Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ'

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the intra school environment in the examined educational establishments has indicated that the sanitary and hygienic conditions of pupils’ school stay are characterized by a diversity of disadvantages. The leading factors that have the greatest influence on schoolchildren’s morbidity are those associated with the organization of a teaching-and-educational process (36.9%) and with the intra school environment (28.1%). All the foregoing suggests that a hygienic monitoring system should be set up in each school for the systemic monitoring of pupils’ health and for its forming factors.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ»

моотношения с окружающими. Отрицательные эмоции, чаще отмечавшиеся у мальчиков, чем у девочек, были выявлены у 14,7 ± 2,3% детей.

Для изучения влияния психоэмоциональных проблем на течение процессов адаптации мы исследовали состояние сердечно-сосудистой системы как индикатора адаптационно-приспособительных реакций организма. Результаты исследований приведены в табл. 2.

Как видно из данных табл. 2, дети с различными типами психоэмоциональных проблем имели статистически достоверные различия (р < 0,01) в уровне артериального давления (АД). Из данных литературы известно, что уровень АД отражает степень мобилизации организма, необходимую для успешной адаптации в условиях, требующих напряжения. Он взаимосвязан с эмоциональным статусом, тревогой, индивидуальным типом реакции на фрустрирующие, вызывающие напряжение ситуации [8, 7, 13]. Степень эмоционального напряжения у обследованных детей коррелировала с величиной ИН (г = +0,63).

Чем больше выявлено у ребенка проблем, тем выше была степень напряжения регуляторных механизмов. Значения ИН находились в пределах от 225,7 ± 31,3 до 320,7 ± 30,5 усл. ед.

ИВР у детей с незначительным числом психоэмоциональных проблем был на 22,5% ниже, чем у детей, имеющих 2 и более проблемы.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что степень эмоционального реагирования влияет на функциональное состояние

сердечно-сосудистой системы, от которого зависит успешность развития реакций адаптации.

Литература

1. Александровская Э. М., Лусканова И. Г. // Гиг. и сан.

- 1984. - № 3. - С. 27-30.

2. Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста.

- М., 1977.

3. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979.

4. Баевский Р. М. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. — М., 1984.

5. Баркан А. И. Особенности адаптации и состояния здоровья детей раннего возраста в дошкольных коллективах: Автореф. дис. ... канд. — М., 1979.

6. Белов А. Ф., Лапкин М. И., Яковлев Н. В. // Психол. журн. - 1995. - № 15. - С. 81-86.

7. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — J1., 1988. — С. 8—41.

8. Заболевания вегетативной нервной системы: Руководство для врачей / Под ред. А. М. Вейна. — М., 1991. - С. 377-385.

9. Общая психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987. — С. 221-227.

10. Осадшая Л. Б. Физиологический анализ эмоциональных напряжений и адаптации ребенка к пребыванию в детском коллективе: Автореф. дис. ... канд.

- М„ 1979.

11. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. — Л., 1990.

12. СобчикЛ. Я. Методы психологической диагностики: Метод, руководство. — М., 1990. — С. 88.

13. Perini С., Muller F. // J. Hypertens. - 1991. - Vol. 9, N 6. - P. 499-503.

Поступила 21.06.05

О И. Г. ЗОРИНА. 2006 УДК 613.»55:371.7|-07

И. Г. Зорина

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Государственная медицинская академия, Челябинск

Состояние здоровья детей и подростков, составляющих трудовой и интеллектуальный потенциал общества, является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Высокий уровень здоровья детей является необходимым условием успешного экономического и социального развития страны (2, 3, 6].

В связи с продолжающимся реформированием школьного образования ведутся поиски новых путей эффективного обучения детей и подростков. Разрабатываются экспериментальные учебные программы, открываются новые типы учебных заведений с интенсивными формами обучения (гимназии, лицеи, колледжи).

У современных детей и подростков отмечается рост числа морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний. По мнению ряда авторов, в России лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункцио-нальные отклонения, 40% — хронические заболевания [5].

Причинами ухудшения здоровья школьников являются несоответствие условий обучения существующим гигиеническим требованиям, интенси-

фикация процесса обучения и большие перегрузки, особенно на фоне ухудшения социально-экологи-ческой обстановки.

Много нерешенных проблем в регламентации учебных нагрузок в связи с внедрением педагогических инноваций, а также в вопросах профилактики стрессогенных ситуаций у школьников в связи с дезадаптацией, возникающей от умственного переутомления [1,4, 7]. Эти и другие проблемы подтверждают актуальность предпринятого нами исследования.

