УДК 378.661
Н. Ф. Глебова, В. Ф. Стафеев
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
Петрозаводский университет им. О. В. Куусинена
Изучение организации внеаудиторной подготовки студентов является актуальной задачей. В связи с этим нами разработана специальная анкета. Метод анкетирования широко используется для подобных целей (Т. В. Лисовский; А. А. Сазонов и И. М. Карассва).
Исследование проведено в декабре 1979 г. (т. е. в конце I, III и V семестров). Опрос проводили методом фиксированного интервью, ответы не подписывались. Собранный материал подвергали экспертной оценке. Всего опрошено 479 студентов, что составляет более 70% списочного состава студентов младших курсов медицинского факультета. Таким образом, полученные данные можно 'считать вполне репрезентативными. Известно, что только те формы и методы обучения в вузе, которые нацелены на профессию, выбранную студентом, вызывают у них познавательный интерес, мотивируют потребность во внеучебной, учебной и исследовательской деятельности (М. Г. Гарунов, и др.). «Сердцевиной» самостоятельной деятельности студентов является полное совпадение целн деятельности с целью управления ею. По нашим данным, у студентов^медиков в отношении самостоятельной работы имеется правильная ценностная ориентация. Так, подавляющее большинство (95,5%) студентов младших курсов медицинского факультета рассматривают самостоятельную внеаудиторную работу как «главное» или «одно из главных» средств в получении знаний по своей будущей специальности. Кроме того, от курса к курсу такая оценка имеет большее распространение. Однако есть студенты, которые отводят самостоятельной работе «второстепенную» роль, но их немного. Научное обоснование оптимального бюджета времени студентов — дело, несомненно, сложное и, к сожалению, в литературе нет убедительных научно обоснованных нормативов напряженности и продуктивности работы в течение дня, семестра и учебного года без ущерба для здоровья. А. Г. Молибог указывает, что существует установленная длительным опытом традиция считать рабочее время студентов под руководством преподавателей равным 36 ч в неделю. При этом предполагается внеаудиторная самостоятельная работа примерно 16 ч в неделю. И. И. Кобыляц-кий это же время (внеаудиторной самостоятельной работы) определяет в объеме 24 ч в неделю. По-видимому, в определенной степени длительность необходимой самостоятельной работы студентов связана с профилем вуза и курсом. Так, А. 3. Белоусов и соавт. отмечают, что в медицинских вузах дневная суммарная нагрузка в день может быть 12— 13 ч и даже-в воскресные дни она достигает 10 ч. Это евн-
Время, затрачиваемое студентами младших курсов медицинского факультета Петрозаводского университета им. О. В. Куусинена на внеаудиторную самостоятельную (учебную) работу
Время, ч Процент опрошенных По трем курсам 4
I курс II курс III курс
Акнее 1 0,5 5,4 5,6 3,4
1—2 4,1 37,1 21,5 19,8
3 27,7 37,1 49,5 36,0
Более 3 63,6 18,6 22,5 38,2
Ответ не дан 4,1 1.8 0,9 2,6
Всего ... 100,0 100,0 100,0 100,0
детельствует о том, что существует определенное противоречие между временем, планируемым для самостоятельной внеаудиторной работы, и возможностями самих студентов. Увеличение продолжительности внеаудиторной работы без учета возможностей для ее выполнения приводит к сокращению времени отдыха, что в свою очередь скажется как на продуктивности работы, так и на здоровье студентов.
