Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НЕУСПЕВАЮЩИХ И ОТЛИЧНО УСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НЕУСПЕВАЮЩИХ И ОТЛИЧНО УСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF HEALTH AND THE WORKING CAPACITY OF SCHOOL UNDERGRADUATES WITH POOR AND GOOD PROGRESS

Among school undergraduates, that made poor progress in studies, the incidence of chronic diseases proved to be 3 times higher. Judging by the correction tests the working capacity of the honours pupils was higher than that of the backward ones and in the course of the school year it increased both by quantitative and qualitative indices (p< 0.01). Therefore, the school physicians should provide further improvement of medical treatment and prevent ion of diseases among school undergraduates.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НЕУСПЕВАЮЩИХ И ОТЛИЧНО УСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ»

and an insufficient increment of muscular force. An augmentation of motor activity and excer-cises for development of respiratory muscles are recommended for children of excessive weight. Lessons of physical culture for these children should be carried out in separate training groups according to a special programme with due regards to their individual capacities.

УДК 371.71

А. Н. Дикая

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И РАБОТОСПОСОБпОСТЬ НЕУСПЕВАЮЩИХ И ОТЛИЧНО УСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Научные исследования гигиенистов в ряде городов показывают, что учебная нагрузка в старших классах общеобразовательных школ велика, нарушения в режиме дня часто приводят к снижению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма учащихся к концу учебного дня, учебной недели, года. Так как успеваемость в известной степени зависит от работоспособности ученика, а та в свою очередь — от состояния здоровья (М. В. Антропова; С. М. Громбах и Г. П. Сальникова и др.), мы решили изучить работоспособность учащихся с отличной и плохой успеваемостью и проследить влияние хронических заболеваний у детей на их занятия.

В осенне-зимнее время 1973—1974 учебного года в 7 школах Москвы бригадой врачей различных специальностей был проведен углубленный медицинский осмотр 300 неуспевающих и 120 отлично успевающих учащихся. В период обследования в этих школах обучалось 4237 школьников. В группу неуспевающих включали детей, обучавшихся повторно в каком-либо классе и в течение данного учебного года имевших неудовлетворительные оценки по многим предметам хотя бы в одной из учебных четвертей. В группу отличников вошли учащиеся, имевшие самые высокие оценки по всем предметам.

Состояние здоровья школьников оценивали по схеме, принятой Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. Комплексная оценка состояния здоровья по группам (табл. 1) показала, что процент здоровых детей (1-я и 2-я группы) среди неуспевающих более чем в 2 раза ниже, чем среди отличников (/'<0,001). Процент же школьников с длительно текущими заболеваниями среди неуспевающих более чем в 3 раза выше, чем среди отличников (Р<0,01).

Анализ распространенности хронических заболеваний на 100 обследованных у неуспевающих и отлично успевающих школьников показал, что наиболее часто в обеих группах встречаются заболевания ЛОР-орга-нов (Хронические тонзиллиты, аденоиды), но в группе неуспевающих хронические тонзиллиты отмечаются в 1,6 раза чаще, чем в группе отличников. Среди неуспевающих школьников выявлены в большом количестве отклонения психоневрологической сферы (47 на 100 обследованных), которые крайне редко, да и то лишь в виде функциональных нарушений встречались в группе отличников (2,4 на 100 обследованных). У неуспевающих учащихся функциональные нарушения центральной нервной системы составили 30,3 и органические поражения нервной системы — 7 на 100 обследованных. Эти заболевания в основном обусловливают быструю утомляемость и плохую работоспособность учащихся. Частота

Таблица 1

Зависимость между состоянием здоровья и успеваемостью

Обследованные контиигенты Группа здоровья

1-я 2-я 3-я 4-я

Неуспеваю- 7.3 28,0 57,0 7,7

щие

Отличники 25,8 53,4 20,8 —

поражений центральной нервной системы среди неуспевающих шкатышков 1—10-го класса увеличивалась с 12,5 до 27,8%.

