Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It has been established that under conditions of intensified instruction the pupils begin showing signs of fatigue as soon as in the first two or three days of a school week. Functional alterations were most pronounced on Tuesdays, Wednesdays, and Saturdays. However, after the duration of physically active rest in fresh air was prolonged to 4 1/3 -5 h daily, both the mental working capacity of the children and their functional status remained largely normal throughout the week.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

приятных санитарно-гигиенических условий в средних ПТУ и на производственных базах с учетом имеющихся гигиенических нормативов для подростков и законодательных документов — третий гигиенический принцип для совершенствования учебно-педагогического процесса.

Чрезвычайно важное место в организации учебно-производственного процесса в средних ПТУ отводится выбору рационального режима, т. е. правильному распределению в течение учебного дня, недели и года занятий общеобразовательного и профессионально-технического циклов.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что освоение профессиональных навыков наряду с теоретической подготовкой оказывает благотворное влияние на организм подростков. Положительный эффект от переключения учащихся с умственной деятельности на физическую и обратно отмечен многими исследователями. Однако необходимо установить правильное, наиболее рациональное воздействие этих двух видов деятельности. Данные физиолого-гигиенических исследований при различных вариантах режима обучения и сопоставление их с показателями состояния здоровья учащихся средних ПТУ в процессе трехлетнего обучения позволили сформулировать четвертый гигиенический принцип — дифференцированный подход к выбору режима учебно-производственной деятельности с учетом профиля училища, специфики изучаемой профессии, курса обучения и материально-технической базы училища. Режим должен обеспечивать ступенчатость воздействия суммарной учебно-производственной нагрузки от I курса к III,особенно при организации производственного обучения и производствен-

Литература. Арнольди И. А., Груева Л. Г. Режим труда и отдыха работающих подростков. М., 1973. Арнольди И. А., Кондратьева И. И. Труд и здоровье

подростка. М., 1972. Благовещенская И. Н. Гигнена производственного обучения подростков в основных цехах заводов черной металлургии. Автореф. дис. докт. М., 1977.

Summary. The author shows what principles of hygiene should underlie the instruction offered in secondary vocational technical schools in order that the new curricu-

ной практики. Ступенчатость воздействия учебно производственных факторов способствует выработ" ке у учащихся механизмов, обеспечивающих адаптацию к учебно-производственному процессу училищ.

В настоящее время в системе профтехобразования готовятся квалифицированные рабочие кадры более чем по 2000 профессий. Сложность современных профессий достаточно велика и имеет тенденцию к увеличению. Поэтому самостоятельный выбор подростками профессии, которая удовлетворяла бы и собственные желания, и требования общества, чрезвычайно труден, а подчас и невозможен. Поступая в ПТУ, подросток, как правило, не в состоянии сам оценить свои возможности, поэтому помочь ему в этом должны медицинские работники, педагоги и родители. Необоснованность выбора профессии ведет к неудовлетворенности ею, текучести рабочих кадров, нарушению состояния здоровья подростков.

С этой точки зрения научно обоснованный выбор профессии с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей подростка следует рассматривать как гигиенический принцип организации учебно-производственного процесса в средних ПТУ.

Использование средств, способствующих более быстрому приспособлению учащихся к обучению физическое воспитание, направленное на тренировку профессионально значимых функций, сбалансированное питание с учетом возраста и специфики профессии), следует считать непременным условием правильной организации учебно-производственного процесса.

Г ромбах С. М. — Гиг. и сан., 1967, № 9, с. 34—39. Крамаренко И. Б., Сухарева Л. М. — В кн.: Производственные факторы и чувствительность к ним учащихся и работающих подростков. М., 1975, с. 7—34. Сердюковская Г. И., Жилое 10. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. М., 1977.

Поступил» 3/VI 1980 г.

Ium introduced in such schools may not only increase the efficacy of instruction but also that it may provide for a high level of working capacity and health of the students.

УДК 371.71

В. И. Агарков, А. П. Селиванов, Е. Н. Полунин

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Донецкий медицинский институт

Задача настоящей работы заключалась в оценке Донецким институтом усовершенствования учи-функционального состояния младших школьни- телей. В основе его лежат принципы и правила, ков, занимающихся по методу, разработанному предложенные учителем В. Ф. Шаталовым. Гигие-

ническая сущность метода заключается в значительном повышении умственной активности учащихся, плотности урока, попредметного объема учебной нагрузки, эффективности усвоения информации и продуктивности обучения. Это значительно интенсифицирует всю учебно-познавательную деятельность школьников.

