лов Е. Н., Данилова Н. Н. Тезисы докл. конференции по вопросам электрофтгзис*-логин центральной нервной системы. М., 1958, стр. 120. — Berg ег Н., Arch. Psychiat. Nervenkr., 1929, Bd. 87, S. 527. — Crighel E„ Corcetari asupra reactvitatii corticale. Bucure?ti, 1959.— Henry С. E., Electroencephalograms of normal children. Washington, 1944.— Kreindler A., Epifepsia. Bucure$ti, 1955. — La get P'., Hymbert R., Electroenceph. clin. Neurophysiol., 1954, v. 6, p. 591. —L i nd s ley D. В., Science, 1936, v. 84, p. 364.
Поступила 27/IV I960 r.
CHANGES IN THE ELECTRIC REACTIVITY OF THE BRAIN IN CHILDREN AFTER
SCHOOL CLASSES
Yu. M. Pratusevich, candidate of medical sciences, H. H. Korzh
The reactivity potentials of the brain following rythmical light stimulation have been studied in 40 children before and after 5 to 6 hours of class work. The analysis of EEC was made by E. L. Lovella's and V. F. Dosetta's methods involving determination of the synchronization coefficient and of the energy of synchronized potentials. As a result of the mental fatigue developing after classes, 71.1% of the children showed a rise of the synchronization coefficient, an increase in the amount of the synchronized potentials energy an a broadening of the assimilated frequencies range. In 18.4°/o of the children. both the synchronization coefficient and the reactivity potentials energy decreased. Bui the assimilation range increased at the expense of high frequencies. 10.5% of children presented no significant changes.
It is presumed that the above mentioned changes in EEG are due to the development of a state of inhibition in the brain. Further investigations are required to accertain tha cause of the above shifts in EEG.
* -Й- it
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛ
ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Кандидат медицинских наук Л. И. Александрова
Из Института физ;ического воспитания и школьной гигиены Академии ¡педагогических 1наук РСФСР
Наблюдения за учащимися общеобразовательных школ показывают, что у них часто нарушаются продолжительность и организация отдельны» элементов режима дня. В большей мере это наблюдается среди детей, родители которых работают и не имеют возможности следить за детьми после их возвращения из школы. Задачу правильной организации режима дня детей призваны решить школы продленного дня.
В марте 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановили в целях дальнейшего улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семье наряду с развитием сети школ-интернатов как учебно-воспитательных учреждений высшего типа создать для детей и подростков школы с продленным днем. В положении, разработанном для школ продленного дня, говорится, что они должны создаваться, как правило, для учащихся 1—8-х классов. В них школьники будут выполнять домашние учебные задания, проводить досуг в помещении и на воздухе, заниматься любимым увлекательным делом в кружках, получать двухразовое питание Для учащихся 1—2-х классов и детей с ослабленным здоровьем в школах с продленным днем организуется дневной сон. Исполнительным комитетам городских и районных Советов депутатов трудящихся предоставлено право освобождать родителей в случае необходимости от платы за питание детей в количестве до 25% к общему составу учащихся, из них до 10%—полностью и до
15%—До половины размера платы за питание. Для работы е детьми в послеурочное время установлены должности воспитателей.
Группы продленного дня при школах начали создавать в городах и рабочих поселках Российской Федерации с 1958/59 учебного года. В Москворецком районе Москвы було организовано 3 такие группы. Практика работы их показала, что у учащихся, находившихся в течение дня под наблюдением педагога, укреплялось здоровье, повышалась успеваемость, вырабатывались гигиенические навыки, улучшалась дисциплина.
При создании школ продленного дня необходимо учитывать опыт организации детских учреждений различного типа, которые создавались в 1930—1932 гг., и групп продленного дня, функционирующих в последние годы.
В 1957/58 и 1958/59 учебных годах Институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук были обследованы группы продленного дня в 20 школах Москвы и Московской области и в 10 школах г. Иваново. В школах выявлено 4 основных варианта режима. Наиболее часто встречается режим, которым предусматривается IV2—2-часовое пребывание учащихся на открытом воздухе, одноразовое питание. Имеет место и такое построение режима, при котором, помимо прогулок, введен один час дневного сна. В ряде школ учащимся дается двухразовое питание. В одной из школ время пребывания учащихся на открытом воздухе было доведено до 3 часов.