Цель работы — исследование влияния внутри-школьных факторов на состояние здоровья и умственной работоспособности школьников при разных формах обучения.

Основой настоящей работы стали исследования, проведенные на базе 4 школ Челябинска. Обследовано 5550 школьников, обучающихся в классах с традиционными общеобразовательными программами, профильным обучением, с эстетическим направлением, гимназии и лицее.

Для оценки состояния внутришкольной среды (микроклимата, инсоляции, освещенности, акустического режима, химического и бактериального

г

состава воздуха) проведены инструментальные и лабораторные исследования, а также проанализированы данные лабораторных исследований санитарно-эпидемиологических учреждений. Всего проведено 4725 измерений.

Оценка уровня санитарно-гигиенического благополучия обследованных школ с определением риска повышенной заболеваемости учащихся проводилась с использованием методик, предложенных И. Ш. Якубовой (1997) и А. Г. Сухаревым (2000), в нашей модернизации. Каждую из исследуемых школ оценивали по 65 показателям. На основании результатов многофакторного анализа получена рейтинговая шкала, в которой уровни санитарно-гигиенического благополучия школ разделены на 4 группы.

Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательного процесса осуществлялась на основе изучения и анализа учебных программ, планов и расписаний уроков; проверки обеспечения учебного процесса методическими планами и программами, учебным оборудованием и др.; изучения бюджета времени школьников. Для анализа умственной работоспособности учащихся использовались буквенные таблицы В. Я. Анфимова (1977) в модификации А. Н. Кабанова.

Для определения физиологической стоимости достигнутой работоспособности оценивали уровень функционирования основных систем организма (центральной нервной, сердечно-сосуди-стой, респираторной) и нервно-мышечного аппарата учащихся с помощью общепринятых методов. Состояние здоровья оценивали комплексно по показателям заболеваемости, наличию хронической патологии, уровню гармоничности физического и нервно-психического здоровья, рассчитывали индекс здоровья. Для изучения влияния учебной нагрузки разной интенсивности на работоспособность детей использовали методику интегральной оценки утомления, предложенную Г. И. Куценко (1982).

Во всех обследованных школах площади земельных участков, их планировка, функциональное зонирование, степень озеленения, оборудование не отвечали гигиеническим нормативам. Не соответствуют гигиеническим требованиям проектные и технические возможности зданий, построенные 30—50 лет назад. Существенные нарушения выявлены в комплектации классов школьной мебелью: несоответствие маркировки столов и стульев, высоты мебели росту учащихся, нерациональная расстановка парт. Наибольшее число подобных нарушений выявлено в классах общеобразовательной школы - 60,3 ± 1,4% (р < 0,05).

Недостатки в комплектации учебных помещений школьной мебелью, не отвечающей гигиеническим требованиям и стандартам, нашли свое отражение в структуре хронической патологии обследованных школьников. Нарушения рабочей позы наиболее часто встречаются у учащихся традиционных (61,9 ± 3,3%) и профильных (47,5 ± 3,6%; р < 0,05) классов.

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани занимают 2-е место среди выявленных хронических заболеваний. Наибольший удельный вес имеет сколиоз (67,9%). Тесная связь между распространенностью сколиоза и несоответствием

школьной мебели росту учащихся подтверждена корреляционным анализом (г = 0,7).

Выявлено, что микроклиматические условия в 80% учебных помещений 3 обследованных школ в зимний период времени характеризовались низкими температурами (14—16°С) и большой подвижностью воздуха (0,5—0,9 м/с).

При исследовании химического состава воздуха в обследуемых помещениях обнаружено превышение содержания углекислоты и сероводорода в 86,5—100% проб. Концентрации эпихлоргидрида и формальдегида превышали допустимые значения в 22-84% проб.

Микробная обсемененность воздуха со значительной долей гемолитической кокковой микрофлоры и наличием золотистого стафилококка во всех обследованных помещениях постоянно находилась на высоком уровне.

Выявлена сильная связь между заболеваемостью ОРВИ и микроклиматом классов (г = -0,8), бактериальной обсемененностью (г = -0,8), режимом проветривания (г = -0,7).

В 25—30% обследованных помещений отмечена недостаточная естественная, а в 50% — недостаточная искусственная освещенность. Наиболее значительные нарушения уровней искусственного освещения наблюдались в традиционной и художественной школах (р < 0,05). Выявлена сильная связь между распространенностью миопии среди школьников и уровнем освещенности в классах (г = -0,8).

