Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ГИГИЕНЕ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В. С. Басанько, проф. С. М. Г ромбах, К. И. Лучина

5—7/1X 1961 г. в Дрездене, в помещении Музея гигиены ГДР, состоялось второе Международное совещание по гигиене детей и подростков, организованное секцией детской гигиены Общества врачей-гигиени-стов ГДР (первое такое совещание происходило в 1957 г. в Берлине). Кроме врачей, педагогов и архитекторов из ГДР, в нем приняли участие представители СССР, Чехословакии, Болгарии, Польши, Венгрии, Австрии, Англии и Франции.

Советская делегация была представлена заместителем директора Института гигиены детей и подростков АМН СССР проф. С. М. Гром-бахом, главным инспектором по школьной гигиене Государственной санитарной инспекции СССР К. И. Лучиной и старшим специалистом Управления специализированной медицинской помощи Министерства здравоохранения СССР В. С. Басанько.

На совещании проходили пленарные и секционные заседания. Первая секция занималась вопросами гигиены преддошкольного и дошкольного возраста, вторая — вопросами здоровья и физического развития детей, третья — гигиеной политехнического обучения. На пленарных и секционных заседаниях было заслушано 62 доклада.

Совещание открыл вступительным словом проф. Винтер, директор Института гигиены Берлинского университета имени Гумбольдта.

Первый доклад на первом пленарном заседании — «Гигиена педагогического процесса в учреждениях для детей дошкольного возраста» — был сделан руководителем совещания проф. Шмидт-Кольмер (заведующей отделом гигиены детей и подростков Института гигиены, Берлин). Проф. Шмидт-Кольмер подчеркнула, что в социалистическом обществе имеются все необходимые предпосылки для полноценного психического развития детей начиная с раннего возраста. Однако, как отметил докладчик, в ГДР реализованы в этой области еще не все возможности, постановку педагогического процесса необходимо улучшить, особенно в

учреждениях для маленьких детей.

Доклад доктора Бассана (Институт педиатрии, София) был посвящен методам исследования высшей нервной деятельности детей 2—6-летнего возраста. Эти методы представляют некоторую модификацию методов, применяемых в СССР.

Второе пленарное заседание было посвящено вопросам влияния среды на рост и физическое развитие детей. В докладе «Влияние среды на рост и здоровье», сделанном доктором В. Капалиным (Институт гигиены, Прага), проанализированы данные о состоянии здоровья и физического развития детей за ряд лет, которые привели докладчика к заключению о большой зависимости между физическим развитием и условиями, в которых находятся дети. Так, например, в 1951 г. чешские дети обладали лучшим физическим развитием, чем словацкие, что объясняется более высоким экономическим и культурным развитием Чехии по сравнению со Словакией. В настоящее время это различие сглаживается. Влияние благоприятных жизненных условий сказалось на увеличении роста и веса пражских детей, исследуемых в течение 5 лет. Это повлекло за собой снижение заболеваемости и смертности детей. Благоприятное влияние на физическое развитие детей дошкольного возраста оказывает пребывание их в детских садах, где обеспечивается регулярное питание и правильная организация режима дня.

По материалам докладчика, на физическом развитии и здоровье детей отражается степень загрязнения атмосферного воздуха вредны-

ми промышленными выбросами. У детей, проживающих в промышленном районе Праги, в связи с загрязнением атмосферного воздуха обнаружена повышенная заболеваемость болезнями верхних дыхательных путей, значительная частота анемий. Кратковременное (14 дней) пребывание этих детей в горных районах оказывало на них оздоравливающее влияние.

Доктор Перре (Франция) в своем докладе отметил, что анализ литературы, а также обследование большого количества детей и подростков показывают, что на протяжении последних лет наблюдается увеличение роста этих возрастных контингентов. Так, на основании измерения 350 000 детей в 1950 г. и 57 000 в 1955 г. обнаружено, что во всех возрастных группах рост стал выше (например, для 14-летних на 2 см). Рост студентов одной и той же возрастной группы с 1852 по 1954 г. увеличился на 8 см. Исследования 1955 г. показывают четкую зависимость развития школьников от социальной и профессиональной принадлежности их родителей. По данным докладчика, дети хорошо обеспеченных родителей по росту превышают на 3—4 см, а по весу — на 2—3 кг своих сверстников из семей рабочих и крестьян.

