ЛИТЕРАТУРА
Гельтищева Е. А., Пономаренко И. И. — Гиг. и сан.,
1968, № И, с. 34—38. Ковалева Л. Л. — В кн.: Ин-т гигиены детей и подростков. Конференция молодых науч. работников. 1-я. Материалы. М.. 1966, с. 43—46. Леонова [Л. А. — В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1967. ¡с. ¡91—98. '
Цысарь А. И. Гигиеническая оценка воздействия шумо-вибрационного фактора на организм подростков в условиях производства. Дне. канд. М., 1965.
Поступила 17/X11 1979 г.
EFFECT OF NOISE AND TEMPERATURE ON ADOLESCENTS DURING TRACTOR DRIVING
V. A. Buzunov, F. I. Grishko, A. M. Nagornaya, V. V. Lipovoy
CDinbined effects of noise and temperature of various levels were studied in 17- and 18-year-old students of a rural vocational technical school during 6 hours of tractgr driving as part of their practical training. Driving a tractor at noise and temperature levels exceeding the permissible values caused functional alterations indicative of fatigue. Such alterations appeared after 2-3 hours of driving in some bodi-
ly systems and toward the end of the shift in others, and they set in earlier and were more marked in the younger adolescents. The functions returned to normal more rapidly in the older students. Driving under normal temperature in the presence of appropriate counternoise involved smaller alterations in the younger subjects and very slight, if any, alterations in the older ones.
УДК 612.766.1:377.5:83
В. С. Степанок
ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ДНЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕН ОВ I КУРСА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА
Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца
Целью работы являлось изучение бюджета времени и работоспособности учащихся I курса сельскохозяйственного техникума и определение влияния учебной нагрузки путем учета общей работоспособности и оценки функционального состояния организма для выбора путей организации рационального учебного режима.
Исследования проведены в условиях естественного эксперимента на^базе Петровского сельскохозяйственного техникума (Одесская область, 1975—1976 гг.). Под наблюдением находилось 30 практически здоровых учащихся I курса в 1 возрасте 15—16 лет. Изучали сдвиги функционального состояния центральной нервной системы: скорость двигательных реакций на звуковой и световой раздражители (1080 исследований), динамику работоспособности по корректурной методике (2600 исследований), суточный режим дня студентов (345 человеко-дней наблюдений). Исследования выполняли в динамике учебного дня и недели.
Учебная нагрузка в 1-й год обучения в техникуме составляла 42 ч в неделю. Учебный распорядок I дня следующий: занятия начинались в 8 ч 45 мин, учебный день, как правило, состоял из 4 пар сдвоен-I шх уроков. После каждого 45-минутного урока 1 редусмотрен 5-минутный перерыв. Перемена пос-г сдвоенного урока длилась 10 мин, после второй ары занятий — 20 мин. • При анализе бюджета времени выявлен ряд нарушений режима дня первокурсников: длительные (до 7—8 ч) перерывы между приемами пищи, от-
сутствие свободного времени, сокращение продолжительности сна. На приготовление домашних заданий у 4,2% учащихся расходуется до 4 ч, у 16% — до 3 ч, у 61,4% — от 1 до 2 ч ежедневно. На учебную работу в техникуме и внеаудиторные занятия большинство студентов тратят около 9 ч, что значительно превышает рекомендованную суммарную длительность учебной работы континген-тов данного возраста (15—16 лет). Утомительность такой нагрузки подтверждается данными о самочувствии учащихся в конце учебного дня: 69% в анкетах указали, что «чувсти'т усталость», «хочется отдохнуть».
Рекомендуемая продолжительность сна для школьников 15—16 лет равна 9—91/г ч, что, безусловно, можно принять и для первокурсников техникума. Исследования показали, что у 60,2% студентов продолжительность сна менее 8 ч, у 14,1 % — менее 7 ч, причем более половины (57,8%) ложатся спать после 23 ч
уЛногие студенты проводят м-ло времени на свежем воздухе: 10,1% из них — в среднем по 2х/а ч и менее, а 57,6% — по 1 ч и менее, остальные бывают на воздухе лишь по дороге в техникум.
Первокурсники очень мало уделяют внимания физкультуре и спорту (за исключением 2 уроков физкультуры в неделю), только 20,3% занимаются в спортивных секциях при техникуме и 30,4% делают утреннюю зарядку.
Оценка режима питания показала, что завтракали 68,5% студентов, обедали 96,2%, ужинали 89,4%.