Нарушения в расписании уроков связаны с превышением максимально допустимой недельной нагрузки, с нерациональными распределением легких и трудных предметов и чередованием статического и динамического компонентов. Особенно велика учебная нагрузка у лицеистов (превышает допустимую на 4—6 ч) и у школьников профильных классов (превышает на 3—4 ч в неделю). Наибольшее число нарушений в расписании выявлено в лицее (51,8 ± 3,0%) и профильных классах (50,6 ± 3,8%).

В классах с интенсивными формами обучения отмечена высокая плотность уроков (92,5 и 87,5% соответственно). При этом от 66,0 ± 4,2 до 78,3 ± 3,7% учащихся, несмотря на развивающееся утомление, сохраняли активность и внимание в течение всего урока. При традиционных формах обучения активность школьников была самой низкой (42,5 ± 2,5% учеников не участвовали в учебном процессе) (р < 0,05).

Наиболее высокой среднегодовая успеваемость была у учащихся гимназии (4,0 ±0,14 баллов) и лицея (3,9 ± 0,1 балла) и самой низкой — при традиционной форме обучения (3,4 ± 0,08 балла).

Анализ динамики работоспособности учащихся на протяжении учебного года свидетельствует о том, что лишь в традиционной школе все показатели работоспособности от 1-й к 4-й четверти постепенно увеличивались; у учащихся школ с интенсивными формами обучения отмечено снижение работоспособности в 4-й четверти (на 14,6—59,3), низкие коэффициенты точности, особенно характерно это для учащихся профильных классов и лицея (р < 0,05) (табл. 1).

Со стороны изучаемых показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление, минутный объем крово-

[

Таблица 1

Показатели функциональных систем организма старших школьников (М ± т)

Форма обучения

Показатель Учебная четверть традиционная профильное направление эстетическое направление гимназия лицей

Количество

Продуктивность работы

Устойчивость внимания

Коэффициент работоспособности

Частота сердечных сокращений

Систолическое давление

Диастолическое давление

Минутный объем кровотока

Общее периферическое сопротивление

1-я 4-я Р

1-я 4-я

Р

1-я 4-я Р

1-я 4-я Р

1-я 4-я Сдвиг, % 1-я 4-я Сдвиг, % 1-я 4-я Сдвиг, % 1-я 4-я Сдвиг, % 1-я 4-я Сдвиг, %

937,3 ± 8,0 1126,0 ± 8,1

67,2 ± 0,7 97,8 ± 0,9

466.5 ± 3,2 560,1 ± 4,6

871.6 ± 7,3 1069,7 ± 8,0

70.2 ± 3,0 73,4 ± 3,0

+3,2

123.7 ± 2,1 116,3 ± 2,0

-6,3 74,7 ± 1,9

70.3 ± 1,8 -6,2

4,9 ± 0,12 5,0 ± 0,12 2,0 1,4 ± 0,02 1,4 ± 0,03 0

1217,0 ± 8,9 807,0 ± 6,3

87,2 ± 0,4 35,5 ± 0,3

606,3 ± 5,6

401.2 ± 4,0

143,9 ± 8,6

726.3 ± 6,1

72.7 ± 2,2

71.8 ± 2,1 -1.3

124.4 ± 2,0 117,2 ± 2,0

-5,8 71,1 ± 1,4 72,1 ± 1,0 + 1,4

6,3 ± 0,03 6,3 ± 0,04 0

1,3 ± 0,03 1,3 ± 0,04 0

1312,0 ± 9,0 1120,0 ± 8,5

< 0,05 90,2 ± 0,8 77,4 ± 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< 0,05 653,1 ± 5,7 558,3 ± 5,6

