Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ И ДИНАМИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ И ДИНАМИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC EVALUATION OF THE DAILY REGIMEN AND OF THE WORKING CAPACITY DYNAMICS IN SCHOOLCHILDREN WITH DEVIATIONS IN THE HEALTH STATUS

It was found that 73.3% of schoolchildren with chronic illnesses and 70.3% of healthy schoolchildren failed to conform to the prescribed daily regimen; they did not stay outdoors long enough and spent more time in doing their homework. Studies of the central nervous system functioning indicated that during a school day and a school week, indices of working capacity were lower in pupils with chronic illnesses (tonsillitis, rheumatism, etc.) than in those of the control group. The present findings should be taken into consideration in organizing differential teaching of pupils with deviations from normal in their health status.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ И ДИНАМИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 610-053.2-036.12-07:371.71

А. Л. Шапиро

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ И ДИНАМИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Педагогический институт, Минск

Целью данной работы являлось изучение режима дня и динамики умственной работоспособности у школьников 1—7-х классов с отклонениями в состоянии здоровья: аденоидными вегетациями, хроническим тонзиллитом с выраженной тонзиллогенной интоксикацией, сочетанием ревматизма в неактивной фазе с хроническим тонзиллитом и выраженной тонзиллогенной интоксикацией, сочетанием хронического холецистита с хроническим тонзиллитом и выраженной тонзиллогенной интоксикацией.

Для сравнения полученных результатов после углубленного медосмотра была отобрана контрольная группа, состоящая из практически здоровых школьников обоего пола в возрасте 7—14 лет, которые посещали те же школы и обучались в тех же классах, что и больные. Учащихся контрольной группы подбирали на основании характеристики учителей и классных руководителей по специально разработанным картам. Мы стремились к каждому больному ребенку подобрать по типу высшей нервной деятельности и социально-бытовым условиям прототип здорового.

Санитарно-гигиеническое состояние школ, условия обучения и воспитания учащихся всех групп были относительно равноценными.

При выборе методов исследования мы ориентировались на их адекватность, статистическую надежность и возможность применения нескольких методик для получения аналогичных результатов. Определяли функциональное состояние центральной нервной системы путем определения длительности латентного (скрытого) периода простой зрительно-моторной реакции на световой раздражитель, динамику работоспособности методом дозированных во времени заданий по таблицам В. Я. Ан-фимова (корректурный тест) в модификации Л. Н. Кабанова, объем и точность запоминания (кратковременная память) методом воспроизведения удержанных членов ряда из 40 предъявляемых на слух простых слов, состоящих из 4 букв (К. А. Рамуль).

При этом рассчитывали общий коэффициент запоминания (К3):

к. 100%,

где т — число правильно воспроизведенных элементов; п — объем предлагаемого материала.

Из многочисленных функций внимания изучали его объем и устойчивость (тест Шульте); интенсивность и устойчивость методом корректурной пробы

с последующей математической обработкой по показателю интенсивности внимания (ИВ), который представляет собой выраженное в процентах отношение количества просмотренных букв (КБ) к их общему числу (КИ):

Кроме того, рассчитывали коэффициент точности (КТ) и коэффициент устойчивости (К„) методом Г. М. Уиппла и И. А. Баскаловой. Режим дня школьников во внеучебное время изучали путем заполнения учащимися или родителями (для младших школьников) недельных анкетных хрономет-ражных карт.

Все исследования проводили у школьников одной группы во вторник, четверг и субботу 2 раза на протяжении учебного дня (до начала занятий и к их концу).

У подавляющего большинства учащихся с хроническими заболеваниями и школьников контрольной группы выявлены значительные нарушения важнейших режимных моментов: увеличение продолжительности приготовления домашних заданий, нерегулярное питание, сокращение времени ночного сна, отсутствие прогулок или недостаточное пребывание на свежем воздухе, недостаточная их двигательная активность.

Так, при выполнении домашних заданий, рекомендованных уставом школы, укладывались в норму в среднем 34,1% учащихся с хроническими заболеваниями и 52,9% здоровых. Наряду с этим оказалось, что 15,4% детей с хроническими заболеваниями и 34,7% здоровых затрачивали на приготовление домашних заданий меньше гигиенической нормы времени (в среднем от 30 мин до */2 ч). Результаты исследований свидетельствовали о том, что 65,4% учащихся с хроническими заболеваниями бывали на свежем воздухе меньше, чем положено гигиенической нормой (менее 2х/а ч).

Анализ полученных результатов показал, что 68,1% учащихся с хроническими заболеваниями и 76,8% здоровых школьников не соблюдали гигиенической нормы для их возраста ночного сна (в среднем 10 ч). В 30,4% случаев больные дети спали меньше полагающийся для их возраста нормы, недосыпая по 1 ч, 23,9% —до 1У2 ч, 10,4% —до 2 ч, 38% — более 2 ч.

