Научная статья на тему 'Состояние здоровья школьников в условиях профильного обучения'

Состояние здоровья школьников в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
303
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черненков Ю. В., Сердюков Алексей Юрьевич

В статье представлен анализ состояния здоровья подростков в условиях реформы образования перехода к профильному обучению. Установлено, что большинство старшеклассников не готовы к самостоятельному выбору профиля обучения. Учащиеся, у которых профиль обучения не совпадает с дальнейшим выбором профессии, составляют группу риска по формированию психосоматической патологии. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения дополнительного скрининга подросткам с учетом предполагаемого профиля обучения и факторов, характерных для каждой профессии. Комплексная оценка состояния здоровья подростков должна включать определение вегетативного статуса, социальной адаптированности, параметров качества жизни, которые являются индикаторами ранней диагностики психосоматических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья школьников в условиях профильного обучения»

УДК 616.8-053.5

состояние здоровья школьников в условиях профильного обучения

© 2011 г. Ю. В. Черненков, А. Ю. Сердюков

Саратовский государственный медицинский университет, г. Саратов

Проблемы охраны здоровья подрастающего поколения чрезвычайно актуальны. Основной темой проходившего в Москве в феврале 2009 года конгресса педиатров была выбрана школьная медицина. В реальных условиях работа школьного врача в основном сводится к проведению массовых профилактических осмотров учащихся, вак-цинопрофилактике. В большинстве школ за гранью внимания врача остаются вопросы оценки адаптации ребенка к учебным нагрузкам, раннего выявления психосоматической патологии, группы социального и поведенческого риска, не работают программы оздоровления детей непосредственно в учебных заведениях. Работа по профессиональной ориентации школьников также выполняется формально, лишь в отдельных медицинских картах учащихся встречаются записи о рекомендуемом выборе профессии. В условиях реформы образования, которая предполагает переход к профильному обучению с перераспределением учебной нагрузки в пользу тех или иных предметов за счет сокращения учебных часов по другим дисциплинам, возрастает роль врача в выборе профиля обучения. Переход к профильному обучению осуществляется после 9-го класса на основании приказов Министерства образования Российской Федерации № 2783 от 18.07.02 г. «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и № 2757 от 26 июня 2003 г. «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения».

Однако при выборе подростком профиля обучения школьный врач и психолог занимают пассивную позицию, не давая своих рекомендаций ни самим подросткам, ни их родителям. Это приводит к тому, что выбор профиля обучения осуществляется без учёта состояния здоровья подростка и его психологических особенностей, что в дальнейшем может привести к возрастанию психоэмоционального напряжения и является предпосылкой для возникновения психосоматических заболеваний. Другим важным аспектом перехода к профильному обучению является вопрос психической зрелости подростка, готовности сделать выбор будущей профессии; при невозможности подростка определить свой выбор также возрастает риск развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья.

Цель исследования — изучить влияние профильного обучения на состояние здоровья подростков.

Методы

Обследованы 217 учащихся 10-х классов Кировского района г. Саратова из учебных заведений с различной формой обучения. Комплексная

В статье представлен анализ состояния здоровья подростков в условиях реформы образования -перехода к профильному обучению. Установлено, что большинство старшеклассников не готовы к самостоятельному выбору профиля обучения. Учащиеся, у которых профиль обучения не совпадает с дальнейшим выбором профессии, составляют группу риска по формированию психосоматической патологии. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения дополнительного скрининга подросткам с учетом предполагаемого профиля обучения и факторов, характерных для каждой профессии. Комплексная оценка состояния здоровья подростков должна включать определение вегетативного статуса, социальной адаптированности, параметров качества жизни, которые являются индикаторами ранней диагностики психосоматических заболеваний. Ключевые слова: подростки, профильное обучение, психосоматическая патология.

оценка состояния здоровья включала изучение анамнестических сведений, анализ первичной медицинской документации (история развития ребенка, медицинская карта учащегося), оценку физического развития детей, клинический осмотр. В ходе исследования использовались анкеты для выявления особенностей психосоциального статуса подростков. Анкетирование включало: опросник PedsQL 4.0 [7], двухфакторный опросник М. Гавлиновой и опросник Спилбергера, также проводилась корректурная проба для оценки работоспособности [5].

