ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И НАРОДНЫЕ ИГРЫ - ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА,
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ _ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ_
Усманходжаев Талъат Сайидович
доктор педагогических наук, профессор Узбекского государственного университета физической культуры и спорта
Бердиева Хуршида Каримовна преподаватель
Термезского государственного университета Тошпулатова Азиза Тоировна
магистрант
Самаркандского государственного университета
АННОТАЦИЯ
В предлагаемый статье сделан акцент на двигательную активность детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием народных игр. Игры захватывают детей и заставляет их подолгу следовать ему. Результаты исследований показали высокую индивидуальную изменчивость двигательной активности детей.
ANNOTATION
The proposed article focuses on the physical activity of preschool and primary school children using folk games. Games capture children and makes them follow it for a long time. The research results showed a high individual variability of children's motor activity.
Ключевые слова: двигательная активность, суммарная активность частота шагов, оптимальный уровень детей разных возрастных групп.
Одним из эффективных факторов физического совершенствования детей, подростков и молодёжи является двигательная активность, которая, как установлено нами и другими специалистами (Сухарев, Лебедова и др.) определяется двумя основными факторами: биологическим и социальным. Образ жизни современных детей и подростков, к сожалению, характеризуется резко ограниченной двигательной активностью. Особенно заметно она снижается с поступлением детей в школу (не менее 50%). Эта тенденция сохраняется и в последующие годы обучения.
Сравнительное изучение хронометражных данных рабочего времени старшеклассников показывают, что в течении учебного года в суточном режиме жизни учащихся на физический труд, подвижные игры, физические упражнения приходится более 6-8% всего времени, на сон - до 40%, на умственную работу - 33-35%, на остальные виды деятельности - 17-20% времени. Особенно резкое уменьшение двигательной деятельности в режиме детей и подростков наблюдается в школах с углубленным изучением, какого- либо предмета.
В таких школах 26% учащихся начальных классов, 28% средней и 62%-старших классов фактически не получают никакой физической нагрузки, кроме уроков физической культуры. Школьники - не спортсмены, даже во время бодрствования 85% времени проводят в стандартных статистических положениях - позах. Аналогичные данные наблюдаются и в режиме дня студентов. Ограничение мышечной деятельности отрицательно сказывается на физическом -развитии школьников, создавая предпосылки для чрезмерного увеличения веса тела, затормаживает рост тела в длину, не благоприятно влияет на здоровье и развитие организма. Получены
фактические данные о том, что почти 20% детей и учащихся разных типов учебных заведений имеют избыточный вес, а около 60% - отклонение в развитии опорное - двигательного аппарата. При низкой двигательной активности диапазон приспособительных реакций организма сужается, работоспособность не восстанавливается. Малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на работоспособности детского организма; у учащихся с малой подвижностью умственная работоспособность снижена, а успеваемость по школьным предметам значительно хуже. Следовательно, в ухудшении функционального состояния детского организма, его здоровья, снижения работоспособности успеваемости, замедлении физического развития и физической подготовленности важное место среди других факторов занимает недостаточная мышечная активность в режиме дня.
У детей дошкольного возраста двигательная активность снижается к зиме на 30%, повышается весной на 70-75% и вновь снижается летом на 16-20%. Объем среднесуточных двигательных действий у дошкольников составляет -7-17 тыс. шагов.
У учащихся младших классов двигательная активность наиболее низка осенью, повышается зимой, весной и летом (соответственно на 1 12, 45, 20%) и составляет в среднем 7-15 тыс. шагов в день (у девочек ниже в среднем на 20%).
У учащихся 5-9 классов двигательная активность наиболее низка в зимнее время, повышается на 45% весной, снижается летом на 25% и повышается к осени на 15% объем среднесуточных двигательных действий составляет от 8 до 20 тыс. шагов в день (у девочек ниже в среднем на 32%).
У учащихся 10-11 классов не обнаружено выраженного колебания двигательной активности: среднесуточная сезонная двигательная активность колеблется от 5 до 14 тыс. шагов (у девочек ниже в среднем на 20%).
