Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Г. Сухарев, И.В. Сергета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ»

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1993 УДК 613.956:613.735|-07

А. Г. Сухарев, И. В. Сергета

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

К числу наиболее существенных с точки зрения повышения профессиональной дееспособности подростков средств целенаправленного физического воспитания относится профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФГ1). Многочисленные исследования свидетельствуют о выраженном положительном воздействии физических упражнений с профессионально-приклад-ной направленностью на процессы формирования и развития ключевых профессионально-значимых функций (КПЗФ), показатели трудовой и физической подготовленности, отдаленные результаты профессиональной адаптации учащихся [1—3|.

ППФП, представляющая собой специализированный педагогический процесс, обеспечивающий развитие и совершенствование двигательных навыков и функций в соответствии с требованиями той или иной профессии, оказывает выраженное благоприятное влияние на состояние здоровья подростков, повышая неспецифическую резистентность и адаптационные ресурсы их организма, снижая заболеваемость [4, 5]. Эффективность ППФП в значительной степени увеличивают использование физических упражнений на фоне высокого уровня суточной двигательной активности, применение тренажерных приспособлений, внедрение в учебный процесс нетрадиционных форм физического воспитания [3, 6]. Большой интерес представляет определение наиболее оптимальных сроков внедрения в учебный процесс физических упражнений с профессионально-прикладной направленностью, изучение процессов развития КПЗФ подростков в возрастном аспекте, позволяющие объективно оценить степень готовности их организма к профессиональной деятельности.

Целью исследования являлась оценка эффективности влияния предшествующего (используемого до начала профессионального обучения) и сопутствующего (совпадающего с этим периодом) целенаправленного физического воспитания на развитие КПЗФ учащихся 13—17 лет, осваивающих в условиях УПК профессию оператора ЭВМ.

Разработанный комплекс упражнений ППФП, сочетающий в своей структуре как традиционные, так и нетрадиционные (психофизическая тренировка, тренировка зрительного анализатора, использование тренажерных приспособлений и др.) формы физического воспитания, внедрялся в учебный процесс «а фоне минимально необходимого (1-я экспериментальная группа) и высокого (2-я экспериментальная

группа), но не выходящего за пределы оптимальных величин уровня суточной двигательной активности. Двигательный режим учащихся контрольной группы носил традиционный характер. ППФП использовали в программе обучения таким образом, что стаж тренировочных занятий у школьников, сочетавших предшествующую и сопутствующую профессиональному обучению формы целенаправленного физического воспитания, составлял 4 года (8—11-й классы), а у учащихся, использовавших исключительно сопутствующую,— 2 года (10—11-й классы).

На основании экспертной оценки профессиональной значимости психофизиологических функций с учетом их рангового распределения были выделены КПЗФ, определяющие успешность обучения подростков специальности оператора ЭВМ. К ним относились скорость зрительно-моторной реакции, реакция на движущийся объект (РДО), переключение внимания, точность кинестезии и координация движений рук. В основу изучения уровня развития выделенных критериальных функций была положена унифицированная методика изучения физио-лого-гигиенических аспектов профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи. Уровень суточной двигательной активности оценивали комплексно на основании анализа данных шагометрии, суточных энергозатрат, расчета продолжительности динамического компонента в суточном бюджете времени.

Изучение величин латентного периода простой зрительно-моторной реакции (ЛППЗМР) при сочетании предшествующей и сопутствующей ППФП в контрольной группе позволило выявить снижение показателей скорости реакции с 273,4± ±5,2 до 231,5±8,1 мс (15,3%) у девушек и с 270,3±6,8 до 235,9±4,5 мс (12,7%) у юношей, т. е. наблюдался процесс естественного совершенствования функции, причем периоды ускоренного развития чередовались с периодами стабилизации. Последние в наибольшей степени были выражены в возрасте 14—15 лет. Внедрение экспериментального двигательного режима вызывало выраженное в значительно большей степени снижение скрытого периода реакции, при этом наиболее существенные изменения приходились на начальные периоды исследований, а в дальнейшем процесс уменьшения времени ЛППЗМР носил равномерный поступательный характер. Наиболее интенсивно отмеченные изменения происходили на фоне высокого уровня суточной двигательной активности. К концу исследований величина скры-

