за противооэпидемическим режимом в детских учреждениях, к основным вопросам проведения летней оздоровительной работы, контролю за питанием в детских учреждениях и осуществлению санкций (составление протокола о нарушении и составление протокола о наложении штрафа). Они считали себя менее подготовленными по таким разделам, как работа по повышению квалификации, организация и проведение научно-практической работы, а также совещаний с врачами-педиатрами, директорами школ и др. Врачи не считали себя достаточно подготовленными к углубленному изучению возрастной структуры заболеваемости, динамики заболеваемости по нозологическим фэрмам, анализу динамики физического развития, что должно лежать в основе разработки санитарно-оздорэ-вительных мероприятий.
В результате проведенных исследований создана презентивная модель деятельности врача по гигиене детей и подростков. В целях дальнейшего совершенствования подготовки санитарных врачей представляется возможным внести некоторые поправки методического характера в процесс преподавания гигиены детей и подростков на V и VI курсах, в период субординатуры и прохождения производственной практики.
В целях дальнейшего улучшения основы подготовки санитарного врача следует внести некоторые коррективы в учебный план и преподавание
гигиены детей и подростков на санитарно-гигиенических факультетах.
По разделу «Организационно-методическая работа» следует обучить студентов практическим навыкам: составлению докладных записок, справок, подготовке решений и др. в процессе прохождения субординатуры (в 12-м семестре). Большое внимание на практических занятиях следует уделять методикам оценки и анализу состояния здоровья и заболеваемости детей и подростков. Раздел «Летняя оздоровительная работа» следует давать шире в лекционном курсе и на семинарских занятиях 12-го семестра. Кроме того, необходимо предусмотреть освоение практических элементов в период производственной практики после V курса и в период субординатуры. Ввести новое практическое занятие по освоению методов преднадзора за предметами детского обихода, изготовляемыми с применением синтетических материалов. Расширить освоение методики по текущему санитарному надзору за внешкольными детскими и подростковыми учреждениями. Большое внимание уделять вопросам гигиены подросткового возраста, в частности вопросам профессиональной ориентации подростков и санитарному контролю за условиями обучения в профессионально-технических и технических училищах.
Поступила 03.06.80
УДК 613-057.875;378.8в1
Н. В. Рябова, А. П. Боярский
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЖИМА ДНЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Свердловский медицинский институ!
Режим дня студентов изучался многими исследователями. Установлены общие закономерности, особенности режима дня студентоз различных вузов, зависимость отдельных режимных моментов от курса (А. 3. Белоусов и соавт.; Э. Э. Саркисянц и соавт.; Э. Ю. Гринене, и др.). В значительно меньшей степени изучены особенности режима дня и бюджета времени в зависимости от пола, возраста, семейного положения, успеваемости, состояния здоровья студентоз. Между тем это целесообразно учитывать при индивидуализации учебно-воспитательной работы, медицинском обслуживании, санитарном просвещении. В связи с этим нами с помощью анонимной анкеты было опрошено 1436 студентов I, III, V и VI курсов лечебно-профилактического, педиатрического и санитарно-гигиенического факультетов медицинского института. На каждом курсе опрошено около 50% студентов. Математическая обработка результатов анкетирования проведена на ЭВМ «Минск-22».
Установлено, что в целом по институту в режиме дня студентов имеются общие с описанными в ли-
тературе нарушения: дефицит сна, недостаточное пребывание на воздухе, у части учащихся перегрузка учебной работой, преобладание в свободное время деятельности статического характера (прос-смотр телепередач). Режим питания соблюдает только 12,2% опрошенных, ежедневно обедает лишь 32,9%, завтракают 62,8%, ужинают 84,01%. «Средний» студент завтракает 5—6 раз в неделю, обедает 4—5 раз, ужинает 6—7 раз.
Отдельные виды внеучебной деятельности в бюджете времени студента оценивали по их продолжительности в среднем за неделю. Не выполняет общественной работы 5,42% опрошенных. «Средний» студент занимается общественной работой 1,42±0,04 ч в неделю. В студенческих научных кружках работает 34,0% опрошенных, затрачивая на это в среднем 1,74±0,01 ч в неделю. Занимается спортом 40,3% (2,07±0,02 ч в неделю), художественной самодеятельностью — 6,6 % (2,53 0,02 ч в неделю) студентов.