Нами изучалось влияние различных вариантов режима на состояние здоровья и физическое развитие учащихся 1—2-х классов, а также работоспособность учащихся на протяжении дня (методика дозирования работы во времени, измерение скорости зрительно-моторной реакции ре-акциомером конструкции инженера В. М. Абалакова). Для сравнения под наблюдением находились учащиеся тех же классов, но не посещавшие группы продленного дня.
У многих из них после занятий в школе нет горячего питания, они мало гуляют, а иногда совсем не бывают на воздухе.
Сравнение за время с октября 1957 г. по май 1958 г. показало, что наиболее значительные изменения в весе, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, силе сжатия кисти рук произошли у тех учащихся, которые в течение учебного года посещали группы продленного дня и, следовательно, жили по определенному режиму. Так, у большинства вес в среднем увеличился на 1,5—2,5 кг, окружность грудной клетки — на 1,65—2,9 см, экскурсия грудной клетки — на 2,6—2,8 см, жизненная емкость легких — на 400—580 мл, сила сжатия кисти правой руки на 1,9—3,7 кг, левой — на 1,5—2,5 кг. За то же время у учащихся, не посещавших группы продленного дня, в соответствующих показателях физического развития также произошли положительные сдвиги, но меньше, чем у первой группы: вес тела в среднем увеличился лишь на 0,8 кг, окружность грудной клетки—на 1,1 см, экскурсия грудной клетки— на 1,3 см, жизненная емкость легких — на 277 мл, сила сжатия кисти правой руки — на 2,1 кг, левой — на 1,4 кг.
Вся совокупность данных, отражающих состояние здоровья и физическое развитие учащихся с различными режимами дня, свидетельствует о том, что при любом из вариантов режима в группах продленного дня отмечались положительные сдвиги в состоянии здоровья и физическом развитии. Сравнительный анализ позволяет выяснить некоторые особенности, зависящие от наличия или отсутствия в распорядке дня того или иного режимного фактора. Так, включение в режим дня 3-часового пребывания на открытом воздухе с организацией подвижных игр оказало заметное влияние на функцию дыхательной системы и увеличение силы сжатия кисти рук. У детей ¿той группы экскурсия грудной клетки увеличилась от 2 до 4,5 см (в среднем на 2,8 см), жизненная емкость
4'
51
легких — на 300—900 мл (в среднем на 580 мл), сила сжатия кисти рук увеличилась в среднем на 3,7/2,3 кг (в числителе — показания правой руки, в знаменателе — левой).
У учащихся, в режиме дня которых предусмотрено только 1'/®—2 часа пребывания на воздухе, экскурсия грудной клетки увеличилась ст 0,5 до 4 см (в среднем на 2,1 см), жизненная емкость легких от 100 до 600 мл (в среднем на 440 мл), сила сжатия кисти рук — на 2/1,7 кг.
Изучение динамики работоспособности показало, что наиболее эффективным является З'/г-чгсовой отдых детей с организацией дневного сна 1 (так, у учащихся этой группы объем выполняемой работы в начале приготовления домашних учебных заданий повышался на 52% по сравнению с объемом, выполняемым в конце занятии в школе, тогда как у учащихся, не имеющих а режиме сна, — на 47%, а у не посещавших группы продленного дня—только на 27%). Хорошие результаты дает З'/г-часовой отдых с 2-часовым пребыванием детей па воздухе и 1 часом свободных занятий.
Таким образом, наиболее рациональный режим дня должен предусматривать дневной сон, 3-часовое пребывание па воздухе с проведением подвижных игр и спортивных развлечений и двухразовое питание.'
Учащиеся школ продленного дня должны выполнять в школе как письменные, так и устные домашние задания, но проверку выполнения устных заданий следует сокращать до минимума (опрашивать только учеников, слабых по успеваемости). Актив из старших школьников вполне мог бы провести опрос по устным предметам всех учащихся, помогая тем самым воспитателю. Необходимо иметь помещение, где ученики, выполнившие письменные задания, могли бы готовиться по устным предметам.