2 Гигиена и санитария № 9
— 33 —
Средние показатели работоспособности и физиологических реакций учащихся I курса сельскохозяйственного техникума в течение
учебного дня и недели (М+т)
До начала занятий После занятий
День недели общая работоспособность хронорефлексометрня, м/с общая работоспособность хронорефлексометрни, м/с
число просмотренных знаков число ошибок на 500 знаков на звук на свет число просмотрен ных знаков число оши -бок lia 500 знаков на звук на свет
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота 493,7+17,7 520,5+17,3 488,8+16,5 501,0+14,6 396,8+12,1 404,1 + 15,2 2,9+0,47 2,0+0,39 3,3+0,49 1,2+0,36 4,2+0,58 3,3+0,44 171,1+3,3 177,5+2,5 182,0+4,0 189,8+3,8 179,8+4,3 191,7+3,4 188,3+3,1 193,1+3,1 200,8+3,7 204,1+3,3 202,0+2,8 206,3+3,5 487,7+16,8 422,2+13,5 487,4+16,1 496,1 + 18,9 447,7+14,6 430.9+15,2 2,1+0,37 2,9+0,6 2,8+1,12 2,0+0,71 2,6+0,4 2,0+0,4 179,7+2,3 192.8+3,4 188,8+4,8 195.9+2.9 196,5+3,5 192,4+5,4 206,9+2,9 210,0+3,9 210.0+4.6 205,4 + 4,7 205.6+6.2 209,5+6,0
Питались они в основном 2—^ раза в сутки с большими перерывами, нерегулярно.
Динамику работоспособности изучали с помощью, корректурных проб, при этом не только определяли число просмотренных знаков и допущенных ошибок, но и проводили комплексную их оценку, одновременно учитывающую скорость и точность выполненной работы.
Результаты исследований с применением корректурной методики показали, что на протяжении учебного дня работоспособность учащихся значительно снижалась, особенно в дни, когда планировались 4 пары занятий (см. таблицу). Так, если во вторник до занятий они просматривали 520,5± ±17,3 знака, то в конце занятий—422,2±13,5, а число ошибок возрастало с 2 до 2,9. Значительное утомление учащихся во вторник приводило к снижению показателей работоспособности в среду — до начала занятий число просмотренных знаков сокращалось. Количество ошибок возрастало, что объясняется саморегуляцией функций организма подростков при воздействии интенсивной работы. В результате в конце занятий в среду показатели работоспособности даже несколько повышались и в четверг отмечалось значительное улучшение функционального состояния. Аналогичная закономерность — снижение работоспособности как проявление саморегуляции ритма труда и отдыха — наблюдалась в пятницу до начала занятий, что обеспечило более высокий уровень работоспособности в конце занятий. Следует отметить, что в субботу показатели работоспособности в конце занятий оказались выше, чем до их начала, что связано с так называемым конечным порывом — ожиданием учащимися воскресного отдыха.
При анализе показателей в течение недели, полученных утром до начала занятий с целью выяснения степени восстановления функционального состояния высшей нервной деятельности после ночного сна, установлен высокий уровень работоспособности с понедельника по четверг. В пятницу и субботу число просмотренных знаков резко сокращалось, а число ошибок возрастало, что свидетельствовало о снижении подвижности нервных процессов, ослаблении активного внутреннего торможения, значительном утомлении, которое не ликвидировалось после ночного сна. Наиболее вы-
сокий уровень функционального состояния высшей нервной деятельности наблюдался во вторник и четверг (520,5± 17,3 и 501,0± 14,6 просмотренного знака соответственно). Данные скрытого периода условно-двигательных реакций на звуковой и световой раздражители подтверждают закономерности, выявленные в динамике учебного дня и недели с помощью корректурной методики. Наибольшая разница между скрытым периодом на звуковой раздражитель в динамике учебного дня отмечена во вторник (с 177,5±2,5 до 192±3,4 мс) и пятницу (с 179,8±4,3 до 196,5±3,5 мс). Именно эти дни недели, по данным анкетного опроса учащихся, оказались самыми трудными по учебной нагрузке. Незначительное изменение подвижности нервных процессов в среду объясняется саморегуляцией — выключением учащихся из интенсивного ритма учебной деятельности, а в субботу — ожидаемым отдыхом в выходной день и др. То, что утренние показатели двигательных реакций на звук и свет улучшаются в пятницу, очевидно, объясняется повышенной возбудимостью центральной нервной системы и свидетельствует о начальных стадиях утомляемости даже в утренние часы, ибо после занятий скрытый период двигательных реакций резко возрастает.
Выводы
1. Учебная нагрузка в сельскохозяйственном техникуме 42 ч в неделю приводит к неблагоприятным сдвигам в состоянии центральной нервной системы к концу занятий, что проявляется в снижении работоспособности учащихся.
2. Дневная динамика функций центральной нерг ной системы первокурсников имеет свои особе1 ности, которые отражают процессы адаптации подростков к новым условиям.
