УДК 371а7!:[Э71<7! 1.8:$13.867
И. А. Минский, М. М. Горпинченко, В. Г. Кочубей
ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ТЕМПОМ РОСТА И СОМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Черкасский педагогический институт; Черкасская областная санэпидстанция
Целью настоящего исследования было выявление количественных и качественных показателей умственной работоспособности школьников с учетом внутривозрастных особенностей их соматического развития и роста.
При выполнении этой задачи мы применяли широкий арсенал гигиенических, антропометрических, физиологических, клинических и статистических методов. Под наблюдением находились 1274 школьника в возрасте от 7 до 16 лет. Одних и тех же детей исследовали в течение 5 лет. Гигиеническая характеристика школ, в которых проводились исследования, соответствовала основным нормативам в отношении площади, кубатуры, освещенности помещений, состояния воздушной среды и обеспеченности мебелью.
Все исследуемые были разделены на 3 возрастные группы: 1-я — высокий (по сравнению со средним) рост (М±1,1 а и выше), время прорезывания постоянных зубов и III степень полового созревания; 2-я — средний рост длины тела (М±1,0 а), время прорезывания постоянных зубов и I и II степень полового созревания; 3-я группа — низкий рост длины тела (М — —1,1 о и меньше), время прорезывания постоянных зубов и 0 степень полового созревания.
Умственная работоспособность школьников, ее возрастной уровень исследовались методикой дозирования работы во времени с помощью буквенных таблиц Анфимова в дни (вторник и среда) и часы оптимума физиологических функций организма в октябре — ноябре ежегодно. Школьники 1—10-х классов выполняли одинаковые задания. Оценка режима дня, учебной, домашней и других видов нагрузки проводилась путем программного опроса — ответов учащихся на вопросы, поставленные в хронометражных недельных листах. За учащихся 1—3-х классов недельные хронометражные листы заполняли родители.
Анализ полученных данных показал, что у школьников, отнесенных к 1-й возрастной группе (с ускоренным типом роста и развития), показатели умственной работоспособности были выше, чем у их сверстников 2-й и 3-й групп (рис. 1).
Рис. 1. Динамика показателей умственной работоспособности детей школьного возраста в зависимости от темпов соматического их роста и развития.
По оси абсцисс — возраст (в годах); по оси ординат — количество просмотренных знаков за 4 мин. I, 2, 3 — возрастные группы соматического роста и развития школьников.
/2 13 M IS 16
10 II /2 13 14 15 16
Рис. 2. Интенсивность прироста количества и качества умственной работоспособности мальчиков школьного возраста в зависимости от темпа их роста и соматического развития.
Здесь и на рис. 3: по оси абсцисс — возраст (в годах); по оси ординат — изменения показателей в процентах (за 100% приняты показатели
?аботоспособностн для 16-летнего возраста);
. II, III — внутривозрастные группы соматического роста и развития мальчиков; а — коэффициент продуктивности: 6 — сила ак-тивного внутреннего торможения.
: ж ? А —/ j /
^— !
- а -■------- —¿г*^..... | |
Ю II 12 13 14 15 16
Рис. 3. Интенсивность прироста количества и качества умственной работоспособности девочек школьного возраста в зависимости от темпа соматического их
роста и развития. I, II, III — внутривозрастные группы сома* тического роста и развития девочек.
По мере роста и развития детей, характерного для каждой возрастной группы, закономерно повышались интенсивность работы (количество просмотренных знаков за 4 мин), ее качество и показатель, относительно отражающий «силу активного внутреннего торможения» (величина, обратная количеству ошибок на дифференцировку) (рис. 2 и 3).
Суждение о выраженности «силы активного внутреннего торможения» в нервных клетках коры больших полушарий головного мозга по величине, обратной количеству ошибок, допущенных на дифференцировку, вполне правомочно (М. В. Антропова; Е. М. Вайнруб). Как видно из рис. 2 и 3, темп прироста показателей умственной работоспособности у детей всех 3 возрастных групп неравномерен. От 1-го года обучения ко 2-му продуктивность работы и показатель «силы активного внутреннего торможения» у мальчиков и девочек 1-й и 2-й групп нарастает почти с равной интенсивностью. У мальчиков и девочек 3-й группы (с замедленным типом роста и развития) она достигает этого уровня только на 3-м году обучения. В последующие годы обучения во всех 3 группах мальчиков и девочек наблюдается существенное замедление темпа нарастания количественного и качественного показателя умственной работоспособности. В 11 и 13 лет у мальчиков 1-й, в 12 и 14 лет — 2-й и в 14—15 лет — 3-й группы резко нарастают показатели умственной работоспособности. Начиная с 13 лет у мальчиков 1-й, с 14 лет — 2-й и с 15 лет — 3-й группы темп нарастания этих показателей резко снижается. У девочек 1-й группы резкое нарастание показателей умственной работоспособности отмечается в 11—12 лет, во 2-й — в 12—13 лет. в 3-й — в 13—14 лет и соответственно резко снижается с 12, 13 и 14 лет.
