Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА'

ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА»

ношении пропедевтики внутренних болезнен (35,3%) и диалектического материализма (18,6%). На III курсе такие пожелания высказывались реже, наибольшее количество (6,5%) подобных пожеланий относилось к факультетской терапии.

Залогом успешной самоподготовки может быть только хорошо организованное рабочее место. По нашим данным, 35,4% опрошенных студентов младших курсов пользуются для занятий читальными залами библиотеки. Однако на

II и III курсах относительное количество таких студентов по сравнению с I курсом становится не больше, а несколько меньше: на II курсе студентов, занимающихся в читальных залах библиотек 30,5%, на III—31,8%, а на 1—41,5%. Интересные данные получены при обсуждении этого вопроса со студентами, проживающими в общежитии. Оказалось, что только 31,4% из них при самоподготовке пользуются читальными залами. Однако здесь имеются свои особенности: чем старше курс, тем меньше число студентов предпочитает заниматься самоподготовкой в читальных залах и растет число студентов, которые для этой цели используют учебные помещения общежития и жилые комнаты. Такую тенденцию, вероятно, нельзя оценить как благоприятную.

При опросе студентов был задан вопрос, как они оценивают вероятную возможность заниматься самоподготовкой непосредственно на кафедре. Оказалось, что сравнительно большое число студентов желали бы заниматься ею на кафедре.

Так, на I курсе, кроме нормальной анатомии, по которой традиционно создаются условия для самоподготовки, 4,8% студентов высказали пожелание заниматься самоподготовкой на кафедре биологии и 5,1% — на кафедре физики. На 11 курсе чаще назывались пропедевтика внутренних болезней (25,8%), общая хирургия (17,4%), на

III — курс оперативной хирургии и топографической анатомии (15,9%).

При планировании времени внеаудиторной самостоятельной работы большое значение имеет расписание занятий. Правильное с гигиенической точки зрения расписание в значительной степени позволяет уменьшить перегрузку студентов не только аудиторной, но и внеаудиторной работы. Анкетные данные показали, что только немного более половины опрошенных были удовлетворены расписанием занятий. Наибольшее количество (61%) студентов, удовлетворенных расписанием, были на I курсе. При ана-

лизе ответов на вопрос о том. какой из дней недели особенно перегружен, оказалось, что чаще это были вторник и среда, что согласуется с гигиеническими требованиями. Однако у определенной части студентов перегруженными оказались понедельник, пятница и даже суббота.

Таким образом, организация внеаудиторной работы студентов — комплексная программа, включающая разработку психологических и дидактических основ, воспитание культуры самостоятельной работы у студентов. Важное значение имеют выработка у них познавательных мотивов, систематическое руководство этой работой со стороны преподавателей.

Нельзя повысить продуктнвно5ть внеаудиторной самостоятельной деятельности путем увеличения домашних заданий. Это будет приводить к тому, что у студентов пропадут желание и привычка выполнять их полностью и на достаточно высоком уровне и в результате они будут хронически не выполняться.

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют об актуальности вопросов организации самостоятельной работы студентов.

Выводы. 1. Необходимо рациональное планирование времени для внеаудиторной самостоятельной работы студентов в соответствии с учебными планами.

2. Следует воспитывать у студентов культуру самостоятельной работы.

3. Необходимо более широко использовать учебные аудитории для занятий студентов во внеучебное время.

4. Целесообразно расширить консультационную помощь преподавателей в самостоятельной работе студентов.

Литература. Белоусов А. 3., Дьячков Н. Г., Мин-нибаев Т. 111. и др. — Гиг. и сан., 1971, jY« 1, с. 46. Гарунов М. Г. Активизация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. М., 1972. Зиновьев С. И. Учебный процесс в советской высшей

школе. М., 1975. Кобыляцкий И. И. Основы педагогики высшей школы.

Киев, 1978. Лисовский Т. В. Личность студента. Л., 1974. Молибог А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М., 1971. Салонов А. А., Карассва И. М. — Вести, высш. школы, 1979, № 7, с. 10.

