Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА В ШКОЛАХ И ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ ЛЕНИНГРАДА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА В ШКОЛАХ И ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ ЛЕНИНГРАДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА В ШКОЛАХ И ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ ЛЕНИНГРАДА»

тельная токсигенность микробной флоры, безусловно, способна оказывать отрицательное влияние на уровень неспецифического иммунитета работающих.

Однако нарушения естественной резистентности нельзя объяснять только с позиций воздействия бактериальных факторов. В чатности, на участке содержания хряков-производителей интермиттирующее влияние было незначительным, не обнаружено и выраженной токсигенности микрофлоры, между тем отдельные показатели (переваривающая способность нейтрофилов) изменялись в наибольшей степени. Очевидно, среди неблагоприятных факторов, влияющих на уровень естественной резистентности, определенное значение имеет и состав кормов, микродобавок, включающих антибиотики и соли металлов, способные нарушать интенсивность фагоцитоза. Кроме того, снижение естественной резистентности организма может быть следствием вызываемой антибиотиками сенсибилизации организма. Для решения указанного вопроса необходимо проведение дополнительных исследований.

Выводы

1. У операторов крупного свиноводческого комплекса выявлено снижение естественной резистентиостн организма.

2. Гуморальные показатели неспецифического иммунитета — содержание лизоцима в слюне и сыворотке и бактерицидная активность сыворотки — обнаружили наибольшую чувствительность к действию биологических агентов.

3. Одним из путей оздоровления условий труда на животноводческих комплексах должно быть систематическое облучение производственных помещений ультрафиолетовыми лампами для обеззараживания воздуха и улучшение работы вентиляционной системы.

ЛИТЕРАТУРА. Ермольева 3. В. Антибиотики, бактериальные полисахариды, интерферон. М., 1968. — Иванов А. И., Ч у х л о в и н Б. А. — «Лабор. дело», 1967, № 10, с. 610—612. — Клемпарская H.H. — «Мед. радиол.», 1966, № 2, с. 85—88. — Клемпарская Н. Н., Алексеева О. Г. — Там же, 1959, Л» 3, с. 70—73. — Шальнова Г. А. — «Лабор. дело», 1962, № 12, с. 25—28. — Р и -вере Т. (ред.) Вирусные и риккетсиозные инфекции человека. М., 1955. — Р i 1 1 i -шег L., Blum J., L е р о v J. — «J. exp. Med.», 1956, v. 103, р. 11—19.

Поступила 3/Ш 1977 г.

УДК 371.71(470.23-25)-

Проф. И. А. Опарин, Л. С. Зайцева

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА В ШКОЛАХ И ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ ЛЕНИНГРАДА

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

ч

Эффективность пребывания детей в школах продленного дня зависит как от организации внешней среды, так и от правильного режима учебного и внеучебного времени учащихся.

В условиях Ленинграда недостаточно изучено отдаленное влияние посещения школ и групп продленного дня на организм учащихся.

Под наблюдением находилось 310 учеников, 1, 3 и 5-х классов, из них 187 находились на продленном дне. Санитарно-гигиенические условия школ изучали по специальной схеме описательным методом. Составляли характеристику зданий школ и некоторых помещений. Определяли уровни естественной и искусственной освещенности, температуру воздуха и относительную влажность. Измерения выполняли по сезонам года в утренние н вечерние часы. Для изучения учебной нагрузки и режима дня учащихся применяли анкетный метод с использованием разработанных нами хронокарт. Получено и обработано 567 двухнедельных опросных листов. Для получения наиболее объективных данных анкетирование осуществляли 3 раза (по сезонам года). Для оценки поведения учащихся на уроках и во время самоподготовки хронометрировали их деятельность. Наблюдения проведены на 126 уроках и при 108 самоподготовках.

Дана оценка физического развития, патологических отклонений и заболеваемости школьников. Анализ осуществляли в динамике по результатам углубленных медицинских осмотров. При этом проводили объективное обследование и антропометрические измерения детей с установлением группы физического развития. На основании собранного материала получили характеристику состояния здоровья детского коллектива. С помощью местных оценочных таблиц физического развития, разработанных кафедрой гигиены детей и подростков нашего института в 1975 г., исследуемый контингент го данным антропометрических исследований разделен на следующие группы физического развития: группа 1а — дети среднего, выше среднего и высокого роста с соответствием массы тела и окружности грудной клетки, группа 16 — дети такого же роста с превышением массы тела и (или) окружности грудной клетки, группа 1в — дети такого же роста, но с низкими показателями массы те-

ла и (или) окружности грудной клетки; группа 2а — дети ниже среднего и низкого роста с соответствием массы тела и окружности грудной клетки, группа 26 — дети такого же роста с превышением массы тела и (или) окружности грудной клетки, группа 2в — дети ниже среднего и низкого роста с низкими показателями массы тела и (или) окружности грудной клетки. На протяжении всего периода наблюдений учитывали заболеваемость детей всех групп, принимая во внимание как характер болезни, так и ее длительность.