Таблица 1
Основные параметры парных корреляций между показателями подвижности нервных процессов (К), работоспособностью и успеваемостью детей и подростков 1, 2 и 3-й возрастных
групп
Возрастные группы
1 я 2 -я 3 -я
Возраст, годы работоспособность и успеваемость коэффициент К и успеваемость работоспособность и успеваемость коэффициент К и успеваемость работоспособность и успеваемость коэффициент К и успеваемость
7 0,665 0,585
8 0,689 0,596
9 0,674 0,575
10 0,685 0,603
11 0,694 0,623
12 0,712 0,625
13 0,683 0,670
14 0,672 0,628
15 0,654 0,618
16 0,615 0,603
7 0,583 0,594
8 0,612 0,618
9 0,637 0,654
10 0,673 0,683
11 0,694 0,734
12 0,701 0,634
13 0,623 0,713
14 0,615 0,659
15 0,603 0,684
16 0,605 0,686
Мальчики
0,616 0,623 0,638 0,642 0,654 0,648 0,520 0,528 0,524 0,520
Девочки
0,624 0,632 0,636 0,660 0,688 0,608 0,568 0,553 0,551 0,564
0,567 0,558 0,563 0,594 0,584 0,612 0,654 0,553 0,521 0,432
0,580 0,594 0,601 0,613 0,662 0,660 0,632 0,645 0,665 0,703
0,432 0,485 0,493 0,516 0,525 0,564 0,501 0,475 0,435 0,412
0,468 0,512 0,518 0,525 0,538 0,568 0,443 0,441 0,451 0,432
0,482 0,491 0,502 0,512 0,518 0,528 0,544 0,513 0,485 0,438
0,458 0,458 0,483 0,498 0,520 0,528 0,513 0,483 0,454 0,438
Особый интерес представляет определение взаимосвязи и взаимообусловленности между успеваемостью и умственной работоспособностью школьников с учетом темпов их соматического развития и роста. Оказалось, что эта взаимосвязь была четко выражена и подчеркивала степень биологической зрелости детского организма. Более высокая успеваемость наблюдалась у детей 1-й и 2-й групп по отношению к их сверстникам 3-й группы (у.2= 120+122 при п—\—2; ЖО.ОО!). Несмотря на повышение устойчивости работоспособности детей с замедленным ростом и развитием в старшем возрасте, уровень ее продолжал оставаться низким и сочетался с невысокой успеваемостью. Особенно существенны различия в проценте успеваемости на 4 и 5 баллов (оценки учителей), среди детей 1-й и 2-й групп этот процент был равен 58, а в 3-й группе — 24 (<=8,7; /><0,001).
Весьма сложны соотношения между основными свойствами высшей нервной деятельности школьников разных возрастных групп и их успеваемостью. Анализ полученных данных свидетельствует о наличии тесной коррелятивной связи между хорошей и отличной успеваемостью и высокими показателями подвижности нервных процессов (коэффициент К) и работоспособностью клеток коры головного мозга (дозированные задания)—табл. 1.
