РАЗДЕЛ III ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА
УДК 37.01+802/809
Прелова Елена Вячеславовна
Преподаватель кафедры иностранных языков Пензенской государственной технологической академии, аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Пензенской государственной технологической академии, [email protected], Пенза
Ясаревская Ольга Николаевна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков Пензенской государственной технологической академии, [email protected], Пенза
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Prelova Elena Vyacheslavovna
Lecturer teacher of the Foreign Languages L2 Chair of Penza State Technological Academy, [email protected], Penza
Yasarevskaya Olga Nikolaevna
Candidate ofpedagogical sciences, professor of the Foreign Languages L2 Chair of Penza State Technological Academy, [email protected], Penza
TO THE QUESTION OF EXTRACURRICULAR UNSUPERVISED WORK ORGANIZATION OF STUDENTS IN L2
Процессы глобализации в мировом сообществе и социальный заказ общества определяют конкурентоспособность специалиста не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью к решению профессиональных задач в условиях двуязычной коммуникации. Владение иностранным языком превратилось в значимую личностную и профессиональную характеристику специалиста. Возможности иностранного языка расширились, превратив его в средство образования и развития личности, доступа к иноязычной информации и осуществления общения в профессиональной сфере. Став базовой дисциплиной, иностранный язык в настоящее время является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста.
Переход высшей школы на двухуровневую систему обучения, анализ государственных образовательных стандартов для технических специаль-
ностей вуза и дополнительные права, предоставленные для совершенствования учебно-воспитательного процесса, выявили возможность изменения содержания образования. Значительный объем содержания образования, предусмотренного Государственным образовательным стандартом, отводится на самостоятельное изучение, поскольку постоянно увеличивается поток информации и возрастает необходимость непрерывного приобретения и расширения знаний, умений и навыков на протяжении всей жизни, что определяет необходимость эффективной организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Анализ теоретических исследований (Н. Д. Никандров, Р. А. Низамов, С. И. Зиновьев,
А. В. Петровский, П. И. Пидкасистый) позволяет нам утверждать, что внеаудиторная самостоятельная работа необходима как средство развития качеств личности, ее способностей и творческого потенциала. Этот вид учебной деятельности весьма актуален в настоящее время, когда перед всеми вузами стоит задача формирования у студента потребности к постоянному самообразованию, а, следовательно, к самостоятельной работе.
В современной психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «самостоятельная работа студентов».
Часть авторов характеризует ее как специфический вид учебнопознавательной деятельности (Н. Д. Никандров, Р. А. Низамов, В. И. Толкунова, Ю. С. Пименов и др.). В их определениях выявляются направления самостоятельной работы, но не указывается ее место в системе организации учебного процесса в вузе.
Некоторые дидакты рассматривают самостоятельную работу как форму обучения (А. Г. Молибог, Б. П. Есипов, В. И. Андреев, Р. А. Низамов, Я. Г. Гендлер, Е. И. Сирый). В своих определениях авторы рассматривают студентов как объект управления, поскольку самостоятельная работа студентов выступает здесь дидактической формой обучения, т. е. формой передачи знаний.
В приведенных выше трактовках основным определяющим признаком самостоятельной работы является выполнение учащимися заданий без непосредственного участия преподавателя. Этот признак характеризует самостоятельную работу именно с организационной стороны, как специфическую организационную форму обучения и регламентирует характер взаимодействия преподавателя и учащихся при выполнении учебнопознавательной деятельности, предполагая только опосредованное (косвенное) руководство преподавателем действий учащегося.
Ряд дидактов понимают под самостоятельной работой студентов различные виды домашних заданий (С. И. Зиновьев). Такое понимание не звучит убедительно, поскольку одно то же задание может быть как самостоятельным, так и несамостоятельным, в зависимости от местонахождения студента при его выполнении.
По мнению Н. В. Кузьминой существенным признаком самостоятельной работы является наличие внутренних побуждений и связанное с ним сознание смысла и цели работы.
Другие исследователи рассматривают самостоятельную работу как средство обучения (М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый, О. В. Долженко, В. JI. Шатуновский, А. Э. Дзене, Р. А. Лозовская).
Е. К. Борткевич рассматривает самостоятельную работу и как вид деятельности и как форму организации обучения, включая в термин «самостоятельная работа» различное содержание [1, с. 23]. По его мнению цель самостоятельной работы студентов - усвоение знаний, а как вид деятельности - это и средство, и условие достижения цели, и некоторая форма занятий.