Таблица 1

Показатели развития КПЗФ у девушек в зависимости от вида ППФП (по данным заключительного среза исследований)

Профессионально значимая функция

Вид ППФП !-я группа 2-я группа

п М±т л М±т

п+с 13 209,2±5,8 п 198,6±4,9

р <0,05 >0,05

с 33 224,5±3,7 16 203,1 ±4,4

п+с 13 21,2±1.3 п 18,0±1,0

р >0,05 >0,05

с 33 21,9±1,0 16 15,2±0,9

п+с 13 109,0±4,6 п 100,8±3,3

р >0,05 >0,05

с 33 104,8±2,4 16 108,2±3,7

п+с 13 8,4±0,5 п 6,6±0,4

р >0,05 >0,05

с 33 9,1 ±0,3 16 7,4±0,4

п+с 13 3,4±0,4 и 2,5±0,6

р >0,05 >0,05

с 33 3,6±0,3 16 2,3±0,4

п+с 13 6,9±0,7 и 5,2±0,6

р <0,05 <0,05

с 33 8,6±0,4 16 7,5±0,6

п+с 13 0,43±0,03 п 0,35±0,04

р >0,05 >0,05

с 33 0,50±0,03 16 0,43±0,03

ЛППЗМР, мс

РДО, ошибка в мс

Показатель переключения внимания, с

Линейный глазомер, ошибка в мм

Точность кинестезии, ошибка в градусах

Координация движений, число касаний

Координация движений, интегральный показатель

Примечание. Здесь и в табл. 2: П+С — предшествующая и сопутствующая профессиональному обучению ППФП; С — исключительно сопутствующая ППФП; п — число наблюдений.

того периода в 1-й группе у девушек снизилась с 274,1 ±6,5 до 209,3±5,8 мс (23,7 %), у юношей—с 274,1 ±3,6 до 208,4±4,8 мс (24,0%); во 2-й группе — соответственно с 275,7± ±7,4 до 198,6±4,9 мс и с 266,8±5,7 до 196,9±4,4 мс (28,0 и 26,0 %).

Анализ результатов определения реакции на движущийся объект также выявил весьма существенные тенденции к улучшению показателей, в большей степени выраженные у девушек. У них же отмечались и лучшие показатели при проведении заключительного среза исследований. Величина ошибки при определении реакции на движущийся объект в контрольной группе у девушек уменьшалась с 44,5±2,1 до 27,4±2,0 мс (38,5%), у юношей с 36,8±1,6 до 29,4± ±1,9 мс (20,2%). Такая же картина поступательного улучшения показателей реакции отмечалась и в экспериментальных группах, однако этот процесс происходил более интенсивно и выраженно. К тому же у юношей на определенных этапах исследований (первый год внедрения упражнений ППФП) в противовес возрастной тенденции выявленные положительные статистически достоверные изменения носили неравномерный, скачкообразный характер. В ходе исследований в 1-й группе у девушек ошибка при проведении тестирования уменьшилась с 40,1± ±1,9 до 21,2±1,3 мс (47,2%), у юношей — с 34,6±1,9 до 19,0±1,4 мс (44,2%), во 2-й группе — соответственно с 36,0±2,2 до 18,0± ±1,0 мс (50,0%) и с 38,0±1,5 до 14,1± ±1,2 мс (49,6 %).

