ЗА РУБЕЖОМ
СИМПОЗИУМ
-/-ДО ШКОЛЬНОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ В ВАРШАВЕ
Доцент М. Д. Большакова, заслуженный врач РСФСР Ф. М. Туровская
25—26 апреля 1960 г. в Варшаве в Институте гигиены состоялась 1-я объединенная конференция по школьной гигиене. В ее работе приняло участие более 200 человек из крупных городов и областей Польши, представители Советского Союза и стран народной демократии — Чехословакии, Болгарии, Венгрии, а также представитель Югославии. Среди участников были научные работники и врачи, руководители детских учреждений, педагоги, психологи, физкультурники.
Ректор Медицинской академии в Варшаве проф. Кацпршак (Каср ггак), открывший совещание, подчеркнул большое значение конференции для дальнейшего развития дела охраны здоровья школьников, важность совместной целенаправленной работы медицинского и педагогического персонала школ и дальнейшего совершенствования организации медицинского обслуживания детей.
На двух пленарных заседаниях конференции было заслушано 13 докладов, из них на первом — 9.
Во вступительном докладе проф. Кацпршак осветил основные этапы развития школьной гигиены и ее состояние в настоящее время в Польше. Главная часть доклада была посвящена задачам охраны здоровья школьников. Школьная гигиена — наука комплексная, связанная с гигиеническими дисциплинами, с одной стороны, с физиологией, педиатрией, эндокринологией, психиатрией — с другой. Большое значение имеет контакт с педагогами и знание педагогики и психологии ребенка.
Охрана здоровья детей в школе должна ставить задачей выяснение состояния здоровья, уровня физического развития школьников, наличия каких-либо отклонений и их причины в школе и за пределами ее. Только знание индивидуальной реакции детей позволяет планировать и обеспечивать организацию хороших условий для нормального роста и развития. Эту задачу может решить врач-клиницист, знающий гигиену, физиологию данного возраста. Необходимо объединить работу школьные гигиенистов и лечащих врачей — единая комплексная работа их обеспечит успех и дальнейший подъем уровня физического развития и улучшения состояния здоровья детей. Задачи медицинских работников важны для народа. Они не только обеспечивают повышение успеваемости школьников, но и здоровье молодого поколения — будущего всей нации. Проф. Кацпршак указал также на отставание практической работы в области школьной гигиены: школьники не могут отстаивать свои интересы, как это делают рабочие, требующие более быстрых темпов развития промышленной гигиены.
В докладе Серейского и Радукевича (Бе^вМ, РасПиМелапсг) из кафедры школьной гигиены Медицинской академии в Варшаве, посвященном вопросам развития и направления научных исследований в области школьной гигиены, указывалось, что в то время как на Западе основное
6*
83
внимание уделяется изучению вопросов психического развития в норме и патологии, психопрофилактике и школьная гигиена развивается преимущественно в направлении психогигиеническом, в социалистических странах школьная гигиена развивается как наука комплексная на основе павловской физиологии. В ней следует выделить два крупных раздела: гигиена школы — внешней среды — и гигиена школьника. Основные исследования должны идти в направлении изучения влияния внешней среды на здоровье — изучение режима школьников, политехнического обучения, физического развития, разработки санитарных нормативов. Должны применяться методы биохимических, физиологических, психологических и клинических исследований. Школьная гигиена должна быть связана со смежными дисциплинами. В каждой школе необходимо изучать состояние здоровья и физическое развитие школьника, в последующем обобщив материалы.
Научную тематику следует планировать на основе запросов практики.
Шесть докладов на пленарном заседании, в том числе доклад представителя СССР М. Д. Большаковой, были посвящены проблеме изучения динамики уровня физического развития и состояния здоровья детей.
В докладах Лукашик, Ржевской, Лацкого и Рудольф-Скоковской (Lukasik, Rzewska, Lacki, Rudolf-Skokowska) из Института материнства и детства в Варшаве были сообщены статистически обработанные материалы школьных врачей, охватывающие данные медицинских осмотров 135 282 школьников из 14 воеводств Польши. Они показывают, что по сравнению с данными 1930—1931 гг., разработанными Баранским, Богдановичем и Копчинским (Baranski, Bogdanowicz, Kopczynski), рост и вес городских школьников-мальчиков во всех возрастных группах несколько превышают довоенные, а показатели роста и веса девочек остались стабильными. Показатели физического развития сельских школь ников не дали сколько-нибудь заметных изменений. Авторы изучили также показатели частоты некоторых отклонений в состоянии здоровья школьников. Стойкие искривления позвоночника наблюдались у 4,6% школьников, функциональные изменения опорно-двигательного аппарата (обратимые) отмечены у 21,4% мальчиков и 17,1% девочек, пониженная острота зрения до 0,8—у 5,9%, ниже 0,8—у 16,3%, нормальная острота зрения — у 77,8% школьников. Ревматизм отмечен у 0,9%. По этим же данным, обращает внимание большое количество пропусков занятий школьниками в связи с заразными заболеваниями, занимающими 84,4% всех причин, в то время как все другие составляют 15,6%.
