина2

ВОЗДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ДЕТСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ УРБАНИЗИРОВАННЫХ И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

'доктор мед. наук, начальник отдела социально-гигиенического мониторинга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, т. (3532) 70-80-70; 'руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, Оренбург, ул. 60 лет Октября, 2/1, т. (3532) 33-37-98

В статье приведены данные исследований по установлению закономерностей формирования состава, уровней и пространственно-временных особенностей загрязнения атмосферного воздуха, почвы, питьевой воды в риске их влияния на здоровье детей, проживающих на урбанизированных и сельских территориях. В результате проведенных исследований установлено, что величина комплексной антропогенной нагрузки среды обитания на детское население, проживающее на урбанизированной территории, в 4,9 раза выше по сравнению с сельской. Приоритетные химические поллютанты для урбанизированной и сельской территорий различны. Установлено, что наиболее неблагоприятной в отношении риска развития неканцерогенных эффектов с учетом рассчитанных индексов опасности является урбанизированная территория. Такая же тенденция сохраняется и для рассчитанных показателей популяционного риска.

Ключевые слова: среда обитания, здоровье, дети, адаптация, суммарный индекс опасности

A. G. Seiko, N. Ye. Vyallsina. - INFLUENCE OF ENVIRONMENTAL FACTORS ON THE PEDIATRIC POPULATION IN THE URBANIZED AND RURAL AREAS OF THE ORENBURG REGION

The paper gives the data of studies establishing the regularities of formation of the composition, levels, and space-time features of pollution of ambient air, soil, and drinking water in the risk of their influence of the health status of the children residing in the urbanized and rural areas.

The studies have ascertained that the magnitude of a complex anthropogenic load of the environment on the pediatric population living in the urbanized area is 4.9 times higher than that in the rural area. The priority chemical pollutants are different in the urbanized and rural areas. The urbanized area has been found to be most unfavorable as to the risk of development of non-carcinogenic effects with the calculated hazard indices being kept in mind. The same trend is shown for the calculated population risk indices.

Key words: environment, health, children, adaptation, total hazard index

В настоящее время исследования по оценке состояния здоровья детского населения в зависимости от загрязнения окружающей среды имеют достаточно широ-

кое распространение. Однако они часто не ориентированы на предупреждение угрозы здоровью, а служат лишь для подтверждения роли загрязнений в развитии заболе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.