Ссылаясь на литературные данные, докладчик указал, что одним из факторов, ускоряющих рост и развитие детей, является городской образ жизни. С раннего детства он оказывает возбуждающее действие на диэнцефалон и тем самым стимулирует ускоренный рост. Литературные данные указывают также на более раннее наступление полового развития. За последние 100 лет возраст начала менструаций снизился на полгода (13,3 года). У^девочек «из состоятельных семей менструации в связи с лучшим питанием и состоянием здоровья наступают раньше. И наоборот, недостаток витаминов, переутомление, алкоголизм и гигиенические нарушения приводят к задержке полового развития.

Зависимость физического развития детей от социальных условий была отмечена и в сообщении доктора Вурста (Австрия), основанном на изучении 8000 детей.

Сотрудники Педиатрического института Болгарии (Захарьев, Се-мерджиева и Венедиков) представили данные, характеризующие физическое развитие болгарских детей в возрасте от 0 до 3 лет.

Три доклада были посвящены вопросам строительства детских учреждений. Доцент Янда (Институт гигиены, Прага) в сообщении «Новые гигиенические требования к строительству детских учреждений» выдвинул следующие рекомендации: в связи с загрязнением атмосферного воздуха больших городов строить детские учреждения на окраинах; создавать большие земельные участки для пребывания детей на свежем воздухе; строить школы павильонного типа для разделения учащихся по возрасту; увеличивать площадь классов вначале до 2 м2у а затем до 2,5 м2 на одного учащегося и сокращать число учащихся в классе до 30 человек; разделять детей в группах детских садов на две подгруппы и обеспечивать их отдельными комнатами. Янда остановился также на конфигурации классов, считая, что квадратные классы (7x8 м) более удобны в педагогическом отношении, чем продольные (9X6 м) и позволяют применять одноместные парты.

К. И. Лучина (Москва) в своем докладе осветила гигиенические требования, предъявляемые к современным типам школ, в частности, соблюдение принципа повозрастного размещения детских контингентов, обеспечение максимума света и воздуха и связи с природой, создание оптимальных условий для физического воспитания и политехнического обучения. В докладе нашли отражение гигиенические требования к условиям обучения в школах-интернатах и школах с продленным днем.

Большой интерес представляли доклады по вопросам гигиены политехнического обучения. Программный доклад «Принципы врачебного контроля над политехническим обучением» сделал на первом пленар-

Ном заседании проф. С. М. Громбах. На этом же заседании были заслушаны доклады проф. М. Квааса (ГДР) «Проблема работоспособности и нагрузки при политехническом обучении» и доктора Янева (Болгария) «Исследование влияния политехнического обучения на некоторые физиологические функции школьников».

В докладе проф. Квааса излагались результаты исследований 1350 подростков, учащихся обоего пола 7—11-х классов общеобразовательной школы и технических училищ. По данным докладчика, физическая работа, связанная с политехническим обучением, в 100% наблюдений приводит к повышению мышечной силы у учеников 7-го класса, более заметному у мальчиков.

Начиная с 8-го класса отмечаются значительные половые различия: сила рук девочек составляет лишь 52—60% силы рук мальчиков, причем это различие определяется не разницей в росте и весе, а различием в мускульной тренировке. Все это говорит о необходимости дифференцировать физическую нагрузку мальчиков и девочек в труде, подобно тому, как это делается в спорте.

Доклад директора Янева заострил внимание на ряде методических трудностей, возникающих при исследовании влияния политехнического обучения на организм школьников. Докладчик выдвинул задачу создания международной комиссии для разработки и унификации методов исследования и совместного изучения влияния политехнического обучения на подрастающее поколение.

В докладе доцента Янда (Институт гигиены, Прага) «Соответствие работы состоянию развития детей» было указано на необходимость при дозировке физической нагрузки особое внимание обращать на уровень развития мышечной силы и работоспособности. По данным докладчика, полученным при исследовании более 500 подростков, корреляция между работоспособностью и ростом очень высока, достаточно высока корреляция между работоспособностью и поглощением кислорода. Зависимость между работоспособностью и частотой пульса не отмечена. Исследования автора показывают значительную разницу в работоспособности мальчиков и -девочек. Для мальчиков оптимальная нагрузка соответствует 21%, а для девочек—15% максимальной нагрузки. Кроме того, функциональные сдвиги, вызванные работой, восстанавливаются у мальчиков быстрее, чем у девочек. Так, через 3 минуты функции восстанавливаются у 60% мальчиков и лишь у 40% девочек.

Имеются и индивидуальные различия в работоспособности среди подростков с одинаковым уровнем физического развития. Эти различия могут быть устранены с помощью правильной системы физического воспитания. В частности, меньшая по сравнению с мальчиками работоспособность девочек в значительной степени зависит от того, что девочки меньше занимаются спортом.