При анализе режима дня студентов в зависимости от пола (табл. 1) установлено, что мужчины имеют
Таблица t
Продолжительность отдельных режимных моментов ( в ч) у студентов в зависимости от пола и семейного положения
(М±м)
Женатые (замужние)
Режимный момент В среднем по институту Мужчины 1 Женщины Неженатые (незамужние) чсего в том числе имеющие детей
Пребывание в институте Самоподготовка: в учебные дни в воскресные дни Сон Пребывание на воздухе Бытовые нужды Время на дорогу Свободное время 7,0±0,03 2,34±0,03 2,15±0,03 7,11±0.001 0,90±0,01 1,95±0,01 1,97±0,01 2,42+0,03 7,56±0,05 2,12±0,04 " 1,95±0,04 7,14±0,03 1,06±0,02 1,73±0,02 1,09±0,01 2,72±0,05 7,78±0,04 2,47 ±0,03 2,25±0,03 7,08±0,02 0,78±0,02 2,09±0,02 1,22±0,01 2,22±0,04 7,89±0,04 2,47±0,03 2,68±0,03 7,15±0,02 0,89±0,02 1,74±0,02 1,08±0,01 2,30±0,04 7,09±0,06 1,95±0,05 2,08-+-0,06 7,00±0,03 0,91±0,03 2,55±0,03 1,42±0,02 2,79+0,06 7,05±0,08 1,95±0,07 2,05+0,08 6,83+0,05 0,95±0,04 2,59+0,03 1,50+0,03 2,75±0,08
В том числе просмотр телепередач 1,02±0,01 1,16±0,02 1,04±0,02 1,06±0,02 1,15±0.03 1,03+0,04
несколько большую продолжительность сна, больше времени бывают на воздухе, меньше времени проводят в институте, меньше занимаются самостоятельно как в учебные, так и воскресные дни (/'<0,05). У мужчин в день в среднем на 30 мин больше свободного времени, они они несколько дольше смотрят телепередачи. Как и в других социальных группах, мужчины-студенты меньше затрачивают времени на бытовые нужды. В их бюджете времени больший удельный вес имеют общественная работа, спорт. Мужчины несколько чаще соблюдают режим питания.
Существенное влияние на продолжительность режимных элементов в рамках одного курса оказывает возраст студентов. Учащиеся старшего возраста проводят в институте меньше времени, чем их младшие по возрасту однокурсники. На I и III курсах студенты старших возрастных групп больше времени занимаются самостоятельно, что может быть связано с перерывом в обучении. С возрастом у студентов несколько уменьшаются продолжительность сна, количество свободного времени, пребывание на свежем воздухе, длительность занятий научной работой, существенно возрастают затраты времени на бытовые нужды. Указанные особенности режима дня и бюджета времени у лиц старшего возраста в определенной степени объясняются увеличением числа семейных студентов в этой группе.
Среди опрошенных было 26,4% семейных, детей имели 14,2%. Семейные студенты, особенно имеющие детей, меньше времени проводят в институте и занимаются самостоятельно, имеют меньшую продолжительность сна, больше времени тратят на бытовые нужды, меньше — на общественную работу и спорт. Вместе с тем режим питания семейных студентов значительно лучше.
В режиме дня и суточном бюджете времени студентов выявлены существенные различия в зависимости от курса обучения (табл. 2). К старшим курсам у студентов уменьшается продолжительность пребывания в институте, что объясняется пе-
реходом на старших курсах с фронтального на цикловое расписание — с 2-часовых на 4-часовые занятия. Это уменьшило переезды студентов на учебные базы. Меньшая длительность пребывания в институте характерна и для семейных студентов. Четко коррелирует с курсом длительность самоподготовки: если на I курсе в среднем она превышает рекомендуемую как для учебных, так и воскресных дней, то на старших курсах она меньше 3 ч. В частности, среди старшекурсников существенно возрастает число студентов, тратящих на самоподготовку менее 1 ч как в учебные, так и воскресные дни. По-видимому, на старших курсах необходимы более четкое планирование объема самостоятельной работы и систематический контроль за ее выполнением.
Вопреки общей возрастной тенденции наибольшая продолжительность сна, свободного времени оказалась у студентов VI и V курсов. Меньше всех бывают на свежем воздухе первокурсники. От курса к курсу увеличивается расход времени на бытовые нужды. К старшим курсам процент спортсменов и время, отдаваемое спорту, уменьшаются. Существенные различия в режиме питания отмечены между младшими (I и III) и старшими (V и VI) курсами. Например, среди первокурсников регулярно завтракает и ужинает 47,8%, среди старшекурсников — 76,27%.
