Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНОГО ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНОГО ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В Н. Кардашенко, М В. Прохорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНОГО ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Таблица 3

Бактерицидные дозы (в мбК'Ч/м2) вне и внутри помещения (1,6 м от окна) в ясную погоду

Время экспозиции Ориентация В помещении Вне помещения

\ < 400 нм Х< 750 нм *.< 400 нм Л < 750 нм

12 ч 45 мин Южная 1,46 7,36 24,9 35,3

14 ч 45 мин Северная 0,09 0,24

12 ч 45 мин Южная 1,73 8,97

15 ч 45 мин Северная 0,14 0,35 32,1 45,8

вируса полиомиелита — 16 Вт/мин на 1 м2 (А. В. Слободенюк), в то время как для инактивации бактерий кишечной палочки естественной УФ-ра-диацией солнца в помещении, по нашим измерениям, необходима доза 427 Вт/мин на 1 м2. Различия доз объясняются не только индивидуальной чувствительностью микроорганизмов, но и тем, что спектры естественных и искусственных источников излучения неодинаковы. В спектрах искусственных источников присутствуют короткие волны, обладающие жестким действием на биологические объекты, в то время как в естественных условиях атмосфера защищает все живое от этого излучения. Внутри помещения с двойным остеклением наблюдается лишь длинноволновая (320—400 нм) УФ-радиация. Поэтому при сопоставлении бактерицидного эффекта различных источников излучения необходимо учитывать кривую бактерицидного действия и данные выражать в соответствующих единицах.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что внутри помещения с двойным остеклением бактерицидный эффект в основном определяется радиацией видимого участка спектра,

а в условиях открытого горизонта — УФ-радна-цией. Внутри помещения ведущую роль в формировании бактерицидного действия играет прямой солнечный луч, вне помещения—рассеянная радиация. Бактерицидный эффект солнечной радиации наряду с другими критериями может быть использован для нормирования инсоляции зданий в городской застройке.

ЛИТЕРАТУРА. Влодавец В. В. — В кн.: Ультрафиолетовое излучение. М., 1971, вып. 5, с. 268—271. Высоцкий А. В., Гараджа М. П., Неэваль Е. И. — В кн.: Проблемы практической фитобиологии. Пущино, 1977, с. 99-108.

Слободенюк А. В. — В кн.: Ультрафиолетовое излучение.

М., 1971, вып. 5, с. 277—282. Ультрафиолетовая радиация солнца и неба./Белинский В. А., Гараджа М. П., Меженная Л. М. и др. М., 1968. Мейер А., Зейтц Э. Ультрафиолетовое излучение. М., 1952.

Поступила 17.10.80

Summary. Evidence is presented to show that microorganisms are inactivated by the action of sunlight penetrating into rooms having a southern or northern orientation. An experimental curve describing the percentage kill of bacteria in relation to radiation dose has been obtained.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613.955/,956;371.7

Проф. В. Н. Кардашенко, канд. мед. наук М. В. Прохорова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНОГО ВРАЧА

ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Одной из главных задач санитарных органов в области гигиены детства является усиление государственного санитарного надзора за внешней средой (санитарное благоустройство зданий — отопление, вентиляция, водоснабжение и канализация), микросоциальными факторами (учебно-трудовая нагрузка, режим дня, питание, физическое

воспитание, организация досуга и др.) и выполнением санитарно-гигиенических и санитарно-про-тивоэпидемических норм и правил в детских и подростковых учреждениях.

Для решения этой задачи требуется дальнейшая специализация практического здравоохранения и

санитарно-эпидемической службы, высокая квалификация специалистов.

Требования к подготовке специалистов базируются на марксистско-ленинской методологии, партийных документах КПСС, достижениях медицинской науки и возросших возможностях материально-технического обеспечения здравоохранения. В основе такой подготовки лежат традиции преподавания

* в медицинских вузах и опыт практических врачей. Для совершенствования преподавания предмета, внесения коррективов в программы потребовалось изучение содержания деятельности врача, работающего в санэпидстанции в области гигиены детей и подростков.

' Данное исследование является этапом комплекс-

ной работы, направленной на совершенствование преподавания.

ь Исследование проводили методами заочного

анкетирования и опроса. Был разработан вопросник для заочной оценки видов деятельности и действий врача по гигиене детей и подростков, для оценки частоты выполнения тех или иных профессиональных действий и значения каждого выполняемого действия в эффективности работы врача-ги-гиениста, а также степени подготовленности после окончания института к выполнению перечисленных в вопроснике профессиональных действий.