В группе неуспевающих учащихся 5—10-х классов встречались дети с задержкой умственного развития (6,3 на 100) и дети с остаточными явлениями после сотрясения головного мозга (3,3 на 100). Они справлялись с программой начальной школы, но при переходе в старшие классы испытывали затруднения в учебе. Заболевания органов слуха со значительным снижением его функции у неуспевающих достигали 5,7 на 100 обследованных, что в 3 раза больше, чем у отличников. Не выявлено разницы между сравниваемыми группами школьников по заболеваниям органов зрения и относительно редко встречающимся болезням (хронический пиелонефрит, гепатохолецистит, ревматизм и др.), Большая пораженность хроническими заболеваниями неуспевающих учащихся обусловливает большее число пропусков ими учебных дней по болезни (249 на 100 детей, а в группе отличников — 156 на 100 детей). Средняя продолжительность пропусков у неуспевающих 7,5 дня, в группе отличников — 8,3 дня.

Таким образом, выявив значительную пораженность неуспевающих учащихся хроническим тонзиллитом, заболеваниями органов слуха (со значительным снижением его функции и заболеваниями нервно-психической сферы), мы пришли к выводу, что они могут служить немаловажной причиной в комплексе факторов школьной неуспеваемости.

Умственную работоспособность изучали методом корректурных проб, которые проводили в декабре, марте и мае у учащихся 3—10-го класса, до занятий и в конце учебного дня, в течение учебной недели. Установлено, что отлично успевающие учащиеся, как правило, просматривают большее количество знаков и делают при этом меньше ошибок, чем неуспевающие. Разница между отличниками и неуспевающими достоверна (/><0,01) во всех классах и во все периоды обследования.

Среди отлично успевающих учащихся число просмотренных знаков не снижается на протяжении учебного дня. Скорость и точность выполнения задания представляют довольно устойчивую величину, что свидетельствует о хорошем «врабатывании» в течение учебного дня. В группах неуспевающих школьников количество просмотренных знаков на протяжении учебного дня снижается, а количество ошибок увеличивается, что статистически значимо (Р<0,005). Это особенно четко проявляется у неуспевающих старшеклассников —резкое снижение скорости работы учащихся сочетается с увеличением количества ошибок, что свидетельствует о выраженном утомлении неуспевающих к концу учебного дня.

При анализе годовой динамики работоспособности обнаружено, что у отличников, начиная с 6—7-х классов, количество просмотренных знаков не изменяется как до уроков, так и после учебного дня. У неуспевающих учащихся 6—10-х классов в начале учебного дня и в конце его количество просмотренных знаков от четверти к четверти уменьшается (Р<0,04). Количество просмотренных знаков учащимися младших классов в обеих группах увеличивается от четверти к четверти. Однако в группе отличников это увеличение достоверно (Р<0,05) от декабря к маю, а в группе неуспевающих количество просмотренных знаков до уроков увеличивается от декабря к марту (/><0,01), а в мае остается таким же, как в начале учебного дня в марте. После уроков количество просмотренных знаков в марте такое же, как в декабре, а в мае оно увеличивается (Р<0,01). Увеличение скорости работы в обеих группах учащихся младших классов можно объяснить повзрослением детей и накоплением ими навыков чтения, хотя в группе неуспевающих это менее выражено. Изменение количества ошибок от четверти к четверти в обеих группах подчинено одной закономерности — уменьшению его от декабря к маю; но в группе неуспевающих ошибок в каждой четверти выше, чем в группе отличников (Р<0,01).

Как показывает анализ индивидуальных сдвигов от начала к концу учебного дня, проведенный по схеме С. М. Громбаха (табл. 2), распреде-

Таблица 2

Распределение индивидуальных сдвигов от начала к концу дня в течение

учебного года

Декабрь Март Май

Обследован- количество сдвигов (в % к общему числу обследованных)

ные тель ■чГ СО Т 00 "Г со

контннгенты 1Л о> п 1Л О) ю О

5 * £ 2 ■к

Отличники абс. 429 269 160 60 580 223 255 102 468 192 209 68

% 100 48,7 37,3 14,0 100 38,4 44,0 17,6 100 41,0 44,6 14,3

Неуспеваю- абс. 423 171 169 83 595 152 250 193 550 154 223 172

щие % 100 40,4 40,0 19,6 100 25,5 42,0 32,5 100 28,0 40,5 31,5

ление случаев улучшения функционального состояния центральной нервной системы учащихся (сдвиги № 1—4), ухудшение скорости или точности (сдвиги № 5—8) и ухудшение обоих показателей (сдвиг № 9), которое мы расцениваем как заметное утомление, у отличников и неуспевающих различны в течение всего учебного года.