Из табл. 1 видно, что у мальчиков независимо от их темпа роста и соматического развития существует более тесная коррелятивная связь между подвижностью нервных процессов и успеваемостью, тогда как у девочек определяющим фактором хорошей и отличной успеваемости, очевидно, является работоспособность. С возрастом намечается тенденция к ослаблению связи между успеваемостью и интенсивностью умственной работоспособности и усиливается взаимосвязь с подвижностью нервных процессов. Та-
Таблица 2
Продолжительность приготовления домашних заданий учащимися 1. 2 и 3-й возрастных групп по годам (число случаев в процентах)
Класс Учебный год Возрастные группы Число наблюдений Санитарно-гигиеническая норма, г % укладывающихся в норму Часов
7 сч сч 1 с* а СЧ со 1 СО СО 4 — 6 и более
1-й 1968/69 1-я 227 До 1 25 35 14 18 8 _ _ _
2-я 248 18 35 16 21 10 — — —
3-я 216 12 48 24 5 11 — — —
2-й 1969/70 1-я 212 До 1'/2 62 — 28 6 4 — — —
2-я 241 58 — 26 9 7 — — —
3-я 210 36 — 18 20 18 8 — —
3-й 1970/71 1-я 220 До 2 69 — — 23 6 2 — —
2-я 239 60 — — 18 14 8 — —
3-я 210 48 — — 20 15 13 4 —
4-й 1971/72 1-я 217 До 2 85 — — 12 3 — — —
2-я 236 80 — — 10 6 4 — —
3-я 207 76 — — 9 8 7 — —
5-й 1972/73 1-я 217 До 24 г 89 — — — 5 3 3 —
2-я 233 85 — — — 6 5 4 —
1968/69 3-я 205 80 _ — — 6 6 3 2
6-й 1-я 230 До 21/2 86 — — — 6 5 3 —
2-я 244 81 — — — 6 8 5 —
3-я 216 78 — — — 8 10 1 —
7-й 1969/70 1-я 229 До 3 80 — — — — 12 4 3
2-я 240 76 — — — — 13 6 5
3-я 213 71 — — — — 11 7 11
8-й 1970/71 1-я 228 До 4 78 24
2-я 237 75 28
3-я 206 70 32
9-й 1971/72 1-я 216 До 4 76 24
2-я 230 72 28
3-я 204 68 32
10-й 1972/73 1-я 204 До 4 74 26
2-я 215 68 32
3-я 200 63 37
кой фазовый характер в динамике умственной работоспособности объясняется проявлением саморегуляции физиологических функций в процессе деятельности. Лучше выражен этот процесс у детей и подростков со средним и ускоренным темпом соматического развития.
Из анализа режима дня школьников по недельным хронометражным листам видно, что у большинства первоклассников, отнесенных к 1 (75 %), 2 (82 %) и 3-й (88 %) возрастным группам, приготовление уроков занимало больше времени, предусмотренного санитарно-гигиеническими нормами (табл. 2). Учащиеся 2-го класса чаще, чем первоклассники, успевали выполнять все задания за время, предусмотренное уставом школы. Однако и среди них было велико число случаев чрезвычайно продолжительного выполнения домашних заданий, особенно среди учащихся 3-й группы. Начиная с 5-го класса некоторое число случаев (больше у детей 3-й группы) приходится на 4—б-часовую и более длительную подготовку уроков. В 9—10-х классах такие случаи в 1-й группе учащихся составляют 24—26 %, во 2-й — 28—32%, в 3-й —32—37%. С 1-го по 10-й класс резко сокращается число учащихся, отдыхающих на воздухе. Среднее время пребывания на воздухе в учебные дни составляет 11/2 ч, а в выходные — 31/2 ч. Свободное время большинство учащихся отводят на чтение художественной литературы. Часть детей как в рабочие, так и в выходные дни не читают совсем. Процент таких школьников увеличивается от класса к классу, достигая в 10-м классе 28.
. .Много времени затрачивают школьники на просмотр телевизионных передач и прослушивание радиопередач. Ученики 1—4-х классов ежедневно затрачивали на просмотр телевизионных передач до 2 ч в 48—60 % случаев, 5—10-х — в 55%, в 28% случаев на просмотр телепередач уходило до 3 ч. Указанный выше факт является одним из отрицательных моментов в режиме дня учащихся, приводящий не только к сокращению продолжительности ночного сна, но и к недостаточной двигательной активности детей.
Отклонения в режиме дня учащихся младших классов скорее всего можно связать с распорядком жизни семей, а также недостаточным вниманием родителей к организации отдыха и свободного времени детей и их личной гигиене. Опрос родителей показал, что в 70 % случаев они помогали детям в приготовлении домашних заданий и только в 9 % содействовали проведению утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, игр и упражнений на воздухе в часы досуга. Неупорядоченность режима дня учащихся старших классов можно связать с большой общей учебной нагрузкой. Нарушения сна и отдыха на свежем воздухе у учащихся всех классов усугубляются большими затратами времени на просмотр телевизионных передач.
