УДК 378.147
Ворошнина O.P., Гаврилова Е.В.
Системно-деятельностный подход как основа организации самостоятельной работы студентов
В статье рассматривается системно-деятельностный подход как основа организации самостоятельной работы студентов вуза. Системно-деятельностный подход предполагает формирование будущего педагога как активного, деятельного, функционально грамотного специалиста, готового ставить и решать разные по уровню сложности, новизне и креативности задачи. Самостоятельная работа студентов проявляется в системной планируемой аудиторной и внеаудиторной активности студента в рамках учебной, научно-исследовательской, профессионализирующей деятельности, выполняемой под методическим и научным руководством преподавателя, направленной на развитие и проявление познавательной активности, функциональной грамотности, способствующей формированию общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций будущего специалиста.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, самостоятельная работа студентов, функциональная грамотность, кафедральная модель самостоятельной работы студентов.
Системный подход в обучении студентов - это универсальный инструмент их познавательной деятельности. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. Деятельностный подход по своей сути всегда был системным (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). По мнению О.Н. Шумейко, ключевым моментом деятельностного подхода является уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия [3]. Системно-де-ятельностный подход представляет попытку объединения этих подходов. Он способствует формированию целостного мировоззрения, благодаря которому человек чувствует неразрывную связь с окружающим миром [3].
Главная цель реализации системно-де-ятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы формировать навыки самообразования, пробудить у человека интерес к процессу обучения. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни, человека, который способен ставить перед собой цели, решать
учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью преподавателя и студента. Системно-деятельностный подход в обучении студентов предполагает такую организацию процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Организуя образовательный процесс, преподаватель решает множество вопросов: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке, какие методы и средства обучения выбрать, как организовать собственную деятельность и деятельность студентов, как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. А.Е. Губарева, И.А. Зимняя и другие исследователи считают, что в настоящее время изменился вектор деятельности преподавателя: от «сообщения знаний, формирования умений» у студента
- к организации деятельности» студента, ориентированной на самостоятельный поиск необходимой информации, формирование необходимых умений с целью решения проблемных ситуаций [1; 2].
Другой важной стороной и результатом образования любого субъекта образовательной деятельности должно, в соответствии с требованиями ФГОС всех уровней общего образования и идеологией системно-дея-тельностного подхода, стать появление так называемой «функциональной грамотности», связанной с овладением средствами информационно-образовательной среды, то есть умением добывать и обрабатывать информацию с помощью разных средств, умением работать в команде, умением моделировать системы и объекты, умением работать с текстом и др.
Самостоятельность - один из результатов образования студента. Самостоятельность проявляется в способности добывать и применять знания, планировать свою деятельность, определять возможные ресурсы с целью решения определенной задачи, интерпретировать, интериоризировать полученную информацию, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытым для новых контактов, связей, хорошо ориентироваться во все возрастающем потоке информации и т.д. В процессе обучения в вузе студенту необходимо научиться работать самостоятельно.
Организация и эффективное руководство самостоятельной работой студентов -одна из проблем, которую решает кафедра специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (далее
- ПГГПУ). Самостоятельная работа всегда рассматривалась как составляющая образовательного процесса. В настоящее время пересмотрен ее удельный вес в сторону его значительного увеличения. Самостоятельная работа рассматривается как метод, как
средство обучения, как вид учебной деятельности, как форма организации обучения и т.п. В связи с этим термин «самостоятельная работа» имеет различные трактовки: деятельность, предусматривающая системное восприятие и осмысление материала в процессе лекций, подготовки к экзаменам и т.д.; система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя; самообразование; система мер по воспитанию активности, самостоятельности; разнообразные виды познавательной деятельности на занятиях и во внеаудиторное время и т.д. (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, С.И. Зиновьев, И.И. Ильясов, Р.А. Низамов и другие).