По нашим данным (см. таблицу), в целом около. V, (38,2%) студентов младших курсов медицинского факультета занимаются внеаудиторной самостоятельной работой более 3 ч в день, т. е. суммарная недельная нагрузка по самоподготовке у них превышает 20 ч. Особенно большая загруженность этой работой отмечалась на 1 курсе, где более V2 (63,6%) студентов ежедневно занимались самоподготовкой 3 ч и более. При оценке количества времени, затрачиваемого ежедневно на внеаудиторную самостоятельную работу, около l/j (33%) студентов отмечали его недостаточность. Примечательно, что студентов, у которых, по их мнению, было недостаточно времени для самоподготовки, было больше не на I курсе, как следовало ожидать, а на III. Вероятно, это связано с тем, что студенты III курса больше времени тратят на общественную работу и участие в кружках научного студенческого общества, у них большая потребность в культурном досуге. По мнению отдельных авторов, для самостоятельной внеаудиторной работы на старших курсах должно планироваться несколько меньше времени. Однако имеется и иной взгляд на этот вопрос. В частности, С. И. Зиновьев считает, что по мере перехода с курса на курс доля времени на самостоятельную работу должна возрастать, а доля времени на обязательные занятия под руководством преподавателя уменьшаться. Среди дисциплин, по которым студенты чаще отмечали недостаток времени для самоподготовки, на I курсе следует назвать нормальную анатомию (36,4% опрошенных), историю КПСС (34,9%). иностранный язык (30,8%), физику (17,4%). На И курсе недостаток времени отмечался чаще при самоподготовке по разделу внутренних болезней (20,9%) и диалектическому материализму (35,9%), на III курсе 25,0% студентов указывали на недостаток времени при самоподготовке по историческому материализму.
Недостаток времени для внеаудиторной самоподготовки студенты связывали с разными причинами: чрезмерными заданиями, недостатком учебников, отсутствием кафедральных методических разработок и др. На первом месте среди указанных причин стоят большие задания. Чаще недостаток времени при самоподготовке, связанный с этим, испытывают первокурсники по нормальной анатомии, второкурсники — по диалектическому материализму, третьекурсники — по патологической анатомии.
Очень важны воспитание культуры самостоятельной работы и роль педагогического руководства, что особенно касается 1 курса. Так, среди причин, которые лежат в основе неудовлетворенности первокурсников самостоятельной работой, назывались следующие: собственная неорганизованность, невозможность сразу привыкнуть, неумение распределять время, перестроиться. По нашему мнению, решить эти вопросы в какой-то мере помогает курс «Введение в специальность» и соответствующая работа на кафедрах. На всех курсах были студенты, которые выразили желание иметь возможность получать консультации преподавателей при самоподготовке. На I курсе около (32,3%) высказались за необходимость проведения консультации при подготовке нормальной анатомии, каждый десятый — за необходимость такой консультации при подготовке по физике, неорганической химии и иностранному языку. Студенты II курса высказали эти пожелания в от-
ношении пропедевтики внутренних болезнен (35,3%) и диалектического материализма (18,6%). На III курсе такие пожелания высказывались реже, наибольшее количество (6,5%) подобных пожеланий относилось к факультетской терапии.
Залогом успешной самоподготовки может быть только хорошо организованное рабочее место. По нашим данным, 35,4% опрошенных студентов младших курсов пользуются для занятий читальными залами библиотеки. Однако на
II и III курсах относительное количество таких студентов по сравнению с I курсом становится не больше, а несколько меньше: на II курсе студентов, занимающихся в читальных залах библиотек 30,5%, на III—31,8%, а на 1—41,5%. Интересные данные получены при обсуждении этого вопроса со студентами, проживающими в общежитии. Оказалось, что только 31,4% из них при самоподготовке пользуются читальными залами. Однако здесь имеются свои особенности: чем старше курс, тем меньше число студентов предпочитает заниматься самоподготовкой в читальных залах и растет число студентов, которые для этой цели используют учебные помещения общежития и жилые комнаты. Такую тенденцию, вероятно, нельзя оценить как благоприятную.
При опросе студентов был задан вопрос, как они оценивают вероятную возможность заниматься самоподготовкой непосредственно на кафедре. Оказалось, что сравнительно большое число студентов желали бы заниматься ею на кафедре.
Так, на I курсе, кроме нормальной анатомии, по которой традиционно создаются условия для самоподготовки, 4,8% студентов высказали пожелание заниматься самоподготовкой на кафедре биологии и 5,1% — на кафедре физики. На 11 курсе чаще назывались пропедевтика внутренних болезней (25,8%), общая хирургия (17,4%), на
III — курс оперативной хирургии и топографической анатомии (15,9%).
