Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРЕНБУРЖЬЯ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРЕНБУРЖЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the results of a survey of the physical development and functional status of 513 urban and rural schoolchildren. Rural children showed a higher tension index that urban ones did. The urban pupils had higher indices of mental and physiological functions in the course of learning. The proportion of children with harmonic physical development was found to be higher among rural schoolchildren.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРЕНБУРЖЬЯ»

Таблица 3

Распространенность заболеваний органов дыхания у детей, проживающих в Северном и Южном округах Оренбурга

Районы города

Заболевание Южный Северный Л

округ округ Г

Хронический фарингит,

синусит 4,6 ± 0.2 8,1 ± 0.8 < 0,05

Хронические болезни

миндалин 28,9 ± 1,4 48.7 ± 1.2 < 0,01

Пневмонии острые 6.8 ± 1,9 13,4 ± 0,4 < 0,05

Пневмонии хронические 0,177 ± 0,01 0,31 ± 0,02 < 0,05

Бронхиальная астма 5,0 ± 0.5 6,1 ± 0,1 < 0.05

проведении гигиенической оценки загрязнения атмосферного воздуха Оренбурга уровни ПДК диоксида серы (0,918 ±0,13, />>0,05) не превышали установленные нормы.

Поэтому представлялось интересным проанализировать зависимость между уровнем диоксида серы и заболеваемостью органов дыхания у детей, проживающих в разных административных районах (Южном и Северном).

По данным гигиенической оценки имело место превышение ПДК по диоксиду серы в Северном округе (в 3 раза) по сравнению с нормативом и с показателями в Южном округе.

Сравнение среднемногодетних показателей заболеваемости органов дыхания у детей выявило значительное их превышение в Северном округе по сравнению с Южным (1302,66 ± 54,6 против 942,27 ± 32,30; р < 0,001) при практически одинаковом уровне общей заболеваемости (1787,26 ± 63,50 и 1797,72 ± 50,11; р > 0,05).

У детей, проживающих в Северном округе, были выявлены более высокие показатели заболеваемости хроническим фарингитом, хроническими болезнями миндалин, аллергическим ринитом, острыми и хроническими пневмониями, бронхиальной астмой (табл. 3).

Анализ анкетирования детей на предмет выявления бронхолегочной патологии позволил выявить следующее: детей, часто болеющих острыми респираторными инфекциями, в Северном округе в 1,8 раза больше, чем в Южном. Эта достоверная разница обусловлена различиями в уровне загрязнения атмосферного воздуха и не зависит от табакокурения родителей и содержания животных в доме, так как последние показатели не имели достоверных различий (р > 0,05).

В пределах округа выявлены различия в количестве детей, имеющих респираторные жалобы. Так, у детей, проживающих в домах, расположенных вдоль автомобильных трасс, жалобы на кашель, насморк отмечались чаще, чем у детей, проживающих в глубине микрорайона. В 1,5 раза чаще родители таких детей имели в анамнезе бронхолегочную патологию.

Таким образом, диоксид серы является основным поллютантом, влияющим на формирование бронхолегочной патологии в промышленном городе. Превышение ПДК приводит к росту числа практически всех нозологических форм бронхолегочной патологии. Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха диоксидом серы вносят стационарные источники, в Оренбурге это предприятия газоперерабатывающей и теплоэнергетической отраслей. Выявленные различия в числе детей, имеющих респираторные жалобы, в зависимости от расстояния проживания от автомобильных трасс позволяют сделать вывод о большом вкладе автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы промышленных городов.

Литература

1. Каганов С. Ю. // Пульмонология. — 1992. — № 2. — С. 6-12.

2. Каганов С. Ю. // Рос. вестн. перинатол. и педиат. — 1996. — N° 4. — С. 9—13.

3. Bates D. V., Sitzo R. // Environ. Res. - 1987. - Vol. 43.

- P. 317-331.

4. Devalia J. L., Risznak C., Davies R. J. // Respir. Med.

- 1994. - Vol. 88. - P. 241-244.

Поступила 21.12.01

С Г. Н. ЛАРИОНОВА. Н. Н. КУЗЬКО, 2002 УДК «14.7:572.511-053.5-07

Г. Н. Ларионова, Н. Н. Кузько

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРЕНБУРЖЬЯ

Оренбургская государственная медицинская академия

Сегодня обоснованную тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков [11].

До последнего времени одним из ведущих показателей в изучении состояния здоровья подрастающего поколения была оценка уровня и гармоничности физического развития и заболеваемости.