Можно отметить, что уже в начале учебного года в группе отличников сдвиги распределены несколько лучше, чем в группе неуспевающих. В третьей четверти обучения в обеих группах преобладает ухудшение корковых процессов, т. е. отмечается утомление учащихся, но в группе неуспевающих школьников чаще выражено значительное утомление (сдвигов № 9 в 2 раза больше, чем у отличников), тогда как процент (38,4) благоприятных сдвигов в группе отличников выше, чем в группе неуспевающих (25,5). В конце учебного года у отлично успевающих учащихся вновь наблюдается некоторое учащение положительных сдвигов, в группе же неуспевающих заметной разницы в распределении индивидуальных сдвигов не происходит. Процент неблагоприятных сдвигов по-прежнему выше, чем у отличников, более чем в 2 раза.

Таким образом, данные корректурных проб показали, что работоспособность отлично успевающих учащихся на протяжении всего периода обследования выше (по количественным и качественным показателям). Динамика изменения работоспособности на протяжении учебного дня в обеих группах неодинакова: у неуспевающих работоспособность к концу учебного дня на протяжении учебной недели и всего учебного года снижается. У отлично успевающих учащихся работоспособность к концу учебного дня на протяжении всей учебной недели и года лучше. К концу учебного года уровень работоспособности у них остается высоким и несколько выше декабрьского. Подобное изменение динамики работоспособности у неуспевающих, вероятно, объясняется большим процентом в этой группе детей, отягощенных хроническими заболеваниями (64,7 против 20,8 у отличников).

Некоторые авторы связывают причины школьной неуспеваемости с неблагоприятной средой, окружающей учащегося дома (Ю. К. Бабанский, и др.). Мы изучили условия жизни 230 неуспевающих и 120 отлично успевающих детей. Оказалось, что 80% неуспевающих не имеют определенного места для домашних заданий, отсутствует необходимый родительский контроль за выполнением ими уроков. Больше трети (35%) неуспевающих делают уроки в группе продленного дня без дополнительной подготовки и доучивания их дома. Из 65% неуспевающих школьников, выполняющих задания дома, 42,9% тратят на подготовку уроков время в объеме, менее предусмотренного нормами; нормальное количество времени затрачивают 17,3% детей, 4,8% учащихся занимаются больше предусмотренных норм. Среди отличников только 5% детей занимаются в группе продленного дня

Остальные имеют благоустроенное рабочее место или отдельную комнату для выполнения уроков дома; 40% школьников тратят на подготовку уроков больше времени, чем определено гигиеническими нормами; у остальных учащихся на приготовление уроков уходит соответствующее нормам количество часов.

Выявлены существенные различия в образовании и профессиональной деятельности родителей сравниваемых групп. Так, 68% отцов неуспевающих школьников имеют начальное и неполное начальное образование. Среднее образование имеют 21% отцов, высшее—11%. У 59% отцов отличников имеется высшее образование, у 28% — среднее и у 13% —начальное образование. Большинство этих лиц занимают руководящие должности на предприятиях, в научно-исследовательских институтах. Матерей с высшим образованием в группе отличников 52%, а в группе неуспевающих только 6%, со средним образованием соответственно— 12 и 42%. В группе неуспевающих 20% матерей не имеют образования; 90% матерей отличников являются работниками умственного труда. В группе неуспевающих 37% матерей — одиночки или состоят в разводе с мужьями из-за того, что они злоупотребляют алкоголем. В группе отличников только 5% живут без отцов, но обстановка в их семьях благоприятная, а матери имеют высшее образование. В группе отличников доход на 1 члена семьи превышает 80 руб.; 53% семей неуспевающих учащихся имеют доход на 1 человека в размере 25—35 руб.

В 23% семей неуспевающих выявлены серьезные заболевания у одного из родителей (туберкулез, рак, психические болезни). В группе отличников только у 1 ребенка (0,8%) обнаружено заболевание ревматизмом обоих родителей.

Следовательно, низкое образование, плохое состояние здоровья родителей и алкоголизм отцов отрицательно влияют на воспитание в семье школьника и не создают условий для его нормального психического развития. Отсутствие в семье контроля за ребенком ухудшает его поведение в школе, не формирует у него серьезного отношения к учебе. Достаточно сказать, что в течение учебного года 92% неуспевающих учеников имели несколько дней прогулов по неуважительной причине.