Домашние учебные задания учащиеся должны всегда выполнять в строго определенное время. Через 45 минут непрерывной учебной работы необходимо устраивать перерыв на 10—15 минут. В теплое время года перерывы в занятиях следует проводить на открытом воздухе с организацией подвижных игр. В пасмурную и холодную погоду в перерывах дети могут проводить время в коридоре, физкультурном или актовом зале, где следует организовать с ними игры средней подвижности. В помощь воспитателю па время выполнения учениками домашних заданий желательно пригласить дежурных членов родительского комитета, комсомольцев из старших классов, пионервожатых. В режиме дня на приготовление домашних заданий должно отводиться для учащихся 1-го класса не более 1 часа в день, 2-го класса—1 — l'/a часа, 3-го и 4-го класса—l'/s—2 часа. Превышение рекомендуемой продолжительности, как показывает опыт, приводит к значительному ухудшению работоспособности, что сказывается па качестве выполняемых заданий.
Большое место в режиме дня школьника отводится пребыванию на свежем воздухе. Оно должно сочетаться с подвижными играми и спортивными развлечениями.
Наиболее значительные положительные сдвиги в организме учащихся наблюдались при активном отдыхе 1'/г-часовой продолжительности. Двухчасовой активный отдых па воздухе при той же организации (игры средней подвижности) оказывается чрезмерным и вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии организма учащихся.
Игры можно проводить на школьном участке, в районных детских парках, на участке районного Дома пионеров, в скверах, расположенных
1 До начала приготовления домашних учгбных заланиП учащиеся всех групп продленного дни имели З'/г-часоиой отдых, но формы организации его были различны.
вблизи от школ. Участок, на котором проводятся игры, следует содержать в чистоте и порядке. Лучшим местом для проведения игр в теплое время года является лужайка, покрытая' травой, с различными теневыми прикрытиями (деревья, специальные навесы)- Игровые площадки рекомендуется засевать трудно вытаптываемой травой (для большинства районов СССР можно рекомендовать смесь из семян клевера, тимофеевки, райграса и лугового мятлика). На зимней площадке снег утаптывают, обледенелые места засыпают песком или золой.
Кроме проведения подвижных игр на воздухе, можно рекомендовать прогулки-экскурсии, знакомя детей с достопримечательностями района, памятниками города, с различными явлениями природы.
Для учащихся 1—2-х классов следует организовать дневной сон. Однако многие школы продленного дня размещаются в неприспособленном здании (помещение общеобразовательной школы) и не располагают достаточным количеством помещений. Но практика показывает, что н в этих условиях можно организовать дневной сон ребят таким образом, чтобы он отвечал основным гигиеническим требованиям. Так, в школе № 172 Москвы шефы выделили необходимое количество кроватей, постельных принадлежностей и другого оборудования. Для группы продленного дня были отведены две классные комнаты: в одной учащиеся выполняли домашние учебные задания, в другой — спали днем и проводили свой досуг. По инициативе администрации школы комплекты постельного белья были изготовлены старшими школьниками в кружке «Умелые руки». Перед сном дети, сняв одежду, вешают ее на индивидуальную вешалку или в индивидуальный шкафчик. В теплую погоду сои детей следует проводить при открытых окнах, в холодную — с открытыми фрамугами, но во всех случаях надо следить за тем, чтобы температура воздуха в помещении была не ниже 16° и не выше 18°. Для дневного сна следует отводить послеобеденные часы (с 13 часов 30 минут до 14 часов 30 минут). Помещения для сна отводят из расчета 3,5 м2 на одного ребенка.
В режиме детей следует предусмотреть время (в пределах одного часа), которое учащиеся смогут использовать сообразно со своими наклонностями и интересами (читать книги, рисовать, конструировать, лепить, вышивать, заниматься поделками по дереву, играть и пр.). Иногда это время можно использовать для просмотра диафильмов, занятий в спортзале, коллективного похода в кино, организации концерта-загадки, веселой викторины, музыкальных занятий. В существующих школах продленного дня введено несколько вариантов приготовления домашних учебных заданий. В одних классах учащиеся выполняют задания по русскому языку, арифметике во время 3-го и 4-го уроков, а рисование, пение, труд проводятся после занятий. В других классах домашние задания выполняются во второй половине дня.
