Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОДНОГОДИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОДНОГОДИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in one-year schools for vocational training is characterized by certain specific features due to the necessity to acquire stable professional skills and knowledge in general technical subjects over a short time. Intensification of teaching and vocational training leads to hypokinesia that has a harmful effect on adaptation to new learning conditions. Constant physical training does not only make for a deficiency in the motor activity of students, but also improves their working capacity and functional state, lowers morbidity rate, and ensures obvious progress in physical and vocational training by the end of a school year.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОДНОГОДИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ»

УДК J7I_<3:J77

А. Г. Сухарев, О. А. Шелонина

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОДНОГОДИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

ЦОЛИУВ, Мое к ил

В свете «Основных направлений реформы общеобразовательной н профессиональной школы» дальнейшее развитие получают профессионально-технические училища (ПТУ) с годичным сроком обучения.

Олногодичные ПТУ осуществляют подготовку квалифицированных рабочих кадров из числа выпускников средних общеобразовательных школ. Специфика обучения в учебных заведениях данного типа определяется необходимостью приобретения подростками за короткий срок знаний по общетехннческим дисциплинам и прочных профессиональных навыков, что требует интенсификации учебно-производственного процесса и может отрицательно сказаться на состоянии здоровья и развитии учащихся.

Среди факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на адаптацию подростков к новым учеб-но-производственным условиям, их физическое развитие и заболеваемость, ведущим является гипокинезия [3—61.

Средством профилактики гипокинезии, совершенствования адаптационных возможностей организма и активного формирования у учащихся ПТУ высокого уровня профессиональной и физической подготовленности служит физическое воспитание с профессионально-прикладной направленностью II, 3]. Вместе с тем активное вмешательство в процессе формирования профессиональных навыков, развитие ключевых профессионально-значимых функций учащихся возможно с помощью приборов-тренажеров 12, 4|.

Целью настоящей работы являлось научное обоснование гигиенических принципов целенаправленного физического воспитания учащихся одногодичных ПТУ. Для этого решались следующие задачи: разработка оптимального двигательного режима с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья учащихся, количественное измерение суточной двигательной активности подростков при различной организации их физического воспитания в ПТУ, изучение динамики работоспособности и функционального состояния учащихся на протяжении учебного дня, недели и года, обоснование методики применения тренажерного приспособления для развития ключевых профессионально-значимых функций у учащихся одногодичных ПТУ.

В течение 2 лет проводили наблюдение за 187 подростками 17—18 лет, осваивающими холодную обработку металла в ПТУ № 30 Москвы

с годичным циклом обучения. Объектом углубленного физиологического исследования в динамике обучения была группа из 50 учащихся-фрезеровщиков. В работе использован метод естественного эксперимента, выделены 2 группы наблюдений (контрольная и опытная).

Контрольная группа имела типичную структуру учебно-производственного режима: теоретическое обучение и практические занятия в учебных мастерских последовательно чередовались в течение недели. В соответствии с существующей програм мой по физкультуре основной формой занятий являлись уроки, на которые отводилось 2 академических часа в неделю. Моторная плотность уроке« физкультуры составляла 40—45%, а их интенсив ность, определяемая пульсовой стоимостью, была на уровне 115—130 ударов в минуту. Занятия физическими упражнениями проводились без учета их профессионально-прикладной направленности. Физкультурные паузы и другие внеурочные формы физического воспитания в контрольной группе соблюдались нерегулярно. Такая организация физического воспитания типична для многих других одногодичных ПТУ, которые были выборочно обследованы в различных городах нашей страны.

Для учащихся опытной группы был специально разработан экспериментальный двигательный режим с использованием двух способов оптимизации суточной двигательной активности: увеличение объема обязательной (урочной) формы занятий физическими упражнениями с повышением моторной плотности и увеличение времени двигательной активности за счет введения дополнительных внеурочных форм физического воспитания и тренажерных устройств.

Специально разработанная при нашем участии^* программа физического воспитания учащихся опытной группы одногодичного ПТУ включала равномерное распределение 3 уроков физкультуры в недельном цикле (уроки проводились через день в дни теоретического обучения), создание моторной плотности уроков до 75% и повышенной интенсивности (частота сердечных сокращений 150—180 в минуту) в результате применения метода круговой тренировки, активное использование внеурочных форм физического воспитания (вводной гимнастики, физкультурной паузы, физкультурной минуты), введение на уроках физкультуры и внеурочных занятиях элементов профессионально-прикладной физической подготовки в пределах 40% от общего объема выполняемых упражнений, при-

(Л^Иение тренажерных устройств для развития ключевых профессионально значимых функции (КПЗФ) станочника.