Физическое развитие остается основным критерием состояния здоровья детей и подростков, отражая изменения, происходящие в экономических, социальных, экологических условиях жизни [7, 8]. Что же касается оценки уровня и структуры заболеваемости, то на современном этапе этого недостаточно. Оздоровительные мероприятия, проводимые при уже сформировавшемся заболевании, часто не дают желаемого результата |5). Поэтому необходим поиск ранних (донозологических) критериев для оценки состояния здоровья детского населения.

В настоящее время многие исследователи для оценки состояния здоровья обращаются к теории адаптации [4— 6|, согласно которой уровень здоровья можно оценить степенью адаптации организма к условиям среды. Диагностика нарушений адаптационных механизмов позво-

ляет на донозологическом этапе разработать наиболее эффективные профилактические мероприятия с целью улучшения состояния здоровья детей и подростков.

Оценка уровня здоровья на современном этапе не возможна без учета региональных особенностей, отражающих разнообразие этнического состава населения, особенностей уклада жизни, климатогеографических условий [1].

В связи с этим актуальным является изучение физического развития и функционального состояния основных систем организма сельских и городских школьников Оренбургской области.

Было обследовано 224 учащихся начальных классов сельских школ Оренбургского района и 289 школьников Оренбурга. Физическое развитие определяли по сомато-метрическим показателям (рост, масса тела, окружность грудной клетки) с помощью центильного метода. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы исследовали методом вариационной пульсометрии по Р. М. Баевскому [3| с последующим расчетом индекса напряжения (ИН), индекса вегетативного равновесия (ИВР), показателя адекватности процессов регуляции

Показатели функционального состояния основных систем организма городских и сельских школьников (М ± т)

Школьники

Показатель 1-й класс 3-й класс

городские сельские городские сельские

ЖЕЛ, Л 1,4 ± 0,02 1,4 ± 0,02 1,9 ± 0,03 1.8 ±0.03

САД, мм рт. ст. 89,1 ± 0,8 91,3 ± 1,1 97,0 ± 0,7 101,4 ± 1.4*

ДАД, мм рт. ст. 55,1 ± 0,7 56,2 ± 0,9 62,1 ± 0,9 62,7 ± 1,1

Пульс в минуту 84,3 ± 1,0 86,8 ± 1,1 86,7 ± 0,9 89,6 ± 1,5

ИН, усл. ед. 341,9 ± 16,4 348,1 ± 20,1 271,3 ± 12,1 405,0 ± 23.3**

И BP, усл. ед. 381,9 ± 16,9 419,9 ± 19,7 340,7 ± 13,9 478,8 ± 25,4**

ПАПР, усл. ед. 202,0 ± 6,5 198,7 ± 6,7 177,6 ± 5,5 205,5 ± 7,9**

ВПР, усл. ед. 22.9 ± 0,8 21,3 ± 0,8 22,3 ± 0,9 23,3 ± 1

К, ед 0,8 ± 0,02 0,6 ± 0,02" 0,8 ± 0,03 0,7 ± 0,03*

У. ед. 47,8 ± 1,7 39,1 ± 2,9* 67,3 ± 2,4 49,3 ± 3,2"

С, ед. 0,1 ± 0,01 0,09 ± 0,01 0,3 ± 0,02 0,1 ±0,01***

Примечание. Одна звездочка — р < 0,05, две — р < 0,01, три — р < 0,001.

(ПАПР), вегетативного показателя ритма (ВПР), а также измерением артериального давления (АД) и пульса. Функцию центральной нервной системы изучали с помощью корректурных таблиц В. Я. Анфимова [2] путем расчета коэффициентов точности (К), умственной работоспособности (У) и скорости обработки информации (С). Память, объем внимания, его распределение и переключение оценивали с помощью таблиц К. К. Платонова [10]. О состоянии дыхательной системы судили по данным спирометрии.

Полученные результаты обработаны с помощью ва-риационно-статистических методов с использованием специальных программ на компьютере IBM—Pentium.

Согласно данным, представленным в таблице, у третьеклассников села в отличие от городских учащихся прослежено достоверное увеличение ИН, отражающего степень централизации управления сердечным ритмом, на 33%, достоверное увеличение ПАПР на 28,8%, который показывает соответствие уровня функционирования синусового узла и симпатической активности. Достоверное увеличение на 13,6% И BP и тенденция к увеличению ВПР на 4,3% свидетельствуют о вегетативном дисбалансе в сторону преобладания симпатической активности. Одновременно с этим показано, что показатели систолического АД (САД) были достоверно выше (на 4,3%) у сельских учащихся 3-х классов, и наблюдалась тенденция к увеличению АД и пульса во всех возрастных группах. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первоклассников представлялось несколько иначе. У сельских учащихся наблюдалась тенденция к увеличению ИН на 1,8% и И BP на 9%. Вместе с тем средние величины ВПР и ПАПР у городских детей были на 6,9 и 1,6% соответственно выше, чем у сельских, что связано с преобладанием симпатического контура регуляции.