Учитывая большое преимущество школ продленного дня перед обычными школами, важно в подготовку домашних уроков ввести и выполнение практических заданий по химии, физике, биологии и другим предметам.
В некоторых школах продленного дня много времени уделяется производительному труду учащихся. Так, в школе № 544 Москворецкого района Москвы на труд отводится в 3—4-х классах по 4—6 часов в неделю, в 5—10-х классах — по 2 часа ежедневно. Многие воспитатели школ продленного дня (школа № 633 Москворецкого района Москвы) отмечают, что к концу дня учащиеся выглядят утомленными, бывают раздражительными. Одним из мероприятий, предупреждающим развитие утомления (как показали работы Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР), могут быть подвижные игры и физические упражнения на переменах, свободные игры в течение
30 минут—1 часа после занятий в школе, что может широко осуществляться в школах продленного дня.
Вопросы правильной организации выполнения домашних заданий, производительного труда и других моментов режима в школах продленного дня являются актуальными. Врачи обязаны дать гигиенические рекомендации к их проведению.
Вследствие большой учебной нагрузки и нередко неправильной организации режима дня учащиеся обычной школы лишены возможности уделять должное внимание занятию музыкой, иностранными языками. Из 1200 обследованных в 1956/57 учебном году учащихся 9-х классов (Д. X. Нусбаум и Л. И. Александрова) занимается музыкой лишь 2,8"/о. В школах продленного дня учащиеся могут больше времени уделять занятиям музыкой, изучению иностранных языков, заниматься физической культурой.
ЛИТЕРАТУРА
Александрова Л. И. Режим групп продленного дня. М., '1959.— Она же. Начальная школа, 1959, № 3, стр. 63.— Правда, 1960, от 13/IV, № 73 (15197).— Цейтлин А. Г. Охр. здоровья детей и подростков, 1932, № 3, стр. 34. — Он же. Там же, 1933, № 1, сир. 24.
Поступила 16/V 1960 г.
THE HEALTH AND EDUCATIONAL SIGNIFICANCE OF PROLONGED DAYS
SCHOOL PRACTICE
L. /. Alexandrova, candidate of medical Sciences
The article describes the effect produced on the health and educational standards oi students by schools with prolonged day schedule. On the basis of the work carried out in 1957/1958 and 1958/1S59 school years in the groups of children with prolonged school day the author proposes tentative school day regimes which also may be applied in prolonged day schools. Several suggestions are made on the proper organization of the homework preparation free air exercises, sleep and recreation of children.
-b -fr *r
ПРОФЕССОР И. E. МИНКЕВИЧ (1894—1950) (К 10-летию со дня смерти)
3. А. Игнатович, А. П. Крупина
Иван Евгеньевич Минкевич родился в 1894 г. в селе Чернявка Мо-гилевской области Белорусской ССР. В 1917 г. он окончил медицинский факультет Казанского университета и с 1918 г. служил в Красной Армии. С 1923 г. до конца своей жизни И. Е. Минкевич работал в Военно-медицинской академии вначале на кафедре общей и военной гигиены, а с 1930 г. — на кафедре микробиологии, последовательно занимая должности старшего преподавателя, профессора и заместителя начальника кафедры, а в последние годы своей жизни, после смерти проф. Аристов-ского, начальника кафедры. Кроме того, И. Е. Минкевич работал в разные периоды в вузах (7 лет заведовал кафедрой общей гигиены III Ленинградского медицинского института и 2 года — кафедрой микробиологии Ленинградского стоматологического института), научно-исследовательских и практических учреждениях. Умер И. Е. Минкевич в возрасте 56 лет в полном расцвете творческих сил и энергии.
С первых лет работы И. Е. Минкевича в Военно-медицинской академии на кафедре крупнейшего гигиениста Г. В. Хлопина формируется его научное мировоззрение. Наряду с освоением санитарно-химических методов экспериментальной гигиены И. Е. Минкевич проявил особую