Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ В 1-х КЛАССАХ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ В 1-х КЛАССАХ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The optimal level of motor activity of 6-year old pupils providing for the improvement of the health status, a steady level of working ability and functional status of child organism has been established through a wide purposeful use of various forms and means of physical education. The possibility to extrapolate motor functions has been confirmed, and it is for the first time that rapid development of finely coordinated movements of hand muscles has been achieved under the influence of game training equipment and special exercises.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ В 1-х КЛАССАХ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

рат функциональным возможностям подростков. Анализ недельной динамики работоспособности выявил наибольшую напряженность ПСА в 1-м семестре в группе технологов в среду и субботу (ПСА соответственно составил —451,6 и —506,4 %), в группе электрослесарей в пятницу (ПСА —376,6 %). Во 2-м семестре этот показа-. тель существенно увеличивался во все дни об-г следования.

Аналогичная направленность была обнаружена при анализе недельной гемодинамики. В осеннем семестре неблагоприятные реакции ССС у технологов были зарегистрированы в дни традиционно высокой работоспособности: снижение УОК к концу учебного дня наблюдалось во вторник (с 74,0+2,1 до 68,1 ±2,0 мл; рС0,05); уменьшение ЧСС (с 79,2±2,6 до 70,0+2,0 в минуту; /?<0,01) и МОК (с 6,16+0,33 до 5,04+ +0,19 л; р<0,01), увеличение ОПС (с 1,10+ +0,10 до 1,35+0,06 отн. ед.; рС0,05) в среду. В конце учебного года отрицательные изменения отмечены в группе технологов, причем в середине недели. Так, во вторник наблюдалось повышение диастолического АД (с 67+2,6 до 77+ +2,1 мм рт. ст.; р<С.0,01), снижение УОК (с 71,5+2,6 до 64+1,5 мл; р<0,01), что свидетельствует об ухудшении сократительной способности сердечной мышцы и согласуется со среднегодовыми данными гемодинамики указанного контингента. Аналогичные изменения наблюдались у учащихся по средам. Необходимо подчеркнуть, что вторник и среда являлись в группе технологов днями производственной практики, проходившей в цехах базового предприятия — целлюлоз-

но-бумажного комбината. Очевидно, условия производственного обучения служили тем фактором, который затруднял адаптацию учащихся на втором году обучения. Гигиеническая оценка условий производственного обучения в цехах комбината показала, что подростки работают при повышенной температуре воздуха и интенсивном шумовом воздействии.

Настоящее исследование подтвердило мнение [2], что неблагоприятные гигиенические условия являются тем фоном, на котором утомление, обусловленное учебной нагрузкой, становится у подростков более выраженным.

Литература

1. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.— М., 1979.

2. Кондратьева И. И., Ковалева И. Д. // Работоспособность и состояние здоровья учащихся ПТУ.— М., 1978.— С. 76—80.

3. Макарова Л. П. // Физиолого-гигиенические аспекты охраны здоровья подростков и молодых работниц при сборочных операциях в приборостроении.— М., 1986.— С. 22—23.

4. Сухарева Л. М., Самотолкина Н. Г. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983. — С. 79—87.

Поступила 25.11.88

Summary. A complex physiological-hygienic assessment of the adaptational capabilities of the organism of students trained to be electrofitters and technologists in the dynamics of a 2-year course in vocational-technical schools has been carried out. The data obtained show the tension of adaptational mechanisms not only during the first, but also during the second year of studying. It has been found out that the conditions of occupational training are the factor that impedes the adaptation of students to studying at VTS.

i

А. Г. СУХАРЕВ, В. А. КАПАСАКАЛИС, 1990

УДК 371.7:613.71/.73 + 371.73

А. Г. Сухарев, В. А. Капасакалис

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕТЕЙ В 1-х КЛАССАХ СЕЛЬСКИХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

ЦОЛИУВ, Москва

Ф

W

Высокая ранимость организма шестилетних детей, незавершенность и гетерохронность развития у них отдельных органов и систем обусловили необходимость научного обоснования специального двигательного режима в целях предупреждения переутомления и отклонений состояния здоровья учащихся.

Среди гигиенических факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на адаптацию детей к обучению и новым социальным условиям, ведущим является гипокинезия [10]. Между тем, по данным ряда авторов [2, 6, 8], потребность в движении у детей в 1-х классах удовлетворяется только на 30—50 %. Неблагоприятная динамика показателей здоровья и функционального состояния организма шестилетних школьников

отчасти обусловлена именно этим обстоятельством [3, 7, 9].

С этих позиций привлекает внимание двигательный режим учащихся сельских школ, которые отличаются от городских детей большой спонтанной двигательной активностью (ДА), хорошей статической и динамической координацией, более высоким уровнем функциональных резервов. В то же время у них отмечается некоторое отставание в развитии двигательных навыков и физической подготовленности [2, 3].