< 0,05 1259,5 ± 8,7 1052,8 ± 8,2

< 0,05 76,9 ± 4,8 73,8 ± 4,8

-3,1

109.0 ± 1,9

111.1 ± 1,9 + 1,9

63,0 ± 2,4 66,8 ± 2,5

+5,7 6,4 ± 0,04 6,4 ± 0,06 0

1,4 ± 0,04 1,3 ± 0,03 +7,2

1251,0 ± 8,2 1040,0 ± 7,4

92,0 ± 0,7 53,0 ± 0,5

623.5 ± 5,2

518.6 ± 4,1

1213,5 ± 8,0

988.0 ± 7,2

70,9 ± 4,8 70,2 ± 4,7 -0,2

110.1 ± 2,0 109,0 ± 1,9

-0,2 66,4 ± 1,8 63,0 ± 1,6

-5,3 5,4 ± 0,06 5,3 ± 0,09 -1,9

1.3 ± 0,05

1.4 ± 0,04 +7,6

1734.0 ± 9,3

1360.1 ± 7,9

82,2 ± 0,3

44.4 ± 0,7

863,0 ± 7,6 677,3 ± 4,6

1716,6 ± 9,0

1319.2 ± 8,0

70,9 ± 4,8 72,0 ± 3,7 + 1,1 108,7 ± 1,7 124,7 ± 2,8 + 12,9

68.5 ± 1,3 75,8 ± 1,8

+7,3 6,0 ± 0,06 6.3 ±0,03

+5,0 1,3 ± 0,03 1,2 ± 0,03 -7,7

тока и общее периферическое сопротивление крови) существенных изменений не выявлено, что может свидетельствовать о достаточной компенсаторной способности сердечно-сосудистой системы учащихся.

Проведенные исследования показали, что состояние здоровья обследованных школьников характеризовалось высокими показателями заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ), значительным распространением хронической заболеваемости среди учащихся, прогрессирующим снижением показателей здоровья школьников от младшего к старшему возрасту. Заболе-

ваемость с ВУТ у обследованных составила в среднем 88,4 на 100 (175,6 случая и 2277,1 дня на 100 учащихся).

Наиболее высокие уровни заболеваемости отмечены по классам болезней органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения, системы кровообращения и костно-мышечной системы. Эти классы болезней заняли 5 первых ранговых мест. Их удельный вес в структуре заболеваемости составил 79,1%, с ними связано 67% дней, пропущенных учащимися по болезни. Наиболее высокие уровни заболеваемости у учащихся лицея (табл. 2).

Таблица 2

Заболеваемость с ВУТ у школьников в зависимости от формы обучения (в среднем за 3 года на 100 учащихся)

Форма обучения Итого

Класс болезней традиционная профильное направление эстетическое направление гимназия лицей

Инфекции и паразитарные болезни 4,5 (70,8) 5,0 (88,8) 4,8 (75,6) 6,4 (111,6) 6,7 (98,4) 5,4 (89,0)

Болезни крови и кроветворных органов 9,8 (270,1) 11,0 (318,1) 10,0 (282,0) 15,4 (370,1) 15,0 (502,1) 12,2 (348,5)

Болезни эндокринной системы 1,3 (19,4) 1,7 (27,8) 1,5 (32,1) 2,1 (36,1) 2,0 (30,0) 1,7 (29,0)

Болезни нервной системы 21,0 (253,2) 20,9 (244,1) 23,4 (276,1) 21,5 (225,3) 23,5 (290,0) 22,0 (257,7)

Болезни органов кровообращения 15,4 (164,3) 20,3 (231,1) 21,5 (223,2) 14,2 (166,1) 14,4 (156,1) 17,1 (188,1)

Болезни органов дыхания 63,5 (640,2) 62,0 (628,1) 67,9 (683,1) 63,1 (644,0) 66,6 (675,3) 64,6 (654,1)

Болезни органов пищеварения 22,2 (266,11 24,4 (248,1) 16,2 (223,2) 22,6 (264,3) 22,2 (256,1) 21,5 (251,5)

Болезни кожи и подкожной клетчатки 4,7 (59,1) 5,9 (74,2) 9,6 (114,2) 10,3 (146,0) 10,9 (148,1) 8,2 (108,3)

Болезни костно-мышечной системы 11,8 (162,5) 19,3 (221,1) 4,7(140,4) 12,1 (170,1) 14,8 (182,4) 13,9 (175,3)

Болезни мочеполовой системы 1,2 (31,5) 1,1 (24,5) 2,1 (44,3) 1,1 (28,6) 2,4 (43,2) 1,6 (34,4)

Врожденные аномалии развития 1,8 (54,4) 1,5 (46,6) 1,5 (50,4) 1,2 (48,8) 2,0 (93,1) 1,6 (58,6)

Прочие 6,8 (115,2) 4,8 (62,5) 5,3 (97,2) 5,1 (88,4) 5,1 (93,6) 5,4 (91,3)

Всего... 164 (2106,8) 177,9 (2215,0) 175,5 (2197,5) 175,1 (2299,4) 185,5 (2568,4) 175,6 (2277,4)

Примечание. В скобках указан показатель заболеваемости в днях.