Результаты наших исследований показали высокую индивидуальную изменчивость двигательной активности у детей. Так, у отдельных детей 6 лет в весенний период было отмечено 25120 шагов в день, а наименьшее число таких движений 8650 шагов в зимнее время. У 10 летних школьников отмечается разброс числа шагов движений от 2644 до 3760, а у 15 летних соответственно, 21710 и 3540.
На основании определенных нами функциональных (физиологических) величин двигательной активности можно определит уровни оптимальной и гигиенической активности, которая составляет соответственно 70 и 50 процентов от первых.
Результаты наших исследований и литературные данные позволили прийти к выводу, что физиологический допустимой нормой для детей 6 лег можно считать: девочки - 33 тыс. шагов, мальчики - 35 тыс. шагов, для 16 лет-соответственно 24 и 27 тыс. шагов в день.
Полученные нами экспериментальные данные позволили определить оптимальный уровень двигательной активности детей дошкольного и школьного возрастов:
- дошкольники -5-6 лет около 21-22 тыс. шагов в день;
- учащиеся 1-2 классов -25-27 тыс. шагов в день;
- учащиеся 3 -4 классов - около 25 тыс. шагов в день;
- учащиеся 5-9 классов -20-23 тыс. шагов
в день.
Вышеперечисленные полученные нами данные согласуются с результатами других ученных. Однако для повышения двигательной активности были использованы игры, которые способствуют реализации различных потребностей школьников - от биологических (потребность в движениях) до социальных (общение, самоутверждение и самосовершенствование); их быстрая оценка результатов деятельности вызывает положительные эмоции и способствует формированию устойчивого интереса детей к занятиям физкультурой.
В качестве последних могут быть подвижные игры, игровые упражнения, содержание которых позволяет оказывать целенаправленные воздействия на развитие специальных, прежде всего координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота и точность реакции и перестроения двигательных действий, способность точно деформировать пространственные, силовые и временные параметры движений, чувство ритма. (М.С. Бриль, 1980; В.И. Лях, 1986; Ю.Д. Железняк, 1988 и др.)
Рядом авторов экспериментально установлено, что включение в уроки классов подвижных игр
специальной направленности в объеме 25-30% ведет к повышению темпов развития различных физических способностей примерно на 8-30% (К. Рубаш, 1983 и др.)
Другие исследователи выявили
положительный эффект влияния подвижных игр на развитие психомоторных способностей детей и иных спортсменов. (В.И. Лях, 1980 и др.)
Перечисляя и обосновывая средства и методы развития двигательных способностей младших школьников, большинство авторов особо выделяют подвижные игры. (Б.Н. Пивоваров, 1979; Ю.Д. Железняк, 1967; В.И. Лях, 1997 и др.)
Использование подвижных игр разной направленности на уроках физической культуры обеспечивает прирост основных двигательных качеств.
В развитии выносливости наибольший сдвиг обнаружен в экспериментальной группе школьников, где применялись подвижные игры скоростно-силовой направленности (С.К. Рубаш, 1983), выявлены наибольшие сдвиги в скорости бега - 8,2%, в силовых показателях - 34,7%, в скоростно-силовых способностях - 18%, в общей физической подготовленности - 52,1%.
В развитии выносливости наибольший сдвиг обнаружен в экспериментальной группе, с использованием подвижных игр
преимущественной направленности на развитие этого качества 13,2% (К. Рубаш, 1983).
Выявлена оптимальная структура комплексов подвижных игр для повышения скорости бега у мальчиков 9 - 11 лет при решении задач всесторонней физической подготовки начинающих легкоатлетов: 40% подвижных игр, направленных на совершенствование скоростно-силовых способностей, 20% - на развитие скорости, 10% - на развитие ловкости, 10% - на развитие скорости реакции.