Полученные нами данные показывают, что из факторов, способствующих формированию неуспеваемости школьников, важное место занимает состояние их здоровья. Наличие хронических заболеваний ЛОРорганов, психоневрологической сферы и органов слуха и других болезней у таких детей вызывает у них быстрое утомление, которое приводит к снижению их работоспособности. Частое обострение хронических заболеваний приводит к большому количеству пропусков занятий по болезни. И если в группе отличников матери, имея высшее образование, могут заниматься с детьми дома во время их болезни, то матери неуспевающих учащихся не в силах объяснять своим детям пропущенные уроки. Поэтому отлично успевающие школьники дольше находятся дома по болезни и это не отражается на их успеваемости. Неуспевающие же дети находятся дома по болезни меньше времени, но являются в школу с большими пробелами в знаниях.

Имея ослабленное здоровье и низкую работоспособность, неуспевающий школьник не способен усваивать новые задания. У таких детей появляется страх перед школой, и они беспричинно не приходят на занятия, чтобы не получить плохую оценку. И если родители плохо контролируют выполнение своими детьми уроков, то у неуспевающих создается тяжелое положение в школе.

Все это вызывает необходимость более глубокого изучения состояния здоровья школьников, усиления профилактической и лечебной работы, детального ознакомления со средой, окружающей ученика дома, и систематического смягчения или устранения отмеченных выше неблагоприятных воздействий.

ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. Работоспособность, физическое развитие и успеваемость учащихся. — В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1967, с. 14— 57. — Баба некий Ю. К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников). Дис. докт. М., 1973. — Г р о м б а х С. М. Некоторые соображения об изучении здоровья детей и подростков с позиций гигиены. — В кн.: Материалы Симпозиума по изучению состояния здоровья детей и подростков. М., 1965, с. 20— 32. — Г р о м б а х С. М. и др. Гигиеническая характеристика учебной нагрузки учащихся восьмилетней школы. — В кн.: Гигиена детей и подростков. Вып. 2. М., 1970, с. 111 — 142. — Тромбах С. М., Сальникова Г. П. Состояние здоровья школьников. — «Вестн. АМН СССР», 1972, № 4, с. 29—35.

Поступила 22/1 1975 г.

THE STATE OF HEALTH AND THE WORKING CAPACITY OF SCHOOL UNDERGRADUATES WITH POOR AND GOOD PROGRESS

A. N. Dikaya

Among school undergraduates, that made poor progress in studies, the incidence of chronic diseases proved to be 3 times higher. Judging by the correction tests the working capacity of the honourd pupils was higher than that of the backward ones and in the course of the school year it increased both by quantitative and qualitative indices (p< 0.01). Therefore, the school physicians should provide further improvement of medical treatment and prevention of diseases among school undergraduates.

УДК 618-073.78:537.7

Доктор мед. наук Ю. К. Кудрицкий, канд. мед. наук В. Д. Серебрянников, Ю.:С. Захаренко, Т. М. Королева

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЕЛИЧИНЫ ЛУЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ РСФСР ПРИ МЕДИЦИНСКИХ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Ленинградский научно-исследовательский институт радиационной гигиены Министерства здравоохранения РСФСР

В настоящее время рентгенологические исследования широко применяются в диагностических целях. Возникающее при их проведении лучевое воздействие по своей величине является наибольшим, получаемым населением от искусственных источников облучения. В связи с этим представляется актуальным проведение систематических, широкомасштабных исследований по определению величины лучевого воздействия от рентгенологических процедур (РЛП) на население.

Для их выполнения необходимо располагать унифицированной методикой определения и оценки величины лучевого воздействия при рентгенологических исследованиях на население, соответствующей принципам организации здравоохранения в нашей стране. Однако отсутствие подобной методики не позволяло до последнего времени получить сравнимые результаты и давать им объективную оценку в плане их достоверности и репрезентативности.

В настоящей статье изложена разработанная авторами и апробированная в практических учреждениях здравоохранения методика определения и оценки величины лучевого воздействия при рентгенологических исследованиях на население РСФСР.

Методика, рассчитанная на применение ее в отношении больших по численности групп населения, при значительной распространенности рентгенологических исследований должна по крайней мере удовлетворять следующим требованиям: а) оптимальное и однозначное определение первичных информационных единиц счета для обеспечения сравнимости результатов оценок величины лучевого воздействия; б) рациональная группировка отдельных видов РЛП, гарантирующая взаимное понимание между инстанциями, собирающими необходимые данные, их обрабатывающими и анализирующими; в) использование способов и приемов, обеспечивающих получение достаточно достоверной и полной для оценки величины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.