Количественное определение суточной двигательной активности (СДА) считается необходимым условием для совершенствования физического воспитания учащихся. Характеристика СДА подростков контрольной и опытной групп была дана по совокупности трех показателей — суточных энерготрат, числа локомоций и продолжительности динамического компонента в суточном бюджете времени на протяжении учебного года.

СДА учащихся контрольной группы была недостаточной, отмечались резкие колебания ее в дни производственного обучения и занятий по общетехническим дисциплинам от 2960 до 3560 ккал/сут; среднее число шагов в пределах училища в дни теоретического цикла составило 1015,4 ±31,2, а в дни практических занятий в учебных мастерских— 3229,3 ±145,3; на долю динамического компонента в дни теоретических занятий приходилось 11,3± ±0,8%, а в дни производственного обучения —

^р,3±0,3%. Уроки физкультуры, проводимые аз в неделю по 2 ч, при неудовлетворительной их организации не могли компенсировать дефицит СДА.

Экспериментальный двигательный режим обеспечил подросткам опытной группы более высокий среднегодовой уровень энерготрат (3551,7± ±63,1 ккал), а также равномерное распределение расхода энергии в течение недели независимо от характера занятий. В дни теоретической подготовки у учащихся опытной группы динамический компонент в суточном бюджете времени составил 17± ±0,4%, а в дни практических занятий — 21,9± ±0,4%.

В результате анкетирования режима дня учащихся ПТУ установлено, что подростки контрольной группы предпочитали пассивные формы досуга. Времени, отводимого на прогулки, танцы, утреннюю гимнастику, самостоятельные занятия физкультурой, в их режиме дня было в 1,8 раза меньше, чем у учащихся опытной группы. Этим объясняется преобладание статического компонента в суточном бюджете времени подростков контрольной группы.

Увеличение СДА учащихся потребовало изучить реакцию организма подростков на ее влияние и тем самым подойти к гигиеническому обоснованию целесообразности введения экспериментального двигательного режима в училище. Работоспособность и функциональное состояние организма учащихся изучали по этапам, каждый из которых соответствовал определенному периоду обучения и сезону года: 1-й срез — начало первого полугодия при сочетании теоретических занятий с практикой в учебных мастерских (сентябрь); 2-й — начало второго полугодия теоретического и производственного обучения (январь), 3-й — окончание учебно-произЕОДСТЕенных занятий в училище (март), 4-й — предвыпускная производственная практика

Физическая работоспособность учащихся ПТУ в течение учебного года (средние данные в начале учебного дня).

По оси абсцисс — время наблюдения (срезы): по оси ординат — относительная физическая работоспособность (а кгм/мин на 1 кг массы тела); / — опытная группа; // — контрольная группа.

17

16

15

И

/> ч

/ У/ —ж

т

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

на базовом предприятии (май), 5-й — окончание производственной практики (июль).

Сравнительный анализ средних показателей относительной физической работоспособности учащихся обеих групп не выявил существенных различий в начале обучения и при переходе к третьему срезу (Р>0,05). Можно предположить, что подростки пришли из школы примерно с одинаковым уровнем физической работоспособности. Однако во время летней производственной практики и после ее окончания (четвертый и пятый срезы) проявилась отчетливая разница между показателями физической работоспособности учащихся (см. рисунок).

Производственная практика является завершающим и наиболее напряженным этапом профессионального обучения подростков в ПТУ. В этот период возрастает объем рабочих операций по управлению станком, повышается ответственность за качество изготавливаемых деталей, на организм подростков воздействует новый комплекс производственных и социальных факторов.

Как следует из рисунка, у учащихся контрольной группы во время производственной практики и после нее физическая работоспособность резко снизилась. Подобная динамика характерна и для других функциональных показателей, в частности ЦНС, мышечной силы и статической выносливости, что указывает на наличие выраженного и углубляющегося утомления.

Учащиеся опытной группы, которые на предшествующих этапах учебно-производственного процесса имели более высокий уровень СДА, оказались лучше подготовленными в функциональном отношении к работе в производственных условиях. Показатели их работоспособности и функционального состояния продолжали возрастать, что является следствием продолжающегося роста и развития, а также положительной реакцией на производственную практику.