Включение в уроки физической культуры для школьников в возрасте 9 -11 лет комплексов подвижных игр в объеме 25% от общего времени занятий, позволило существенно (р>0,01) повысить уровень всесторонней физической
подготовленности, и прежде всего, скорости бега, по сравнению с эффектом общепринятой программы, в которой подвижным играм отводилось всего 7% времени уроков.
Характеризуя игры как средство и метод физического воспитания младших школьников, авторы указывают на важные особенности их формы, структуры и содержания (В.П. Пелипак, 1971; М.С. Бриль, 1976 и др.)
Наиболее часто указывается на следующие особенности: в ходе подвижных игр значимы короткие перерывы для отдыха. Этому отвечают игры типа пробежек, которые широко представлены в программе, так как у школьников в этом возрасте преобладает предметно-образное мышление, игры носят, в основном, сюжетный характер, участником важно предоставлять возможность драматизации игры в проявлении
творческой активности. (О. Листелло, О.М. Аннамамедов, Л.В. Былеева)
Список использованной литературы.
1. Усманходжаев Т.С. и др. Двигительный режим в старшей группе детского сада. Т.:2014-90с.
2. Усманходжаев Т.С., Байтураев Э.И., Педагогические аспекты физического совершенствования детей и молодежи в связи с их
двигательной активностью, Фан-спорта, 2017 г., №4, с.3-6.
3. Лях В. И., Развитие координационных способностей у дошкольников, М.: Спорт, 2019, 128 с.
4. Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. Минск. 2000-78с
SKILLS FOR ENGLISH TEACHERS IN MILITARY SCHOOLS
Khalilova N.
Ph.D student
War College of the Azerbaijan Armed Forces
ABSTRACT
In the paper it was mentioned efficient skills of teachers for conducting their jobs more effectively. There are a number of skills that apply to each, regardless of which subject the teachers teach. These include preparing lesson plans, choosing the right textbooks and topics, checking assignments in timely manner, doing survey during classes and out of classes, evaluating student's knowledge. Proper implementation of these skills is very important for every teacher. At the same time, foreign language teachers must have other skills. If the teacher is not a native speaker, he should improve his speech and vocabulary. This is the main duty for foreign language teachers. In addition, they should be able to distinguish between cultures and their impact on speech. Modern technologies, especially computers, must be used properly and applied in teaching.
Key words: lesson plan, speech, vocabulary, survey, evaluation.
1. Introduction
A teacher is a person who is professional in pedagogical field. He is responsible for performing his job with quality according to regulation and acts appropriate to his pedagogical knowledge.
Teaching concerns to difficult types of human activity. Pedagogical function shows teachers directions of applying their knowledge and skills. The main directions of pedagogical activity are training, education, upbringing, improvement and formation of students. Teachers do a lot of work in these directions. However, if we analyse deeply, we notice that the main function of teachers is controlling of these processes. Even many years ago, Socrates called professional teacher as "midwives of thoughts". Literate teachers should help students to create ideas in mind [1, 39].
It is clear that the 21st-century classroom needs are very different from the 20th-century ones. In the 21st century classroom, teachers are facilitators of student learning and creators of productive classroom environments, in which students can develop the skills they might need at present or in future. Most teachers take on a variety of roles within the classroom: 1. THE
CONTROLLER: The teacher is in complete charge of the class, what students do, what they say and how they say it. The teacher assumes this role when a new language is being introduced and accurate reproduction and drilling techniques are needed. 2. THE PROMPTER: The teacher encourages students to participate and makes suggestions about how students may proceed in an activity. The teacher should be helping students only when necessary. 3. THE RESOURCE: The teacher is a kind of walking resource center ready to offer help if needed, or provide learners with whatever language they lack when performing communicative activities. 4. THE ASSESSOR: The teacher assumes this role to see how well students are performing or how well they performed. 5. THE ORGANIZER: The success of many activities depends on good organization and on the students knowing exactly what they are to do next. 6. THE PARTICIPANT: This role improves the atmosphere in the class when the teacher takes part in an activity. 7. THE TUTOR: The teacher acts as a coach when students are involved in project work or self-study. [2]