Поэтому целью настоящего исследования явилось гигиеническое обоснование двигательного режима детей, обучающихся в сельской школе.

В соответствии с концепцией перекрестной резистентности была поставлена задача полу-

2 Гигиена и санитария Nz 6

чить с помощью естественного фактора ДА эффективное повышение неспецифической резистентности организма детей и ускорение формирования школьно-значимых навыков.

Исследования проводили в условиях естественного гигиенического эксперимента на базе двух школ Чуйского района Джамбулской области. Под наблюдением находилось 120 детей, начавших обучение в возрасте от 6 лет до 6 лет 5 мес. В контрольной группе (60 учащихся) был реализован традиционный двигательный режим, вторая группа (60 учащихся) находилась в условиях разработанного экспериментального двигательного режима. Сравниваемые группы были однородны по полу, национальному и социальному составу.

При разработке экспериментального двигательного режима были учтены данные изучения ДА шестилетних учащихся при традиционном режиме: среднегодовое число локомоций 11 тыс. шагов в сутки, энерготраты на уровне 1750 ккал, доля динамического компонента 25%, что ниже существующих возрастных нормативов [11].

Поэтому с учетом существующих рекомендаций был разработан экспериментальный двигательный режим, в основу которого положены две теоретические предпосылки: на фоне физической тренированности создается повышенная устойчивость детей к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды; специальные упражнения и игровые тренажеры для мышц кисти благодаря эффекту экстраполяции моторных функций способствуют активному формированию школьно-значимых навыков [1, 4, 12].

Экспериментальный двигательный режим предусматривал увеличение продолжительности отдельных форм физического воспитания: гимнастики до занятий — до 15 мин вместо 10 мин в контроле, физкультпауз до 6 мин (2 по 3 мин) вместо 1,5—2 мин, игр на переменах и открытом воздухе до 40 мин вместо 25 мин; повышение моторной плотности уроков физической культуры и динамических занятий до 80—84 % против 42—50 % в контрольной группе, интенсивности нагрузки по средней частоте сердечных сокращений до 140 в минуту против 120; введение дополнительных нетрадиционных форм физического воспитания в виде музыкально-ритмических 10-минутных пауз после каждого урока и специальных упражнений на игровых тренажерах для развития тонкокоординированных движений мышц кисти. Такие упражнения включались в физкультпаузы, уроки физического воспитания, динамические занятия и составляли до 40 % их продолжительности.

Таким образом, на протяжении учебного дня общая длительность организованных форм физического воспитания была увеличена с 83 до 164 мин.

В основу всех организованных форм физического воспитания была положена игровая дея-

тельность, которая на данном этапе обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Выли разработаны специальные игровые тренажеры («Мозаика», «Детский компьютер», «Канатная дорога» и др.) для развития тонкокоординированных действий мышц кисти, к разряду которых относятся такие школьно-значимые навыки, как письмо, рисование, лепка. В течение дня занятием на игровых тренажерах отводилось до 30 мин.

Совместно с методистами органов народного образования были отработаны методики проведения уроков физического воспитания, динамических занятий, которые представляли собой целостные сюжетно-игровые ситуации. Музыкально-ритмические паузы занимали в суточном бюджете времени до 40 мин, в течение которых дети имели возможность реализовать свою биологическую потребность в естественных движениях.

Для учащихся, находящихся в условиях экспериментального двигательного режима, были построены спортивная площадка, оснащенная нестандартным оборудованием, теневой навес, что позволило практически весь учебный год проводить уроки физического воспитания на открытом воздухе. В игровой комнате также было установлено спортивное оборудование: гимнастическая лестница, комплекс снарядов по типу «Батыр» для проведения игр при неблагоприятных погодных условиях.

Внедрение экспериментального двигательного режима позволило увеличить среднегодовые суточные энерготраты до 1954,7+59,7 ккал в сутки, число локомоций до 13 459,9+54 шага в сутки, а долю динамического компонента в суточном бюджете времени до 28,8+0,3%. Эти показатели приближаются к нормативам ДА детей данного возраста [11].

Интересная закономерность выявлена при анализе ДА детей по дням недели. В контрольной группе отмечены перепады локомоции: в воскресенье 11 671,9+148 шагов, в понедельник 10 898+146 шагов, в пятницу 10 953+149 шагов. В экспериментальной группе зафиксирована равномерность суточного уровня ДА на протяжении недели, что свидетельствует об удовлетворении биологической потребности детей в движениях [5, 9].