Исследования проведены на учащихся 3-го и 4-го классов. Изучали режим дня, учебную нагрузку, динамику умственной работоспособности и функционального состояния школьников. Оценивали восстановительное действие на организм уроков физкультуры и труда, а также рационального режима приготовления домашних заданий в группе продленного дня. Организацию и содержание учебного процесса анализировали по учебному плану, дневникам и журналам учета посещаемости школьников, путем хронометражного наблюдения и олроса педагогов. Режим дня характеризовался по данным хронометражных карт, собеседования с учащимися и родителями. Функциональное состояние и умственную работоспособность школьников определяли по показателям ре-флексометрии, возбудимости зрительного анализатора (эффект фосфены), артериального давления и корректурных проб Анфимова. Для физиологических исследований привлекали 17—38 учащихся с отличной и хорошей успеваемостью.

Занятия в школе проходили в первую половину дня. Группа продленного дня работала с 12 ч до 17 ч 30 мин. Все предметы преподавались по новому методу. Первая половина недели была максимально насыщена трудными предметами, вторая относительно разгружена за счет уроков труда и физкультуры. Наиболее легким днем был четверг (4 урока, из которых 2 — трудовое воспитание).

Недельная учебная нагрузка школьников составляла 27—28 ч. Время подготовки домашних заданий учащимися, как правило, на 30—40 мин превышало гигиенические нормативы. Уроки по всем ведущим предметам отличались высокой плотностью (85—90%) и активностью учащихся, а также насыщенностью учебным материалом. Особенно большая нагрузка школьников была на уроках математики, русского и украинского языков. Так, на уроках самоконтроля (новая форма урока) по русскому языку ученикам в процессе ответа на вопросы необходимо было удерживать в памяти и активно использовать от 6 до 8 грамматических правил.

К концу учебного дня у школьников наблюдались существенные изменения функции центральной нервной системы (ЦНС). При этом в понедельник, вторник, среду, четверг и субботу они снижались, а в пятницу несколько повышались. Наиболее сильно ухудшалось состояние ЦНС к концу уроков во вторник, среду и четверг. К утру следующего дня показатели восстанавливались и относительно стабильно сохранялись со вторника до пятницы и только в субботу они находились на более низком уровне уже в начале знятий. Снижен-

ный исходный уровень функций ЦНС отмечался еще в понедельник. Среднедневная умственная работоспособность учащихся была также наиболее низкой во вторник, среду и особенно в субботу, однако в четверг и пятницу она находилась на более высоком уровне, чем в другие дни недели. Следовательно, школьники наиболее утомлялись во вторник, среду и субботу. Подобная динамика функций обусловлена прежде всего особенностями распределения учебной нагрузки в течение недели — максимум во вторник и среду (5 уроков и все предметы трудные) с несколько разгруженной второй половиной недели. Заметное угнетение функций ЦНС у детей в четверт, вероятнее всего, связано с наличием сдвоенных уроков труда, что подчеркивает несоответствие физической нагрузки на этих уроках функциональным возможностям организма школьников такого возраста. Тем не менее уроки труда в четверг и физического воспитания в пятницу несколько восстанавливали умственную работоспособность учащихся во второй половине недели. Однако, судя по динамике изменения патентного периода зрительно-моторной реакции (ЗМР) и порога возбудимости зрительного анализатора, нормализующее действие на детский организм уроков труда и физкультуры в традиционной количественной и качественной форме малозначимо в условиях умственно напряженной деятельности. Поэтому утомление учащихся, сформировавшееся в первой половине недели, продолжает усиливаться, а повышенный уровень умственной работоспособности школьников в четверг и пятницу достигается за счет большого напряжения обеспечивающих ее нейрофизиологических и вегетативных систем. Именно с этим, по нашему мнению, связано то, что в субботу снижается уже исходный уровень функций ЦНС и умственной работоспособности, причем утомление учащихся к концу недели достаточно выражено и состояние их организма полностью не нормализуется за время воскресного отдыха. Эти выводы подтверждаются, в частности, характером изменений артериального давления школьников. К концу учебного дня, особенно во вторник и среду, существенно снижается артериальное (систолическое и диастолическое) давление, что подчеркивает наличие значительного утомления учащихся. Подобное явление наблюдается на протяжении всей недели, хотя в субботу имеется лишь тенденция к его уменьшению, что связано с уже сниженным в этот день артериальным давлением. Оно заметно снижается к концу уроков также в четверг и пятницу, а это указывает на то, что повышенный уровень умственной работоспособности в указанные дни устанавливается на фоне скрытого утомления. Иначе говоря, при интенсифицированном учебном процессе умственная работоспособность детей в динамике недели может находиться на достаточно высоком уровне относительно независимо от характера изменений поддерживающих ее нейрофизиологических и вегетативных функций организма,

т. е. выраженности утомления. Достигается это, вероятно, посредством напряжения интимных адаптационно-компенсаторных процессов организма, что может приводить к его истощению, выражающемуся в ухудшении состояния здоровья школьников. В связи с этим как симптоматичный показатель можно рассматривать жалобы детей на головные боли: если в конце 1-й четверти они бывали часто (2—3 раза в неделю) у 20% учащихся, то к окончанию 3-й четверти — у 40%.