JI. И. Рувинский и И. И. Кобыляцкий относят самостоятельную работу студентов к внеаудиторной учебной деятельности. При этом они отмечают, что «без навыков самостоятельной работы, без устойчивого стремления к совершенствованию знаний в процессе самостоятельной работы молодой специалист не может постоянно находиться на современных рубежах науки и техники, что отрицательно отразится на его профессиональной деятельности» [9, с. 45]. В своих прежних работах мы неоднократно упоминаем об этом и разделяем их точку зрения [4; 8].
Во многом дополняет вышесказанное трактовка понятия самостоятельной работы студентов А. В. Петровского, который отмечает, что самостоятельная работа - это вид учебной работы, следовательно, и ее цель идентична цели аудиторных работ, т. е. приобретение знаний. Но самостоятельная работа - специфическое средство усвоения этих знаний. Кроме этого еще утверждается, что самостоятельная работа студентов формирует самостоятельность как черту в структуре личности [7].
Проблемой сущности самостоятельной работы занимаются и зарубежные дидакты, которые, так же как и отечественные ученые, отмечают мно-гоаспектность термина «самостоятельная работа».
Многими авторами подчеркивается большое значение самостоятельной учебной работы студента для получения им пользы от высшего образования (Дж. Маклиш, Канада); для связи самостоятельности с творчеством как важной стороной образовательного процесса (П. Риттер, Англия); для научения думать самостоятельно, критично (И. Г. Клинк, Германия); отклика на тенденцию в современном высшем образовании, выражающуюся в стремлении все большего числа студентов играть более значимую роль в собственной профессиональной подготовке (Дж. Бесс и Дж. Билоруски, США). При этом взгляды на самостоятельную работу варьируются от идей регламентации форм ее организации (высшая техническая школа, Германия) до определения ее как пути в формировании характера студента, творческой работы, высокой прозводительности, реализуемого как в аудитоных, так и внеаудиторных занятиях (N. Bowen, США) [2, с. 7].
Итак, в приведенных нами определениях самостоятельная работа рассматривается с разных сторон. Это и метод обучения, и форма организации познавательной деятельности и вид учебной деятельности. Как справедливо отмечает Т. И. Шамова «до сих пор нет единого мнения о том, что вкла-
дывается в понятие «самостоятельная работа», и это, несомненно, прежде всего, тормозит развитие практики обучения» [10, с. 84].
В педагогической и методической литературе рассматриваются различные классификации самостоятельной работы: по дидактическим целям; по источнику знаний; по степени индивидуализации; по форме организации; по признакам и т. д.
Не считаем целесообразным, упоминать все классификации самостоятельных работ, поскольку те аспекты и принципы, которые лежат в основе многочисленных классификаций уже указывают, насколько значимой является проблема организации самостоятельной работы в педагогической науке. Необходимо отметить, что в реальном процессе все виды самостоятельной работы могут и должны быть представлены в сочетании, что позволит студенту проявить активность и раскрыть свой потенциал.
В нашем исследовании рассматриваются формы организации самостоятельной работы. Различают: аудиторную, внеаудиторную, индивидуальную, групповую, коллективную. В своей научной работе мы рассматриваем роль внеаудиторной самостоятельной работы в формировании современного высококвалифицированного специалиста. В настоящее время на нее планируется отводить уже больше половины учебного времени, причем, это планирование - формальное, поскольку ни в одном учебном плане, ни в одной программе не указывается объем материала или заданий, которые приходятся на самостоятельную внеаудиторную работу. Поэтому правильное распределение материала и времени зависят как от действий каждого преподавателя, так и от каждой кафедры. Так, на наш взгляд, при распределении времени на аудиторное и внеаудиторное изучение материала и выполнение заданий должны учитываться характер предмета, его сложность, обеспеченность его учебными и методическими пособиями, виды работы студента над курсом. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов должны представлять собой логическое продолжение аудиторных занятий, направленных на осмысление, закрепление и углубление пройденного материала. Внеаудиторная самостоятельная работа обязательно должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения в вузе. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от конкретных ситуаций, трудности материала и заданий, отведенных для самостоятельного внеаудиторного изучения и выполнения и от своих способностей.