Поступила 29.04 81

УДК 371.712:612.825.8*45»

Н. А. Иванова, Г. И. Зенченко, Н. А. Федцлова

ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Черниговский педагогический институт

Мы проследили изменение умственной работоспособности школьников в связи с их типологическими особенностями.

Изучали дневную, недельную, годовую динамику умственной работоспособности учащихся начальных классов методом корректурных проб по таблице А. И. Иванова-Смоленского. Показатели умственной работоспособности определяли по формулам Г. М. Уиппла (И. М. Трахтен-берг и С. М. Рашман):

а — (¿> + с)

а - \-Ь

1 = K-d,

где К — коэффициент точности; I — коэффициент работоспособности; а — число проверенных букв; Ь — число пропущенных букв; с — число допущенных ошибок; й — число всех проверенных букв текста.

Обследованы 34 ученика 2-го класса, занимающихся в первую смену. Пробы проводили ежедневно до начала за-

нятий, перед вторым уроком и после занятий в течение первого месяца учебного года. Повторное исследование выполнено в конце учебного года. Всего проанализировано 1020 проб.

На основании полученных в начале учебного года данных о количестве правильно проверенных букв и анамнестических проб мы разделили учащихся на 3 группы. Большая часть (55,9%) отнесена к 1-й группе (с сильными нервными процессами — работоспособность выше 400 просмотренных знаков), ко 2>-й —29,4% (нервные процессы средней силы — работоспособность от 301 до 400 знаков), к 3-й — 14,7% (низкая работоспособность — менее 300 просмотренных знаков).

Дневная динамика работоспособности в начале учебного года у школьников 1-й группы характеризовалась увеличением работоспособности на втором уровне во все дни недели, кроме понедельника и субботы. К концу занятий отмечено повышение работоспособности со вторника до

пятницы, в остальные дни недели к концу занятий она снижалась. У учащихся 2-й группы работоспособность к концу дня падала во все дни недели, что свидетельствовало о развитии утомления к концу занятий. У детей с низкой работоспособностью уменьшение данного показателя наблюдалось к концу дня ежедневно, кроме понедельника и субботы. Понедельник — день адаптации, работоспособность была самой низкой, а в субботу она сохранялась весь день на доцольно высоком уровне.

По точности работы индивидуальных различий не выявлено: на протяжении всего учебного дня она оставалась на одном уровне, но в недельной динамике'со вторника по пятницу несколько снижалась.

Недельная динамика работоспособности учащихся 1-й группы характеризовалась постепенным ростом утренних показателей. После уроков работоспосЬбность лиц этой группы повышалась с понедельника до четверга, в пятницу снижалась, и, очевидно, включение процессов саморегуляции обеспечивало возрастание ее в субботу. У учащихся 2-й группы утренняя работоспособность повышалась ежедневно до пятницы и несколько снижалась в последний день иеделн. Недельные изменения дневной работоспособности у учащихся 3-й группы сходны с таковыми у лиц 1-й группы. но падение ее, начавшееся в пятницу, продолжалось и в субботу. У детей со слабыми нервными процессами увеличение утренней работоспособности наблюдалось только до четверга, в пятницу же она резко снижалась, что можно расценивать как своеобразный «отдых* ЦНС. В субботу работоспособность у них возрастала. В конце дня характер ее изменения был идентичен, но снижение отмечалось уже в четверг. Подобная динамика указывала на более низкие резервные возможности детей данной группы.

Точность работы на протяжении всей недели оставалась высокой. Вероятно, незначительное утомление, развивающееся у учащихся, не нарушает процессов дифферен-цировочного торможения (Н. М. Попова и соавт.).

Таким образом, на основании изложенного можно считать, что оптимальным по уровню работоспособности у учащихся 2-го класса являются вторник, среда и четверг. Незначительное утомление, развивающееся к концу недели, полностью купируется кратковременным отдыхом. Наименьшая работоспособность у детей 1-й и 2-й групп отмечена в понедельник, а у вошедших в 3-ю группу — в понедельник и пятницу.

Повторные исследования в конце учебного года показали, что уровень работоспособности у детей всех групп повысился, что можно объяснить увеличением скорости чтения и адаптацией к учебной работе.