Среди учащихся 35% детей имели хронические заболевания. Распространенность хронических заболеваний составила 112,5 случая на 100 учащихся. В структуре выявленной хронической патологии ведущее место занимают болезни, в возникновении которых важнейшую роль играют факторы внутришкольной среды: органов пищеварения (19,6%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (16,6%), глаза и его придаточного аппарата (12,5%), системы кровообращения (9,1%), нервной системы и органов чувств (8,6%).

В I фуппу здоровья вошли 17,6% учащихся, во II - 47,4%, в III - 35% детей.

Выявлено, что у 24,9% учащихся имеются нарушения физического развития. Среди школьников с негармоничным развитием преобладают дети с дефицитом массы тела (35,1%) и задержкой физического развития (40,2%). Детей с отклонениями в физическом развитии больше среди учащихся профильных классов (р < 0,05).

Выводы. 1. Социально-гигиенические условия обучения в обследованных школах имеют ряд недостатков и по многим показателям не соответствуют гигиеническим нормативам (СанПиН 2.4.2782—99). Во всех обследованных школах в разной степени нарушены нормы вместимости, наполняемость классов, площади учебных кабинетов, габариты школьной мебели. Учащиеся обследованных школ в процессе обучения подвержены влиянию средовых воздействий, основными факторами которых являются: плохой микроклимат в учебных помещениях, недостаточная освещенность, загрязненность воздуха антропотоксинами, неблагоприятный акустический режим.

2. Функциональное состояние организма и работоспособность учащихся, обучающихся по разным программам, определялись профилем обучения. Интенсивная учебная программа по сравнению с общеобразовательной вызывает более раннее снижение умственной работоспособности учащихся в течение дня, недели и года. Выявлена тес-

ная корреляционная связь между показателями работоспособности и объемом учебной нагрузки (г =-0,9), числом нарушений в расписании (г = -0,8), освещенностью в классе (г = -0,7).

3. Проведенные исследования показали, что условия обучения в обследованных школах вносят существенный вклад в формирование здоровья учащихся. Состояние здоровья обследованных школьников характеризуется высокими показателями заболеваемости с ВУТ, значительным распространением хронических заболеваний, прогрессивным снижением показателей здоровья от младших к старшим классам.

Литература

1. Бобров А. Ф., Щебланов В. Ю., Сапышцкий В. П. // Мед. труда и пром. экол. — 2001. — № 8. — С. 20— 25.

2. Гончарова Г. А. // Гиг. и сан. — 1993. — № 2. — q 28_30

3. Гребняк Н. П // Гиг. и сан. - 1999. - № 3. - С. 40-43.

4. Измеров Н. Ф., Липенецкая Т. Д., Матюхин В. В. // Мед. труда и пром. экол. — 2005. — № 2. — С. 1—6.

5. Истомина Е. Е., Шкуратова Г. Н., Лимин Б. В. Ц Материалы VII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 1996. — С. 170—172.

6. Кучма В. Р. Ц Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С. 36-40.

7. Мусина А. А. // Мед. труда и пром. экол. — 2004. — № 11. - С. 35-38.

Поступило 2I.06.0S

Summary. The study of the intraschool environment in the examined educational establishments has indicated that the sanitary and hygienic conditions of pupils' school stay are characterized by a diversity of disadvantages. The leading factors that have the greatest influence on school-children's morbidity are those associated with the organization of a teaching-and-educational process (36.9%) and with the intraschool environment (28.1%). All the foregoing suggests that a hygienic monitoring system should be set up in each school for the systemic monitoring of pupils' health and for its forming factors.

С А. В. БАБАНОВА, Г. М. НАСЫБУЛЛИНА, 2006 УДК 613.955:373.3)-07

А. В. Баба нова, Г. М. Насыбуллина

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕРСОНАЛА ШКОЛ В ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Росздрава, Екатеринбург, Территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Полевском

В современных условиях приобретает все большее практическое и теоретическое значение проблема социальной адаптации детей. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной программой, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям и режиму умственного труда. Выполнение каждой из этих задач связано с предшествующим опытом ребенка. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды. Субъективным индикатором, отражающим удовлетворенность ребенка пре-

быванием в школе, выступает его эмоциональное состояние. Установлено, что тяжелое течение адаптации у ребенка при поступлении в школу является одним из ведущих факторов риска частых заболеваний, отклонений в физическом и нервно-психи-ческом здоровье в течение последующих нескольких лет [1, 2].

Накопленный в России опыт профилактического сопровождения начального этапа обучения свидетельствует о его потенциально высокой медико-социальной и экономической эффективности [1]. Однако использование методов профилактики нарушений адаптации в практическом здравоохранении и учреждениях образования затруднено в связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.