Внутренняя сущность внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на развитие самостоятельности личности опирается на теорию личностно-ориентированного обучения. Проблема личностноориентированного подхода к индивидуализации обучения в последние годы исследовалась В. Б. Бондаревским, А. А. Кирсановым, Е. С. Рабунским,
В. В. Сериковым, И. Э. Унтом, И. С. Якиманской и др.
Мы придерживаемся концепции В. В. Серикова о необходимости рассмотрения личностного подхода и самостоятельной учебной деятельности в рамках предмета дидактики, включая такие категории как цель, содержа-
ние, методы учения и входящие в их состав конкретные образовательные технологии, деятельность преподавания и самостоятельного учения, критерии эффективности образовательного процесса.
Являясь частью педагогического процесса, внеаудиторная самостоятельная работа имеет свою цель, которая заключается не только в усвоении определенных научных знаний, но и в формировании и становлении будущего специалиста. Развитие личности и ее отдельных качеств происходит, как экспериментально и теоретически установлено, в процессе деятельности. Поэтому формирование в вузе творчески работающего специалиста и его разностороннее развитие практически невозможно без активной и систематической внеаудиторной самостоятельной работы, направленной не на передачу студенту огромной суммы готовых фактов, а на усвоение методов получения новых фактов.
Дидактические цели внеаудиторных самостоятельных заданий заключаются в следующем:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие самостоятельности мышления;
- формирование способности к самоорганизации;
- формирование общетрудовых и профессиональных умений;
- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.
Содержание самостоятельной работы студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания [5]. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы студентов находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий. В своем исследовании мы рассматриваем внеаудиторную самостоятельную работу по иностранному языку. Под внеаудиторной самостоятельной работой студентов мы понимаем форму организации учебно-познавательной деятельности, направленную на закрепление, расширение и углубление научных знаний, развитие умений, навыков и личностных качеств без помощи преподавателя, но под его контролем во время, свободное от аудиторных занятий.
При организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку могут использоваться следующие формы заданий: работа с книгой, первоисточниками; подготовка к семинарам, конференциям; выполнение докладов обобщающего характера, рефератов, исследований; работа с различными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.
При этом студенты используют следующие методы: частично-поисковые, исследовательские. Характер первого метода побуждает студентов к вполне осознанной деятельности и предоставляет возможность студентам возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основе имеющихся знаний. В рамках второго метода студенты приобретают новые знания или узнают новый способ действия при выполнения какого-либо исследования. Как известно исследование начинается с вопроса. Вопрос вызывает затруднение. Появляется цель деятельности, намечается план, в котором могут предусматриваться некоторые варианты их решения. После анализа выбирается оптимальный вариант действия, который осуществляется и затем делается вывод. Исследовательский метод активизирует творчество студентов. Это происходит как при составлении задач самими студентами, так и при нахождении разнообразных способов ее решения.
При реализации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку средствами могут быть книги, научная, периодическая и справочная литература, словари, обучающие программы (программированное обучение), информационные базы данных (использование информационных технологий), технические средства, в частности глобальная сеть INTER.NET, инновационные образовательные технологии, в частности технология «Языковой Портфель».
Основными дидактическими принципами организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку являются следующие принципы: научности, последовательности, доступности и систематичности; воспитывающего обучения, соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; фундаментальности и прикладной направленности обучения, сознательности и творческой активности; продуктивности и надежности обучения.
Для успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку необходимы следующие условия: положительная мотивация студентов к учению; познавательный интерес; практические умения по самоорганизации самостоятельной работы; современные программы курсов; методические разработки и указания; учебники и другие пособия; обеспечение студентов аудиториями, читальными залами, лингафонными кабинетами и соответствующим аудио- и видеооборудованием; рациональное планирование самостоятельной работы по данной дисциплине; эффективное руководство со стороны преподавателей; учет выполнения самостоятельных заданий и систематический контроль.
Внеаудиторная самостоятельная работа по иностранному языку должны соответствовать следующим требованиям: непрерывность, многогранность, увлекательность, индивидуальная работа с каждым студентом с последующим открытым обсуждением ее результатов.
В высших учебных заведениях России достаточно широко практикуется активизация систематической внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе с помощью информационных и образовательных технологий.