Было изучено также количество локомоций у шестилетних детей, не посещающих школу и детские дошкольные учреждения и находящихся на так называемом свободном режиме. Результаты шагометрии показали, что число суточных локомоций у детей в условиях экспериментального режима составило 13 456,9+54 шага, при свободном режиме — 13 516,7+56 шагов, в контроле — 11 117,4+49,3 шага. Следовательно, средствами физического воспитания можно корректировать суточную величину двигательной активности.

ь

*

4

%

При проведении комплексной оценки состояния здоровья детей и распределении их по группам здоровья в начале учебного года была установлена однородность групп: к I и II группам здоровья относились 96,7 % обследованных. Перераспределение учащихся по группам здоровья от начала к концу учебного года свидетельствовало о выраженном оздоровительном влиянии экспериментального двигательного режима. Так, если в контрольной группе количество детей, отнесенных к I группе здоровья, снизилось с 50 до 46,7%, то в экспериментальной группе их удельный вес увеличился с 51,7 до 63,3%. Изменения произошли в основном за счет II группы здоровья, которую называют группой риска. Основная часть этой группы — часто болеющие дети. Если в начале учебного года доля респиратор-

ных заболеваний в контрольной группе составила 39,3%, а в экспериментальной — 44,4%, то к концу учебного года этот показатель в контрольной группе повысился до 41,4%, а в экспериментальной снизился до 15%.

Результаты анализа заболеваемости в сопоставляемых группах за календарный год показали, что индекс здоровья в условиях эксперимента был в 3,5 раза выше и составлял 22,3 на 100 детей против 6,7 в контроле (р<0,001). Средняя длительность болезни в экспериментальной группе равнялась 10,1 дня, а в контрольной — 12,1 дня. Число заболеваний на 100 детей в контрольной группе было в 1,56 раза, а число дней нетрудоспособности — в 1,86 раза выше, чем в экспериментальной группе. Следовательно, формирование устойчивости к физическим нагрузкам обусловило повышение устойчивости организма и к неблагоприятным факторам окружающей среды. Механизм тренирующего эффекта физических нагрузок заключается, по-видимому, в усилении синтеза белков, что обеспечивает расширение функциональных можностей организма.

Данные, полученные при анализе заболеваемости учащихся сравниваемых групп, согласуются с результатами изучения неспецифической резистентности организма по показателю бактерицидное™ кожи. Как показали исследования, у большинства детей экспериментальной (96,7%), контрольной (93,1 %) групп в начале учебного года показатель бактерицидности кожи находил-

воз-

ся в пределах нормы, что совпадает с данными литературы [13]. В динамике учебного года значительные изменения произошли в контрольной группе, где удельный вес показателя бактерицидности с хорошей оценкой снизился с 85 до 50%, количество детей с удовлетворительной бактери-цидностыо увеличилось с 11,7 до 27,6%, а со сниженной — с 3,3 до 13,8%. При индивидуальном анализе установлено, что у трех детей контрольной группы к концу учебного года отмечена резко пониженная бактерицидность кожи: у одного из них был выявлен хронический тонзиллит, а два других относились к группе часто болеющих детей.

В условиях эксперимента выявлена тенденция к уменьшению количества детей со сниженной бактерицидностью кожи, и в то же время произошло достоверное увеличение (с 77,7 до 82,6%) числа детей, у которых показатель бактерицидности кожи находился в пределах нормы.

Таким образом, под влиянием регулярных физических нагрузок у детей экспериментальной группы отмечено повышение иммунной реактивности организма, выразившееся в положительной динамике показателей бактерицидности кожи и снижении заболеваемости.

Анализ относительных показателей физической работоспособности (РШС^о) показал, что при одинаковом исходном уровне [7,1+0,1 кгХ Хм/(мин-кг) в контрольной и 7,0+0,2 кг-м/ /(мин-кг) в экспериментальной группе] наблюдалась общая положительная динамика на протяжении учебного года. Во 2-й четверти различий между группами не выявлено. Однако начиная с 3-й четверти показатели физической работоспособности в сравниваемых группах достоверно различались (р<0,001); к 4-й четверти эти различия достигали значительных величин (см. таблицу). Если прирост физической работоспособности от начала к концу учебного года в контрольной группе составил только 19,7%, то в экспериментальной он был равен 62,7%. Это свидетельствует о совершенствовании кардиорес-пираторной системы у детей под влиянием рационального двигательного режима.