Анализ процессов формирования функции переключения внимания позволил установить, что наибольшие темпы улучшения результатов исследований в контрольной группе приходились на период 13—14 лет. Однако к концу обучения довольно высокие темпы развития функции снижались. И хотя величина показателя переключения внимания ко времени завершения профессионального обучения уменьшалась со 170,5± ±8,3 до 124,8±6,5 с у девушек (26,8%) и со

156,2±9,8 до 126,5±5,9 с у юношей (19,1 %), эти результаты значительно уступали показателям учащихся экспериментальных групп. Величина показателя переключения внимания у девушек 1-й группы уменьшалась со 161,0±5,8 до 109,0± ±4,6 с (32,3 %), у девушек 2-й группы — со 165,0±8,0 до 100,8±3,3 с (38,9%); у юношей 1-й группы — со 149,0±6,8 до 111,0±7,9 с (25,5 %), у юношей 2-й группы — со 158,0±7,2 до 97,9±4,0 (38,1 %). Существенных межгрупповых различий в ходе эксперимента на протяжении периода наблюдений обнаружить не удалось.

Показатели линейного глазомера в возрасте

13 лет характеризовались наличием значительных индивидуальных ошибок при воспроизведении заданного отрезка, величины которых нередко превышали 13,0—15,0 мм. В процессе исследований при традиционной форме обучения показатели функции постепенно улучшались — величина ошибки уменьшилась с 14,5±0,4 до 11,6± ±0,8 мм (20,4%) у девушек и с 14,3± ±0,5 до 11,2±0,7 мм (21,7%) у юношей. Более выраженные положительные изменения наблюдали у учащихся 1-й группы — ошибка при воспроизведении заданного отрезка уменьшалась у девушек с 15,0±0,6 до 8,4±0,5 мм (44,4%), у юношей с 14,3±0,5 до 9,1 ±0,7 мм (36,6%). Резкое улучшение показателей уже на начальных этапах исследований наблюдали у подростков 2-й группы и, хотя затем наступал период стабилизации, к началу заключительного года обучения вновь отмечали увеличение темпов улучшения точности линейного глазомера — величина ошибки в динамике обучения снижалась с 13,8±0,6 до 6,7±0,4 мм (51,8%) у девушек и с 14,8±0,7 до 6,1 ±0,5 мм (58,6 %) у юношей. Достоверные положительные различия по сравнению с контрольной группой у девушек 1-й группы наблюдались с

14 лет, а у юношей существенных отличий до окончания учебы обнаружить так и не удалось. Во 2-й группе достоверность результатов от по-

Табл и ца 2,

Показатели развития КПЗФ у юношей в зависимости от вида ППФП (по данным заключительного среза исследований)

Профессионально значимая функция Знд ППФП 1-я группа 2-я группа

п М±т п М±т

ЛППЗМР, мс п+с 12 208,4±4,8 18 196,9±4,8

р >0,05 >0,05

С 19 216,9±3,9 35 204,9±2,8

РДО, ошибка в мс П+С 12 19,0±1,4 18 14,1 ±1,2

р >0,05 >0,05

с 19 24,5±2,1 35 15,8± 1,1

Показатель переключения внимания, с п+с 12 1П,0±7,1 18 97,9±4,0

р >0,05 >0,05

с 19 113,9±3,0 35 102,0±2,2

Линейный глазомер, ошибка в мм п+с 12 9,1 ±0,7 18 6,1 ±0,5

р >0,05 <0,05

г 19 9,1 ±0,5 35 7,6±0,3

Точность кинестезии, ошибка в градусах п+с 12 - 3,9±0,6 18 3,1 ±0,6

р >0,05 <0,05

с 19 3,9±0,4 35 2.1 ±0,2

Координация цвижений, число касаний п+с 12 7,5±0,5 18 5,7±0,4

р <0,05 <0,05

с 19 9,1 ±0,5 35 7,2±0,5

Координация движений, интегральный показатель п+с 12 0,48±0,03 18 0,38±0,02

р >0,05 >0,05

с 19 0,50±0,03 35 0,42±0,03

ловых особенностей не зависела, однако степень ее значимости в начале исследований оказалась более высокой у девушек, а в его конце более выраженные различия наблюдались уже у юношей.