Социальная адаптированность и вегетативная устойчивость изучались с помощью личностного двухфакторного опросника («социум-вегетатика»), разработанного М. Гавлиновой и утвержденного Европейским союзом школьной и университетской медицины в 1988 году. Метод позволяет оценить уровень социальной адаптированности (коммуникабельность, самооценку, лидерство) и вегетативную устойчивость подростков как отражение индивидуальных особенностей и способности адекватно реагировать на различные средовые воздействия. Опросник состоит из двух анкет, включающих 20 вопросов для оценки социальной адаптированности и 16 вопросов для оценки вегетативной устойчивости. Подросток должен оценить себя, ответив «да» или «нет» на предложенные вопросы. При оценке учитывались положительные и отрицательные ответы. Чем выше оценочный балл, тем лучше социальная адаптированность. Алгоритм оценки вегетативной устойчивости: меньшее число баллов отражает вегетативную стабильность, чем выше оценочный балл, тем больше вегетативная лабильность.

Для определения тревожности применялся опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (опросник Спилбергера в модификации А. Д. Андреевой 1988 года). Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую — эти же шкалы, но в отношении состояния подростка в конкретный момент.

Качество жизни определялось с помощью опросника PedsQL 4.0 для подростков 13—18 лет, который позволил оценить параметры качества жизни (в баллах) по четырём основным шкалам: моё здоровье и уровень активности (8 вопросов), моё настроение, общение и школьная жизнь (по 5 вопросов). Также определялись показатели психосоциального здоровья и общий показатель.

В ходе проведенного анкетирования исследовалось влияние ряда факторов на выбор профиля обучения, изучалась взаимосвязь выбора профиля обучения и выбора будущей профессии. Среди обследованных 72 подростка обучались в лицее, 145 в средней школе. Статистическая обработка материала проводилась с помощью программы Statistica 6.0, взаимосвязи

непараметрических признаков устанавливались корреляционным анализом по Спирмену.

Результаты

Все учащиеся по профилю обучения были распределены на четыре группы: 109 обучались в классах социально-гуманитарного профиля («гуманитарии»), 62 — медико-биологического («биологи»), 37 — физико-математического («физики») и 37 — в универсальных классах (без профиля). Факторы выбора профиля обучения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Факторы, влияющие на выбор профиля обучения и выбор

профессии

Фактор Число учащихся %

Собственное решение 164 78,5

Совет родителей 40 18,4

Совет друзей 13 5,9

Анализ самостоятельности выбора профиля при обучении в обычной школе и лицее показал следующее: 30,5 % учащихся лицея выбрали профиль обучения по совету родителей, решение об обучении в классах без профиля все подростки и в лицее, и в школе приняли самостоятельно. Важно отметить тот факт, что среди лицеистов как в целом, так и среди тех, кто выбрал профиль обучения по совету родителей, оказалась наименьшей доля желавших изменить профиль обучения. Так, если среди всех старшеклассников в школе 16,3 % хотели бы изменить профиль обучения, то среди лицеистов таких оказалось только 9,7 %. Среди всех старшеклассников не было ни одного, кто выбрал профиль по совету родителей. Среди учащихся классов без профиля, наоборот, была самой высокой доля желающих изменить профиль обучения, то есть заниматься углубленным изучением какого-либо предмета. Однако в 27,3 % случаев среди учащихся классов без профиля выбор профиля обучения не соответствовал выбору будущей профессии. Это привело к значительной перегрузке во внеучебное время, так как кроме выполнения домашних заданий эти учащиеся тратили на подготовку к единому госэкзамену и поступлению в вузы дополнительно до 18 часов в неделю. Уже в середине учебного года у них отмечался выраженный синдром дезадаптации, проявляющейся упорной це-фалгией, повышенной утомляемостью, нарушениями сна, повышенной тревожностью. У 13,7 % учащихся универсальных классов манифестировали психосоматические заболевания (вегетососудистая дистония, у одного подростка зарегистрировано четыре приступа бронхиальной астмы, отчетливо связанных с проведением контрольных работ). Все эти школьники были вынуждены обращаться за медицинской помощью.

Анализ состояния здоровья подростков при переходе к профильному обучению не выявил статистически значимых отличий при разных формах и профиле обучения. Во всех группах учащихся (табл. 2) большинство детей относились ко второй группе здоровья.

Таблица 2

Распределение детей по группам здоровья

Профиль обучения 1 группа здоровья 2 группа здоровья 3 группа здоровья

Социально-гуманитарный п=109 17 (15,6%) 81 (74,3%) 11 (10,1%)*

Медико - биологический п=62 8 (12,9%) 45 (72,5%) 9 (14,6%)

Физико-математический п=37 5 (13,5%) 28 (75,7%) 4 (10,8%)

Без профиля п=37 7 (18,9%) 24 (64,9%) 6 (16,2%)

Выявленные нами функциональные нарушения и хронические заболевания у подростков совпадают с результатами многочисленных исследований [1, 2, 6] состояния здоровья школьников. У детей второй группы здоровья наиболее часто выявлялись нарушения опорнодвигательного аппарата (92,6 %), патология сердечнососудистой системы (86,5 %), субкомпенсированный кариес (81,4 %), патология органов пищеварения (75,2 %), отклонения в физическом развитии (61,3 %) и патология органа зрения (58,4 %). Среди хронической соматической патологии на первом месте были заболевания желудочно-кишечного тракта (33,3 %), далее следовали болезни опорно-двигательного аппарата (26,6 %) и органов дыхания (13,3 %).