Среди детей с хроническими заболеваниями, нарушающих режим сна (недосыпающих), 41,1 % затрачивали на приготовление домашних заданий больше положенного времени, а хорошая успевае-

2 Гигиена и санитария М И

— 33 —

мость была у 18,4% (в контрольной группе эти показатели соответственно 10,7 и 6,9%), в то время как среди школьников, соблюдавших гигиенический режим сна, положенное время на приготовление домашних заданий затрачивали 20,7% учащихся, а хорошая успеваемость отмечена у 12,9% (в контрольной группе соответственно у 17,3 и 13,2%).

Изучение режима дня показало, что в среднем 28,8% детей с хроническими заболеваниями выдерживали гигиенические нормативы свободного времени, у 27% оно было меньше нормы (за счет превышения времени на приготовление домашних заданий), у 44,2% превышало ее (за счет сокращения времени пребывания на свежем воздухе), а в контрольной группе — соответственно 46,3, 14,9 и 38,8%.

При анкетном опросе выяснилось, что большую часть свободного времени дети тратят на просмотр телепередач и чтение, отдавая предпочтение первому. По нашим данным, 58,3—68,5% детей с хроническими заболеваниями регулярно смотрели телепередачи (в контрольной группе 74,6%), причем у 44,9% из них это занимало 1 ч, у 25,4%— более 2 ч (в контрольной группе соответственно 36,3 и 52%).

Нарушение режима дня учащимися неблагоприятно сказывалось на уровне и динамике их работоспособности и успеваемости.

В результате исследований установлено, что 59,5% детей с ослабленным здоровьем ведущим признаком тонзиллогенной интоксикации были изменения в центральной нервной системе, выражающиеся начальными явлениями астении: головной болью, повышенной раздражительностью, утомляемостью, общей слабостью, расстройством сна и др. Все это, а также изменения в поведении детей свидетельствовали о нарушении корковых процессов.

Нарушение динамики корковой деятельности у детей с ослабленным здоровьем выражалось в снижении умственной работоспособности, о чемсвиде-тельствовали более продолжительный период зри-тельно-моторной реакции и более низкое качество выполненных дозированных заданий по сравнению с контролем. Так, в течение учебного дня и различные дни недели (к концу окончания уроков) у детей с ослабленным здоровьем время реакции увеличивалось в среднем с 248,7±4,60 до 264,9± ±5,41 мс (у здоровых — с 215,9±1,76 до 223, ± ±2,01 мс; Р<0,001). Наибольшая разница скрытого периода после уроков наблюдалась в четверг, меньшая — в субботу, когда достоверно увеличивалось латентное время зрительной реакции (Р< <0,001).

В течение учебного дня (к концу уроков) у ослабленных детей было достоверно уменьшено среднее число просмотренных знаков по сравнению с исходными данными до начала уроков (Р<0,05) и увеличено среднее количество ошибок на 500 просмотренных знаков (Р<0,05).

Следует отметить, что в динамике учебной недели установлено падение работоспособностиу детей всех групп, включая контрольную, к концу уроков, особенно по четвергам, а также достоверное уменьшение числа просмотренных знаков (Р< <0,05—0,001) с одновременным снижением точности работы (Р<0,02—0,001). ц

Анализ полученных результатов показал, что у детей с хроническими заболеваниями на протяжении учебного дня и недели ИВ к концу уроков в процентном отношении была снижена по сравнению с исходной (до начала уроков). Исключение составили учащиеся контрольной группы, у которых ИВ к концу занятий возрастала.

В течение учебного дня и недели выявлено уменьшение средних показателей ИВ у детей всех групп, включая контрольную.

На протяжении учебного дня уровень работоспособности у ослабленных детей достоверно отличался от контроля (Р<0,001).

Выявленные показатели объема внимания свидетельствовали о том, что дети с ослабленным здоровьем затрачивали на отыскание чисел к концу учебного дня на 78,1% времени больше, чем учащиеся контрольной группы.

Исследование объема памяти показало, что у * детей с хроническими заболеваниями он колебался от 44 до 50%, составляя в среднем 46,8± 1,56% (в контроле 56,9±1,06%). Недельная динамика объема кратковременной памяти оказалась следующей: Кв был наибольшим у детей всех групп (включая контрольную) до начала уроков, причем к концу их он несколько снижался. В четверг К3 до начала уроков был самым низким (42—46%) и у здоровых, и у ослабленных. В субботу в течение учебного дня Ка у детей всех групп до начала уроков был выше, чем в четверг, но ниже, чем во вторник.