Дневные и недельные колебания работоспособности в конце учебного года существенно отличались от таковых и начале года. Показатели к концу уроков у детей 1-й группы значительно возросли, исключение составила

суббота, когда работоспособность в течение дня удерживалась практически на одном уровне. Если в начале учебного года уровень работоспособности в течение недели повышался, то к концу года недельные изменения носили волнообразный характер. Наиболее высокие показатели зафиксированы во вторник и четверг, в среду и особенно в субботу наблюдалось их резкое снижение.

У детей со средней силой нервных процессов утренняя работоспособность была невысокой. Повышение наблюдалось до пятницы, в субботу она несколько снижалась. Дневная работоспособность у детей 3-й группы также носила волнообразный характер; высокие показатели отмечены во вторник и пятницу.

К концу учебного года несколько возросла работоспособность у детей, у которых она была низкой. Недельная динамика ее характеризовалась резко выраженной волно-образностью: утром отмечалось повышение ее с понедельника до вторника, затем до пятницы она удерживалась практически на одном уровне, а затем резко повышалась и не менее круто снижалась в субботу. В конце вторника и пятницы регистрировались пики.

Точность работы в конце года оставалась высокой на протяжении всей недели у учащихся всех групп.

Таким образом, оптимальными по уровню работоспособности-в конце учебного года можно считать вторник, четверг и пятницу, а для детей 3-й группы — только вторник и пятницу. Понедельник, среда и суббота — дни низкой работоспособности.

На основании проведенных наследований'можно сделать вывод о необходимости индивидуального подхода в процессе обучения к учащимся с различной работоспособностью — дифференцировать задания, по-разному планировать режим дня. Кроме того, при распределении учебной нагрузки в течение дня, недели и года необходимо учитывать динамику умственной работоспособности, имея в виду часы и дни минимальной и максимальной работоспособности.

Выводы. 1. В течение дня, недели и года у всех второклассников наблюдаются изменения уровня работоспособности.

2. Характер изменения работоспособности зависит от типологических особенностей высшей нервной деятельности.

Литература. Попова Н. М., Куинджи Н. Н., Зуб-кова В. М. — В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. М., 1974, с. 7—46. Трахтенбенг И. М., РашманС. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев, 1973.

Поступила 02.02.SI

УДК 616.5-001.29-06:в 16.5-001.1 71-057-08

А. Г. Бажин, Г. А. Алтухова, И. И. Парфенова

ДЕЗАКТИВАЦИЯ КОЖИ, ЗАГРЯЗНЕННОЙ -10РО, ПРИ ХИМИЧЕСКИХ И ТЕРМИЧЕСКИХ ОЖОГАХ

В процессе работы и при контакте с радиоактивными материалами возможны аварийные ситуации, сопровождающиеся возникновением термических ожогов, а также случаи попадания на кожу кислых растворов радиоизотопов (Л. А. Ильин). Первая и неотложная медицинская помощь при данных комбинированных поражениях включает мероприятия по дезактивации ожоговых поверхностей, загрязненных радионуклидами. В литературе имеются отдельные сообщения об обработке химических и термических ожогов, загрязненных Р-нзлучателями. Сведений о дезактивации поверхностей ожоговых ран,' загрязненных а-излучателями, в литературе нет. В данной работе в качестве а-излучателя принят 2|0Ро, который широко ис-

пользуется в атомной науке и технике (3. В. Ершова и А. Г. Волги1<).

Экспериментальные исследования проведены на 400 беспородных крысах — самцах с массой тела 160—180 г. В каждой группе было по 4—5 особей. Для опытов отбирали животных, у которых волосяной покров в пояснично-крестцовой области находился в стадии покоя. Крыс фиксировали в специальных станках. Волосяной покров удаляли короткой стрижкой.

Химические ожоги вызывали путем нанесения на кожу 1 нитрата 2]0Ро в1 мл растворов 0,05, 0,5, 1,0, 2,5, 4,0 и 8,0 и. HNO,. Термические ожоги II степени тяжести воспроизводили по специально разработанной методике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.