Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПТУ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОГО ПРОФИЛЯ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПТУ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A complex physiological-hygienic assessment of the adaptational capabilities of the organism of students trained to be electrofilters and technologists in the dynamics of a 2-year course in vocational-technical schools has been carried out. The data obtained show the tension of adaptational mechanisms not only during the first, but also during the second year of studying. It has been found out that the conditions of occupational training are the factor that impedes the adaptation of students to studying at VTS.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПТУ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОГО ПРОФИЛЯ»

мости имеет свои особенности. Наиболее под- ний выявило их высокий

верженными различным заболеваниям оказались дети 6 лет (болезни нервной, эндокринной систем, психические расстройства, болезни крови и кроветворных органов). В 11-летнем возрасте отмечается второй пик заболеваемости. В этом возрасте повышается удельный вес инфекционных и паразитарных болезней, болезней органов пищеварения. Заболеваемость у мальчиков выше, чем у девочек, у которых преобладают только инфекционные болезни и болезни кожи и подкожной клетчатки. В результате возникновения патологической ситуации на фоне неблагоприятных факторов окружающей среды морфофунк-циональные нарушения в организме ребенка могут реализоваться в затяжную или хроническую форму болезни. Изучение хронических заболева-

удельныи вес среди изученного контингента, причем отмечено увеличение частоты таких заболеваний в зависимости от возраста. Указанный выше рост заболеваемости детей 11-летнего возраста обусловлен высокой распространенностью хронических заболеваний.

Результаты исследований использованы при определении групп здоровья. К I группе отнесено 29,3% обследованных школьников, ко II группе — 40,7 %. Многочисленной оказалась и III группа — 29%. IV группа определена у 1%

школьников.

Данные, полученные в наших исследованиях, позволят разработать мероприятия, направленные на оздоровление детей, посещающих школы.

Поступила 17.03.89

«

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990

УДК 377.17:Г377.*5:676

А

В. Я. Тимофеев, Е. А. Аксянова, А. О. Праводелова

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПТУ

ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОГО ПРОФИЛЯ

V

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

При обучении в системе профтехобразования подростки сталкиваются с влиянием комплекса учебно-производственных факторов. В связи с этим особое значение приобретают вопросы адаптации учащихся ПТУ к новым условиям производственной среды и поиски путей, обеспечивающих наилучшую реализацию приспособительных возможностей организма.

Целью настоящего исследования явилось изучение влияния условий и организации профессионального обучения в ПТУ целлюлозно-бумажного профиля (г. Коряжма Архангельской области) на функциональное состояние организма подростков. Проведена комплексная физиолого-гигиеническая оценка адаптационных возможностей организма учащихся при освоении специальностей электрослесаря и технолога в динамике двухлетнего обучения.

Для оценки работоспособности и функционального состояния организма подростков использовали общепринятые в гигиенических исследованиях методики. В частности, изучали умственную работоспособность по корректурному тесту с вычислением показателя суточной адаптивности (ПСА) по Р. М. Баевскому [1], функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) по показателям артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), а также по интегральным показателям гемодинамики (ударный объем крови — УОК, минутный объем крови — МОК, общее периферическое сопротивление — ОПС); одновременно оценивали жизненную емкость легких (ЖЕЛ),

мышечную систему (МС) правой и левой кисти. С помощью условнорефлекторной методики определяли латентный период зрительно-моторной реакции (ЗМР) с учетом количества срывов.

За критерий адаптированное™ организма учащихся принимали состояние дорабочих показателей изучаемых физиологических систем в конце года по сравнению с началом [4]. О степени напряженности адаптационных механизмов судили по степени выраженности физиологических сдвигов в течение дня на каждом этапе про- ^ фессионального обучения (осенний семестр— 1-е ' обследование, весенний семестр — 2-е обследование).

По динамике функционального состояния изучаемых систем на протяжении года судили об особенностях реагирования организма учащихся на комплекс учебно-производственных факторов.