Указанные изменения вегетативных функций организма свидетельствуют о том, что у сельских учащихся наблюдается усиление централизации управления регу-ляторными сдвигами (высокие значения ИН у сельских школьников по сравнению с городскими) и увеличение симпатических влияний на сердечный ритм. Эти сдвиги следует оценивать как включение центральных механизмов регуляции деятельности автономного контура управления, свидетельствующее о неспособности последнего адекватно выполнять свою функцию [9].

При оценке уровня адаптированности городских и сельских школьников установлено, что у абсолютного большинства сельских первоклассников определялись неудовлетворительная адаптация сердечно-сосудистой системы и срыв адаптационных механизмов (75 и 5,8%) за счет уменьшения числа лиц с удовлетворительной адаптацией и ее напряжением (2,9 и 16,3%). Подобная направленность адаптации сохранялась среди городских первоклассников. Так, лица с неудовлетворительной

адаптацией составили 62,1%, со срывом — 4,4% против 13 и 20,5% школьников с удовлетворительной адаптацией и ее напряжением.

Важно отметить, что учащиеся села с удовлетворительной адаптацией составляли 2,9% в 1-м и 3,2% в 3-м классе, а городские школьники — 13% в 1-м и 8,6% в 3-м классе, что, по всей вероятности, связано с высокими адаптивными возможностями у городских детей.

Анализ данных функционального состояния центральной нервной системы в сравнительном аспекте показал, что показатель характеристики внимания у сельских учащихся был достоверно выше на 48,5% в 1-м классе и на 44,4% в 3-м по сравнению с городскими. Обращает на себя внимание тот факт, что К, У и С были достоверно выше у городских детей. Так, у первоклассников города данные показатели были больше на 25, 18,2 и 10%, в третьем классе — на 12,5, 26,7 и 66,6% соответственно.

При сравнении средних значений роста было выявлено, что городские первоклассники были достоверно выше своих сельских сверстников (128,1 ±0,4 и 124,4 ± 0,5 см; р < 0,05), для третьеклассников эти различия были недостоверны (136,5 ± 0,5 и 135,3 ± 1,3 см; р > 0,05). Масса тела была достоверно выше у сельских третьеклассников (28,9 ± 0,5 и 32,1 ± 0,5 кг; р < 0,05). Окружность грудной клетки была достоверно больше у городских детей по сравнению с сельскими (первоклассники — 62,4 ± 0,3 и 57,6 ± 0,3 см; р < 0,05; третьеклассники — 63,9 ± 0,4 и 62,1 ± 0,4 см; р < 0,05). При оценке физического развития установлено, что гармоничное физическое развитие имели 30,8% городских первоклассников, а к 3-му классу их число снизилось до 21%. В 1-м классе выявлено 16,7% учащихся с дисгармоничным физическим развитием, что больше, чем в 3-м классе (9,6%). Одновременно с этим наблюдалось увеличение количества учашихся, имеющих резко дисгармоничное физическое развитие: с 52,5% в 1-м классе до 69,4% в 3-м. Среди сельских школьников в 1-м классе 51,7% составляли дети с гармоничным физическим развитием, 20,3% учащихся имели дисгармоничное, 27,9% — резко дисгармоничное развитие. В 3-м классе число детей с гармоничным физическим развитием увеличилось до 59,3% за счет снижения количества учеников с дисгармоничным (до 17,5%) и резко дисгармоничным (до 23,2%) физическим развитием.

Таким образом, анализ сердечного ритма показал, что у сельских школьников изменяется адаптивная регуляция функций в сторону напряжения механизмов адаптации, что проявляется высокими величинами ИН, а высокие значения ПАПР и ВПР свидетельствуют о вегетативном дисбалансе в сторону преобладания симпатической активности. Показано, что у городских учащихся наблюдалось увеличение показателей психофизиологи-

ческих функций, что обусловлено высоким профессиональным уровнем в динамике обучения. Установлено, что процент детей с гармоничным физическим развитием среди сельских школьников был выше.

Литература

1. Абросимова Л. П., Кабирова Е. В., Симакова Т. А., Шерстобитов Р. Г. // Гиг. и сан. - 1998. - № 8. -С. 30-32.

2. Антропова М. В. Функциональные и адаптивные возможности детей и подростков. — М., 1974. — Т. 1-2.

3. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979.

4. Баевский Р. М., Берсенева А. П., Вакулин В. К. и др. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1987. — N° 8. — С. 8-10.

5. Ильин А. Г., Агапова Л. А. // Гиг. и сан. — 2000. — № 5. - С. 43-46.

6. Казначеев В. А. // Адаптация человека в различных климатогеографических и производственных условиях. - М„ 1981. - Т. 1. - С. 5-7.