При иследовании состояния здоровья подростков установлено, что в начале учебного года оно было примерно одинаковым: в обеих группах были учащиеся с морфофункциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Сравнение результатов первого и второго медицинских осмотров не показало роста хронической патологии у учащихся обеих" групп в динамике обучения. Однако относительная частота случаев функциональ-

Среднее число рабочих движений при выполнении производственного теста у учащихся ПТУ и квалифицированных рабй'

Операция Учащиеся Квал нфн-цироиан- ные рабочие

контрольной группы опытной группы

Наладка станка Измерение, разметка Смена н закрепление деталей Обработка деталей Оценка (средний балл) 317.44±29.99 102.56±7,42 462,77±46.16 1112.78± 148.67 3,11 ±0.12 149,55±37.97 59±12,28 186±27.40 762±40.89 4.33±0.25 93.33±7.28 36.67±5.96 39.33±2.99 559,3±24.29 5±0

пых и морфологических отклонений (на 100 подростков) в контрольной группе в конце обучения оказалась выше, чем в опытной.

Изучение физического развития подростков показало, что вследствие недостаточности СДА к концу учебного года в контрольной группе на 3,1% увеличилось число лиц с плохим и ухудшенным физическим развитием за счет избыточной массы тела.

Группа учащихся, находившаяся в условиях экспериментального двигательного режима, оказалась по физическому развитию более однородной. К концу наблюдения 2 подростка с ухудшенным физическим развитием даже переведены в группу с нормальным физическим развитием, поскольку у них отмечены благоприятные изменения массы тела.

Межгрупповое сопоставление физиометриче-ских показателей подтвердило четкую тенденцию к повышению мышечной силы, жизненной емкости легких и экскурсии грудной клетки у учащихся в условиях эксперимента при одинаковом с контролем исходном уровне.

В результате изучения заболеваемости учащихся с временной утратой трудоспособности установлено, что ее структура отражает общую закономерность, свойственную подросткам данного возраста: на первом месте болезни органов дыхания, на втором бытовые травмы.

При сопоставлении показателей заболеваемости по обращаемости у учащихся обеих групп за 9 мес их пребывания в училище отмечено, что в опытной отсутствовали часто и длительно болеющие, тогда как в контрольной их было 9,8%. Индекс здоровья (число не болевших в течение года на 100 обследованных) в контрольной группе был 25,6, в опытной — 43,5. Число случаев нетрудоспособности на 100 подростков оказалось в 1,8 раза, а число дней нетрудоспособности в 2,4 раза выше в контрольной группе, чем в опытной. В условиях экспериментального двигательного режима средняя длительность заболевания была на 1,7 дня меньше, чем в контроле. Частота острых респираторных вирусных инфекций и гриппа на 100 подростков в опытной группе составила 60,8, в контрольной— 101,8.

Материалы, полученные при анализе заболеваемости подростков, согласуются с данными

проведенных нами иммунобиологических исследований. К концу обучения у лиц контрольной группы наблюдались тенденция к уменьшению всех показателей фагоцитоза и значительное снижение мнелопероксндазной активности лейкоцитов крови (Р<0,001). У учащихся опытной группы, наоборот, имелась тенденция к повышению фагоцитарной активности нейтрофилов периферической крови при достоверном возрастании следующих показателей: фагоцитарного числа, определяющего интенсивность фагоцитоза (/><0,05), и процента переваривания, характеризующего степень завершенности фагоцитарной реакции (Р<С0,02). Одновременно у этих подростков увеличилась пе-роксидазная активность лейкоцитов (/>-<0,001).

Эффективность экспериментального двигательного режима с целенаправленным физическим воспитанием учащихся одногодичного ПТУ определяли по уровню их физической и профессиональной подготовленности.

Если данные общей физической подготовленности подростков сравниваемых групп не имели существенных различий в начале учебного года, ^ к концу обучения у подростков контрольной группы результаты выполнения тестирующих упражнений имели отрицательную динамику (за исключением одного теста — сгибания и разгибания рук в упоре лежа). К окончанию наблюдения у учащихся в условиях экспериментального двигательного режима отмечена четкая тенденция к улучшению показателей всех контрольных управлений.

По данным экспертных оценок, результаты производственного теста оказались лучше у учащихся опытной группы, причем число рабочих движений при изготовлении контрольной детали приближалось к числу двигательных актов квалифицированных рабочих (см. таблицу). Это свидетельствует о большей сформированностн профессиональных навыков у подростков при целенаправленном физическом воспитании. Необходимо подчеркнуть, что в опытной группе 65% учащихся был присвоен повышений (IV) квалификационный разряд, в то время как в контрольной группе — только 22%.

Выводы. 1. Существующий учебно-произ^* водственный режим и организация физического воспитания учащихся в одногодичных ПТУ не обеспечивают биологической потребности в движениях и не содействуют повышению устойчивости организма к профессионально-производственным факторам.