Результаты проведенного исследования показали (табл. 1), что у большинства учащихся I курса затруднена адаптация к профессиональному обучению в ПТУ, что выражалось в отрицательной динамике исходного уровня функционального состояния ССС. Так, в динамике года как в группе технологов, так и в группе электрослесарей наблюдалось резкое уменьшение ЧСС (/?<0,001), повышение диастолического АД (р<0,001), уменьшение УОК (/?<0,001) и МОК (р<0,05), увеличение ОПС (р<0,01). Процесс приспособления к учебно-производственной дея- L тельности сопровождался значительным функ-циональным напряжением ССС учащихся в процессе обучения в течение дня (по среднегодовым

Таблица 1

Некоторые показатели функционального состояния организма учащихся I курса (М-Ь/я)

Показатель Время исследования Технологи Электрослесари

I 11 1 II

ЧСС в минуту Н 81,00=Ы,41 76,304=0,90 75,884= 1,14 65,20=1=0,94

К 75,154=1,43 70,704=0,84 73,324=0,85 75,954=0,98

Диастолическое АД, н 63,62=1=0,84 67,904=0,93 63,254=0,77 71,07±0,93

мм рт. ст. к 64,604=0,93 65,304=0,71 62,08=1=0,82 69,254=1,21

УОК, мл н 76,234=0,93 71,904=0,77 76,424=0,67 70,254=0,75

к 75,13+0,92 74,404=0,77 75,104=0,65 71,584=0,97

МОК, л н 6,19±0,16 5,494=0,09 5,804=0,10 5,484=0,09

к 5,654=0,14 5,274=0,08 5,494=0,07 5,44=1=0,10

ОПС, отн. ед. н 0,92=1=0,03 1,054=0,03 1,10=1=0,03 1,284=0,02

к 1,17±0,03 1,25=4=0,03 1,134=0,03 1,274=0,04

Скорость выполне- н 1140,984=20,25 1079,734=19,67 1209,254-25,60 1050,784=22,06

ния КТ, с к 1078,58+22,90 1081,984=26,38 1126,274=20,21 1060,174=20,83

Точность выполне- н 2,084=0,17 1,37=4=0,21 1,89=4=0,19 4,434=0,37

ния КТ, усл. ед. к 3,084=0,18 1,854=0,23 1,64=1=0,15 2,414=0,21

МС правой кисти, кг н 37,284=0,71 43,304=0,93 48,434=0,89 50,084=0,93

к 35,62=1=0,73 34,424=0,84 45,584=0,92 48,304=0,84

Ь

< 11

Примечание. Здесь и в табл. 2 КТ осенний и весенний семестры.

корректурный тест, Н — начало занятий, К—конец занятий, I и

данным). Однако на фоне отрицательной дневной динамики изучаемых показателей в осеннем семестре (достоверное снижение после трудовой нагрузки систолического АД и МОК, увеличение ОПС) зарегистрированы положительные изменения в конце года. В динамике дня в указанный период в группе электрослесарей увеличивалась ЧСС (р<0,001), остальные показатели практически не изменялись; в группе технологов при аналогичной тенденции достоверно увеличивался УОК (/7<0,05).

Показатели гемодинамики имели определенную взаимосвязь с показателями умственной . работоспособности. Так, в динамике года по ис-^ ходным данным наблюдалось снижение количественного показателя работоспособности как в группе технологов (/?<0,05), так и в группе электрослесарей (р<.0,001), у которых одновременно увеличивался качественный показатель корректурного теста (р<0,001). В динамике учебного дня на фоне отрицательных изменений в осеннем семестре наблюдалась стабилизация показателей работоспособности в весеннем семестре. Функциональное состояние ЦНС не претерпевало существенных изменений: благоприятная динамика зафиксирована в течение года как в исходных, так и в рабочих показателях.