Важными педагогическими задачами, которые решаются в результате использования таких технологий в процессе обучения, являются активизация учебной деятельности, повышение ее эффективности и качества, формирование и развитие у студентов личностных качеств и ценностных установок, развитие культуры самостоятельной работы студентов, а также расширение сферы их самостоятельной деятельности в требуемых областях. В качестве эффективных технологий целенаправленного развития самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранного языка используются, как показывает анализ эмпирических материалов, следующие технологии:
- контрактное, модульное обучение, так называемая технология «переговоров» и «учебных контрактов»;
- самоуправляемое обучение на основе технологии «самодоступного -ресурсного обучения» - «self-access-resource-based learning»;
- проектная технология как реализация совместного обучения, обучения в сотрудничестве (co-operative learning, peer teaching) и креативной образовательной деятельности;
- технология «Языковой Портфель» - новая перспективная технология, основанная на целенаправленном формировании, как рефлексивной самооценке, так и самостоятельности студента в области изучения иностранного языка [11].
Представляется, что эффективной дидактической системой в области обучения/овладения иностранным языком и культурой, которая позволяла бы целенаправленно формировать учебно-познавательную компетенцию в данной предметной области и обеспечивала бы развитие самостоятельности учащегося, может стать система, основанная на взаимосвязанном и взаимодополняющем использовании указанных технологий. При этом системообразующим фактором данной дидактической модели может служить технология «Языковой портфель», которая получает все большее распространение в системе языкового образования и открывает нереализованные возможности организации самостоятельной познавательной деятельности, способствуя рефлексивной самооценки, как составляющей внеаудиторной самостоятельной работы. Целью дальнейшего нашего исследования является разработка Языкового портфеля для специальностей 080502.65 «Экономика и управление на предприятии пищевой», 260501.65 «Технология продуктов общественного питания».
Таким образом, эффективная организация внеаудиторной самостоятельной работы весьма актуальна в настоящее время, когда перед всеми вузами стоит задача формирования у студента потребности к постоянному самообразованию и формированию учебно-познавательной компетенции. Исходя из количества часов, отводимых на этот вид деятельности, мы считаем необходимым использовать различные образовательные технологии, которые помогут сделать учебный процесс в первую очередь личностноориентированным; активизировать познавательную деятельность студента во внеаудиторное время и научить его работать самостоятельно.
Библиографический список
1. Борткевич, Е. К. Самостоятельная работа курсантов высших училищ по социально-экономическим дисциплинам. [Текст] / Е. К. Борткевич -Л.:БИ, 1950.- 112 с.
2. Гришин, В. Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия [Текст]: Автореф. дис... канд. пед. наук. / В. Н. Гришин -Елец. - 2000. - 16 с.
3. Жарова, JI. В. Учить самостоятельности [Текст]: Кн. для учителя. / Л. В. Жарова - М.: Просвещение. 1993. - 205 с.
4. Злоцкая, Е. М. Использование современных информационных технологий при организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку. XXI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего: Межвузовский сборник научных трудов: Вып. 12. [Текст] / Е. М. Злоцкая, О. Н. Ясаревская- Пенза: ПГТА, 2009. —
С. 280-283
5. Казакова, А. Г. Организация самостоятельной раброты студентов [Текст]: Метод, пособие. / А. Г. Казакова- М., 1997. - 29 с.
6. Коряковцева, Н. Ф. «Европейский языковой портфель для России» - новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам [Текст]: Учебное пособие по курсу «Теория обучения иностранным языкам». / Н. Ф. Коряковцева, - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009. - 154 с.
7. Петровский, А. В. Основы педагогики и психологии высшей школы [Текст]:
/ А. В. Петровский, - М.: Изд. Моск. Ун-та, 1986. - 304 с.
8. Прелова, Е. В. Самостоятельная работа студентов высшей школы как фактор развития личности. Теоретические и прикладные аспекты личностнопрофессионального развития: Материалы III Всеросийской научно-практической конференции с международным участием. [Текст] / Е. В. Прелова, О. Н. Ясаревская - Омск, 2010. - С. 136-141
9. Рувинский, Л. И. Основы педагогики [Текст]: Учеб. пособ. для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и педвузов. / Л. И. Рувинский, И. И. Кобылятский - М.: Просвещение, 1985. - 224 с.
10. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст]: / Т. И. Шамова, -М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
11. Objectives for Foreign Language Learning. Council for Cultural Cooperation. -Strasburg, 1996. - 165 p.