7. Кучма В. Р., Суханова Н. И., Кашечкина И. А., Каре-тина С. А. // Гиг. и сан. - 1996. — № 1. - С. 27-29.

8. Осотова В. П. // Там же. - 1998. - № 7. — С. 44-46.

9. Парин В. В., Баевский Р. М. // Успехи физиол. наук. - 1970. - № 2. - С. 100-112.

10. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 1970.

П. Чурьянова М- И., Круглова И И. // Здравоохр. Рос. Федерации. - 1994. — № 4. — С. 25-28.

Поступила 21.12.01

Summary. The paper presents the results of a survey of the physical development and functional status of 513 urban and rural schoolchildren. Rural children showed a higher tension index that urban ones did. The urban pupils had higher indices of mental and physiological functions in the course of learning. The proportion of children with harmonic physical development was found to be higher among rural schoolchildren.

С М. М. МОКЕЕВЛ. Н П. СЕТКО. 2002 УДК 613.955-07

М. М. Мокеева, И. П. Сетко

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ МЛДДШИХ КЛАССОВ

Оренбургская государственная медицинская академия

Здоровье детской популяции формируется под воздействием сложного комплекса социально-гигиеничес-ких, биологических и экологических факторов, поэтому проблема сохранения здоровья детского населения не может быть рассмотрена без учета изменяющихся условий окружающей среды и должна базироваться на комплексном подходе |2, 4].

В связи с тем что в настоящее время одинаковое для всех детей общее образование не гарантирует достаточно интенсивного развития их способностей в той или иной области знаний, возникает множество новых форм обучения (гимназии, лицеи, колледжи, частные школы).

Известно, что перегрузка в процессе обучения опасна для здоровья детей, особенно в те периоды, когда организм ребенка наиболее чувствителен к воздействию факторов окружающей среды: при поступлении в школу и в младшем школьном возрасте |1, 6]. Перестройка образования, сопровождающаяся интенсификацией всех форм воспитания и обучения, оказывает влияние на рост заболеваний школьников [1,2, 6].

Предприняты попытки проведения комплексной оценки влияния факторов окружающей среды на население [4]. Вместе с тем еще недостаточно работ по комплексной оценке суммарного воздействия факторов вну-тришкольной и окружающей среды на организм детей младшего школьного возраста с учетом особенностей образа жизни их родителей. В связи с этим исследования по оценке влияния комплекса факторов на уровень функционирования систем организма младших школьников при инновационных формах обучения являются актуальными и в настоящий момент.

Исследования были проведены на базе 3 школ, различающихся по условиям обучения и организации учебного процесса: I учебное заведение — гимназии с 6-дневным обучением; II — гимназия с 5-дневным обучением; III — общеобразовательная школа с 6-дневным обучением. Объектом изучения являлись 510 школьников 1—3-х классов вышеперечисленных учебных заведений.

Комплекс гигиенических исследований включал в себя определение условий обучения школьников путем использования стандартных методов и приборов. Выбор

методических приемов определялся конечными целями в изучении комплексного влияния факторов школьной среды на физическое развитие, функциональное состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, состояние здоровья школьников младших классов при инновационных формах обучения.

В результате эколого-гигиенических исследований условий обучения установлено, что полученные данные не соответствуют санитарным правилам и нормам по наполняемости классов во II и III учебных заведениях, что, по всей вероятности, может оказывать отрицательное воздействие на среду обитания учеников этих учебных заведений.

Проведенные нами исследования показали, что в теплый период года более чем на 70% ученических мест регистрировался нагревающий микроклимат во всех учебных заведениях, что свидетельствует о возможном напряжении систем терморегуляции у школьников в теплый период года. Показатели искусственного освещения не соответствовали допустимым нормативам в большинстве измерений.

Выявлено, что в районах размещения исследуемых учебных заведений имеет место загрязнение атмосферного воздуха, комплексный показатель которого колебался от 4,65 (II учебное заведение) до 7,14 ед (III учебное заведение).

Оценка организации учебного процесса позволила выявить, что суммарная недельная нагрузка в I и II учебных заведениях превышала гигиенические нормативы на 4 и 5 ч соответственно, в III — на 1 ч.

Интенсивность учебной нагрузки в течение недели при балльной оценке была самой высокой во II учебном заведении и превышала показатели нагрузки I учебного заведения на 5,4% и III — на 8,9%. Максимальная учебная нагрузка у первоклассников в I учебном заведении установлена во вторник и пятницу, во II во вторник и среду, а в III — в понедельник и четверг. Как "нерациональное" оценено распределение учебной нагрузки в течение рабочей недели в III учебном заведении.

Основные элементы режима дня (учебные занятия в школе и приготовление уроков дома, отдых на открытом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.