Аналогичные данные были получены при анализе функционального состояния дыхательной системы. При оценке функционального состояния двигательного анализатора зарегистрировано увеличение МС правой и левой кисти от на-чала к концу учебного года во всех обследован-Щ ных группах (в отдельные периоды данные достоверны), что соответствует, по-видимому, типичным возрастным изменениям.

В динамике учебного дня после трудового обу-

чения наблюдалось достоверное уменьшение МС правой кисти как в группе технологов, так и в группе электрослесарей, что расценивалось нами как естественная реакция двигательного анализатора на физическую нагрузку.

Анализ недельной динамики работоспособности обнаружил, что показатель суточной адаптивности характеризовался наибольшей напряженностью в 1-м семестре в группе технологов во вторник и среду (ПСА составил соответственно —215,6 и —258,4 %), в группе электрослесарей в среду (—159%). Во 2-м семестре наибольшей напряженностью по ПСА характеризовалась пятница (в группе технологов) и среда (в группе электрослесарей). Подобные изменения в дни традиционно высокой работоспособности (вторник, среда) обусловлены, по-видимому, компенсаторной реакцией организма и свидетельствовали о раннем наступлении утомления.

Аналогичная направленность изменений выявлена при анализе недельной динамики показателей кровообращения. В 1-м семестре неблагоприятные реакции ССС были зарегистрированы также в дни традиционно высокой работоспособности: уменьшение ЧСС отмечалось во вторник (в группе технологов на 11,3 в минуту; р<С. <0,05; в группе электрослесарей на 12,8 в минуту; р<0,01).

Однонаправленно изменялись в указанный день МОК и УОК. Увеличение ОПС наблюдалось только во вторник и среду в группе электрослесарей (соответственно на 0,23 и 0,19 отн. ед.; р<0,05). В конце учебного года отрицательные сдвиги зарегистрированы в середине недели. Таким образом, недельная динамика работоспособности и функционального состояния ССС свидетельствует о напряженности адаптацион-

Таблица 2

Некоторые показатели функционального состояния организма учащихся II курса (М+т)