Принципами реализации системно-дея-тельностного подхода в организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в ПГГПУ, являются принципы деятельности и функциональности. Самостоятельная работа студентов организуется в рамках учебной, научно-исследовательской, профессионализирующей деятельности и представляет собой целостную систему. В рамках учебной деятельности выделяется аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа. Аудиторная самостоятельная работа организуется преподавателями на лекционных, практических, семинарских занятиях. Внеаудиторная работа предполагает активность студентов вне занятия - подготовка к занятиям, зачетам, экзаменам; самостоятельное приобретение информации по интересующей проблеме; самостоятельное освоение темы; работа по реализации индивидуального маршрута. В учебном процессе преподавателями кафедры специальной педагогики и психологии используются разные виды заданий для самостоятельной работы студентов: конспектирование, реферирование, аннотирование текстов, подготовка докладов, перевод
иностранных источников; разработка презентаций; написание эссе, сочинений-размышлений, составление блок-схем, таблиц, тематических карт, «портретов», разработка моделей, подбор, обзор, анализ информационных источников, разработка и решение педагогических задач, проблемных ситуаций, определение круга проблем (с использованием богатых возможностей интернет-ресурсов - в том числе работа с форумами, сайтами и др.), составление рекомендаций, памяток, алгоритмов, различные виды работы с электронными образовательными ресурсами, создание картотек, проектирование, выполнение заданий поисково-исследовательского характера. Таким образом, студентам, обучающимся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Дошкольная дефектология») в ПГГПУ, предлагаются различные виды самостоятельной работы. Задания, рекомендуемые для выполнения, представлены в системе и условно могут быть разделены на три группы: задания репродуктивного характера; задания частично-поисковые (сочетающие репродуктивное воспроизведение и частично самостоятельный поиск), задания продуктивного вида (в том числе и задания исследовательского характера); творческие задания. Организуя самостоятельную работу студентов, преподаватели активно используют информационно-коммуникационные технологии. Обучающимся предлагается найти информацию в сети Интернет, составить рецензию, аннотацию, организовать диалог в сети по конкретной теме/проблеме. Интересным и ценным является опыт работы студентов под руководством преподавателей кафедры специальной педагогики и психологии с электронной оболочкой «Hot Potatoes», on-line сервисом «Learning Apps», платформой MOODLE.
Особое внимание преподаватели кафедры специальной педагогики и психологии уделяют научно-исследовательской деятель-
ности студентов, организуемой как аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа. Исследовательская деятельность связана с решением творческих задач: постановкой проблемы, поиском источников информации так называемых информационных ресурсов, «извлечением» и анализом информации, изучением теории, определением методологических подходов, подбором и реализацией методик, проведением исследования, анализом и интерпретацией его результатов, поиском оптимальных способов достижения результата, проверкой и оценкой эффективности этих способов. Первые «открытия» в рамках проблемы своего исследования мотивируют студентов к дальнейшему поиску, более глубокому изучению проблемы, способствуют формированию профессионального интереса, профессиональной мотивации. По данным опроса студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Дошкольная дефектология»), проведенном преподавателями кафедры специальной педагогики и психологии ПГГПУ, можно сделать вывод, что для обучающихся определенную сложность представляют такие виды деятельности, как анализ литературы, изложение результатов исследования. Многие студенты затрудняются в определении информационных ресурсов. Одним из элементов системы ресурсов являются информационные ресурсы, в качестве которых выступают разные объекты, предметы, люди: библиотека с ее ресурсной базой, видеоресурсы, в том числе художественные, научно-популярные, документальные фильмы, радио- и телепередачи, книги, журналы, богатая система интернет-ресурсов. В качестве ресурса для студента выступают: преподаватель, специалист, работающий в образовательной организации, студент-коллега, проводящий исследование по одноименной или близкой проблеме, студент-старшекурсник, сосед или знакомый, имеющий
опыт воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Одна из задач педагога, работающего со студентом, - помочь выявить эти ресурсы и спланировать работу с ними.