Результаты изучения мышечно-суставной чувствительности и координации движений рук подростков показали, что изменения показателей функционального состояния двигательного анализатора при традиционной форме обучения были несущественными, хотя определенная тенденция к их улучшению все же наблюдалась. В то же время экспериментальный двигательный режим довольно быстро приводил к существенным изменениям изучаемых функций. При вполне сопоставимом начальном уровне показателей в динамике обучения их положительные изменения достигали 46,8 и 41,6% соответственно у девушек и юношей 1-й группы и 61,2 и 55,6% соответственно во 2-й группе, т. е. и в данном случае более выраженные положительные изменения наблюдались при использовании упражнений ППФП на фоне высокого уровня суточной двигательной активности. В то же время если такая функция, как точность кинестезии, поддавалась тренировке уже в довольно короткие сроки, то для существенных изменений показателей координации движений требовалось тренировочное воздействие в течение 2—3 лет.

Аналогичные изменения показателей развития КПЗФ были выявлены и при использовании в учебном процессе исключительно сопутствующей профессиональному обучению ППФП.

В то же время в ходе сопоставления величин отдельных КПЗФ у подростков с различными программами обучения были выявлены определенные различия. В табл. 1 и 2 приведены результаты сопоставления уровня развития психофизиологических функций учащихся по данным заключительных срезов исследований.

При анализе большинства КПЗФ у школьников 1-й группы в зависимости от стажа тренировочных занятий статистически достоверных различий не выявлено. Тем не менее отмечались существенно лучшие показатели координа-

ции движений рук и скорости зрительно-мо-торной реакции у девушек, координации движений рук у юношей, а также более выраженные тенденции к улучшению других изучаемых функций при использовании разработанного экспериментального двигательного режима в программе как предшествующей, так и сопутствующей ППФП.

Более выраженные изменения уровня развития КПЗФ вызывало использование ППФП на фоне высокого уровня суточной двигательной активности. При этом динамика их изменений, как и в предыдущем случае, была неоднородной. И хотя статистически достоверные различия, характеризующие преимущество сочетанного варианта использования ППФП (как предшествующая, так и сопутствующая подготовка), были четко выражены только при сравнении результатов изучения координации движений у девушек, линейного глазомера и координации движений у юношей, в целом тенденции такого рода прослеживались и при сопоставлении показателей других функций. В то же время при анализе показателей мышечно-суставной чувствительности у девушек, реакции на движущийся объект и мышечно-суставной чувствительности у юношей выявлена противоположная картина. Использование упражнений исключительно сопутствующей подготовки приводило к сопоставимому уровню развития этих КПЗФ, более того, при сравнении показателей точности кинестезии обнаружены достоверно лучшие результаты при применении упражнений ППФП только в период обучения в УПК.

Результаты учащихся групп контроля, характеризующие возрастные тенденции, в большинстве случаев отличались незначительно. Исключение составляли лишь показатели скорости зрительно-моторной реакции, что, вероятно, объяснялось особенностями высшей нервной деятельности подростков.

Таким образом, с учетом неоднозначной степени выраженности благоприятных изменений, обусловленных различными вариантами применения ППФП, вызывает интерес сопоставле-

ние возможностей развития отдельных функций в максимально короткие сроки. Как показали результаты проведенных исследований, наибольшими темпами развития у учащихся 15—17 лет обладают такие функции, как мышечно-сустав-^ ная чувствительность и реакция на движущийся • объект.

В связи с этим вполне логично выглядит тот факт, что на первых этапах использования в учебном процессе упражнений целенаправленного физического воспитания наибольшее внимание следует уделять КПЗФ, обладающим наибольшей устойчивостью к воздействию ППФП, таких, как координация движений и скорость зрительно-моторной реакции, в дальнейшем постепенно расширяя диапазон тренировочных средств вплоть до полного объема разработанного комплекса. При этом на последних этапах профессиональной подготовки подростков акцент следует делать уже на КПЗФ, обладающих наибольшей податливостью к тренировочному воздействию.