Шказателн Время исследования % Технологи Электрослесари

I II I II

ЧСС б минуту H • 76,33-М ,35 73,87+0,66 74,37+1,12 74,60 +0,94

К 74,10+ 1 > 00 76,50+0,62 73,73+0,88 74,93+0,77

Диастолическое АД, H 65,67+0,78 69,00+0,92 69,58+1,12 72,50+1,16

мм рт. ст. Ж к 68,08+0,97 67,90+0,81 66,92+1,05 70,17=1=0,91

Пульсовое давление, H 47,33+1,15 43,17+0,88 46,50+1,10 42,33+1,09

мм рт. ст. к 45,58-И,28 43,03+0,98 45,08+0,93 45,50+1,02

УОК, мл H 74,28+0,84 69,88+0,85 71,67+0,87 67,98+1,00

к 71,97-Ы ,00 67,90+0,81 72,58+0,80 72,87+0,79

МОК, л HÎ 5,68+0,12 5,16+0,07 5,32+0,10 5,07+0,09

к 5,33+0,11 5,18+0,07 5,35+0,08 5,48+0,08

ОПС, отн. ед. H 1,19+0,03 1,33+0,03 1,31+0,03 1,40+0,03

к 1,28±0,03 1,35+0,03 1,25+0,03 1,29+0,05

Скорость выполне- А H 1124,72+26,92 1003,22+24,42 1208,73+22,13 1107,57+33,16

ния КТ, с к 1080,63+26,57 1000,55+32,89 1222,92+23,59 1055,90+34,92

Точность выполне- H 0,874=0,11 1,41+0,18 1,03+0,11 1,78+0,14

ния КТ, усл. ед. к 1,93+0,27 1,78+0,19 2,02+0,18 1,98+0,12

МС правой кисти, кг и 42,50+0,87 43,40+0,72 48,98+0,98 52,20+0,32

к 42,56+0,80 42,13+0,69 48,35+0,92 51,53+1,34

ных механизмов на первом году обучения в ПТУ. Однако нельзя оставить без внимания меньшую физиологическую стоимость учебно-производственных нагрузок, регистрируемую во втором полугодии в динамике учебного дня. Подобную экономизацию приспособительных реакций у подростков в конце года, по-видимому, можно объяснить адаптацией к условиям и режиму обучения в ПТУ. Тем не менее однозначно ответить на этот вопрос нельзя, необходимо рассмотреть течение адаптационных процессов на втором году обучения.

Результаты оценки функционального состояния ССС на II курсе (табл. 2) показали, что в группе электрослесарей исходные показатели гемодинамики (ЧСС, систолическое и диастоличе-ское АД, МОК) в основном не изменялись на протяжении года. Тем не менее зарегистрировано снижение пульсового давления {р<С0,01), УОК (/?<0,01). В группе технологов уменьшилась выраженность реакции со стороны ЧСС, систолического АД, однако увеличились в течение года (при измерении до начала работы)

диастолическое АД (р<0,05), УОК и МОК (р <0,05).

Аналогичные результаты были получены в динамике года после трудового обучения. Физическая нагрузка на организм учащихся сравнительно невелика; по-видимому, этим следует объяснить отсутствие существенных сдвигов такого чувствительного индикатора физической тяжести и напряженности труда, как ЧСС. Что касается диастолического АД, то оно увеличивалось к концу учебного года как в группе технологов, так и в группе электрослесарей. При этом в группе технологов зарегистрировано снижение УОК. Известно, что повышение диастолического АД и снижение УОК при незначитель-

ных колебаниях ЧСС свидетельствуют об ухудшении сократительной способности сердечной мышцы и переходе регулирования кровообращения к менее целесообразному типу — сосудистому [3]. При оценке дневной динамики перечисленных показателей кровообращения установлено стабильное функциональное состояние организма в течение рабочего дня без заметного ухудшения как в 1-м, так и во 2-м семестре.

При оценке умственной работоспособности выявлено достоверное повышение в динамике года исходного качественного показателя и снижение количественного показателя работоспособности в обследуемых группах. В динамике учебного дня (по среднегодовым данным) отрицательные изменения зарегистрированы лишь в осеннем семестре: существенно увеличивалось количество ошибок при выполнении корректурного теста как в группе технологов, так и в группе электрослесарей (р<0,001).

При анализе данных хронорефлексометрии отчетливо прослеживалась тенденция к сокращению латентного периода с течением времени, что вполне согласуется с известным положением об уменьшении латентного периода ЗМР с возрастом. Однако количество ошибок, допущенных учащимися при выполнении методики зрительно-моторного стереотипа, достоверно увеличивалось в обследуемых группах к концу учебного года (по исходным и рабочим уровням). В дневной динамике анализируемых показателей функционального состояния ЦНС достоверных изменений не выявлено.

Показатели МС в динамике учебного года у подростков как до обучения в ПТУ, так и после занятий были практически одинаковыми, что свидетельствует прежде всего об адекватности физических нагрузок на нервно-мышечный аппа-

рат функциональным возможностям подростков. Анализ недельной динамики работоспособности выявил наибольшую напряженность ПСА в 1-м семестре в группе технологов в среду и субботу (ПСА соответственно составил —451,6 и —506,4 %), в группе электрослесарей в пятницу (ПСА —376,6 %). Во 2-м семестре этот показа-. тель существенно увеличивался во все дни об-г следования.