Прогрессирующее ухудшение на протяжении года функций ЦНС школьников наблюдалось и по другим показателям. С 1-й по 3-ю четверть увеличивался латентный период ЗМР и повышался порог возбудимости зрительного анализатора. При этом самое плохое состояние учащихся зарегистрировано в 3-й четверти с некоторым улучшением его в 4-й. Годовая динамика функций значительно зависела от почетвертного распределения учебной нагрузки. Так, максимальный объем учебного материала осваивался в 3-й четверти, несколько меньший — в 1-й и 2-й. В 4-й четверти умственная нагрузка наименьшая ввиду непродолжительности четверти и того, что к этому периоду бывает практически пройден весь новый учебный материал.

Неуклонному ухудшению в течение года функционального состояния школьников способствуют невысокая оздоровительная эффективность кратковременных (6 дней) каникул и нерациональный режим послешкольной умственной работы и отдыха. К концу каникул состояние ЦНС учащихся имело лишь тенденцию к улучшению, а артериальное давление не достигало среднего уровня, имевшегося до каникул и в начале учебного года.

Перевод детей в группу продленного дня заметно улучшал структуру режима послешкольной деятельности прежде всего за счет удлинения и активизации отдыха на свежем воздухе, а также нормализации работы по подготовке домашних заданий. Так, после уроков ученики приступали к домаш-

S u m m а г у. It has been established that under conditions of intensified instruction the pupils begin showing signs of fatigue as soon as in the first two or three days of a school week. Functional altérations were most pronounced on Tuesdyas, Wednesdays, and Saturdays. However, after

ним заданиям только через 1V2—2 ч, выполнялись они в течение 1VS—2 ч, после чего дети гуляли. Отдыху посвящалась и большая часть домашнего времени, так как задания по всем предметам были уже подготовлены. В целом физически активный отдых ежедневно составлял 4V2—5 ч. Такой режим умственной работы и отдыха существенно улучшил недельную динамику работоспособности и функционального состояния ЦНС учащихся. Это проявлялось в том, что на протяжении первых 4 дней недели исходное состояние ЦНС и умственной работоспособности устойчиво удерживалось на высоком уровне, а ухудшение к концу уроков было невыраженным. При этом динамика работоспособности, а также функции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем не отличались от таковых при традиционных методах обучения, а в отдельные дни (среду и пятницу) была даже лучше. Подобное улучшение общего состояния объясняется прежде всего, по нашему мнению, оздоровительным действием более продолжительного физически активного отдыха.

Таким образом, обучение школьников в условиях интенсифицированного учебного процесса вызывает заметное утомление их, прогрессивное снижение работоспособности и функционального состояния организма, начиная с первых дней недели. Уроки физкультуры по 2 ч в неделю не дают особого восстановительного эффекта, но увеличение длительности физически активного отдыха в течение дня и рационализация работы по подготовке домашних заданий нормализуют функциональное состояние и умственную работоспособность детей. Следовательно, при переходе на интенсивные методы обучения школьников необходимо наряду с общим упорядочением режима дня обязательно увеличивать до А1/г—5 ч длительность ежедневного физически активного отдыха. Практически решить этот вопрос можно путем перевода детей в группы продленного дня.

Поступила 11/IV 1980 г.

the duration of physically active rest in fresh air was prolonged to 4l/a-5 h daily, both the mental working capacity of the children and their functional status remained largely normal throughout the week.

УДК 616.12-008.331.1-063.6-07:616.636.452-072.7

А. Н. Усольцев, А. С. Зутлер, Л. М. Тихомирова

УРОВЕНЬ ЭКСКРЕЦИИ КАТЕХОЛАМИНОВ С МОЧОЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДОЗИРОВАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК У ПОДРОСТКОВ С ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В настоящее время не вызывает сомнения факт щие тот или иной тип циркуляции в период раз-влияния симпатико-адреналовой системы (САС) вития гипертонической болезни (ГБ). Значение на кардиогемодинамические сдвиги, определяю- катехоламинов (КА) в регуляции сердечной дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.