Выводы. 1. Наиболее выраженные положительные изменения показателей развития КПЗФ и функционального состояния организма подростков наблюдаются при сочетанном использовании предшествующего и сопутствующего про-

фессиональному обучению целенаправленного физического воспитания.

2. Ведущим принципом рационального использования упражнений ППФП является учет степени тренируемости КПЗФ. На первых этапах профессионального обучения необходимо преимущественное воздействие на наименее податливые к тренировочному воздействию функции, а на последующих — на наиболее податливые.

3. Максимальный положительный эффект ППФП наблюдается при использовании физических упражнений на фоне высокой, но не выходящей за пределы оптимальных величин суточной двигательной активности.

Л итература

1. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ,—М„ 1982.

2. Кабачков В. А., Солодков С. С. // Теор. и практ. физ. культуры,— 1987,— № 4.—С. 19—20.

3. Леонова Л. А., Полянский В. П. // Там же.— 1989.— № 3.— С. 24—26.

4. Полиевский С. А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты).— М., 1989.

5. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.— М., 1991.

6. Сухарев А. Г.. Теленчи В. И.. Шелонина О. А. Двигательная активность и здоровье детей и подростков.— М„ 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 14.03.92

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1993 УД К в I в. 153.915-391 -053.6-02:614.71 -07

3. В. Забродина, Л. Г. Горохова, Е. Э. Ларионова, В. А. Петрова

МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ В МОМЕНТ ОБОСТРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Институт педиатрии Восточно-Сибирского филиала Сибирского отделения РАМН, Иркутск

Как известно, деятельность человека протекает при часто меняющихся условиях окружающей среды, что требует постоянной активности компенсаторных механизмов. Окружающая среда не всегда нейтральна, а среднемесячные уровни загрязнения атмосферы токсическими веществами, даже если они находятся в пределах ПДК, не отражают полностью качества воздушной среды, поскольку пиковые разовые выбросы могут оставаться неучтенными, обусловливая повышение заболеваемости.

Считается, что чувствительность детей, особенно раннего возраста, к различным вредным агентам значительно выше, чем лиц более старшего возраста [5].

В начале 1991 г. в Центральном районе Братска, расположенном в непосредственной близости от лесопромышленного комплекса и алюминиевого завода, из-за безветренной погоды скопились промышленные выбросы этих гигантов, а также ТЭЦ. Концентрации в воздухе метил-меркаптана и других ядовитых веществ в это время во много раз превышали ПДК.

Нами непосредственно в момент обострения экологической обстановки было обследовано 96 детей (52 девочки и 44 мальчика) в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих в этом районе. Полученные данные сравнивали с результатами

идентичных обследований 82 детей аналогичного возраста (41 девочка и 41 мальчик) этого же района в такой же сезон 1990 г., когда состояние воздушной среды было относительно благополучным.

Изучали показатели белкового, углеводного и липидного обмена, процессы перекисного окисления липидов (ПОЛ), активность антирадикальных ферментов — каталазы и пероксидазы, перекисную резистентность эритроцитов (ПРЭ).

Содержание общего белка в сыворотке крови определяли по биуретовой реакции, белковых фракций — турбидиметрическим методом, общих липидов и триглицеридов — оптимизированным методом наборами «Био-ЛА-Тест», холестерина (ХС) и его фракций — микрометодом [3]. Содержание ХС в липопротеидах высокой плотности (ЛПВП) определяли в супернатанте после осаждения липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) и липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП) гепарином в присутствии ионов двухвалентного марганца.

ТГ

Высчитывали: ХСЛПОНП =-г-;

5

ХСЛПНП =

= ХСоб1Ц—(ХСЛПОНП+ ХСЛПВП); индекс ате-рогенности =

хсобш-хслпвп

хслпвп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.