В докладе Тржешневского (Trzesniowski) из Института теории физического воспитания Академии физического воспитания «Физическое развитие и здоровье молодежи Польши» представлены данные 44 754 наблюдений за ростом, весом, состоянием питания, осанки подростков в возрасте от 10 до 20 лет в связи с занятиями спортом — бегом на дистанцию 60 м, прыжками вверх и длину, метанием мяча и гранаты Сравнение с данными предыдущих лет, опубликованными другими авторами в Польше и за ее пределами, показывает, что развитие польское молодежи можно оценить как положительное.
В сообщении Гастола (Gastol) из Института гигиены Медицинской академии в Кракове представлены данные о физическом развитии сельской молодежи Краковского восводства, относящиеся к 1958—1959 гг. Исследовано 1400 школьников в возрасте от 7 до 15 лет, у которых изучали рост, вес, окружность груди, жизненную емкость легких, становую силу, силу правой руки и состояние зубов. Исследование показало, что мальчики в возрасте 7—11 лет по росту и весу дают несколько большие показатели, чем девочки, а в возрасте 12—15 лет (период полового созревания) девочки обгоняют мальчиков. Conocíавление с данными
1947 г. (Краков) и 1930 1\ (Варшава) обнаруживает сдвиги в сторону улучшения роста и веса. Указанные выше авторы разработали также корреляции между ростом и весом и другими признаками.
Большой интерес представляет работа Копчинской (Корсгупвка) из кафедры гигиены Медицинской академии в Варшаве, посвященная изучению динамики роста и развития школьников Варшавы по показателям окостенения костей кисти детей. Автором обследовано 5341 мальчик и 5362 девочки в возрасте 7—16 лет. Всем были сделаны рентгеновские снимки кистей рук, антропометрические измерения и соматоскопи ческие обследования и установлено соответствие между паспортным и биологическим возрастом каждого ребенка. Автору удалось подметить типичные черты рентгенограммы кистей в разных возрастах и нередко встречающиеся отклонения. Ею предложены рентгенограммные эталоны, отвечающие возрастному развитию костей. Эта методика представляет большой интерес, доступна в условиях обычной поликлиники и заслуживает внедрения в практику научной работы, тем более что автор пользовался флюорографом.
В докладе Воланского (Шо1апБк0 из лаборатории контроля физического развития Института материнства и детства в Варшаве приводятся данные об изменении ритма роста и развития детей дошкольного возпяста Варшавы с 1880 до 1960 г. и установлены более высокие темпы в 1959 г., четко выявляющиеся в возрасте 3, 6, 7 лет.
Доклад М. Д. Большаковой был посвящен постановке изучения и данным о физическом развитии детей и подростков в СССР за 40 лет. Эти данные свидетельствуют о наличии значительных положительных сдвигов во всех возрастных, половых и национальных группах по сравнению с дореволюционными годами и первыми годами советской власти.
На заключительном пленарном заседании было заслушано 4 доклада, из которых 2 (в том числе доклад представителя СССР Ф. М. Туровской) были посвящены углубленному изучению группы физически отсталых детей, а 2 последних — разработке обективных методик по изучению скорости реакции и функциональных показателей физической выносливости и двигательных функций у школьников.
В докладе Баванкевича (ВахуапМешкг) из кафедры школьной гигиены Медицинской академии в Варшаве были приведены данные об изучении условий жизни и питания группы школьников начальной школы со значительным отставанием физического развития. Автор, сопоставляя полученные результаты с аналогичными в контрольной группе, пришел к выводу о прямой зависимости отставания от бытовых условий и питания. В результате проведенной работы организовано дополнительное питание для ослабленных детей.