Под деятельностью в данном случае понимается комплекс действий врача, обеспечивающий выполнение какой-либо части его должностных и профессиональных обязанностей и функций, под действием — составная часть комплекса данного вида

^ деятельности, решающая ту или иную задачу из обязанностей и функций санитарного врача.

Вопросник был подготовлен при консультации кафедры педагогики и медицинской психологии I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова.

В анкете-вопроснике для оценки видов деятельности и действий врача по гигиене детей и подростков выделены 3 раздела: «Организационно-методическая работа», «Предупредительный санитарный надзор», «Текущий государственный санитарный надзор». Такое деление отражает общие направления практической деятельности врачей-гигиенистов всех профилей. Специфика работы врача по гигиене детей и подростков проявилась при выполнении таких видов деятельности, как организация и проведение летней оздоровительной работы, санитарный надзор за предметами потребления для детей, изучение состояния здоровья детского и подросткового населения, разработка комплексных оздоровительных мероприятий и др.

Всего в вопроснике указано 12 основных видов деятельности врача по гигиене детей и подростков: 1) организационная деятельность и работа с ме-

♦ дицинской документацией, 2) методическая работа и работа по повышению квалификации, 3) изучение состояния здоровья и проведение оздоровительных мероприятий, 4) изучение и гигиеническая оценка питания детских коллективов, 5) проведе-

ние летней оздоровительной работы, 6) санитарный надзор за строительством учреждений для детей и подростков: 7) обследование и гигиеническая оценка участков под строительство, 8) обследование строящихся и реконструируемых объектов, 9) приемка объектов после строительства и реконструкции, 10) санитарный надзор за предметами потребления для детей, 11) текущий санитарный надзор, 12) анализ и трактовка данных лабораторных исследований. Разделы 6—9 могли быть объединены как государственный санитарный надзор за строительством детских учреждений, но в практике они осуществляются в зависимости от уровня санитарной службы, расчленение их позволило с большей полнотой выявить формы этой деятельности врача с учетом категории санэпидстанции.

В целом вопросник содержит 80 видов конкретных профессиональных действий, выполняемых врачом по гигиене детей и подростков на санэпидстанции. В анкете предлагалось указать сравнительную частоту выполняемых врачом видов деятельности и составляющих их действий и дать оценку значимости видов деятельности в эффективности работы врача по четырехбалльной шкале и степень подготовленности к исполнению перечисленных видов действий после окончания института по трехбалльной шкале.

Анкета была анонимной, эксперту предлагалось сообщить место работы (категорию санэпидстанции), должность, стаж по специальности, какой институт и факультет окончен, дальнейшую профессиональную подготовку. Анкеты-вопросники были разосланы по рекомендации Главного санитарно-эпидемического управления Минздрава СССР в 6 союзных республик: Белорусскую, Украинскую, Молдавскую, Киргизскую, Латвийскую и в 20 областей РСФСР. В результате для обработки получено 140 анкет от врачей — специалистов по гигиене детей и подростков. Среди экспертов со стажем работы до 1 года было 3,6%, от 1 года до 5 лет — 41,4%, от б до 10 лет — 27,1%, от 11 до 20 лет — 15% и более 20 лет — 12,9%. •

Среди заведующих отделениями преобладали лица со стажем от 1 года до 5 лет (32%), лиц со стажем более 20 лет было 15,8%. Специалисты со стажем работы от 10 до 20 лет составили около 15%. Среди врачей отделений наиболее многочисленной была группа лиц со стажем от 1 года до 5 лет (54%) и от 6 до 10 лет (24%).

В подавляющем большинстве анкет указано, что был окончен санитарно-гигиенический (89,7%), лечебный (7,9%), педиатрический и стоматологический (2,4%) факультеты. Среди заведующих отделениями санитарно-гигиенический факультет окончили 91%, среди врачей отделений — 89%.

Выпускникам Ленинградского санитарно-гигиенического института принадлежало около 18% ответов, выпускникам I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова — 11,2%, Киевского медицинского института—11%, остальные окончили Киргизский, Донецкий, Ростовский, Киши-

невский, Рязанский, Иркутский, Ташкентский, Горьковский и другие медицинские вузы страны. Различные формы повышения квалификации прошло 53% врачей, из них х/3 — в ЦОЛИУВ.

Таким образом, основой для анализа служили ответы достаточно опытных, подготовленных и, следовательно, компетентных специалистов — санитарных врачей по гигиене детей и подростков.