Аналогичная направленность была обнаружена при анализе недельной гемодинамики. В осеннем семестре неблагоприятные реакции ССС у технологов были зарегистрированы в дни традиционно высокой работоспособности: снижение УОК к концу учебного дня наблюдалось во вторник (с 74,0+2,1 до 68,1 ±2,0 мл; рС0,05); уменьшение ЧСС (с 79,2+2,6 до 70,0+2,0 в минуту; /?<0,01) и МОК (с 6,16+0,33 до 5,04+ +0,19 л; р<0,01), увеличение ОПС (с 1,10+ +0,10 до 1,35+0,06 отн. ед.; рС0,05) в среду. В конце учебного года отрицательные изменения отмечены в группе технологов, причем в середине недели. Так, во вторник наблюдалось повышение диастолического АД (с 67+2,6 до 77+ +2,1 мм рт. ст.; р<С.0,01), снижение УОК (с 71,5+2,6 до 64+1,5 мл; р<0,01), что свидетельствует об ухудшении сократительной способности сердечной мышцы и согласуется со среднегодовыми данными гемодинамики указанного контингента. Аналогичные изменения наблюдались у учащихся по средам. Необходимо подчеркнуть, что вторник и среда являлись в группе технологов днями производственной практики, проходившей в цехах базового предприятия — целлюлоз-

но-бумажного комбината. Очевидно, условия производственного обучения служили тем фактором, который затруднял адаптацию учащихся на втором году обучения. Гигиеническая оценка условий производственного обучения в цехах комбината показала, что подростки работают при повышенной температуре воздуха и интенсивном шумовом воздействии.

Настоящее исследование подтвердило мнение [2], что неблагоприятные гигиенические условия являются тем фоном, на котором утомление, обусловленное учебной нагрузкой, становится у подростков более выраженным.

Литература

1. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.

2. Кондратьева И. И., Ковалева И. Д. // Работоспособность и состояние здоровья учащихся ПТУ.— М., 1978.— С. 76—80.

3. Макарова Л. П. // Физиолого-гигиенические аспекты охраны здоровья подростков и молодых работниц при сборочных операциях в приборостроении.— М., 1986.— С. 22—23.

4. Сухарева Л. М., Самотолкина Н. Г. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983. — С. 79—87.

Поступила 25.11.88

Summary. A complex physiological-hygienic assessment of the adaptational capabilities of the organism of students trained to be electrofitters and technologists in the dynamics of a 2-year course in vocational-technical schools has been carried out. The data obtained show the tension of adaptational mechanisms not only during the first, but also during the second year of studying. It has been found out that the conditions of occupational training are the factor that impedes the adaptation of students to studying at VTS.

i

А. Г. СУХАРЕВ, В. А. КАПАСАКАЛИС, 1990

УДК 371.7:613.71/.73 + 371.73

А. Г. Сухарев, В. А. Капасакалис

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ В 1-х КЛАССАХ СЕЛЬСКИХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

ЦОЛИУВ, Москва

Ф

W

Высокая ранимость организма шестилетних детей, незавершенность и гетерохронность развития у них отдельных органов и систем обусловили необходимость научного обоснования специального двигательного режима в целях предупреждения переутомления и отклонений состояния здоровья учащихся.

Среди гигиенических факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на адаптацию детей к обучению и новым социальным условиям, ведущим является гипокинезия [10]. Между тем, по данным ряда авторов [2, 6, 8], потребность в движении у детей в 1-х классах удовлетворяется только на 30—50 %. Неблагоприятная динамика показателей здоровья и функционального состояния организма шестилетних школьников

отчасти обусловлена именно этим обстоятельством [3, 7, 9].

С этих позиций привлекает внимание двигательный режим учащихся сельских школ, которые отличаются от городских детей большой спонтанной двигательной активностью (ДА), хорошей статической и динамической координацией, более высоким уровнем функциональных резервов. В то же время у них отмечается некоторое отставание в развитии двигательных навыков и физической подготовленности [2, 3].

Поэтому целью настоящего исследования явилось гигиеническое обоснование двигательного режима детей, обучающихся в сельской школе.

В соответствии с концепцией перекрестной резистентности была поставлена задача полу-

2 Гигиена и санитария Nz 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.