Таким образом, на режим дня студентов, продолжительность отдельных режимных компонентов (сон, свободное время) существенное влияние оказывают, с одной стороны, различия организации учебных занятий на разных курсах, с другой — различия, обусловленные возрастом и полом студентов. Организация режима дня значительно влияет и на успеваемость студентов, которая является основным критерием успешности их обучения. Режим дня студентов, имеющих высокую успеваемость, обладает рядом гигиенических достоинств: в большем проценте случаев планируется учебный день, меньше дефицит сна, больший процент студентов занимается утренней гимнастикой, лучше
Таблица 2
Продолжительность отдельных режимных моментов (в ч) у студентов в зависимости от курса и факультета (М±т)
Курс Факультет
Режимный момент I III V VI лечебно.профилактический педиатриче-скиЛ санитарно-гигиенический
Пребывание в институте Самоподготовка: в учебные дни в воскресные дни Сон Пребывание на воздухе Бытовые нужды Время на дорогу Свободное время В том числе просмотр телепередач 8,68+0,06 3,32±0,05 3,32±0,06 7,02±0,04 0,73±0,03 1,59±0,03 1,03±0,02 1,52±0,06 0,91 ±0,03 7,89±0,06 2,64±0,05 2,47+0,05 6,95±0,04 0,85±0,03 1,94+0,03 1,10+0,02 2,39+0,06 0,98+0,03 7,55±0,06 1,85±0,05 1,63+0.05 7,17±0,04 0,98±0,03 2,04+0,02 1,32+0,02 2,52+0,06 1,20±0,03 6,90±0,07 1,70+0,06 1,09±0,06 7,35±0,03 1,0±0,03 2,17+0,03 1,23±0,02 3,28±0,07 1,25—0,03 7,72+0,04 2,62+0,04 2,41+0,04 7,03±0,02 0,87+0,02 1,90+0,02 1,13±0,01 2,45±0,04 1,04+0,02 7,77±0,06 2,50±0,06 2,10±0,06 7,14+0,04 0,88+0,03 2,15+0,03 1,37+0,03 2,19+0,06 1,11±0,03 7,56±0,06 1,96+0,05 1,60±0,06 7,22+0,04 0,96+0,03 1,99+0,03 1,05+0,02 2,59±0,06 1,17+0,03
организовано питание. В то же время эти студенты больше времени проводят в стенах института, у них меньше времени для отдыха и пребывания на воздухе. Особенно велика суммарная занятость аудиторной и внеаудиторной работой у отличников. При анализе зависимости успеваемости и отдельных режимных моментов отмечается наибольшая связь успеваемости с занятиями в научном обществе, спортом, с режимом питания и длительностью самоподготовки.
Анализ взаимосвязи состояния здоровья и режима дня студентов показал, что студенты, отнесенные к специальной медицинской группе для занятий физической культурой, больше времени тратят на самоподготовку, имеют меньше свободного времени и меньше бывают на воздухе. Доля практически здоровых студентов наиболее высока среди соблюдающих режим питания и тем меньше, чем хуже выдерживается режим питания. Отмечены статистически существенные различия в продолжительности отдельных режимных моментов в связи с числом пропущенных по болезни дней. Число пропущенных занятий прямо пропорционально длительности самоподготовки и обратно пропорционально продолжительности свободного времени. Прослеживаются статистически значимые связи частоты жалоб на усталость и плохое самочувствие и продолжительности отдельных режимных моментов, длительности самоподготовки, сна, свободного времени, пребывания на воздухе, режима питания.
Оценивая связь режимных моментов и состояния здоровья, необходимо учитывать возможное взаимное влияние этих факторов. С одной стороны, нарушения в режиме дня (дефицит сна, более длительная аудиторная и внеаудиторная работа, меньшая продолжительность свободного времени) увеличивают частоту жалоб в конце учебного дня, снижают уровень здоровья. Возможно, именно такой ценой высокого напряжения организма обеспечивается успеваемость некоторых отличников. По данным опроса, среди отличников, существенно больше в сравнении с другими^ групцами лиц,
имеющих нарушения в состоянии здоровья, предъявляющих жалобы на ухудшение самочувствия и усталость в конце дня, значимо меньше процент студентов, отнесенных к основной медицинской группе. С другой стороны, нарушения в состоянии здоровья, снижая работоспособность, приводят у добросовестных студентов к увеличению продолжительности самоподготовки и другим изменениям режима дня.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что рационализация режима дня имеет большое значение как в улучшении состояния здоровья студентов, так и в повышении их академической успеваемости.
Выводы. 1. Режим дня и бюджет времени студентов существенно зависят от их пола, возраста, семейного положения, курса, успеваемости и состояния здоровья, что целесообразно учитывать при индивидуализации учебно-воспитательной работы и санитарном просвещении в вузах.
2. Преимущественное влияние на режим дня и бюджет времени студентов оказывает различие в организации учебного процесса на курсах.
3. Режим дня студентов, имеющих высокую успеваемость, обладает рядом гигиенических достоинств: в большем проценте случаев планируется учебный день, лучше организуются сон и питание. В то же время у этих студентов меньше свободного времени и они меньше времени бывают на свежем воздухе. У отличников велика суммарная занятость аудиторной и внеаудиторной работой, что создает повышенную опасность развития нарушений состояния здоровья.
ЛИТЕРАТУРА. Белоусов А. 3., Саркисянц Э. Э., Доскин В. А. и др. — В кн.: Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов. М., 1974, с. 92—106. Гринене Э. Ю. Закономерности приспособления организма студентов на разных этапах обучения в педагогическом институте. Автореф. дис. докт. Вильнюс, 1972. Саркисянц Э. Э., Миннибаев Т. Ш., Ткаченко В. А. — В кн.: Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов. М., 1974, с. 136—134.
Поступила 12.08.80