Была проведена математическая обработка материала с выведением М — среднего значения параметра частоты выполнения конкретного практического действия, значения его для профессиональной деятельности и подготовленности к выполнению практического действия по окончании вуза, а — отклонение параметра от среднего значения и у — показателя дисперсии, отражающего согласованность мнений экспертов. Для анализа получено около 1000 цифровых величин.

Анализ сравнительной частоты выполнения отдельных видов деятельности и составляющих их действий показал, что к часто (2—3 раза в неделю, выполняемым профессиональным действиям отнесено более половины (53%) всех перечисленных в вопроснике действий.

Среди видов конкретных действий, выполняемых чаще всего, были названы прием посетителей, рабочие совещания в санэпидстанциях, работа в отделе с врачами и помощниками санитарных врачей (распределение рабочих заданий, контроль за их выполнением и др.), проведение организационно-методических конференций с директорами школ, заведующими дошкольными учреждениями, учителями, преподавателями физкультуры.

С высокой согласованностью экспертов отмечены как часто выполняемые: санитарная оценка пищеблоков, контроль за соблюдением правил хранения и реализации продуктов, своевременностью прохождения профосмотров персоналом пищеблоков, контроль за питанием детей в период летнего отдыха с целью определения качественной и количественной полноценности питания и гигиенической оценки рационов и режима питания.

Как часто (2—3 раза в неделю) проводимые были отмечены в разделе «Текущий санитарный надзор» следующие действия: обследование объектов и организация тематических исследований с разработкой программ таких обследований, собственно проведение тематических обследований объектов и лабораторные исследования (контроль за санитарно-эпидемиологическим режимом детских учреждений методом смывов, анализ и трактовка лабораторных данных по изучению уровней освещенности, измерению учебной мебели и др.). Следует отметить, что единодушно как часто выполняемые отмечены все действия по разделу «Организация и проведение летней оздоровительной работы», осуществляемые на протяжении апреля — сентября месяцев, т. е. в течение полугода. Как редко выполняемые действия квалифицировалось составление годовых планов и отчетов, изучение состояния здоровья и физического развития детей и подростков.

Содержание и объем этих видов работы сложны и велики по объему, в связи с чем эта деятельность не может носить характера часто проводимой. Вместе с тем есть основания полагать о необходимости совершенствования методических приемов этих видов деятельности, повышения квалификации практических врачей, а также привлечения технических средств. В раздел редко осуществляемых действий включен санитарный надзор за выпуском * предметов детского обихода, что объясняется недостаточным развитием данного вида надзора в практической деятельности врача. ,

Анализ ответов экспертов по оценке значимости выполненных видов деятельности в эффективности работы врача показал, что конкретные действия, 1 оцениваемые как имеющие небольшое значение, составили лишь 11,5% от всех конкретных профессиональных действий. Основная масса действий д определялась как имеющая большое значение и имеющая чрезвычайное значение.

Анализ материала выявил, что в небольшую часть (11,5%) действий, которые представлялись экспертами относительно малозначащими, вошли анализ пищевых нарушений (авитаминозы, ожирение), динамики заболеваемости по отдельным нозологическим формам (туберкулез, ревматизм, хронические респираторные заболевания и др.) и изучение физического развития детей и подростков. Однако не было согласованности мнений экспертов по этим вопросам. Оценка «имеет большое значение» была дана изучению таких показателей состояния здоровья детей, как анализ заболеваемости в районе по отдельным детским учреждениям, ф анализ состояния зрения и опорно-двигательного аппарата, изучения инфекционной заболеваемости.

Как имеющие большое значение были указаны следующие профессиональные действия: составление санитарных описаний детских и подростковых учреждений, все действия по организации и проведению текущего санитарного надзора, анализ и трактовка данных лабораторных исследований. Организация и проведение летней оздоровительной работы были отнесены всеми к имеющим чрезвычайное значение. Мнения экспертов разошлись в отношении значимости таких конкретных действий, как составление годовых и перспективных планов профилактических и санитарно-противоэпи-демических мероприятий, участие в разработке с заинтересованными организациями комплексных планов санитарно-оздоровительных мероприятий, подготовка методических указаний по проведению саннтарно-эпидемических мероприятий применительно к местным условиям, подготовка проектов методических указаний, писем, других документов, организация и проведение практических и научно-практических конференций. |

На основании полученных данных можно еде- ¥ лать вывод о том, что врачи считали себя наиболее подготовленными при выполнении конкретных действий, относящихся к проведению текущего и предупредительного санитарного надзоров, контролю