Доктор Якоб (ГДР) проанализировал в своем докладе влияние организации политехнического обучения с позиций гигиены труда. По его наблюдениям, в мастерских по обработке металла работоспособность мальчиков выше, чем девочек. Девочки чаще устраивают самопроизвольные перерывы. Докладчик, правда, воздерживается от утверждения, что девочки менее приспособлены к труду, нежели мальчики. Плохое влияние на трудоспособность оказывают длительные теоретические объяснения, предшествующие работе. Работоспособность учащихся выше утром,

чем после обеда.

В докладе Брозе (Институт гигиены, Берлин) «Влияние условий среды на работоспособность учеников при политехническом обучении» было отмечено, что длительный путь к месту работы снижает работоспособность школьников. На работоспособности сказывается спортивная подготовка. У занимающихся спортом мышечная сила возрастает с 7-го по 11-й класс больше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.

В докладе Ванечковой (Институт гигиены, Прага) «Влияние работы при производственном обучении на работоспособность учащихся» сообщены результаты изучения сдвигов в работоспособности подростков, работавших на строительстве. Подростки работали один раз в неделю, в 10-м классе — 6 часов, в 11 — 12-м классе (17—18 лет)—7 и 8 часов. При этом интенсивность труда (определенная калориметрически), как правило, не превышала теоретически установленной оптимальной работоспособности.

Сравнение опытной и контрольной (не работавшей) групп показало отсутствие заметной разницы в динамике роста. Отмечен больший прирост мышечной силы у мальчиков опытной группы. Отсутствие этого различия у девочек докладчик объясняет меньшей интенсивностью их труда.

Георгиев (Институт педагогики, София) излагал результаты наблюдений над влиянием физической работы в ученических бригадах на реактивность учащихся. По мнению докладчика, работа в летнее время по 6 часов в день допустима для 14—17-летних школьников. Этот вывод встретил, однако, возражения со стороны слушателей, отметивших, что 6-часовая работа, да еще при высокой температуре воздуха, чрезмерно трудна для 14—15-летних школьников.

Доклад «Значение режима дня и состояние здоровья школьников при политехническом обучении» представила доктор Бакичева (Институт гигиены, Братислава). По ее данным, основанным на наблюдении 388 учащихся с производственным обучением и 385 учащихся, не проходивших производственного обучения, прирост роста и веса в обеих группах наблюдается одинаковый. Кровяное давление к концу года падает в обеих группах, особенно у девочек. На функциональное состояние сердечно-сосудистой системы производственное. обучение оказывает положительное влияние, особенно у мальчиков. При функциональных пробах восстановление частоты пульса происходит быстрее у учащихся с производственным обучением. У мальчиков восстановление наступает быстрее. Так, через минуту пульс восстанавливается у 47% мальчиков и лишь у 24% девочек. Через 2 минуты пульс не восстанавливается у 20% мальчиков и у 32% девочек. Следовательно, реактивность сердечно-сосудистой системы у мальчиков и девочек различна, и это следует учитывать при дозировке физической нагрузки.

Производственное обучение сказалось и на режиме дня. Ученики стали затрачивать в день меньше времени на приготовление домашних заданий, больше времени стали проводить на воздухе. На длительности сна производственное обучение не сказалось, но в обеих группах девочки спят меньше мальчиков. Необходимо урегулировать общую нагрузку девочек.

Небольшая группа докладов — доктора Шорр, доктора Кнейст (ГДР), проф. Хоустек, доктора Фишер (ЧССР)—касалась вопросов организации медицинского обслуживания детей. Все докладчики подчеркивали необходимость улучшения профилактического медицинского обслуживания детей всех возрастов и содружества в работе врачей и педагогов.

На последнем пленарном заседании была заслушана группа докладов, посвященных органическим и функциональным нарушениям организма школьников. Представлял интерес доклад проф. В. Киля (ГДР). По его данным, работоспособность школьников колеблется параллельно с колебаниями ряда вегетативных функций, зависящим от изменений в состоянии вегетативной нервной системы, которые, по его мнению, связаны с возрастными этапами. Каждому из этих этапов (5—7, 7—9, 10—14 и 15—16 лет) свойственны свои физиологические и психологические особенности, поэтому врачебный и педагогический подход к детям каждого возраста необходимо дифференцировать.