Все обследованные школьники первый год занимались во вновь сформированных классах по программам в зависимости от профиля обучения, не имели хронических заболеваний в фазе обострения, все посещали школу и не являлись реконвалесцентами после острых заболеваний, что позволило объективно оценить их психосоматический статус, работоспособность. Исследования проводились в середине учебной недели (среда, четверг) во время третьего-четвертого уроков, когда работоспособность, по мнению многих авторов [2—4], достигает своего максимума.

Одной из задач проводимого исследования было выявить влияние профиля обучения на время выполнения домашних заданий, для того чтобы определить риск развития переутомления и, как следствие, появления синдрома дезадаптации. Больше времени на приготовление домашних заданий затрачивали учащиеся-«биологи» (5,3 ± 1,3) часа и «физики» (5,2 ± 1,8) часа, «гуманитарии» — (3,9 ± 1,7) часа (р = 0,039). В классах без профиля на приготовление домашних заданий подростки затрачивали от 30 минут до 7,5 часа ежедневно. Среди учащихся этой группы отмечалось снижение показателей умственной работоспособности (по результатам корректурного тестирования в утренние часы): скорость работы равнялась (132,7 ± 14,9) просмотренного знака, тогда как у «биологов» она составляла (270,0 ± 9,4) знака, что также ниже средних значений (норма 276—460 просмотренных знаков), у «гуманитариев» (351,4 ± 11,4), лучшие показатели были у «физиков» — (389,4 ± 18,5) знака. Точность выполнения задания также ниже была в классах без профиля: (18,4 ± 4,2) ошибки; у «гуманитариев» (8,4 ± 3,2), у «био-

логов» и «физиков» точность выполнения задания соответствовала средним значениям для подростков данной возрастной группы — (6,89 ± 2,7) и (7,1 ±

2.5) ошибки [1].

При оценке параметров качества жизни уровень физической активности был выше среди «биологов» (95,0 ± 3,4) балла, в гуманитарных классах он составил (87,3 ± 4,2) балла (р = 0,041), учащиеся классов без профиля и «физики» занимали промежуточное положение (91,4 ± 7,6) и (93,6 ± 5,3) балла. Статистически значимые различия (р = 0,046) были получены по параметру «психосоциальное здоровье», он был выше у «гуманитариев» (18,0 ± 0,7) балла и «биологов» (14,3 ± 4,1) балла. У «биологов» и «гуманитариев», профиль образования которых был выбран родителями, отмечено значительное снижение показателей общения (38,0 ± 2,7) и (40,2 ±

3.6) балла и школьной жизни (41,6 ± 4,9) и (36,2 ± 3,8) балла соответственно. В группе подростков, самостоятельно выбравших профессию, показатели общения составили (77,0 ± 11,8) балла, школьной жизни — (84,6 ± 13,2) балла.

Среди учащихся классов без определенного профиля отмечен самый низкий показатель настроения

— (54,3 ± 5,8) балла, тогда как у «биологов» он составил (84,5 ± 3,9) балла, «гуманитариев» — (81,2 ±

2.6) и «физиков» — (79,4 ± 6,1).

У подростков в классах медико-биологического, физико-математического, социально-гуманитарного профиля показатели вегетативной устойчивости и социальной адаптированности соответствовали средним величинам [ 1 ]. Однако среди старшеклассников, профиль обучения которых был выбран без личной заинтересованности, отмечено снижение социальной адаптированности (7,2 ± 0,8) балла и вегетативной устойчивости (4,9 ± 0,6) балла, повышение уровня тревожности. У 39 % учащихся классов без профиля установлено снижение показателей социальной адап-тированности и вегетативной устойчивости. Среди старшеклассников, у которых выбор профиля обучения не совпадал с выбором профессии, отмечены самые низкие показатели социальной адаптирован-ности (5,6 ± 1,2) балла. У этой группы подростков выявлена прямая корреляционная зависимость между наличием цефалгии и временем, затрачиваемым на занятия вне уроков г — 0,87.