Ф. М. Туровская на большом материале показала, что хронические заболевания — туберкулезная интоксикация и ревматизм — вызывают нарушения динамики и снижение уровня физического развития школьников. Было обращено внимание на необходимость обеспечения в школе правильного режима для этой группы детей. Геблевичем (СеЫеш1сг) из лаборатории психологии Института физической культуры в Варшаве была изучена скорость простой реакции на слуховой раздражитель на 300 детях 7—14 лет и установлены возрастные и половые закономерности. Автором отмечено ускорение реакции с повышением возраста и замедление скорости в группе девочек всех возрастов.
В докладе Денисюка (Оешэшк) были показаны результаты измерения показателей общей силы — становым и ручным динамометрами, силы кисти — бросками мяча весом 2 кг вверх и вниз, лаптовым броском. Выработаны и рекомендованы тесты, определяющие силу, быстроту, выносливость и другие функциональные двигательные реакции. Наряду с запланированными докладами на пленарных заседаниях
выступили представители ГДР и Венгрии с краткими сообщениями об организации медико-санитарного обслуживания детей в их странах.
На совещании было организовано 2 секции: по вопросам физического развития детей и подростков и патологии детского возраста и организации медицинского обслуживания детей.
На заседаниях первой секции было заслушано 18. а второй — 27 докладов. Помимо этого, на секциях с сообщениями выступали представители Болгарии, Чехословакии и Югославии.
Переходя к содержанию докладов, заслушанных на заседаниях первой секции, следует отметить, что вопросами физического развития в Польше начали заниматься довольно широко научные и практические работники в разных городах и воеводствах (Варшава, Краков, Гданьск. Вроцлав, Лодзь, Люблин и др.).
Наблюдением охватываются преимущественно дети школьного возраста и подростки. В некоторых работах, например Войчешака (Wojcies-zak) из физиологического отдела Института физической культуры в Варшаве, для оценки физического развития были применены различные физиологические методики: продолжительность задержки дыхания, объем поглощения кислорода, функциональные сдвиги под влиянием ритма работы на циклоэргометре и др. В ряде работ широко использован анкетный метод, проведены большие антропометрические измерения. Во всех работах объективно документировано наличие положительных сдвигов в динамике роста и развития детей.
В отдельных докладах, например Стаховской (Stachowska) из кафедры гигиены Медицинской академии в Гданьске, сделана попытка комплексного изучения физического развития в связи с организацией питания. Ею разработаны материалы по питанию школьников, изучены пищевые раскладки и рационы в течение учебного года и влияние условий быта, заработка родителей, жилищных условий, организации ухода за детьми и т. д.
Интересное сообщение Капалина (Kapalin) из Чехословакии сопровождалось демонстрацией диаграмм, характеризующих разные степени физического развития школьников. Докладчиком составлена специальная карточка с нанесенными на ней кривыми роста и веса и сконструирована специальная портативная линейка, пользуясь которой каждый врач в школе сможет быстро рассчитать и нанести данные роста и веса на соответствующие кривые и оценить сдвиги в развитии ребенка, происходящие на протяжении всего времени пребывания его в школе.
Доклады, выслушанные на заседаниях второй секции, можно разделить на две группы.
К первой группе следует отнести все доклады, посвященные выявлению патологических отклонений в состоянии здоровья школьников и организации профилактических мероприятий в школе и семье. Так, в докладе Гольдштейна (Goldstein) и группы авторов из клиники детских болезней Медицинской академии в Лодзе освещался вопрос об организации режима школьников, страдающих ревматизмом, на материале 5 школ, в которых было обследовано 2000 детей. В этих школах обследованию и лечению больных ревматизмом привлекали ревматологов, отоларингологов, стоматологов. Всего было выявлено 3% детей, страдающих клинической формой ревматизма, и 10% — подлежащих наблюдению.
Георгиев (Болгария) в докладе осветил частоту выявления ревматизма среди детей в Болгарии, клинические формы его и течение меж-приступного периода. У 39,2% детей наблюдался один приступ, у 44,5% — два и больше. Автор рекомендует активное наблюдение, индивидуальный дневной режим и дозированные физические упражнения
Шесть докладов были посвящены эндокринным расстройствам у детей и подростков. Материал этот весьма детально разработан в докла-
дах Тетера (Teter) из клиники эндокринологии и врачей из эндокринологической поликлиники в Варшаве. Ими разработаны вопросы частоты выявления эндокринных нарушений, симптоматика их, диагностика и методы лечения. Так, у 160 юношей и девушек, состоящих под наблюдением эндокринологов, изучали биотипологические особенности, анатомические отклонения (методом биопсии тканей, рентгеноскопии костного аппарата) и проводили классификацию выявленных дефектов. Авторы показывают, что такие отклонения, как инфантилизм, микрогенитализм, нарушения овариально-менструального цикла, связаны с дефицитом го-надотропных гормонов в растущем организме и что при своевременном и рациональном вмешательстве можно добиться существенного улучшения. Положения и выводы были иллюстрированы рядом историй болезни, снимками и рентгенограммами и вызвали большой интерес аудитории.