Выводы
1. По мере роста и развития детей и подростков в процессе их обучения закономерно повышаются интенсивность и качество умственной работоспособности, но они были заметно выше у школьников со средним и ускоренным темпом соматического развития.
2. Темпы прироста интенсивности умственной работы у девочек с ускоренным темпом соматического развития были заметно выражены с 11-летнего возраста, со средним — с 12 лет, с замедленным — с 13, у мальчиков — соответственно с 12, 13 и 14 лет.
3. Несмотря на повышение устойчивости умственной работоспособности детей с замедленным типом соматического развития в старшем возрасте, уровень ее продолжал оставаться низким по отношению к детям 2-й и 1-й групп и сочетался с невысокой успеваемостью.
4. При разработке гигиенических нормативов физических и учебных нагрузок детей школьного возраста нужно не только исходить из возрастно-полового принципа, но и учитывать возрастные особенности их роста и соматического развития, поскольку однородная по календарному возрасту группа детей в действительности оказывается разнородной не только по морфологическим признакам, но и по функциональным возможностям.
5. Медицинским работникам необходимо усилить пропаганду среди педагогов и родителей гигиенических знаний по соблюдению школьниками правильного режима дня для сохранения здоровья и повышению их работоспособности.
ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. Работоспособность у чащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968, с. 231. —Вайн-р у б Е. М. Основные принципы гигиенического нормирования учебной и трудовой нагрузок школьников. Автореф. дне. докт. Днепропетровск, 1971.
Поступила 29/1Н 1977 г.
INDICES OF MENTAL WORKING CAPACITY OF SCHOOL AGE CHILDREN WITH DIFFERENT RATES OF THEIR SOMATIC GROWTH AND DEVELOPMENT
I. A. Minsky, M. M. Gorpinchenko, V. G. Kochubey
On the basis of many-year observation over the very same children and adolescents the author noted a definite connection between existence of separate groups of children of the same age and their mental working capacity and results of studies. High results of studies coincided with a high working capacity among children with an accelerated type of somatic growth and development (1st group) in comparison with children of the same age with delayed somatic growth and development (3rd group). The daily school regimen of these three groups of the same age of children differed considerably from the recommended hygienic standards. The
longest time for preparation of lessons was required by the children, who were included into the 3rd group and presented a much lower working capacity. The infringement of the daily school and the sleep regimen of the school children should be taken into consideration by teachers and physicians especially in respect to the children of the 3rd group.
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
УДК 614.3(47+ 57>(091>
Канд. мед. наук J1. С. Розанов
САНИТАРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ГОРОДАХ РОССИИ В XIX И НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Городская санэпидстанция, Москва
Известно, что врачебно-санитарным делом в России управлял в начале XIX века Медицинский департамент Министерства полиции, переданный в 1826 г. в Министерство внутренних дел (МВД). В губерниях имелись подчиненные этому департаменту врачебные управления, осуществлявшие вра-чебно-полицейские задачи по предотвращению причин, служивших источником болезней населения, врачебно-хозяйственную деятельность по обеспечению лечения больных путем устройства больниц и обеспечения их работы, а также судебно-медицинскую деятельность.
Работа врачебных управлений регламентировалась «Уставом врачебным» (изд. 1857 г., т. XIII), в котором в статьях 41, 43, 54, 68 и др. значились вопросы работы в области санитарного надзора: наблюдения за чистотой в городах, за съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здравия» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за рабочими помещениями и жильем рабочих и их пищей, за соблюдением общих мер охраны безвредных жизненных припасов, воды, напитков и пр.
В 1861 г. МВД и Министерством финансов была издана инструкция по составлению актов освидетельствования съестных припасов и напитков и установлен надзор за состоянием здоровья рабочих в части заразных болезней и сифилиса.
Низовыми штатными работниками губернских врачебных управлений были городовые и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор и, конечно, занимавшиеся частной практикой, так как получали небольшое жалованье.
В губернских городах эту деятельность осуществляли городовые врачи, количество которых зависело от числа полицейских участков города. Одним из видов деятельности городовых врачей являлось осуществление санитарного надзора и противоэпидемической работы по потребностям того времени. Медицинский департамент МВД с марта 1865 г. стал выпускать журнал «Архив судебной медицины и общественной гигиены», выходивший 4 раза в год, в котором сотрудничали многие городовые и уездные врачи.
С момента организации в России земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о необходимости создания независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации. Так родилась земская и городская медицина, одним из элементов