При планировании времени внеаудиторной самостоятельной работы большое значение имеет расписание занятий. Правильное с гигиенической точки зрения расписание в значительной степени позволяет уменьшить перегрузку студентов не только аудиторной, но и внеаудиторной работы. Анкетные данные показали, что только немного более половины опрошенных были удовлетворены расписанием занятий. Наибольшее количество (61%) студентов, удовлетворенных расписанием, были на I курсе. При ана-
лизе ответов на вопрос о том. какой из дней недели особенно перегружен, оказалось, что чаще это были вторник и среда, что согласуется с гигиеническими требованиями. Однако у определенной части студентов перегруженными оказались понедельник, пятница и даже суббота.
Таким образом, организация внеаудиторной работы студентов — комплексная программа, включающая разработку психологических и дидактических основ, воспитание культуры самостоятельной работы у студентов. Важное значение имеют выработка у них познавательных мотивов, систематическое руководство этой работой со стороны преподавателей.
Нельзя повысить продуктнвно5ть внеаудиторной самостоятельной деятельности путем увеличения домашних заданий. Это будет приводить к тому, что у студентов пропадут желание и привычка выполнять их полностью и на достаточно высоком уровне и в результате они будут хронически не выполняться.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют об актуальности вопросов организации самостоятельной работы студентов.
Выводы. 1. Необходимо рациональное планирование времени для внеаудиторной самостоятельной работы студентов в соответствии с учебными планами.
2. Следует воспитывать у студентов культуру самостоятельной работы.
3. Необходимо более широко использовать учебные аудитории для занятий студентов во внеучебное время.
4. Целесообразно расширить консультационную помощь преподавателей в самостоятельной работе студентов.
Литература. Белоусов А. 3., Дьячков Н. Г., Мин-нибаев Т. 111. и др. — Гиг. и сан., 1971, jY« 1, с. 46. Гарунов М. Г. Активизация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. М., 1972. Зиновьев С. И. Учебный процесс в советской высшей
школе. М., 1975. Кобыляцкий И. И. Основы педагогики высшей школы.
Киев, 1978. Лисовский Т. В. Личность студента. Л., 1974. Молибог А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М., 1971. Салонов А. А., Карассва И. М. — Вести, высш. школы, 1979, № 7, с. 10.
Поступила 29.04 81
УДК 371.712:612.825.8*45»
Н. А. Иванова, Г. И. Зенченко, Н. А. Федцлова
ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Черниговский педагогический институт
Мы проследили изменение умственной работоспособности школьников в связи с их типологическими особенностями.
Изучали дневную, недельную, годовую динамику умственной работоспособности учащихся начальных классов методом корректурных проб по таблице А. И. Иванова-Смоленского. Показатели умственной работоспособности определяли по формулам Г. М. Уиппла (И. М. Трахтен-берг и С. М. Рашман):
а — (¿> + с)
а - \-Ь
1 = K-d,
где К — коэффициент точности; I — коэффициент работоспособности; а — число проверенных букв; Ь — число пропущенных букв; с — число допущенных ошибок; й — число всех проверенных букв текста.
Обследованы 34 ученика 2-го класса, занимающихся в первую смену. Пробы проводили ежедневно до начала за-
нятий, перед вторым уроком и после занятий в течение первого месяца учебного года. Повторное исследование выполнено в конце учебного года. Всего проанализировано 1020 проб.
На основании полученных в начале учебного года данных о количестве правильно проверенных букв и анамнестических проб мы разделили учащихся на 3 группы. Большая часть (55,9%) отнесена к 1-й группе (с сильными нервными процессами — работоспособность выше 400 просмотренных знаков), ко 2>-й —29,4% (нервные процессы средней силы — работоспособность от 301 до 400 знаков), к 3-й — 14,7% (низкая работоспособность — менее 300 просмотренных знаков).
Дневная динамика работоспособности в начале учебного года у школьников 1-й группы характеризовалась увеличением работоспособности на втором уровне во все дни недели, кроме понедельника и субботы. К концу занятий отмечено повышение работоспособности со вторника до