Подвижность нервных процессов изучали с помощью следующих тестов: измерения времени простой сенсомоторной реакции и пробы с определением критической частоты слияния световых мельканий, для чего была выделена отдельная комната, изолированная от посторонних шумов.

Для массовых исследований всего класса использовали корректурную методику. Показатели качества выполнения дозированных корректурных заданий и некоторые физиологические показатели состояния организма в соотношении с учебной активностью школьников на уроках позволили оценить работоспособность каждого из них и всего классного коллектива на протяжении учебного дня. Исследования проводили утром до уроков, в середине учебного дня, после уроков и после каждого режимного момента продленного дня. Ежедневно в течение 3 нед в начале, середине и в конце учебного года обследовали учащихся 1, 3 и 5-го классов и групп продленного дня. Работу с опытной группой учеников 1-го и 5-го классов школы продленного дня и занимающихся по экспериментальному режиму вели 2 нед первой и второй четвертей учебного года. Двигательный анализатор изучали с помощью динамометрии, тремометрии и тремографии.

Было установлено, что санитарно-гигиенические условия в школах продленного дня и без такового примерно одинаковы и соответствуют рекомендуемым гигиеническим нормам. Средняя продолжительность пребывания на воздухе во многих случаях соответствовала норме и была достоверно большей во всех обследованных классах школы с продленным днем. Учащиеся этой школы чаще укладывались в рекомендованное для приготовления уроков и ночного сна время. В обеих группах учащихся выявлено мало занимающихся физкультурой и спортом вне школы. В их досуге преобладают умственные занятия статического характера, например просмотр телепередач и чтение. Устранение недостатков в режиме дня является одной из важных предосылок к повышению работоспособности и сохранению здоровья учащихся.

В школы продленного дня приходят дети с менее высокими показателями физического развития по сравнению с учащимися обычных школ. Но, начиная с 4-го класса, в школе продленного дня становится больше детей, относящихся к 1-й группе физического развития, что можно объяснить положительным влиянием более рационально построенного режима дня. Гармонически физически развитых детей исследуемых групп было 66,8% в школе продленного дня и 59,6% в обычной. Выявлена тенденция к более высокой распространенности отклонений со стороны уха, горла, носа, опорно-двигательного аппарата и органов речи в младших классах школы с продленным днем, что связано, по-видимому, с различием в составе детей, поступающих в эту школу. В нее попадает больше детей из неблагоприятных материально-бытовых условий, многодетных семей и детей одиноких матерей. В старших классах школы продленного дня число детей с отклонениями в состоянии здоровья уменьшается, уровень патологических отклонений не превышает такового у учащихся обычной школы. Это подтверждает благоприятное влияние режима продленного дня. В обеих группах наиболее распространены болезни органов дыхания (в том числе хронический тонзиллит), нервной системы и органов чувств (в том числе аномалии рефракции). Динамика отклонений со стороны органов зрения показывает, что уже в 1-й класс дети поступают с аномалиями рефракции. В структуре отклонений остроты зрения у первоклассников основную часть составляют гиперметропические отклонения, а у исследованных учеников старших классов уже преобладают миопические расстройства. Можно предположить, что такое увеличение отклонений остроты зрения обусловлено напряженной работой органа зрения, когда еще не развита аккомодация. Это указывает на несоблюдение гигиенических принципов построения учебных занятий и большую загруженность зрительного анализатора независимо от вида школы.

Заболеваемость во всех классах (кроме 1-го) школы продленного дня ниже, чем обычной. От младших классов к старшим заболеваемость снижается как в школе с продленным днем, так и в обычной, однако в последней это менее выражено.

Исследования функционального состояния организма показали, что скорость зрительно- и светомоторной реакции (СМР) учащихся различных классов обеих школ до уроков не имела достоверных различий. От начала к концу дня наблюдалось постепенное ухудшение

Функционального состояния организма с некоторым его улучшением после обеда и отдыха, .невную направленность сдвигов работоспособности подтверждают и данные корректурных проб: работоспособность после окончания уроков достоверно уменьшалась по всем показателям по сравнению с исходной. После отдыха она несколько улучшалась по сравнению с показателями после уроков, но не достигала исходного уровня и к концу дня ухудшалась.

Известно, что умственная работоспособность претерпевает изменения и в течение недели. По нашим данным, у учащихся группы продленного дня максимальная работоспособность во вторник, в среду она близка к исходной, значительное ее снижение относилось к четвергу. Убедительные данные недельной динамики работоспособности получены нами с помощью условнорефлекторной методики. Скорость снижалась достаточно значительно, начиная с четверга, в последующие дни недели она продолжала ухудшаться.