Одним из характерных показателей работоспособности детей является их академическая успеваемость. При анализе и сопоставлении данных * учебной успеваемости у детей с хроническими заболеваниями установлено, что здоровые дети по всем общеобразовательным дисциплинам чаще учились на отлично и хорошо, чем страдающие хроническими заболеваниями (66,4 и 40,5% соответственно; Р<0,01). У детей с хроническими заболеваниями преобладали удовлетворительные оценки. Средний балл успеваемости здоровых учащихся равнялся 4,08, а детей с ослабленным здоровьем — 3,73 (/><0,05).

При сравнении посещения школы больными и здоровыми детьми установлено, что первые болели значительно чаще и продолжительнее, отдельные учащиеся пропускали занатия в течение Р/г—2 мес. На 1 школьника с ослабленным здоровьем за учебный год приходилось в среднем 15,6 учебного дня, ^ пропущенного по болезни, в то же время как у 1 здорового школьника — в среднем 4,3 учебного дня.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у учащихся с хроническими заболеваниями (тонзиллитом, ревматизмом и др.) работоспособность в динамике учебной недели до и после уроков по большинству показа-

телей ниже, чем у детей контрольной группы. Полученные данные работоспособности необходимо учитывать при организации дифференцированного обучения детей с отклонениями в состоянии здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

Баскалова И. А. — Вопр. психол., 1968, № 3, с. 161 — 167. Раму ль К. А. Введение в методы экспериментальной пси-

хологии. Тарту, 1965.

Поступила 6/11 1980 г.

HYGIENIC EVALUATION OF THE DAILY REGIMEN AND OF THE WORKING CAPACITY DYNAMICS IN SCHOOLCHILDREN WITH DEVIATIONS IN THE

HEALTH STATUS

A. L. Shapiro

It was found that 73.3% of schoolchildren with chronic illnesses and 70.3% of healthy schoolchildren failed to conform to the prescribed daily regimen; they did not stay outdoors long enough and spent more time in doing their homework. Studies of the central nervous system functioning indicated that during a school day and a school week, in-

dices of working capacity were lower in pupils with chronic illnesses (tonsillitis, rheumatism, etc.) than in those of the control group. The present findings should be taken into consideration in organizing differential teaching of pupils with deviations from normal in their health status.

УДК 613.482-053.2-055.2]<47 + 57]-17)

Проф. Р. Ф. Афанасьева, канд. мед. наук Г. В. Терентьева

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗИМНЕЙ ОДЕЖДЕ ДЛЯ ДЕВОЧЕК, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ I КЛИМАТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности Министерства легкой промышленности СССР, Москва, Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Метеорологические условия I климатической зоны обусловливают особые требования к бытовой одежде населения, особенно детского. Теплообмен у детей имеет особенности, связанные с функциональным уровнем развития различных органов и систем на каждом возрастном этапе роста и разви-Ф тия организма. Чем младше дети, тем выше у них уровень теплообразования и теплоотдачи, больше роль химической терморегуляции в поддержании теплового баланса и меньше роль регуляции теплообмена за счет сосудистых реакций в области конечностей. Терморегуляционные реакции у детей младшего возраста менее экономичны, чем у более старших детей и особенно у взрослых. В результате этого детский организм легче, чем взрослый, выходит из состояния теплового комфорта, как в сторону охлаждения, так и перегрева (Г. В. Терентьева, 1979).

В настоящее время отечественная промышленность выпускает верхнюю детскую одежду (зимнее пальто) без учета разнообразия метеорологических условий на территории страны. По данным Министерства просвещения СССР и наблюдениям ме-4 дицинских работников, дети, проживающие в районах Крайнего Севера, в течение зимних месяцев не имеют возможности гулять из-за отсутствия достаточно теплой одежды. У детей, обучающихся

в интернатах, часто бывают простудные заболевания. Все это вызывает необходимость разработки новой зимней одежды с повышенными теплозащитными свойствами для детей, проживающих в суровых климатических условиях. Обычные зимние пальто не дают надлежащей защиты от охлаждения вследствие открытой конструкции, что способствует усиленной вентиляции пододежного пространства, недостаточного утепления нижней половины тела, низкого термического сопротивления пакета материалов и,как правило, высокой воздухопроницаемости (80—100 дмэ/м2-с).

Имеющиеся данные позволяют наметить пути повышения теплозащитное™ детской одежды: обеспечение замкнутости пододежного пространства, равномерная защита поверхности тела, выбор пакета материалов соответствующей толщины и воздухопроницаемости (Г. В. Терентьева, 1965; Р. Ф. Афанасьева).

Как и в отношении одежды для взрослых, в I климатической зоне не представляется возможным защитить детский организм от охлаждения с помощью обычного пальто. Более рациональна одежда в виде куртки и брюк или комбинезона. Учитывая сказанное и уровень энерготрат детей, находящихся на прогулке, топографию температуры кожи и тепловыделений, при разработке гигиенических требо-

2*

— 35 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.