3. Вследствие большой суммарной учебной нагрузки у большинства первокурсников имеютс существенные нарушения в режиме дня в виде сокращения продолжительности сна, пребывания на воздухе и времени занятий спортом.
4. В техникумах по аналогии с ПТУ требуется пересмотр объема недельной учебной нагрузки.
5. Необходимо чередование по дням недели 6-и 8-часовой академической нагрузки.
Поступила 4/Х1! 1979 г.
STUDY REGIMEN AND FUNCTIONAL STATUS OF FIRST-YEAR STUDENTS OF AN AGRICULTURALyTECHNICAL SCHOOL
V. S. Stepanok
These students study for 42 hours per week, which is of study hours be reduced to the same level as is currently shown to lead to considerable fatigue during a week and a adopted in industrial vocational schools, study year, and it is therefore recommended that the number
I
УДК 613.62:63 + 616-057:63
Проф. А. О. Навакатикян, проф. Е. П. Краснюк, доктор мед. наук Г. Г. Лысина
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННО ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ У РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
Условия труда в современном сельскохозяйственном производстве характеризуются сочетанием ряда профессиональных факторов, которые могут оказывать отрицательное влияние на здоровье работающих (Л. И. Медведь и соавт.; Ю. И. Кун-диев и соавт., и др.).
Задачей данной работы являлось изучение осо-к| бенностей влияния условий труда на здоровье работников сельского хозяйства и определение путей дальнейшего развития рассматриваемой отрасли гигиены.
Как известно, ведущая профессиональная группа в современном сельском хозяйстве — механизаторы зернового хозяйства, в том числе рисоводы. Для них характерна высокая частота (32—33%) заболеваний периферической нервной системы в виде люмбалгии, пояснично-крестцового радикулита, вегетативно-сенсорного полиневрита, полиневрита, полирадикулоневритического синдрома (С. X. Николов и Г. Г. Захаркина; А. А. Модель и Н. Т. Тимофеева).
Отмечены частое развитие диффузных изменений в мышце сердца по типу миокардиопатий у механизаторов относительно молодого возраста, а также тенденция к повышению артериального давления на различных участках сосудистого русла (в плечевой, височной и ретинальной артериях). Установлена также высокая ¡заболеваемость системы пище-. варения, особенно язвенной болезнью, частота которой оказалась в 2'/г раза больше, чем в контрольной ~руппе. Высокие параметры шума на ряде сельскохозяйственных машин нередко являются ведущей причиной развития профессиональной тугоухости. Основную роль в возникновении отмеченной патологии, по-видимому, играют комплекс физических и химических производственных факторов и напряжение некоторых физиологических систем.
У полеводов (свекловоды, льноводы, хмелебоды и др.) наиболее часты вегетативно-сосудистые на-• рушения и заболевания периферического отдела нервной системы, для которых установлена зависимость локализации патологического процесса от
характера физической нагрузки. Нередки у полеводов заболевания желудочно-кишечного тракта (Е. П. Краснюк и соавт.; Е. П. Краснюк, и др.).
У хмелеводов и льноводов распространены заболевания верхних дыхательных путей и бронхов (в 2—3 раза чаще, чем в контроле) с развитием суба-трофических процессов слизистой оболочки. Особо следует отметить заболевания аллергической природы (крапивницу, дерматит, изредка астмоидный бронхит).
У животноводов —рабочих молочнотоварного производства, нередки заболевания нервно-мышечного аппарата верхних конечностей, развивающиеся при неполной механизации процессов доения, и патология периферической нервной системы (хронические люмбалгии, пояснично-крестцо-вый радикулит).
Имеется возможность инфицирования работающих на фермах крупного рогатого скота и в свинооткормочных комплексах хламидиями от больных животных (А. П. Карапата и соавт. наблюдали положительные реакции на соответствующий антиген). Возможно также развитие заболеваний миокарда аллергической природы в связи с содержанием в воздухе рабочих помещений пыли органического. происхождения (шерсть, перхоть, добавки к кормам, антибиотики и др.).
Необходимо отметить высокую частоту заболеваний бронхов у рабочих комбикормовых заводов. У работников птицефабрик с условиями труда связаны миокардиопатии, развивающиеся на фоне вегетативно-сосудистой дисфункции с артериальной гипотонией (у птичниц) или гипертензией (у рабочих убойных цехов), хронический бронхит с астмоидным компонентом и хроническая интер-стициальная пневмония. В отдельных случаях они служили проявлением латентно протекающего ор-нитоза (А. А. Карапата и соавт.).
Среди лиц, занятых применением ' пестицидов (В. П. Безуглый и соавт.), функциональные нарушения центральной нервной системы (вегетативно-сосудистая дистония, астеновегетативный синдром)