Исследованием физической подготовленности детей установлено, что уровень развития у них основных двигательных качеств (силы, быстро-

Динамика показателей физической работоспособности [в кг-м/(мин-кг)] в течение учебного года у детей контрольной

и экспериментальной групп (Р\¥С17о на 1 кг массы тела)

Учебная четверть

Контрольная группа Экспериментальная группа

п М ± т а п М ±:гп О Достоверность различий (р)

1-Я 29 7,1±0,1 0,67 32 7,0±0,2 - * 1,11 1 >0,1

2-я 26 7,54=0,1 0,67 32 8,1 ±0,2 0,93 <0,01

3-я 28 7,8±0,1 0,57 32 10,4+0,1 0,73 <0,001

4-я 29 8,5±0,2 1 ,03 31 П,4±0,2 1 1,12 <0,001

ты, ловкости, выносливости) также зависит от организации физического воспитания.

Результаты исследования свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между уровнем развития ключевых физиологических функций и успешностью формирования двигательных навыков. Целенаправленные упражнения и игровые тренажеры для мышц кисти способствовали улучшению функции концентрации нервных процессов и мышечных усилий, которой принадлежит ведущая роль в совершенствовании тонкокоордини-рованных движений. При анализе динамики показателей, отражающих концентрацию мышечных усилий по скорости и точности действий, обнаружено, что к концу учебного года в контрольной группе количество отличных и хороших оценок снизилось с 55,6 до 52 % > а очень плохих увеличилось с 2,8 до 6,9%. В условиях эксперимента удельный вес хороших и отличных оценок детей возрос на 23,07 %, удовлетворительных — на 14,1 %.

Если увеличение числа точностных и скоростных движений с оценками «отлично» и «хорошо» в экспериментальной группе свидетельствует о совершенствовании функции концентрации мышечных усилий под влиянием тренировок, то достоверная разница между показателями каллиграфических ошибок в контрольном задании у учащихся сравниваемых групп (р<0,001) указывает на перенос навыка, т. е. на одновременное совершенствование школьно-значимых навыков. Так, в экспериментальной группе выявлена тенденция к уменьшению количества допущенных ошибок при списывании, в постановке ударений (/?>0,1), однако достоверной была разница в числе каллиграфических ошибок, таких как разный наклон букв, лишние элементы, искажение формы (р<.0,001). В контрольной группе работ, в которых имелись каллиграфические ошибки, было 26,31 %, а в экспериментальной — 12,07%.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышения уровня двигательной активности и использования игровых тренажеров во время организованной деятельности шестилетних учащихся, об адекватности и информативности выбранных методов исследований, отражающих влияние целенаправленного двигательного режима на состояние здоровья, работоспособность и формирование школьно-значимых навыков.

Разработанный экспериментальный двигательный режим внедрен в 62 школах Джамбулской области, в педагогический процесс областного института усовершенствования учителей, используется в практике госсаннадзора при составлении планов санитарно-оздоровительных мероприятий.

Литература

1. Виру А. А. // Эндокринные механизмы регуляции приспособления организма к мышечной деятельности. — Тарту, 1977. —С. 11—19.

2. Глейзеров В. И. Гигиеническая характеристика двигательного режима учащихся младших классов сельских школ: Автореф. дис.... канд. мед. наук.— М., 1981.

3. Дубовец Т. Д. Гигиеническая характеристика обучения шестилетних детей в мало- и полнокомплектных сельских, городских общеобразовательных школах: Дис.... канд. мед. наук.— Минск, 1986.

4. Кольцова М. М. // Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка.— М., 1973.

5. Лебедева Н. Т. Гигиена детей и подростков. — М., 1977. —Вып. 4. —С. 182—190.

6. Лебедева Н. 7\//Гиг. и сан. — 1981. — № 8. — С. 24—28.

7. Матвеева И. А. // Гигиенические основы учебной деятельности и оценка здоровья школьников в зависимости от особенностей морфофункицонального развития: Дис.... д-ра мед. наук. — Горький, 1985.

8. Нетопина С. А.//Г иг. и сан. — 1982.— № 3. — С. 30— 31.

9. Силла Р. В., Теосте М. Э., Салиев К. // Формирование школьной зрелости ребенка. — Таллинн, 1982. —

С. 59—64.

10. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф. дис.... д-ра мед. наук.— М., 1972.

11. Сухарев А. Г. //Научные основые нормирования физических нагрузок для детей и подростков.— М., 1980.— С. 16—22.

12. Физиология человека / Под ред. Н. В. Зимкииа. — М., 1970.

13. Черток Т. Я. Состояние здоровья детей дошкольного возраста и его динамика под влиянием некоторых факторов: Автореф. дис.... канд. мед. наук.— М., 1973.

Поступила 28.12.88

S u m m a r y. The optimal level of motor activity of 6-year old pupils providing for the improvement of the health status, a steady level of working ability and functional status of child organism has been established through a wide purposeful use of various forms and means of physical education. The possibility to extrapolate motor functions has been confirmed, and it is for the first time that rapid development of finely coordinated movements of hand muscles has been achieved under the influence of game training equipment and special exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.