В школах Ленинграда суббота — укороченный день, что мы считаем целесообразным. Годовая периодика умственной работоспособности определяется множеством факторов, в том числе сезонами года и уровнем солнечной радиации, что особенно существенно для Ленинграда. По нашим данным, у учащихся, находящихся на продленном дне, от начала к середине учебного года увеличивается скорость деятельности (Р < 0,05), число работ, выполненных без ошибок (Р < 0,01), а также коэффициент П (с 0,78 до 1,12). Улучшается точность работ (Р < 0,001), возрастает число отлично, хорошо и удовлетворительно выполненных работ, а число неудовлетворительных работ имеет тенденцию к уменьшению (Я > 0,05). К концу года все показатели по сравнению с исходными, особенно с зарегистрированными в середине года, ухудшаются или имеют к этому тенденцию. О снижении работоспособности к концу года свидетельствует удлинение латентного периода по сравнению с исходным на 9,63 м/с (Р < 0,001).

На основании дневной, недельной, годовой динамики работоспособности и изучения суточного бюджета времени, состояния здоровья и заболеваемости учащихся мы предложили экспериментальный режим для учащихся 1-го класса школы с продленным днем, предусматривающий прогулку в течение 1 ч с включением физических упражнений и игр малой и средней интенсивности после 3 уроков или занятие в бассейне (через день), легкие уроки и самоподготовку после отдыха и обеда, активный отдых на свежем воздухе перед уходом домой. Занятия в плавательном бассейне, являясь закаливающим фактором и повышая двигательную активность детей, должны предупредить развитие утомления. В экспериментальный режим дня для учащихся 5-го класса мы включили занятия в плавательном бассейне утром до начала занятий, 3 раза в неделю, в остальные дни — активный отдых на воздухе с дозированными физическими упражнениями. После окончания учебных занятий в школе — обед, отдых на воздухе (1 ч), выполнение домашних заданий. Занятия по экспериментальному режиму оказали благоприятное воздействие на организм школьников: продолжительность основных режимных моментов в большем проценте случаев соответствовала гигиеническим нормативам. Изменился характер дневной динамики работоспособности: к концу дня по сравнению с исходными данными скорость СМР уменьшилась на 4,7% (при традиционном режиме — на 6,5%). В динамике недели достоверное удлинение СМР прослеживалось с пятницы. Улучшилась работоспособность учащихся экспериментальных групп по данным работы с корректурными таблицами и данными хронометражных наблюдений за поведением учащихся на уроках. Установлены различия в показателях, характеризующих функциональное состояние мышечной системы. Мышечная сила и статическая выносливость мышц были выше у школьников экспериментальных групп.

Мы пришли к заключению, что предложенный режим оказал существенное положительное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы, зрительного и опорно-двигательного анализаторов. Более высокие показатели функционального состояния организма учащихся экспериментальной группы свидетельствуют о меньшем утомле-«ии.

Поступила 8/VI! 1977 г.

Аннотации

УДК 613.646:621.7.016.2]:613.

В. М. Г а з и н а. Влияние различных питьевых средств на организм рабочих горячих цехов (Запорожский медицинский институт)

Изучено в динамике в производственных условиях в летний период на протяжении 57 человеко-дней состояние организма 20 практически здоровых рабочих при питье ими в течение смены различных питьевых средств. Рабочие 1-й группы получали неподсоленную газированную воду, 2-й — подсоленную газированную воду, 3-й — чай с сахаром и лимонной кислотой (на 1 л воды: чая черного сухого — 0,5 г, сахара — 10 г, кислоты лимонной — 0,3 г). Стаж работы в горячем цехе составил от 20 до 22 лет, возраст рабочих — от 40 до 45 лет. Микроклимат цеха характеризуется лучистым теплом интенсивностью от 1,4 до 5,4 кал/смг-мин в зависимости от выполняемой рабочим операции, температурой противолежащих поверхностей от 48±9,47 до 71±5,28°С и воздуха в среднем 31 ±0,49° (при минимальных величинах 23° и максимальных 43°С), относительной влажностью в среднем 67± ±1,0% (в отдельных измерениях от 43 до 84%), скоростью движения воздуха в среднем 0,7±0,04 м/с (в отдельных измерениях от 0,3 до 1,5 м/с). Исследовалось до начала смены и после ее окончания состояние сердечно-сосудистой и терморегулятор ной систем организма по показателям частоты пульса, артериального давления, температуры тела и различных участков кожи, водного обмена и сравнивались субъективные данные тепловых ощущений. Сравнение гемодинамических показателей при приеме в течение смены неподсоленной, подсоленной газированной воды и чая с сахаром и лимонной кислотой не выявило существенных различий в показателях после смены. Практически не изменялись давление и частота пульса при приеме неподсоленной и подсоленной газированной воды. Только потребление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.