2. Разработан и внедрен в учебно-производственный процесс ПТУ рациональный режим, направленный на увеличение СДА и активное формирование у учащихся профессионально значимых функций. В режиме предусматривалось проведение дополнительного (3-го) урока физкультуры в недельном цикле (через день в дни теоретического обучения), увеличение моторной плотности каждого урока физкультуры до 75% и его интенсивности (частота сердечных сокращений у учащихся

ГЦр—180 в минуту), увеличение объема профессионально-прикладной физической подготовки до 40% от общего числа упражнений, использование внеурочных форм физического воспитания с профессионально-прикладной направленностью, а также тренажерных приспособлений для развития ключевых профессионально значимых функций.

3. Предложенный двигательный режим обеспечил увеличение СДА учащихся и равномерное ее распределение на протяжении учебного дня, недели, года, рост физической работоспособности по показателю PWC170 на 19,8%, повышение неспецифической иммунной реактивности по данным фагоцитоза и ферментативной активности лейкоцитов крови, снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, благоприятные сдвиги функциональных показателей физического развития.

4. Обучение подростков в условиях рационального двигательного режима позволило за короткий срок (год) обеспечить более высокий уровень их профессиональной подготовленности. Это выразн-

«сь в совершенствовании КПЗФ, повышении

оизводственной успеваемости и получении более высокого квалифицированного разряда.

5. В основу рационализации учебно-производственного процесса в системе профессионально-технического образования должны быть положены гигиенические принципы целенаправленного физического воспитания учащихся: обязательное соответствие уровня СДА возрастным биологическим потребностям в движениях, обеспечение устойчивой работоспособности и функционального

состояния на протяжении учебного дня и их повышение в динамике года, содействие укреплению здоровья и физическому совершенствованию, активное развитие КПЗФ, необходимых для успешного освоения профессии.

Литература

1. Белинович В. В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профтехучилищ с учетом профессиональной подготовки. М., 1967.

2. Гутник Б. И. Особенности формирования рабочего динамического стереотипа у учащихся средних профтехучилищ, обучающихся профессии токаря-универсала. Дис. канд. М., 1979.

3. Кабачков В. А., Полиева^ий С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М., 1982.

4. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. М., 1980.

5. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников. Автореф. дне. докт. М., 1972.

6. Сухарев А. Г. — Гиг. и сан., 1982, № 2, с. 4—7.

Поступила 04.02 85

Summary. Education in one-year schools tor vocational training is characterized by certain specific features due to the necessity to acquire stable professional skills and knowledge in general technical subjects over a short time. Intensification of teaching and vocational training leads to hypokinesia that has a harmful effect on adaptation to new learning conditions. Constant physical training does not only make for a deficiency in the motor activity of students, but also improves their working capacity and functional state, lowers morbidity rate, and ensures obvious progress in physical and vocational training by the end of a school year.

УДК 012.01о.3:546. 791

Р. Д. Друтман, В. В. Мордашева

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРАНА В ОРГАНАХ И ЭКСКРЕТАХ ЧЕЛОВЕКА

Институт биофизики Минздрава СССР, Москва

Уран — химически активный элемент, который додержится в различных количествах в окружаю-щей человека среде. Наиболее подробные материалы о распространении урана в природе приводятся в работах В. Н. Гусевой [2], Ю. В. Новикова 14] и Л. А. Перцова 161. Однако сведения о содержании урана в теле человека, его отдельных органах и выделениях весьма ограничены. Количество урана в моче, по данным литературы, колеблется от 0,01 до 26 мкг и зависит от места проживания 11,8, 91. Практически отсутствуют данные о выделении урана с экскрементами. О содержании урана в кале сообщается лишь в одной работе [11. Суточное выделение урана с калом составляло 1,2—4 мкг. Сведений о содержании и распределении урана в органах человека при естественных условиях его поступления еще меньше, и они не систематизированы 11, 51.

В настоящей работе изучено содержание урана в органах и экскретах человека. При определении количества урана в органах каждого умершего исследовали практически все органы и ткани, предусмотренные МКРЗ (1977) для «условного» человека. Масса исследованных органов составляла 68,4 кг, что соответствует 98% массы «условного» человека. Для определения содержания урана отбирали неизмененные участки органов и тканей. Навеска мягких тканей была 20 г (за исключением органов с меньшей массой), костей— 10 г, мочи — 50 мл, кала — 10 г. Такая величина навесок обусловлена удобством обработки проб с наименьшими потерями урана в процессе анализа.

Для определения ультрамикроколичеств урана в биологических материалах используют спектральный, люминесцентный, радиометрический и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.