Особое место заняли 2 доклада, посвященные алкоголизму у детей. В докладах Залеской и Обидзинской (Zaleska, Obidzin-10~
ska) из Гданьска рассматривался вопрос )д_
о влиянии употребления алкоголя на физическое развитие детей школьного возра ста — 7—14 лет. Авторы собрали 4602 ан кеты (анонимые) школьников и разработали их. Ими выделено 3 группы—I — не употребляющие алкоголя (36,9%); II—иног да пьющие алкогольные напитки (42,6%);^' III — систематически употребляющие алко-£' гольные напитки (20,5%)—и дана оценка отрицательного влияния алкоголя на динамику физического развития и состояния здоровья.
Вторая группа докладов касалась ряда J-разных вопросов. Так, Мирославский и Пржеждзияк (Mieroslawski, Przezdziak) из г-Гданьска привели данные, характеризующие уровень кровяного давления у детей 7—10 лет с указанием, что четких возрастных границ установить не удалось, так как эти показатели весьма лабильны.
В докладе Григлевской (Griglewska) были приведены интересные данные о существенных физиологических сдвигах в организме школьников перед стартом во время спортивных соревнований.
В сообщениях Адамчука, Поплинской (Adamczyk, Paplinska) из Люблинской областной амбулатории приведены весьма ободряющие результаты лечения заикания «методом эхо» при помощи специального магнитофонного аппарата, собранного Адамчуком. Смысл его заключается в том, что ребенок заслушивает свою речь, записанную на магнитофоне, через усилитель, что, по-видимому, способствует скорейшей сознательной ликвидации ее дефектов.
В группе докладов были вскрыты причины пропусков в школах. Рудольф-Соколовская из Института материнства и детства в Варшаве, изучая в течение 2 лет посещаемость 11 ООО школьников, из которых 4300 пропустили занятия, установила, что среди причин первое место занимают болезни органов дыхания, второе — инфекции, третье — болезни органов пищеварения, четвертое — травмы. Вдумываясь в данные. приведенные автором, можно полагать, что большая часть болез-
Антропостереометр Яховича.
/ — подставка прибора; 2 — установочные винты: 3 — уровень; 4 — подставка для стоп; 5 — вертикальный столб; 6 — измерительная рама; 7 — блок противовеса; 8 — направление стрелок; 9 — стрелки. 10— измерительные столбы; II — держатель.
ней органов дыхания и болезни органов пищеварения являются инфекционными заболеваниями и что, следовательно, ведущее место принадлежит инфекционным болезням. В отдельных докладах [Ганцарж, Кор-чакова, Стояновский (Оапсагг, Когсгако\уа, Бк^апочУвМ)] была показана пораженность детей в детских учреждениях гельминтозами (22—91% в отдельных учреждениях) и эффективность лечения пипер-азином.
После заслушивания докладов на пленумах и секциях было проведено их обсуждение.
Несмотря на краткость времени, выделенного для дискуссии в связи с перегруженностью повестки, обсуждение носило живой характер, показало интерес аудитории к поставленным вопросам и наметило большой объем научной и практической работы по улучшению охраны здоровья школьников. Особенно острые выступления были посвящены организации питания школьников и влиянию его на уровень физического развития. Ряд откликов вызвала проблема алкоголизма среди школьников.
После оживленного обмена мнениями была принята развернутая резолюция, намечающая перспективы дальнейшего развития школьной гигиены и медико-санитарного обслуживания детей в Польше.
На конференции была организована выставка научных работ и некоторого оборудования. Заслуживает внимания прибор, сконструированный Яховичем (Лас1ю\у1с2) для объективного определения пропорций тела и производящий измерения в 3 плоскостях 20 точек тела, характеризующих установку головы, плеч и лопаток, грудной клетки, таза и нижних конечностей. На основании данных измерений вычерчивается графическое изображение схемы габитуса отдельного человека или общей средней для группы лиц (см. рисунок).
Второе совещание по школьному здравоохранению конференция наметила провести в 1962 г.
Поступила ВГ\'1 1960 г
•ь
/