Психолог Стотт (Англия) в докладе «Врожденные повреждения мозга, как фактор нарушений поведения» пытался объяснить склонность некоторых детей к преступлению чисто биологическими причинами. И даже зависимость преступности от социальных условий докладчик объяснял различиями в типе нервной системы, обусловленными заболеваемостью и разными по силе и частоте раздражителями. Эта ошибочная концепция привела автора к реакционному выводу о том, что детям из малообеспеченных и менее культурных семей в большей степени свойственна склонность к преступности.

Доктор Матейчек (Институт народного здоровья, Прага) представил доклад «О некоторых причинах школьной неуспеваемости детей с нормальным умственным развитием», в котором сообщил, что, по его данным, 6%| от числа детей, направленных из-за плохой успеваемости во вспомогательную школу, в этом вовсе не нуждались, так как имели нормальное умственное развитие, неуспеваемость их определяется главным образом педагогической запущенностью в семье или в детских учреждениях. Докладчик подчеркнул, что необходим тщательный отбор детей для направления во вспомогательные школы.

К этой же проблеме близок доклад психолога Грассель (Институт педагогики, ГДР) «К определению потребности во вспомогательных школах». Основная мысль докладчика сводилась к следующему: необходимо тщательное и раннее выявление детей, нуждающихся во вспомогательных школах, создание условий для их воспитания и специальная подготовка педагогов и врачей для работы и наблюдения за детьми в этих учреждениях.

На заключительном заседании с приветственным словом выступил заместитель министра здравоохранения ГДР. Он отметил большие успехи здравоохранения ГДР за 12 лет существования. Министерство здравоохранения ГДР оценивает большую роль данного совещания, направленного на охрану здоровья детей — будущего страны. Особенно отрадно, подчеркнул он, что в работе совещания принимают участие представители многих стран. Среди участников совещания, подчеркнул заместитель министра, находятся представители стран, пострадавших от немецкого фашизма, и немецкие врачи благодарны им за то, что они отличают немецкий народ от немецких империалистов.

Закрывая конференцию, ее руководитель проф. Шмидт-Кольмер поблагодарила иностранных докладчиков и отметила, что участие в совещании представителей различных стран способствовало расширению научных контактов, которое, бесспорно, послужит развитию науки, направленной на оздоровление подрастающего поколения. Необходимо в дальнейшем расширять международное сотрудничество в области гигиены детей и подростков.

К этим словам, безусловно, следует присоединиться. Совещание принесло несомненную пользу, показав, над чем работают наши зарубежные коллеги и дав нам возможность продемонстрировать направление и научные достижения советской гигиены детей и подростков. Доклады советских представителей получили положительную оценку и вызвали живой отклик.

В перерыве между заседаниями по инициативе Берлинского института гигиены было организовано совещание представителей стран социалистического лагеря для обсуждения итогов конференции и программы дальнейшего международного сотрудничества. Все присутствующие единодушно дали положительную оценку проходящему совещанию и отметили его пользу для международного сотрудничества и развития гигиены детей и подростков в социалистических странах.

Одновременно было отмечено, что обилие докладов и наличие параллельно работающих секций не позволили ознакомиться со всеми материалами и организовать их активное и деловое обсуждение. Было

решено, что в дальнейшем целесообразно устраивать международные совещания по гигиене детей и подростков двух родов: 1) широкие совещания с большим числом участников и большим числом докладов, дающие возможность широкого международного обмена опытом и информацией и выступления научных работников, в частности научной молодежи; 2) тематические совещания узкого круга лиц, преимущественно высокой научной квалификации для обсуждения вопросов методологии, применяемых методов исследования, анализа и интерпретации полученных данных, а также планирования научных исследований. Было высказано мнение о необходимости международной координации научных исследований по гигиене детей и подростков. Это привело бы, с одной стороны, к комплексным, совместным исследованиям в ряде стран, а с другой—к профилированию исследований в отдельных странах и исключению дублирования аналогичных исследований.

Был обсужден вопрос об участии в Международном союзе по школьной и университетской гигиене и в подготовке предстоящего в 1963 г. IV Международного конгресса. Все делегаты единодушно высказались за необходимость вступления в Международный союз.

По окончании совещания советской делегации была предоставлена возможность ознакомиться с некоторыми детскими учреждениями Дрездена — яслями, детским садом, двумя школами. Кроме того, советская делегация подробно ознакомилась с Музеем гигиены, в котором происходила работа совещания.

Выступления ряда специалистов из различных стран свидетельствовали о высоком авторитете, которым пользуется советская гигиеническая наука и, в частности, советская гигиена детей и подростков у наших зарубежных коллег.

Поступила 4/1 1962 г.

ИГ * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.