При оценке общей и школьной тревожности по шкале Спилбергера статистически значимых различий по уровню тревожности у детей в зависимости от профиля обучения не выявлено. Однако была получена обратная корреляционная зависимость между уровнем общей тревожности и оценкой школьниками уровня психосоциального здоровья г — 0,64 (р = 0,037), общей тревожности и уровня физического здоровья г - 0,48 (р = 0,035).

Обсуждение результатов

Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство учащихся самостоятельно выбирали

профиль обучения. Однако у 27,3 % старшеклассников выбор профиля обучения не соответствовал выбору будущей профессии. Уже в середине учебного года у этих подростков отмечался выраженный синдром дезадаптации. Полученные данные свидетельствуют о неготовности учащихся к самостоятельному выбору профессии в конце второй ступени основной школы. Через год в ходе мониторингового наблюдения в 11-м классе изучалось совпадение выбранного профиля обучения и выбор будущей профессии, у большинства подростков выбор профиля обучения соответствовал выбору будущей профессии. Таким образом, подростки, не готовые к выбору профиля обучения, не готовы и к выбору будущей профессии и составляют группу риска по развитию дезадаптации. Следовательно, одной из важнейших задач школьного врача является не только профессиональное ориентирование, но и активное медицинское сопровождение выбора учащимися профиля обучения. Это позволяет обосновать дифференцированный подход к реализации профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях, который должен включать проведение предварительных и ежегодных периодических медицинских осмотров с учетом предполагаемого профиля обучения и профессиональных факторов, характерных для каждой профессии.

Представленные результаты изучения влияния профильного обучения на состояние здоровья старшеклассников отчетливо показывают, что в условиях профильного обучения не произошло уменьшения времени на занятия вне уроков. Это негативно отразилось на состоянии здоровья подростков, и в первую очередь состоянии центральной и вегетативной нервной систем.

Подростки в конце второй ступени обучения не готовы к самостоятельному выбору профессии, поэтому возрастает роль медицинского персонала школы по подготовке их к осознанному выбору профессии с учетом состояния здоровья. В условиях выбора профиля обучения по совету родителей выявлено нарушение процесса социализации подростка, что привело к снижению параметров его качества жизни по шкалам «школьная жизнь» и «общение», снижению вегетативной устойчивости. Таким образом, вне зависимости от профиля обучения, мотивации по его выбору все старшеклассники имеют факторы риска развития психосоматических заболеваний. Необходимо при проведении массовых осмотров обязательно учитывать работоспособность, показатели вегетативной устойчивости, социальной адаптированности, параметры качества жизни, которые являются индикаторами начальных отклонений в состоянии здоровья. В каждой школе должно быть психолого-медицинское сопровождение выбора профиля обучения.

Список литературы

1. Баранов А. А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности : руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.

2. Куинджи Н. Н. Совмещение социальных и биологических ритмов как гигиеническая основа обучения и воспитания школьников : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Куинджи Н. Н. - М., 1989. - 25 с.

3. Кучма В. Р. Гигиенические проблемы школьных инноваций / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, М. И. Степанова. — М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. - 240 с.

4. Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности / под. ред. В. Р. Кучмы. - М. : Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2005. - 238 с.

5. Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабильности, деятельности сердечно-сосудистой системы подростков 17-18 лет : пособие для врачей. - М., 2005.

- 58 с.

6. Состояние здоровья учащихся старшего подросткового возраста / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, И. К. Рапопорт и др. // Актуальные проблемы педиатрии : материалы IX конгресса педиатров России. - М., 2004. - С. 244

7. Varni J. W., Sherman S. A., Burwinkle T. M. // Hlth Qual. Life Outcomes. — 2004. — Vol. 2. — P. 55.

STATE OF SCHOOLCHILDREN’S HEALTH IN CONDITIONS OF PROFILE TRAINING

Yu. V. Chernenkov, A. Yu. Serdyukov

Saratov State Medical University, Saratov

In the paper, an analysis of adolescents’ health state in the conditions of the education reform: transition to profile training, has been presented. It has been established that the majority of senior pupils were not ready for an independent choice of a training profile. Pupils whose training profile did not coincide with their further professional choice, were a risk group for formation of psychosomatic pathologies. The results of the study were showed the need to conduct additional screening of adolescents taking into account a prospective profile of training and factors characteristic of each profession. Complex assessment of adolescents’ health state should include establishment of the vegetative status, social adaptation, parameters of quality of life which are indicators of early diagnosis of psychosomatic diseases.

Key words: adolescents, profile training, psychosomatic pathology.

Контактная информация:

Сердюков Алексей Юрьевич - аспирант кафедры поликлинической, социальной педиатрии и неонатологии Саратовского государственного медицинского университета

Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112

Тел. (8452) 27-33-70

E-mail:serdyukovayu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.