С точки зрения проблемы организации и руководства самостоятельной работой студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Дошкольная дефектология») в ПГГПУ, интересен опыт ведения ими картотек, читательских дневников. Ведение читательских дневников оказывает помощь в процессе изучения литературы, написания и представления теоретической главы курсовой или выпускной квалификационной работы, подготовки к олимпиаде и другим видам учебной деятельности. Процесс работы с читательскими дневниками сопровождается преподавателями кафедры специальной педагогики и психологии. Сначала преподаватели знакомят студентов с задачами, содержанием работы с читательскими дневниками. Студенты под руководством преподавателей обсуждают и определяют форму читательского дневника, способы ведения и использования. Далее организуется индивидуальная и подгрупповая работа. Мероприятием, позволяющим, с одной стороны, оценить работу студента, его способность обобщать, анализировать полученную информацию, с другой стороны, оценить свою работу, увидеть работу своих коллег, получить новую информацию, познакомиться с опытом других, служит конкурс читательских дневников, проводимый среди студентов. В рамках данного конкурса в качестве экспертов приглашают преподавателей, педагогов-практиков, работающих со студентами, студентов-старшекурсников, магистрантов. Другими не менее эффективными формами работы являются: конкурс «Лучший исследовательский проект», конференции молодых ученых, во время которых студенты излагают результаты своих исследований.
Самостоятельная работа студентов планируется и реализуется также в рамках профессионализирующей деятельности. Профессионализирующая деятельность имеет многогранную представленность. В рамках профессионализирующей деятельности организуется волонтерская работа, все виды производственных практик, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, мероприятия по реализации просветительской деятельности с населением, профориентационная работа с обучающимися, реализация различных проектов, организация и проведение флешмобов, участие в акциях.
Организуя самостоятельную работу студентов в соответствии с системно-деятель-ностным подходом, преподаватели кафедры специальной педагогики и психологии используют проблемно-диалогическую технологию, суть которой состоит в постановке учебной проблемы и организации поиска ее решения; технологию оценивания, благодаря которой у студентов формируется самоконтроль, способность анализировать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки, технологию продуктивного чтения, в рамках которой студент учится понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией. Использование этих технологий способствует развитию способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию, высказывать свое мнение на основе полученной информации. Преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению образовательной деятельности, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.
Самостоятельная работа организуется в соответствии с положением, разработанным и принятым в вузе. В помощь студентам
преподавателями разрабатываются памятки, навигаторы, графики самостоятельной работы. Успешно отслеживать, оценивать результаты разных видов деятельности студента, а также вносить изменения в индивидуальный маршрут позволяет использование технологии «Портфолио».
Организация и руководство самостоятельной работой студентов в рамках кафедральной модели самостоятельной работы студентов осуществляется на следующих уровнях:
• первый уровень - контроль организации и реализации самостоятельной работы осуществляет заведующий выпускающей кафедрой;
• второй уровень - реализацию направлений, деятельность преподавателей координирует преподаватель-тьютор, осуществляющий работу со студентами;
• третий уровень - самостоятельной работой в рамках учебной дисциплины руководит преподаватель, ведущий дисциплину; в рамках научно-исследовательской деятельности - научный руководитель студента; в рамках профессионализирующей деятельности - преподаватели кафедры, ответственные за конкретные направления работы, руководители проектов, руководитель практики, руководитель волонтерского отряда, куратор, магистранты, студенты старших курсов.
Преподаватель-тьютор осуществляет координацию работы по всем направлениям, координирует работу преподавателей и ответственных за реализацию направлений, сопровождает все виды деятельности сту-
дентов, проводит работу с обучающимися по составлению, уточнению, корректировке индивидуальных маршрутов, индивидуальных карт; проводит индивидуальные и подгрупповые тьюториалы. Со студентами проводятся специальные занятия, на которых они учатся работать с разными видами информационных источников, осуществлять поиск, обработку, интерпретацию информации, знакомятся с эффективными способами ее запоминания: «Введение в профессию дефектолога», «Кураторский час» и др.
В заключение, описав некоторые особенности организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Дошкольная дефектология»), обозначим наше «рабочее» определение данного феномена в свете проблемы «Системно-деятельностный подход как основа организации самостоятельной работы студентов», в котором отражена его сущность, назначение. Самостоятельная работа студентов - это системная планируемая учебная, научно-исследовательская, профессионализирующая деятельность студентов в рамках аудиторной и внеаудиторной работы, реализуемая под методическим и научным руководством преподавателя, направленная на развитие и проявление познавательной активности, функциональной грамотности, способствующая формированию общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций будущего специалиста.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Губарева А.Е. Современные формы организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов вузов // Высшее образование сегодня. 2009. №10. С. 59-62.
2. Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.
3. Шумейко О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: Асгард, 2016. С. 18-25.