за противооэпидемическим режимом в детских учреждениях, к основным вопросам проведения летней оздоровительной работы, контролю за питанием в детских учреждениях и осуществлению санкций (составление протокола о нарушении и составление протокола о наложении штрафа). Они считали себя менее подготовленными по таким разделам, как работа по повышению квалификации, организация и проведение научно-практической работы, а также совещаний с врачами-педиатрами, директорами школ и др. Врачи не считали себя достаточно подготовленными к углубленному изучению возрастной структуры заболеваемости, динамики заболеваемости по нозологическим формам, анализу динамики физического развития, что должно лежать в основе разработки санитарно-оздоро-вительных мероприятий.

В результате проведенных исследований создана презентивная модель деятельности врача по гигиене детей и подростков. В целях дальнейшего совершенствования подготовки санитарных врачей представляется возможным внести некоторые поправки методического характера в процесс преподавания гигиены детей и подростков на V и VI курсах, в период субординатуры и прохождения производственной практики.

В целях дальнейшего улучшения основы подготовки санитарного врача следует внести некоторые коррективы в учебный план и преподавание

гигиены детей и подростков на санитарно-гигиенических факультетах.

По разделу «Организационно-методическая работа» следует обучить студентов практическим навыкам: составлению докладных записок, справок, подготовке решений и др. в процессе прохождения субординатуры (в 12-м семестре). Большое внимание на практических занятиях следует уделять методикам оценки и анализу состояния здоровья и заболеваемости детей и подростков. Раздел «Летняя оздоровительная работа» следует давать шире в лекционном курсе и на семинарских занятиях 12-го семестра. Кроме того, необходимо предусмотреть освоение практических элементов в период производственной практики после V курса и в период субординатуры. Ввести новое практическое занятие по освоению методов преднадзора за предметами детского обихода, изготовляемыми с применением синтетических материалов. Расширить освоение методики по текущему санитарному надзору за внешкольными детскими и подростковыми учреждениями. Большое внимание уделять вопросам гигиены подросткового возраста, в частности вопросам профессиональной ориентации подростков и санитарному контролю за условиями обучения в профессионально-технических и технических училищах.

Поступила 03.06.80

УДК 613-057.875;378.8в1

Н. В. Рябова, А. П. Боярский

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЖИМА ДНЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Свердловский медицинский институ!

Режим дня студентов изучался многими исследователями. Установлены общие закономерности, особенности режима дня студентоз различных вузов, зависимость отдельных режимных моментов от курса (А. 3. Белоусов и соавт.; Э. Э. Саркисянц и соавт.; Э. Ю. Грннене, и др.). В значительно меньшей степени изучены особенности режима дня и бюджета времени в зависимости от пола, возраста, семейного положения, успеваемости, состояния здоровья студентоз. Между тем это целесообразно учитывать при индивидуализации учебно-воспитательной работы, медицинском обслуживании, санитарном просвещении. В связи с этим нами с помощью анонимной анкегы было опрошено 1436 студентов I, III, V и VI курсов лечебно-профилактического, педиатрического и санитарно-гигиенического факультетов медицинского института. На каждом курсе опрошено около 50% студентов. Математическая обработка результатов анкетирования проведена на ЭВМ «Минск-22».

Установлено, что в целом по институту в режиме дня студентов имеются общие с описанными в ли-

тературе нарушения: дефицит сна, недостаточное пребывание на воздухе, у части учащихся перегрузка учебной работой, преобладание в свободное время деятельности статического характера (прос-смотр телепередач). Режим питания соблюдает только 12,2% опрошенных, ежедневно обедает лишь 32,9%, завтракают 62,8%, ужинают 84,01%. «Средний» студент завтракает 5—6 раз в неделю, обедает 4—5 раз, ужинает 6—7 раз.

Огдельные виды внеучебной деятельности в бюджете времени студента оценивали по их продолжительности в среднем за неделю. Не выполняет общественной работы 5,42% опрошенных. «Средний» студент занимается общественной работой 1,42±0,04 ч в неделю. В студенческих научных кружках работает 34,0% опрошенных, затрачивая на это в среднем 1,74±0,01 ч в неделю. Занимается спортом 40,3% (2,07±0,02 ч в неделю), художественной самодеятельностью — 6,6 % (2,53 0,02 ч в неделю) студентов.

При анализе режима дня студентов в зависимости от пола (табл. 1) установлено, что мужчины имеют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.